Закон украины о полиции на русском

Автор: | 20.10.2018

Закон украины о полиции на русском

Закон Украины «О Национальной полиции»

от 2 июля 2015 года №580-VIII
(В редакции Закона Украины от 23.12.2015 г. №900-VIII (вступил в силу 29.12.2015 г.), 23.12.2015 г. №901-VIII)

1 Раздел I: Общие положения 1.1 Статья 1. Национальная полиция Украины
1.2 Статья 2. Задачи полиции
1.3 Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
1.4 Статья 4. Международное сотрудничество полиции
1.5 Статья 5. Взаимодействие полиции с органами государственной власти и органами местного самоуправления

2 Раздел II: Принципы деятельности полиции 2.1 Статья 6. Верховенство права
2.2 Статья 7. Соблюдение прав и свобод человека
2.3 Статья 8. Законность
2.4 Статья 9. Открытость и прозрачность
2.5 Статья 10. Политическая нейтральность
2.6 Статья 11. Взаимодействие с населением на принципах партнерства
2.7 Статья 12. Непрерывность

3 Раздел III: Система полиции и статус полицейских 3.1 Статья 13. Общая система полиции
3.2 Статья 14. Центральный орган управления полиции
3.3 Статья 15. Территориальные органы полиции
3.4 Статья 16. Полномочия Министра внутренних дел Украины в отношениях с полицией
3.5 Статья 17. Полицейский
3.6 Статья 18. Основные обязанности полицейского
3.7 Статья 19. Виды ответственности полицейских
3.8 Статья 20. Униформа полицейских
3.9 Статья 21. Руководитель и заместители руководителя полиции
3.10 Статья 22. Основные полномочия руководителя полиции

4 Раздел IV: Полномочия полиции 4.1 Статья 23. Основные полномочия полиции
4.2 Статья 24. Дополнительные полномочия полиции
4.3 Статья 25. Полномочия полиции в сфере информационно-аналитического обеспечения
4.4 Статья 26. Формирование информационных ресурсов полицией
4.5 Статья 27. Использование полицией информационных ресурсов
4.6 Статья 28. Ответственность за противоправное использование информационных ресурсов

5 Раздел V: Полицейские меры 5.1 Статья 29. Требования к полицейским мерам
5.2 Статья 30. Виды полицейских мер
5.3 Статья 31. Превентивные полицейские меры
5.4 Статья 32. Проверка документов человека
5.5 Статья 33. Опрос человека
5.6 Статья 34. Поверхностная проверка
5.7 Статья 35. Остановка транспортного средства
5.8 Статья 36. Требование оставить место и ограничение доступа на определенную территорию
5.9 Статья 37. Ограничения передвижения человека или транспортного средства или фактического владения вещью
5.10 Статья 38. Проникновение в жилище или другое владение человека
5.11 Статья 39. Проверка соблюдения требований разрешительной системы органов внутренних дел
5.12 Статья 40. Применение технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи
5.13 Статья 41. Полицейская опека
5.14 Статья 42. Полицейские меры принуждения
5.15 Статья 43. Порядок применения полицейских мер принуждения
5.16 Статья 44. Применение физической силы
5.17 Статья 45. Применение специальных средств
5.18 Статья 46. Применение огнестрельного оружия

6 Раздел VI: Отбор на должность полицейского 6.1 Статья 47. Назначения на должности полицейских
6.2 Статья 48. Порядок назначения на должности полицейских
6.3 Статья 49. Требования к кандидатам на службу в полиции
6.4 Статья 50. Проверка кандидата на службу в полиции
6.5 Статья 51. Полицейские комиссии
6.6 Статья 52. Конкурс на должность полицейского
6.7 Статья 53. Обнародование информации о проведении конкурса
6.8 Статья 54. Документы, которые подают для участия в конкурсе
6.9 Статья 55. Порядок проведения конкурсной процедуры
6.10 Статья 56. Назначение на должность полицейского
6.11 Статья 57. Аттестация полицейских
6.12 Статья 58. Бессрочность назначения на должность полицейского

7 Раздел VII: Общие положения прохождения службы в полиции 7.1 Статья 59. Служба в полиции
7.2 Статья 60. Правовое регулирование службы в полиции
7.3 Статья 61. Ограничения, связанные со службой в полиции
7.4 Статья 62. Гарантии профессиональной деятельности полицейского
7.5 Статья 63. Контракт о прохождении службы в полиции
7.6 Статья 64. Присяга работника полиции
7.7 Статья 65. Перемещение полицейских в органах, учреждениях и организациях полиции
7.8 Статья 66. Служебное совместительство полицейских
7.9 Статья 67. Пребывание полицейских в распоряжении
7.10 Статья 68. Порядок назначения полицейских на должности при осуществлении реорганизации
7.11 Статья 69. Порядок временного исполнения обязанностей полицейским
7.12 Статья 70. Отстранение полицейского от исполнения служебных обязанностей (должности)
7.13 Статья 71. Командировка полицейских в государственные (международные) органы, учреждения и организации с оставлением на службе в полиции
7.14 Статья 72. Профессиональное обучение полицейских
7.15 Статья 73. Первичная профессиональная подготовка
7.16 Статья 74. Подготовка полицейских в высших учебных заведениях со специфическими условиями обучения
7.17 Статья 75. Последипломное образование полицейских
7.18 Статья 76. Предельный возраст пребывания на службе в полиции
7.19 Статья 77. Увольнение службы в полиции
7.20 Статья 78. Стаж службы в полиции
7.21 Статья 79. Личные дела полицейских
7.22 Статья 80. Виды специальных званий полицейских
7.23 Статья 81. Присвоение первичных специальных званий
7.24 Статья 82. Присвоение очередных специальных званий полиции
7.25 Статья 83. Сроки выслуги в специальных званиях полиции
7.26 Статья 84. Присвоение специальных званий досрочно и присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного занимаемой штатной должностью
7.27 Статья 85. Понижения и лишения специальных званий полиции

8 Раздел VIII: Общественный контроль полиции 8.1 Статья 86. Отчет о полицейской деятельности
8.2 Статья 87. Принятие резолюции недоверия руководителям органов полиции
8.3 Статья 88. Взаимодействие между руководителями территориальных органов полиции и представителями органов местного самоуправления
8.4 Статья 89. Совместные проекты с общественностью
8.5 Статья 90. Привлечение общественности к рассмотрению жалоб на действия или бездействие полицейских

9 Раздел IX Социальная защита полицейских 9.1 Статья 91. Служебное время и время отдыха полицейских
9.2 Статья 92. Отпуска полицейских
9.3 Статья 93. Исчисление продолжительности отпусков полицейских
9.4 Статья 94. Денежное обеспечение полицейских
9.5 Статья 95. Медицинское обеспечение полицейских
9.6 Статья 96. Жилищное обеспечение полицейских
9.7 Статья 97. Единовременное пособие в случае гибели (смерти) или потери работоспособности полицейского
9.8 Статья 98. Люди, имеющие право на назначение и получение единовременного денежного пособия
9.9 Статья 99. Размеры единовременного пособия
9.10 Статья 100. Назначение единовременного пособия
9.11 Статья 101. Основания, при которых назначение и выплата единовременного пособия не осуществляются
9.12 Статья 102. Пенсионное обеспечение полицейских
9.13 Статья 103. Обучение детей полицейских
9.14 Статья 104. Защита прав и законных интересов работников полиции

10 Раздел X: Финансовое и материально-техническое обеспечение полиции 10.1 Статья 105. Финансирование и материально-техническое обеспечение полиции

11 Раздел XI: Заключительные и переходные положения 11.1 Пункт 1
11.2 Пункт 2
11.3 Пункт 3
11.4 Пункт 4
11.5 Пункт 5
11.6 Пункт 6
11.7 Пункт 7
11.8 Пункт 8
11.9 Пункт 9
11.10 Пункт 10
11.11 Пункт 11
11.12 Пункт 12
11.13 Пункт 13
11.14 Пункт 14
11.15 Пункт 15
11.16 Пункт 16
11.17 Пункт 17
11.18 Пункт 18

Новый закон о полиции: Что о нем должен знать обычный гражданин

Новый закон о полиции: Что о нем должен знать обычный гражданин

7 ноября вступает в силу закон «О национальной полиции». Он не повторяет слово в слово теряющий силу закон «О милиции». Правила общения обычного человека и правоохранителя меняются. MIGnews рассмотрел права и обязанности полицейских и обычных граждан в тех ситуациях, в которых может оказаться каждый.

Вам обязаны помочь

Вам необходима помощь полицейского, потому, что вы от чего-то или кого-то пострадали. Вы обращаетесь в полицию по номеру 102. Полиция обязана вам помочь в режиме 24/7, поскольку в законе указано:

  • Полиция выполняет свои задачи круглосуточно и беспрерывно (ст. 12). В любое время дня и ночи, в том числе после окончания рабочего дня, в выходной или праздничный день, гражданин может обратиться за помощью к полиции или полицейскому, и ему не имеют права отказать или отложить рассмотрение дела, связанного с нарушением прав и свобод человека или юрлица, интересов общества и государства. В законе «О милиции» формулировка иная. Там указано, что правоохранитель обязан отреагировать на заявление или сообщение в том случае, если правонарушение грозит личной или общественной безопасности.
  • Полицейский должен представиться (ст. 18, пункт 3) не только в том случае, когда он обращается к вам, но и когда вы обращаетесь к нему. Он должен назвать фамилию, должность и специальное звание. Если попросите, то должен показать (но не давать в руки) служебное удостоверение.
  • Полицейский обязан уважать и не нарушать права и свободы человека (ст. 18), предоставлять скорую, медицинскую и домедицинскую помощь пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев. Для сравнения, в законе «О милиции» честь гражданина должна уважать милиция в целом, а не отдельный милиционер. Что же касается медпомощи, то милиционер ее предоставлять не обязан, а должен предпринять меры, чтобы вы ее получили.

Вас могут проверить

Любой самый честный человек может оказаться на местах преступления, задержания преступника, массовых протестов. Поскольку в каждом из таких случаев есть угрозы общественной безопасности и порядку, у полицейского есть право использовать превентивные полицейские меры. Но перед этим он должен представиться (это обязательство распространяется на все случаи обращения к гражданам) и сообщить о причинах, по которым ту или иную меру к применяит со ссылками на нормативно-правовые акты (статья 31, пункт 2).

Если вы попали в переделку, но все перечисленное полицейский выполнил, он вправе применить к законопослушному гражданину следующие превентивные меры:

  • Проверить документы. Это право есть, если вы похожи на разыскиваемого преступника или ваш автомобиль похож на угнанный, вы находитесь не территории специального полицейского контроля, спецтерритории или на месте преступления, а также у полицейского есть достаточно оснований считать, что вы — человек опасный.
  • Опросить. Опрашивать вас могут в том случае, если есть основания считать, что вы чем-то можете помочь полицейскому производству. Перед этим полицейский должен объяснить цель опроса. Несовершеннолетних опрашивают в присутствии родителей (одного из них), законного представителя или педагога. Для опроса вас могут пригласить в полицейский участок. От опроса вы можете отказаться.
  • Осуществить поверхностную проверку и осмотр. В этом случае полицейский может провести по одежде рукой (но только если он одного с вами пола) или спецсредством.
  • Остановить транспортное средство. Это возможно, если вы нарушили ПДД, авто имеет признаки неисправности, нужна ваша помощь, есть информация, что водитель, пассажиры или ваше авто причастны к правонарушению, крепление груза создает опасность для других.
  • Потребовать покинуть место и ограничить доступ к определенной территории. Это необходимо, если в данном месте совершено преступление, идет задержание преступника.
  • Зайти в жилье или другую собственность. Такое возможно только в трех случаях: необходимо спасти жизнь человека или ценное имущество, во время преследования преступника, для того, чтобы прекратить преступление.
  • Провести автофиксацию. Технические средства могут быть как на униформе полицейского, так и на полицейском авто. О том, что полицейский ведет запись, вы должны быть проинформированы соответствующей записью.
  • Осуществить полицейское попечительство. Эта мера воздействия касается потерявшихся несовершеннолетних (до 16 лет), психически больных (если их подозревают в побеге из психиатрической больницы), людей с выраженными психическими расстройствами, пьяных. Полицейский должен попытаться доступным языком объяснить основание для попечительства, составить протокол. Несовершеннолетних передают родителям или опекунам. Неадекватных и психически больных отправляют в медучреждения, пьяных отправляют либо в больницу, либо домой.

Вас могут и побить

Действия полицейских по отношению к законопослушному гражданину могут быть жесткими — с применением физической силы или спецсредств (статьи 44 и 45). Это возможно в таких ситуациях:

  • Если у полицейского есть основания подозревать вас в совершении тяжкого преступления (допустим, вы оказались на месте убийства, возле трупа, а преступник бежал, или похожи на преступника, который находится в розыске за убийство), он сообщает об этом, требует сохранять дистанцию и предупреждает, что в противном случае будет стрелять. Вы не должны двигаться и пытаться подойти к полицейскому. Попытаетесь это сделать — он имеет право открыть огонь.
  • Если вы попали в драку, в пылу разборок не вняли предупреждениям полицейского (а он обязан сообщить, что нарушение порядка необходимо прекратить), правоохранитель может применить физическую силу (навыки рукопашного боя).
  • Если вы оказались на месте уголовного преступления и, при появлении полицейского, пытаетесь бежать, вас могут скрутить и заковать в наручники (к слову, держать вас в наручниках дольше двух часов законом запрещено).
  • Если вы оказались в эпицентре массовых беспорядков, полиция может применять резиновые и пластиковые дубинки, средства селозоточивого и раздаражающего действия. Если вам станет плохо, то полицейский обязан оказать медпомощь. О применении силы должен подать рапорт начальству. Кроме того, полицейским запрещено применять спецсредства по отношению к беременным женщинам, детям, людям с ограниченными возможностями и старикам, если они не участвуют в вооруженном или групповом нападении, в том числе на полицейского.
  • Если ваши действия за рулем автомобиля могут угрожать жизни и здоровью людей и вы не останавливаетесь по требованию полицейского (может вы не услышали, у машины отказали тормоза), полиция может применить средства принудительной остановки.

Информационно-аналитический центр

национальной безопасности Украины

Памятка сотрудникам полиции «О применении огнестрельного оружия»

Posted By: iacadmin 20:01 10/02/2016

Считаю своим долгом донести до вашего сведения отдельные положения действующего законодательства, которые вы должны учитывать, прежде чем применить сбоя. Возможно, вы все это знаете. Это хорошо. Между тем, повторить будет не лишним. А вот вашим руководителям в лице министра внутренних дел и руководителя Национальной полиции, учитывая содержание их недавних заявлений по поводу событий на Одесской площади, ознакомиться с этой памяткой будет совсем не лишним, ведь они не только персонажи нашего политического балагана, которым разрешено говорить все, что угодно, они руководители правоохранительных органов, а это высокое звание обязывает… Обязывает хотя бы иногда промолчать, во всяком случае, до завершения официального расследования.

Почему я считаю это важным для вас, для рядовых работников Национальной полиции? Видимо потому, что овладев следующим, вы лишний раз подумаете, стоит ли применять оружие. А значит, я надеюсь на то, что кто-то, кем бы он ни был, останется в живых. Я надеюсь на то, что ваша служба Народу Украины не будет омрачена уголовным преследованием, вы всегда будете со своими семьями и ваша совесть будет чистой.

И еще, вы все молодые, умные, достойные люди. Вы способны принимать самостоятельные, обоснованные решения. Если вы не знаете как действовать, – действуйте по закону. Я это к тому, что принимая любое решение вы должны руководствоваться только законом. Когда вы получаете табельное оружие, первое, что должно появиться в вашем сознании, это Уголовный кодекс Украины и Закон Украины «О Национальной полиции». Если же в вашем сознании появляется лицо министра внутренних дел, или руководителя Национальной полиции, положите оружие на место.

Согласно п. 4 ст. 46 Закона Украины «О Национальной полиции», полицейский уполномочен в исключительных случаях применять огнестрельное оружие:

1) для отражения нападения на полицейского или членов его семьи, в случае угрозы их жизни или здоровью;

2) для защиты лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

3) для освобождения заложников или лиц, незаконно лишенных свободы;

4) для отражения нападения на объекты, находящиеся под охраной, конвои, жилые и нежилые помещения, а также освобождение таких объектов в случае их захвата;

5) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и пытающегося скрыться;

6) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, пытающегося сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, угрожающего применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью людей и/или полицейского;

7) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей и/или полицейского.

Обращаю ваше внимание на то, что оружие применяется в исключительных случаях. Это не означает, что приведенные семь оснований для применения оружия и представляют собой перечень таких исключительных случаев. Это всего лишь исчерпывающий перечень оснований для применения оружия. Сформулированы указанные основания в виде цели, для достижения которой может быть применено оружие. Закон прямо указывает, что оружие может быть применено для… Поэтому, например, наличие «нападения на полицейского или членов его семьи, в случае угрозы их жизни или здоровью» является лишь основанием для применения оружия. А вот было ли само событие исключительным случаем, будет решаться в каждом конкретном случае исходя из обстановки события, характера и интенсивности посягательства, наличия возможности устранить опасность другим способом… и так далее.

Действительно, оружие может быть применено для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей и/или полицейского. Обратите внимание на то, что Закон разрешает применение оружия для остановки транспортного средства путем его повреждения, то есть повреждения транспортного средства, а не «повреждения» водителя или пассажира. Фактически, невыполнение законного требования полицейского об остановке транспортного средства, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей и/или полицейского является основанием для применения оружия, но, только в исключительных случаях, наличие или отсутствие которых устанавливается в каждой конкретной ситуации.

Именно вам, полицейским, предоставлено право в каждой конкретной ситуации решать, является ли конкретная ситуация исключительной, можно ли обойтись без применения оружия. Однако, принятое вами решение каждый раз будет проверяться органами прокуратуры. Сотрудники прокуратуры будут устанавливать, имели ли место основания для применения оружия и носило ли событие исключительный характер.

Тезис о том, что огнестрельное оружие может быть применено при наличии определенных законом оснований и только в исключительных случаях, подтверждается и другими положениями статьи 46 Закона Украины «О Национальной полиции». В частности п. 7 «Полицейский уполномочен применять огнестрельное оружие только в целях причинения лицу такого вреда, которое является необходимым и достаточным в такой обстановке, для немедленного предотвращения или прекращения вооруженного нападения». Пункт 8 «Полицейский уполномочен применять огнестрельное оружие в случае вооруженного нападения, если предотвращение или прекращение соответствующего нападения невозможно достичь другими средствами».

Следовательно, в каждом конкретном случае будет проверяться, был ли нанесенный ущерб необходимым и достаточным в данной обстановке, или имело место нападение, или прекращение соответствующего нападения которое можно было достичь другими средствами, то есть имело ли событие исключительный характер.

Уголовный кодекс Украины оперирует понятием «Превышение мер, необходимых для задержания преступника». Последним, в соответствии с ч. 2 ст. 38 УК Украины признается умышленное причинение лицу, совершившему преступление, тяжкого вреда, явно не соответствующего опасности посягательства или обстановке задержания преступника. Превышение мер, необходимых для задержания преступника, влечет ответственность лишь в случаях, специально предусмотренных в статьях 118 и 124 настоящего Кодекса.

Нужно иметь в виду, что представители власти, работники правоохранительных органов, члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащие не подлежат уголовной ответственности за вред, причиненный при исполнении служебных обязанностей по предотвращению общественно опасных посягательств и задержанию правонарушителей, если они не допустили превышение мер, необходимых для правомерного задержания преступника.

Кроме этого, не стоит забывать и о «Превышении пределов необходимой обороны», под которыми, в соответствии с ч. 3 ст. 36 УК, признается умышленное причинение посягающему тяжкого вреда, явно не соответствующего опасности посягательства или обстановке защиты. При этом, Пленум Верховного суда Украины в постановлении от 26 апреля 2002 года № 1 «О судебной практике по делам о необходимой обороне» разъяснил, что для того, чтобы установить наличие или отсутствие признаков превышения пределов необходимой обороны, суды должны учитывать не только соответствие или несоответствие орудий защиты и нападения, но и характер опасности, угрожавшей лицу, которое защищалось, и обстоятельства, которые могли повлиять на реальное соотношение сил, в частности: место и время нападения, его внезапность, неготовность к его отражению, количество нападающих и тех, кто защищался , их физические данные (возраст, пол, состояние здоровья) и другие обстоятельства. Если суд признает, что в действиях лица есть превышение пределов необходимой обороны, в приговоре следует отметить, в чем именно оно заключается.

Как видим, судебная практика также исходит из того, что в каждой конкретной ситуации необходимо устанавливать «исключительность случая». Поэтому, еще раз подчеркну, наличие только оснований для применения оружия, определенных в п.4 ст. 46 Закона Украины «О Национальной полиции», без соблюдения требований, предусмотренных пунктами 7, 8 указанного Закона и ст. ст. 36, 38 УК Украины, не может быть признано достаточным для правомерного применения оружия.

Отдельно обращаю ваше внимание на положения п. 9 Закона Украины «О Национальной полиции» – «Полицейскому запрещено применять огнестрельное оружие в местах, где может быть нанесен вред другим лицам, а также в огнеопасных и взрывоопасных местах, кроме случаев необходимости отражения нападения или крайней необходимости».

Согласно ч. 1 ст. 39 УК Украины «Крайняя необходимость», не является преступлением причинение вреда правоохраняемым интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или охраняемым законом правам этого человека или других лиц, а также общественным интересам или интересам государства, если эту опасность в данной обстановке нельзя было устранить другими средствами и если при этом не было допущено превышение пределов крайней необходимости.

В свою очередь, ч. 2 ст. 39 УК Украины, превышением пределов крайней необходимости определяет умышленное причинение вреда правоохраняемым интересам, если такой вред является более значительным, чем предотвращенный вред.

Позволю себе не комментировать эти положения закона. Вы достаточно квалифицированы, чтобы открыть комментируемое издание УК Украины и уточнить те понятия, в содержании которых вы сомневаетесь. Я просто напоминаю вам о существовании этих норм и о необходимости их учета при принятии решения о применении оружия в той или иной ситуации. Помните, что п. 4 ст. 46 Закона Украины «О Национальной полиции» это далеко не все что нужно знать и учитывать. Соответственно, и руководителю Киевской полиции, который с телеэкранов пытается давать правовую оценку действий своих подчиненных, тоже необходимо помнить, что кроме Закона Украины «О Национальной полиции» существует еще и Уголовный кодекс Украины, без анализа и учета норм которого невозможно сделать вывод о правомерности применения оружия.

Но это лишь одна «сторона медали». Проблема в том, что даже тогда, когда в результате проверки, соответствующего производства будет установлено, что полицейский абсолютно правомерно, с соблюдением правил крайней необходимости и всех других правил, применил оружие в отношении преступника или транспортного средства, это отнюдь не исключает ответственности за, например, убийство по неосторожности. Никто не застрахован от того, чтобы попасть не в источник опасности, а в лицо, случайно, или не случайно оказавшееся рядом с источником этой опасности.

Таким образом, возникает ситуация, при которой вы правомерно применили оружие, но попали не туда, куда пытались попасть и в результате этого наступила смерть постороннего лица. Вариантов квалификации в таком случае только два – или это убийство по неосторожности (ст. 119 УК Украины), или это казус, исключающий уголовную ответственность.

При казусе лицо не желало, а также не могло и не должно было предвидеть наступление смерти, однако в результате его действий наступила смерть потерпевшего.

Здесь вспоминается интервью господина Авакова, который по поводу событий на Одесской площади заявил: “Мы будем поддерживать полицейских, которые реагируют на правонарушения”.

Могу конкретизировать, чем именно господин Аваков может поддержать полицейского, который совершил смертельный выстрел. Если господин Аваков собирается действовать в рамках правового поля, а у меня нет никаких оснований сомневаться в этом, ему надо искать хорошего адвоката для своего подчиненного. Однако, у этого адвоката будет сверхсложная задача – доказать в суде, что полицейский, стреляя по авто, не хотел попасть в потерпевшего, не мог и должен был предвидеть, что в автомобиле могут находиться, кроме водителя, посторонние лица. Кроме этого, необходимо будет доказать, что полицейский не мог и не должен был предположить, что в результате выстрела в сторону людей, может наступить их смерть. Как по мне, последнее будет наиболее сложным, но избежать уголовного наказания можно будет только таким путем.

Еще раз подчеркну, такой сценарий возможен, если сам факт применения оружия будет признан правомерным. То есть, это самый оптимистичный вариант развития событий, который, в итоге, если не будет доказано наличие казуса, реально угрожает полицейскому ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Это все, чем министр реально, в рамках закона, сможет поддержать своего подчиненного. И вы, уважаемые полицейские, должны это четко понимать.

И еще один важный, но уже не правовой момент. Не надейтесь, что «система» в виде совокупности МВД, Национальной полиции, прокуратуры и судов станет вас защищать какими-то не «совсем правовыми» мерами. Этого не будет хотя бы потому, что эта «система», вернее, круговая порука, которая была ей присуща, разрушена, а вы лично приняли непосредственное участие в ее разрушении.

Поэтому, объясняя простым языком, не надейтесь на то, что министр поднимет трубку, зайдет в какой кабинет прокурора или судьи и «закроет вопрос».

Во-первых, автор уверен, что он не будет этого делать, потому что господин Аваков является законопослушным чиновником. Во-вторых, если только гипотетически допустить такую ​​возможность, то с другой стороны «провода», или с другой стороны стола его просто «не услышат». Почему? Здесь нет уже той круговой поруки, которая гарантировала неприкосновенность в случае принадлежности к «системе». Каждый сам за себя.

И во-вторых. Вы «заходили в систему» ​​через «парадный вход» у всех «на глазах». Поэтому и «выход из системы» может быть только таким. Вам закрыты любые «лазейки черного хода». Это был ваш выбор, выбор, который вызывает уважение, правильный выбор.

Сделанный вами выбор оставляет вам только один способ выполнения ваших служебных обязанностей – точное и неуклонное соблюдение законов Украины. Если не знаете как действовать, действуйте в соответствии с законом. А для этого закон нужно знать. Незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому – разберитесь с этим материалом, передайте его вашим коллегам, и не успокаивайтесь, пока вам не станет понятной каждая запятая приведенных выше норм. Если вопросов возникает много, заставьте ваших руководителей организовать обучение, пригласите специалистов (в системе МВД их достаточно). От этого зависит очень многое – чья-то жизнь и ваша свобода.

Отдельный совет руководителям МВД и Национальной полиции.

Уважаемый господин министр и остальные. Вы утверждаете, что происходят существенные изменения (реформы) в возглавляемых вами ведомствах. Это правда. Этого нельзя не увидеть. А вот происходят ли «реформы» в вашем правосознании? Не прошло и 12 часов от трагического события, еще нет результатов каких-то расследований, а вы уже публично предоставляете правовую оценку действиям своих подчиненных. Так же действовали и ваши «предшественники». Что это? Честь мундира? Политика?

А как понять это?

“Да, есть эмоция, да, это в первый раз, когда новая полиция применила оружие и, к сожалению, погиб человек. Но он погиб НЕ из-за полицейских, а потому, что находясь в неадекватном состоянии, эти ребята вызвали такую ​​ситуацию” . Я не поверил, что вы могли такое сказать. Нашел видеозапись и услышал то же самое. Из контекста ничего не вырвано.

Господин министр МВД! Даже не зная всех материалов дела я утверждаю, что ни один суд в этом случае не признает вины водителя в смерти пассажира. Знаете почему? Потому что убийство, даже по неосторожности, это преступление с материальным составом, обязательным признаком объективной стороны которого есть прямая причинно-следственная связь между действиями виновного лица и наступившими последствиями. Это азбука уголовного права, которую учат на втором курсе юридического вуза.

Что такое прямая причинно-следственная связь объясню на примере, который часто приводят в учебниках.

Шел человек на хорошем подпитии. Навстречу компания, ударили ножом. Скорая приехала вовремя. Перед операцией сделали наркоз, без учета степени опьянения. Мужчина захлебнулся рвотными массами на операционном столе. Так вот, тот, кто ударил ножом, ответил только за нанесение тяжких телесных повреждений, ну а врачи – за свое. Почему? Потому что между ударом ножом и последствиями в виде смерти отсутствует “прямая причинно следственная связь”. И это правильно и законно.

Если же исходить из Вашей логики, господин министр, то виновным можно признать того, кто был пьян, потому что если бы был трезвый, то может и ножом бы не ударили, может и не захлебнулся бы. Ну, а у того, кто ударил ножом, вообще не никаких шансов избежать ответственности за убийство. Не нанеси он удара ножом, разве человек попал бы на операционный стол?

Таков закон господин министр. И ничего тут не поделаешь. Водитель за смерть своего друга отвечать перед законом не будет. Перед собственной совестью, перед родственниками и знакомыми… но это уже другая история. Поэтому остается только Ваш подчиненный. Или виновен (как минимум – по неосторожности) он, или это казус. Третьего здесь нет.

Да, я же обещал совет. Берите пример с господина Шокина. Много раз слушал его выступления. Ничего лишнего. Все корректно. Во всяком случае после того, что он говорит, не возникает вопросов по поводу его соответствия занимаемой им должности.

Григорий Новицкий,

доктор юридических наук,

специально для Информационно-аналитического центра национальной безопасности Украины

Юридические консультации, бизнес планирование, маркетинговые исследования

Юридические консультации, консультация по юридическим вопросам, регистрация предприятий, разработка бизнес плана, бизнес планирование, маркетинговые исследования, получение лицензий, операции с недвижимостью, абонентское обслуживание, составление договоров. Пишите: [email protected]

Закон Украины «О Национальной полиции» на русском — Полицейские меры. Раздел 5

Раздел 5. Полицейские меры.

Статья 29. Требования к полицейскому мероприятия.
1. Полицейское мероприятие это действие или комплекс действий превентивного или принудительного характера, что ограничивает определенные права и свободы человека и применяется полицейскими в соответствии с законом для обеспечения выполнения возложенных на полицию полномочий.

2. Полицейский мера применяется исключительно для выполнения полномочий полиции. Избран полицейский мероприятие должно быть законным, необходимым, пропорциональным и эффективным.
3. Избран полицейский мероприятие является законным, если он определен законом. Полицейскому запрещено применять любые другие меры, нежели определенные законами Украины.
4. Избран полицейский мероприятие является необходимым, если для выполнения полномочий полиции невозможно применить другое мероприятие или его применение будет неэффективным, а также если такое мероприятие причинит наименьший вред как адресату запада, так и другим лицам.
5. Применен полицейский мероприятие является пропорциональным, если вред, причиненный охраняемым законом правам и свободам человека, интересам общества или государства, не превышает блага, для защиты которого он применен, или созданной угрозы причинения вреда.
6. Избран полицейский мероприятие является эффективным, если его применение обеспечивает исполнение полномочий полиции.
7. Полицейский мероприятие прекращается, если достигнуты цели его применения, если невозможность достижения цели запада является очевидной или если нет необходимости в дальнейшем применении такого мероприятия.

Статья 30. Виды полицейских мер.
1. Полиция для выполнения возложенных на нее задач принимает меры реагирования на правонарушения, определенные Кодексом Украины об административных правонарушениях и Уголовным процессуальным кодексом Украины, на основании и в порядке, определенных законом.
2. Полиция для охраны прав и свобод человека, предотвращения угрозы публичной безопасности и порядка или прекращения их нарушения применяет в пределах своей компетенции полицейские превентивные меры и меры принуждения, определенные этим Законом.
3. Полиция для выполнения возложенных на нее задач может применять другие меры, определенные отдельными законами.
4. Если полицейского невозможно идентифицировать по внешним признакам, он обязан предъявить лицу документ, удостоверяющий его полномочия.

Статья 31. Превентивные полицейские меры.
1. Полиция может применять такие превентивные меры:
1) проверка документов лица;
2) опрос лица;
3) поверхностная проверка и осмотр;
4) остановки транспортного средства;
5) требование оставить место и ограничения доступа к определенной территории;
6) ограничение передвижения лица, транспортного средства или фактического владения вещью;
7) проникновения к жилья или иного владение лица;
8) проверка соблюдения требований разрешительной системы органов внутренних дел;
9) применение технических приборов и технических средств, имеющих функции фото — и киносъемки, видеозаписи, средств фото — и киносъемки, видеозаписи;
10) проверка соблюдения ограничений, установленных законом в отношении лиц, находящихся под административным надзором, и других категорий лиц;
11) полицейское попечение.
2. Во время проведения превентивных полицейских мер, полиция обязана сообщить лицу о причинах применения к нему превентивных мер, а также довести до его сведения нормативно-правовые акты, на основании которых применяются такие меры.

Статья 32. Проверка документов лица.
1. Полицейский имеет право потребовать у лица предъявления им документов, удостоверяющих личность, и/или документов, подтверждающих соответствующее право лица, в следующих случаях:
1) если лицо обладает внешними признаками, похожими на внешние признаки лица, находящегося в розыске или без вести пропавшего лица;
2) если существует достаточно оснований считать, что лицо совершило или намеревается совершить правонарушение;
3) если лицо находится на территории или объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля;
4) если у человека есть оружие, боеприпасы, наркотические средства и иные вещи, оборот которых ограничен или запрещен, или для хранения, использования или перевозки которых требуется разрешение, если установить такие права другим образом невозможно;
5) если лицо находится в месте совершения правонарушения или дорожно-транспортного происшествия, другого чрезвычайного события;
6) если внешние признаки лица или транспортного средства или действия личности дают достаточные основания полагать, что лицо причастно к совершению правонарушения, транспортное средство может быть орудием или объектом совершения правонарушения.

Статья 33. Опрос лица.
1. Полицейский может опросить лицо, если существует достаточно оснований считать, что она обладает информацией, необходимой для выполнения полицейских полномочий.
Для опроса полицейский может пригласить человека до полицейского помещения.
2. Предоставления лицом информации является добровольным. Лицо может отказаться от предоставления информации. Проведение опроса несовершеннолетних допускается только при участии родителей (одного из них), другого законного представителя или педагога.
3. Перед проведением опроса лица полицейский разъясняет ей основания и цели применения полицейского мероприятия, если это не помешает выполнению полицией полномочий, возложенных на нее настоящим Законом.

Статья 34. Поверхностная проверка.
1. Поверхностная проверка как превентивный полицейский мероприятие является осуществлением визуального осмотра лица, проведением по поверхности наряда лица рукой, специальным прибором или средством, визуальным осмотром вещи или транспортного средства.
2. Полицейский для осуществления поверхностной проверки лица может останавливать лиц и/или осматривать их, если существует достаточно оснований считать, что лицо имеет при себе вещь, оборот которой запрещен или ограничен или составляет угрозу жизни или здоровью такого лица или других лиц.
3. Поверхностная проверка осуществляется полицейским соответствующего пола. В неотложных случаях поверхностную проверку может осуществить любой полицейский лишь с использованием специального прибора или средства.
4. Полицейский может осуществлять поверхностную проверку вещи или транспортного средства:
1) если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится правонарушитель или лицо, свобода которого ограничивается незаконным способом;
2) если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится вещь, оборот которой запрещен или ограничен или составляет угрозу жизни или здоровью такого лица или лиц;
3) если существует достаточно оснований считать, что дело или транспортное средство является орудием совершения правонарушения и/или находится в том месте, где может быть совершено уголовное правонарушение, для предотвращения которого необходимо провести поверхностную проверку.
5. Поверхностная проверка вещи или транспортного средства осуществляется путем визуального осмотра вещи и/или транспортного средства или визуального осмотра салона и багажника транспортного средства. Полицейский при осуществлении поверхностной проверки имеет право требовать открыть крышку багажника и/или двери салона.
6. Во время поверхностной проверки вещи или транспортного средства лицо должно самостоятельно показать полицейскому содержимое личных вещей или транспортного средства.
7. При выявлении в ходе поверхностной проверки каких-либо следов правонарушения полицейский обеспечивает их сохранность и осмотр в соответствии с требованиями статьи 237 Уголовного процессуального кодекса Украины.

Статья 35. Остановки транспортного средства.
1. Полицейский может останавливать транспортные средства в случае:
1) если водитель нарушил Правила дорожного движения;
2) если есть явные признаки, что свидетельствуют о технической неисправности транспортного средства;
3) если есть информация, свидетельствующая о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению дтп, уголовного или административного правонарушения, либо если есть информация, что свидетельствует о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершения дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения;
4) если транспортное средство пребывает в розыске;
5) если необходимо осуществить опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;
6) если необходимо привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов дорожно-транспортных происшествий;
7) если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения;
8) если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;
9) нарушение порядка определения и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.
2. Полицейский обязан проинформировать водителя о конкретной причине остановки им транспортного средства с детальным описанием основания остановки, определенной в этой статье.

Статья 36. Требование оставить место и ограничения доступа на определенную территорию.
1. Полицейский уполномочен требовать от лица (лиц) оставить определенное место на определенный срок или запретить лицам доступ к определенной территории или объектов, если это необходимо для обеспечения публичной безопасности и порядка, охраны жизни и здоровья людей, для сохранения и фиксации следов правонарушения.
2. Полицейский может ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог в случае задержания лиц в соответствии с законом, во время аварий, других чрезвычайных ситуаций, если это необходимо для обеспечения публичной безопасности и порядка, охраны жизни и здоровья людей.

Статья 37. Ограничение передвижения человека или транспортного средства или фактического владения вещью.
1. Полиция уполномочена задерживать лицо на основаниях, в порядке и в сроки, определенные Конституцией Украины, Уголовным процессуальным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях, а также другими законами Украины.
2. Отсчет времени удержания задержанного физического лица в специально отведенных для этого помещениях считается с момента ее фактического задержания.
3. В случаях, определенных частью второй этой статьи, полицейские должны немедленно вызвать медицинских работников к месту фактического нахождения таких лиц, а также, по возможности, проинформировать членов семьи.
4. Полицейский может временно ограничить фактическое владение вещью или передвижения транспортного средства для предотвращения опасности, если есть достаточные основания полагать, что вещь или транспортное средство могут быть использованы лицом с целью посягательства на свою жизнь и здоровье или на жизнь или здоровье другого человека, или повреждения чужой вещи. По требованию лица полицейский обязан сообщить о причине применения им соответствующих мер.
Ограничение фактического владения вещью осуществляется на основаниях и в порядке, определенных Уголовным процессуальным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях.
5. Ограничение фактического владения вещью осуществляется путем изъятия вещи у ее фактического владельца, ограничения ее переноски или перевозки.
Полицейский обязан в письменной форме уведомить своего руководителя о временном ограничении фактического владения вещью лица, а также обязан составить протокол об осуществлении временного ограничения фактического владения вещью и вручить протокол этому лицу.
6. Временное ограничение передвижения лица и переноски или перевозки вещи немедленно прекращается, если нет необходимости осуществлять такое мероприятие.

Статья 38. Проникновения к жилья или иного владение лица.
1. Полиция может проникнуть в жилище или другое владение лица без мотивированного решения суда лишь в неотложных случаях, связанных с:
1) спасением жизни людей и ценного имущества во время чрезвычайных ситуаций;
2) непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) прекращением преступления, угрожающего жизни лиц, находящихся в жилище или ином владении.
2. Проникновение полицейского к жилья или иного владение лица не может ограничивать ее права пользоваться собственным имуществом.
3. О применении указанного полицейского мероприятия обязательно составляется протокол.

Статья 39. Проверка соблюдения требований разрешительной системы органов внутренних дел.
1. Полиция в порядке, определенном Министерством внутренних дел Украины, может осматривать с участием администрации (руководства) юридических лиц, физических лиц (в том числе физических лиц  предпринимателей) или их уполномоченных представителей в помещения, где находятся оружие, специальные средства, боеприпасы, взрывчатые вещества и материалы, другие предметы, материалы и вещества, относительно хранения и использования которых определены специальные правила или порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел, а также непосредственно осматривать места их хранения с целью проверки соблюдения правил обращения с ними и правил их использования.
2. Полиция может осматривать оружие, специальные средства, боеприпасы, находящиеся у физических и юридических лиц, другие предметы, материалы и вещества, относительно хранения и использования которых определены специальные правила или порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел, с целью проверки соблюдения правил обращения с ними и правил их использования.
3. Полиция согласно порядка, определенного Министерством внутренних дел Украины, изымает оружие, специальные средства, боеприпасы, взрывчатые вещества и материалы, другие предметы, материалы и вещества, относительно хранения и использования которых определены специальные правила или порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел, а также опечатывает и закрывает объекты, где они хранятся или используются (в том числе стрелковые тиры, стрельбища невоенного назначения, охотничьих стендов, предприятия и мастерские по изготовлению и ремонту оружия, специальных средств, боеприпасов, магазины, в которых осуществляется их продажа, пиротехнические мастерские, пункты изучения материальной части оружия, специальных средств, правил обращения с ними и их применения) в случае выявления нарушения правил обращения с ними и правил их использования, угрожающих общественной безопасности, до устранения таких нарушений.
4. Полиция информирует соответствующий орган Министерства внутренних дел Украины в однодневный срок о каждый факт выявленного нарушения правил хранения и использования оружия, специальных средств, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, других предметов, материалов и веществ, относительно хранения и использования которых определены специальные правила или порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел.

Статья 40. Применение технических приборов и технических средств, имеющих функции фото — и киносъемки, видеозаписи, или средств фото — и киносъемки, видеозаписи.
1. Полиция для обеспечения публичной безопасности и порядка может закреплять на форменной одежде, на служебных транспортных средствах, монтировать/размещать по внешнему периметру дорог и зданий автоматическую фото — и видеотехнику, а также использовать информацию, полученную с автоматической фото — и видеотехники, что находится в чужом владении, с целью:
1) предупреждения, выявления или фиксации правонарушения, охраны общественной безопасности и собственности, обеспечения безопасности лиц;
2) обеспечение соблюдения правил дорожного движения.
2. Информация о смонтированную/размещенную автоматическую фототехнику и видеотехнику должна быть размещена на видном месте.

Статья 41. Полицейское опеки.
1. Полицейское попечительства может осуществляться в отношении:
1) несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет, которая осталась без присмотра;
2) лица, которое подозревается в побеге из психиатрического заведения или специализированного лечебного заведения, где она содержалась на основании судебного решения;
3) лица, имеющего признаки выраженного психического расстройства и создает реальную опасность окружающим или себе;
4) лица, находящегося в публичном месте и вследствие опьянения утратила способность самостоятельно передвигаться или создает реальную опасность окружающим или себе.
Полицейское попечение имеет следствием относительно:
1) лиц, указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи, передачи родителям или усыновителям, опекунам, попечителям, органам опеки и попечительства;
2) лиц, указанных в пунктах 2, 3 части первой этой статьи, передачи соответствующему учреждению;
3) лиц, указанных в пункте 4 части первой настоящей статьи, передачи в специальное лечебное учреждение или к месту жительства.
2. Полицейский обязан немедленно сообщить лицу на понятном для нее языке основание применения полицейского мероприятия, а также разъяснить право получать медицинскую помощь, давать объяснения, обжаловать действия полицейского, немедленно сообщить других лиц о его месте пребывания.
Уведомление о правах и их разъяснение полицейским может не проводиться в случае, когда есть достаточные основания полагать, что лицо не может осознавать свои действия и руководить ими.
3. Полицейский уполномочен изъять у лица оружие или другие предметы, которыми лицо может причинить вред окружающим или себе, независимо от того, запрещены ли они в обращении.
Полицейскому запрещено проводить обыск лица, в отношении которого осуществляется полицейское попечение.
4. О применении полицейского попечительства составляется протокол, в котором указываются: место, дата и точное время (час и минуты) применение полицейского мероприятия; основания применения; описание изъятого оружия или других предметов; ходатайства, заявления или жалобы лица, если такие поступали, наличие или отсутствие видимых телесных повреждений.
Протокол подписывается полицейским и лицом. Копия протокола немедленно под роспись вручается лицу. Протокол может не предоставляться лицу для подписания, а его копия  вручаться лицу в случае, когда есть достаточные основания полагать, что она не может осознавать свои действия и руководить ими. В таком случае протокол предоставляется лицу или органу, предусмотренном абзацем вторым части первой этой статьи.
5. О каждое применение полицейского мероприятия полицейский сразу сообщает с помощью технических средств ответственного полицейского в подразделении полиции.
В случае наличия достаточных оснований считать, что передача лица длилось дольше, чем это необходимо, ответственный полицейский в подразделении полиции обязан провести проверку для решения вопроса об ответственности виновных в этом лиц.
6. Полицейский обязан предоставить лицу возможность немедленно сообщить о своем месте пребывания близких родственников, членов семьи или других лиц по выбору этого лица.
Полицейский обязан незамедлительно уведомить родителей или усыновителей, опекунов, попечителей, орган опеки и попечительства о месте пребывания несовершеннолетнего лица.

Статья 42. Полицейские меры принуждения.
1. Полиция во время выполнения полномочий, определенных этим Законом, уполномочено применять следующие меры принуждения:
1) физическое воздействие (сила);
2) применение специальных средств;
3) применение огнестрельного оружия.
2. Физическим воздействием является применение любой физической силы,
а также специальных приемов борьбы с целью прекращения противоправных действий правонарушителей.
3. Специальные средства как полицейские меры принуждения  это совокупность устройств, приборов и предметов, специально изготовленных, конструктивно предназначенных и технически пригодных для защиты людей от поражения различными предметами (в том числе от оружия), временного (відворотного) поражения человека (правонарушителя, противника), подавление или ограничение воли человека (психологической или физической) путем осуществления влияния на нее или предметы, которые ее окружают, с четким регулированием оснований и правил применения таких средств и служебных животных.
4. Для выполнения своих полномочий полицейские могут использовать следующие специальные средства:
1) резиновые и пластиковые дубинки;
2) электрошоковые устройства контактного и контактно-дистанционного действия;
3) средства ограничения подвижности (наручники, сетки для связывания и тому подобное);
4) средства, снаряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия;
5) средства принудительной остановки транспорта;
6) специальные маркировочные и красящие средства;
7) служебные собаки и служебные лошади;
8) устройства, гранаты и боеприпасы светозвуковой действия;
9) средства акустического и микроволнового воздействия;
10) устройства, гранаты, боеприпасы и малогабаритные взрывные устройства для разрушения препятствий и принудительного открытия помещений;
11) устройства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными за своими свойствами метательными снарядами несмертельного действия;
12) средства, оборудованные безопасными димоутворюючими препаратами;
13) водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства.
5. Полицейский при каких обстоятельствах не может применять меры принуждения, определенные этим Законом.
6. Не является мерой принуждения использования полицейским средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов и другой специальной экипировки).
7. Полицейский обязан немедленно остановить применение определенного вида мер принуждения в момент достижения ожидаемого результата.
8. Нормы обеспечения подразделений полиции специальными средствами и огнестрельным оружием устанавливаются Министром внутренних дел Украины.

Статья 43. Порядок применения полицейских мер принуждения.
1. Полицейский обязан заранее предупредить лицо о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и предоставить ему достаточно времени для исполнения законного требования полицейского, кроме случая, когда промедление может повлечь посягательство на жизнь и здоровье лица или и/или полицейского или иные тяжкие последствия, или в ситуации, что сложилась, такое предупреждение является неоправданным или невозможным.
2. Предупреждение может быть сделано голосом, а при значительном расстоянии или обращении к большой группе людей  через громкоговорящие установки, усилители звука.
3. Вид и интенсивность применения мер принуждения определяются с учетом конкретной ситуации, характера правонарушения и индивидуальных особенностей лица, совершившего правонарушение.
4. Полицейские обязаны оказывать неотложную медицинскую помощь лицам, которые пострадали в результате применения мер принуждения.
5. Запрещено применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия к женщинам с явными признаками беременности, малолетних лиц, лиц с явными признаками ограниченных возможностей или старости, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, совершения вооруженного сопротивления полицейскому, что угрожает жизни и здоровью других лиц или полицейских, если отразить такое нападение или сопротивление другими способами и средствами невозможно.

Статья 44. Применение физической силы.
1. Полицейский может применять физическую силу, в том числе специальные приемы борьбы (рукопашного боя), для обеспечения личной безопасности или безопасности других лиц, пресечения правонарушения, задержания лица, совершившего правонарушение, если применение других полицейских мер не обеспечивает выполнение полицейским полномочий, возложенных на него законом.
2. Полицейский обязан письменно уведомить своего руководителя, а тот обязан уведомить прокурора о причинении лицу телесных повреждений в результате применения физической силы.

Статья 45. Применение специальных средств.
1. Полицейский для обеспечения публичной безопасности и порядка применяет специальные средства, определенные этим Законом.
2. Полицейский уполномоченный применять специальные средства только в случае, если он прошел соответствующую специальную подготовку.
3. Общие правила применения специальных средств:
1) наручники и другие средства ограничения подвижности применяются:
а) к лицу, которое подозревается в вчининенні уголовного правонарушения и оказывает сопротивление полицейскому или пытается скрыться;
б) при задержании лица;
в) во время конвоирования (доставки) задержанного или арестованного;
г) если лицо своими опасными действиями может нанести вред себе и окружающим;
г) проведение процессуальных действий с лицами в случаях, когда они могут создать реальную опасность окружающим или себе;
2) резиновые и пластиковые дубинки применяются для:
а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и/или объект, находящийся под охраной;
б) задержание лица, которое совершило правонарушение и оказывает злостное неповиновение законному требованию полицейского;
в) пресечения группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков;
3) средства, снаряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия, применяются для:
а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и/или объект, находящийся под охраной;
б) пресечения группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков;
4) средства принудительной остановки транспорта применяются для принудительной остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил законные требования полицейского об остановке транспортного средства, или если действия водителя транспортного средства создают угрозу жизни или здоровью человека;
5) устройства, гранаты, боеприпасы и малогабаритные взрывные устройства для разрушения препятствий и принудительной открытия помещений применяются для:
а) задержания лица;
б) освобождение лица, незаконно лишенного свободы, которая находится в помещении;
6) электрошоковые устройства контактного и контактно-дистанционного действия применяются для:
а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и/или объект, находящийся под охраной;
б) отражения нападения животного, угрожающего жизни и здоровью лица или полицейского;
7) специальные маркировочные и красящие средства применяются для:
а) маркировка лица, которое подозревается в совершении уголовного правонарушения;
б) пресечения группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков с целью последующего выявления лиц и задержания, а также контроля за перемещением вещей;
8) устройства, гранаты и боеприпасы светозвуковой действия, средства акустического и микроволнового воздействия применяются для:
а) отражения нападения на полицейского, другое лицо и/или объект, находящийся под охраной;
б) задержания лица, которое оказывает вооруженное сопротивление, или с целью принудить такое лицо покинуть территорию (транспортное средство, здание, сооружение, земельный участок), где находится такое лицо;
в) освобождение лица, незаконно лишенного свободы, которая находится в помещении;
9) водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства применяются для:
а) пресечения группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков;
б) отражение группового нападения, угрожающего жизни и здоровью людей;
в) принудительной остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил законные требования полицейского остановиться;
г) задержания вооруженного лица, которое подозревается в совершении преступления;
10) устройства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными за своими свойствами метательными снарядами несмертельного действия, применяются для:
а) защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, в том числе полицейского;
б) отражения вооруженного нападения на объекты, находящиеся под охраной, конвои, жилые и нежилые помещения, а также для освобождения их в случае захвата;
в) задержания лица, которое подозревается в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и которое пытается сбежать;
г) задержания лица, которое оказывает вооруженное сопротивление или пытается убежать из-под стражи;
г) задержания вооруженного лица, которое угрожает применением оружия и других предметов, угрожающих жизни или здоровью людей, в том числе полицейского;
д) подачи сигнала тревоги или вызова вспомогательных сил;
е) обезвреживания животного, которое угрожает жизни или здоровью людей, в том числе полицейского;
есть) пресечения группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков;
ж) отражения группового нападения, угрожающего жизни или здоровью людей;
11) средства, оборудованные безопасными димоутворювальними препаратами, применяются для:
а) обеспечение маскировки действий полицейских, направленных на задержание лица, которое оказывает вооруженное сопротивление, или для того, чтобы заставить человека покинуть территорию (транспортное средство, здание, сооружение, земельный участок), на которой она находится;
б) освобождение лица, незаконно лишенного свободы;
12) служебная собака применяется во время:
а) патрулирования;
б) преследования и задержания лица, которое подозревается в совершении уголовного правонарушения;
в) во время конвоирования (доставки) задержанного или арестованного лица;
г) для отражения нападения на человека и/или полицейского;
13) служебный конь применяется во время:
а) патрулирования;
б) преследования и задержания лица, которое подозревается в совершении уголовного правонарушения.
4. Полиции (полицейскому) запрещено:
1) наносить удары резиновыми (пластиковыми) палками по голове, шее, ключичной области, половых органах, пояснице (копчике) и в живот;
2) во время применение средств, снаряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, осуществлять прицельную стрельбу по людям, разбрасывание и отстрел гранат в толпу, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ;
3) отстреливать патроны, снаряженные резиновыми или аналогичными за своими свойствами метательными снарядами несмертельного действия, с нарушением определенных техническими характеристиками требований относительно расстоянии от лица и стрельбы в отдельные части головы и тела человека;
4) применять водометы при температуре воздуха ниже +10°С;
5) применять средства принудительной остановки транспорта для принудительной остановки мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, транспортного средства, осуществляющего пассажирские перевозки, а также применять такие средства на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;
6) применять наручники больше чем 2 часа непрерывного использования или без ослабления их давления.
5. Применение малогабаритного взрывного устройства для открытия помещений является оправданным, если вред, причиненный охраняемым законом правам и интересам, является меньшей, чем ущерб, который удалось предотвратить.
6. Полицейский обязан в письменной форме уведомить своего руководителя о применении к лицу специального средства.
Если полицейский причинил лице ранение или увечье в результате применения к нему специального средства, руководитель такого полицейского обязан немедленно сообщить об этом соответствующего прокурора.
7. Допустимые параметры специальных средств в части их физического, химического и другого воздействия на организм человека определяются уполномоченными учреждениями центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения.
8. Правила хранения, ношения и применения специальных средств, имеющихся на вооружении полиции, определяются нормативными актами Министерства внутренних дел Украины.

Статья 46. Применение огнестрельного оружия.
1. Применение огнестрельного оружия является наиболее суровой мерой принуждения.
2. Полицейский уполномоченный на хранение, ношение огнестрельного оружия, а также на ее применение и использование только при условии, что он прошел соответствующую специальную подготовку.
3. Порядок хранения и ношения огнестрельного оружия, находящегося в распоряжении полицейского, перечень огнестрельного оружия и боеприпасов, используемых в деятельности полиции, и нормы их принадлежности устанавливаются Министром внутренних дел Украины.
4. Полицейский уполномоченный в исключительных случаях применять огнестрельное оружие:
1) для отражения нападения на полицейского или членов его семьи, в случае угрозы их жизни или здоровью;
2) для защиты лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
3) для освобождения заложников или лиц, которых незаконно лишили свободы;
4) для отражения нападения на объекты, находящиеся под охраной, конвои, жилые и нежилые помещения, а также освобождение таких объектов в случае их захвата;
5) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и которое пытается сбежать;
6) для задержания лица, оказывает вооруженное сопротивление, пытается сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, которое угрожает применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью людей и/или полицейского;
7) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей и/или полицейского.
5. Полицейский уполномоченный применять огнестрельное оружие только после предупреждения о необходимости прекращения противоправных действий и намерение использования мероприятия принуждения, определенного этой статьей.
6. Применение огнестрельного оружия без предупреждения допускается:
1) при попытке лица, которое задерживает полицейский с огнестрельным оружием в руках, приблизиться к нему, сократив определенную им расстояние, или прикоснуться к оружию;
2) в случае вооруженного нападения, а также в случае внезапного нападения с использованием боевой техники, транспортных средств или других средств, угрожающих жизни или здоровью людей;
3) если лицо, задержана или арестована за совершение особо тяжкого или тяжкого преступления, убегает с применением транспортного средства;
4) если лицо оказывает вооруженное сопротивление;
5) для пресечения попытки завладеть огнестрельным оружием.
7. Полицейский уполномоченный применять огнестрельное оружие только с целью причинения лицу такого вреда, который является необходимым и достаточным в такой обстановке для немедленного предотвращения или прекращения вооруженного нападения.
8. Полицейский уполномоченный применять огнестрельное оружие в случае вооруженного нападения, предотвращения или прекращения соответствующего нападения невозможно достичь другими средствами.
9. Полицейскому запрещено применять огнестрельное оружие в местах, где может быть нанесен вред другим лицам, а также в огнеопасных и взрывоопасных местах, кроме случаев необходимости отражения нападения или крайней необходимости.
10. Полицейский обязан в письменной форме сообщать своему руководителю о применении огнестрельного оружия, а также немедленно уведомить своего руководителя о активное применение огнестрельного оружия, который, в свою очередь, обязан проинформировать центральный орган управления полиции и соответствующего прокурора.
11. Полицейский может взять в руки огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в сложившейся обстановке могут возникнуть основания для его применения.
12. Во время задержания лиц, в отношении которых у полицейского возникло подозрение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также во время проверки документов у таких лиц полицейский может привести в готовность огнестрельное оружие и предупредить лицо о возможности ее применения.
Попытка лица, которое задерживает полицейский с огнестрельным оружием в руках, приблизиться к нему, сократив определенную полицейским расстояние, или прикоснуться к оружию является основанием для применения огнестрельного оружия полицейским.
13. Полицейский может использовать огнестрельное оружие для подачи сигнала тревоги или вызова вспомогательных сил, или для обезвреживания животного, которое угрожает жизни или здоровью полицейского и других лиц.