Захват участка коап

Автор: | 21.11.2018

Оглавление:

Разъясняем законодательство

Ответственность за самовольный захват земли

Разъясняет: заместитель прокурора Центрального административного округа г.Курска Дудина Ирина Генриховна

Самовольное занятие земельного участка — одно из правонарушений в сфере земельных отношений, за которое наступает административная и имущественная ответственность. Административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена, как известно, статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статьи 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на:

граждан в размере — от 500 до 1000 рублей;

должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей;

юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.

Текст указанной статьи, помимо самовольного занятия земельного участка, содержит в себе дополнительно ещё два состава административного правонарушения: использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Собственно, «самовольное занятие» земельного участка заключается в том, что лицо использует земельный участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника.

Если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.

Самовольное занятие земельного участка может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании и других противоправных действиях.

Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что в соответствии со статьёй 16 Земельного кодекса РФ земельные участки не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Иными словами, у любого земельного участка есть собственник. Собственниками могут быть: граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации или Российская Федерация.

Также к самовольному занятию земельного участка относятся действия собственника (арендатора) направленные на расширение границ своего земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В соответствии со статьёй 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю:

В соответствии со статьёй 131 Гражданского кодекса РФ права, сделки и ограничения на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. Таким образом, имея на руках постановление о предоставлении земельного участка в собственность, договор аренды или иной документ, необходимо обязательно обратится в органы Росреестра для регистрации своего права на земельный участок, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок должны быть оформлены установленном порядке, т.е. зарегистрированы.

Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, охватывает целый ряд норм действующего законодательства Российской Федерации. Это может быть ведение строительства без разрешения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами строительства и архитектуры; ведение мелкорозничной торговли без разрешения органов местного самоуправления, проведение земельных работ без согласования Государственного архитектурно-сроительного надзора и т.д.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Самовольный захват земельного участка

Главная » Земля » Самовольный захват земельного участка

Под самовольным захватом участка земли понимается существенное правонарушение, которое, в соответствии с нормами российского законодательства, является основанием к возложению определенной ответственности.

В данной статье речь пойдет о том, в чем она заключается, как регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и какими последствиями грозит для виновного лица подобное деяние.

Что такое самовольный захват земли

Понятие самовольного захвата участка подразумевает пользование землей, предназначенной для всеобщего использования или участком, принадлежащим по праву собственности другому лицу, при отсутствии договора об этом и без предоставления платы.

Нередко физические и юридические лица в личных целях эксплуатируют смежные территории незаконным путем (ведут строительство, производят сельскохозяйственную продукцию и тому подобное).

Самовольный захват землевладения может быть осуществлен несколькими путями:

  • захват участка, принадлежащего гражданину, иным физическим лицом. Это возможно, например, при длительном отсутствии владельца земли. Также подобное имеет место в таких обстоятельствах, когда самозахват владельцем соседнего участка либо иным гражданином происходит при неверном размещении ограждения;
  • самозахват участка, находящегося в собственности гражданина, юридическим лицом. Обычно организации эксплуатируют смежные участки, являющиеся частной собственностью, для установки оборудования либо складирования отходов;
  • самовольный захват территории, не являющейся собственностью ни физического, ни юридического лица. Такого рода случаи считаются самыми распространенными. Это связано с тем, что физические лица не осознают возможных последствий использования участка таким незаконным способом. При этом участки, не оформленные во владение граждан и организаций, являются государственной собственностью. Не получив предварительное согласование от местной администрации, вы не вправе эксплуатировать такие земли.

Согласно положениям действующего законодательства, гражданам и организациям не разрешается изменение границ участков земли при отсутствии необходимой документации.

Статья 7.1 КоАП РФ

Самозахват земли либо определенной ее части, включая эксплуатацию участка со стороны лица, не обладающего установленными нормами действующего законодательства правомочиями на данное землевладение, – грозит привлечением к административной ответственности, заключающейся в оплате штрафных санкций, если имеются сведения о кадастровой стоимости земли, гражданам – 1 – 1,5% от кадастровой оценки данного объекта (минимальный размер – 5000 рублей), должностным лицам – 1,5 – 2% от кадастровой оценки земли (минимально – 20000 рублей); организациям – 2 – 3% от кадастровой оценки участка (минимальный размер – 100000 рублей); если информации о кадастровой стоимости земли не имеется, физическим лицам – 5000 – 10000 рублей, должностным лицам – 20000 – 50000 рублей, организациям – 100000 – 200000 рублей.

В качестве примечаний, вышеуказанная статья предписывает следующее:

  • за совершение административных правонарушений, предусмотренных данной нормой, предприниматели, деятельность которых происходит без образования юридического лица, привлекаются к несению ответственности тем же образом, что и организации;
  • при самозахвате определенной части земли, расчет административного штрафа, осуществляемый на основании кадастровой оценки участка, высчитывается с учетом размера части земли, занятой самовольно.

Комментарий к ст. 7.1 КоАП РФ

В различное время для состава самозахвата земельного участка устанавливались нормы как административного, так и уголовного права. После вступления в законную силу нового Земельного кодекса РФ, целесообразность привлечения к ответственности за захват земельных объектов возросла: статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приводятся нововведения в области законодательства о земельных участках. Она указывает формальные составы с отличными объективными сторонами и противоправностью.

Статья 7.9 КоАП РФ — Самовольное занятие лесных участков

В случае самовольного занятия земель, отнесенных к лесной зоне, либо эксплуатация таких земель в целях раскорчевывания, лесопереработки, размещения складов, строительной деятельности, устройства пашен и использование в прочих целях, при отсутствии разрешительной документации по землепользованию – грозит административной ответственностью в виде штрафа.

Размер штрафных санкций в этом случае:

  • физическим лицам – 20000 – 50000 рублей;
  • должностным лицам – 50000 – 100000 рублей;
  • организациям – 200000 – 300000 рублей.

Объект правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ

В качестве объекта правонарушения выступают земельные правоотношения, предусмотренные правила получения правомочий на участки и их эксплуатация.

На территории нашей страны землепользование и землевладение осуществляется согласно нескольким основаниям, предусмотренным законодателем, и в рамках тех правомочий, которые даны конкретным гражданам или организациям соответствующей правоустанавливающей документацией.

Главные виды земельных правоотношений регламентированы положениями Земельного кодекса РФ, принятого 25.10.2001.

Участки в пределах нашего государства могут являться собственностью государства, муниципалитета, физических лиц, а также организаций. Также правомочия владения и пользования участками могут выражаться в постоянном бессрочном пользовании, безвозмездном срочном пользовании, пожизненном наследуемом владении, аренде, субаренде, ограниченном землепользовании чужими объектами земельных правоотношений (сервитутах).

Правоустанавливающая документация на землю – это документация, на основании которой возникают, переходят, прекращаются и ограничиваются (обременяются) правомочия на участки.

Это могут быть следующие бумаги:

  • решения и постановления государственных органов или муниципалитета, вынесенные в пределах их полномочий;
  • различные договоры совершения сделок с землей;
  • свидетельства о праве на наследство;
  • решения суда, которые вступили в законную силу;
  • свидетельства, подтверждающие полномочия на землю, полученные в соответствующих государственных органах;
  • прочие документы о предоставлении правомочий на землю, перешедшие от предыдущего владельца.

В качестве неотъемлемого приложения к бумагам, требуемым для регистрации правомочий, выступает кадастровый план на землю, отражающий его кадастровый номер.

Квалификация правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ

Возникновение правонарушения возможно как для земельного участка в целом, так и для некоторой его части. Важно, чтобы земля при этом для правонарушителя была чужой. Лицо в таком случае не имеет правомочий владения, пользования и распоряжения на данную недвижимость.

В статье предусматривается три вида нарушений, а также их состав, которые выражаются в следующем:

  • самовольном занятии земли;
  • самовольной эксплуатации участков;
  • незаконном осуществлении на территории участка хозяйственной деятельности.

Как узаконить самозахват земельного участка?

О самовольном занятии земельных участков читайте тут.

Выражение самовольного занятия земли происходит посредством активных действий, заключающихся, к примеру, в возведении на ней строений, ограждении территории или определенных ее частей для закрытия доступа к ней законных собственников, землепользователей и лиц, осуществляющих контроль, найма охраны и других препятствующих доступу к участку мер.

Самовольное использование земли отличается от самовольного занятия тем, что оно не ограничивает доступа законных владельцев к участку, а при нем происходит извлечение полезных свойств земли. К примеру, это может быть взращивание овощных и плодовых культур, сбор почвенных слоев, обеспечение проезда и тому подобное.

Существенное значение имеет то, что действия такого рода происходят при отсутствии одобрения собственников либо землевладельцев. В правовых нормах, регламентирующих юридический статус определенных видов участков, этому уделяется особое внимание.

Например, согласно статье 32 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ, дачные, садоводческие и огороднические хозяйства правомочны на обустройство земель лишь после того, как будут установлены границы, оформлена документация, подтверждающая права на участки земли.

К незаконной хозяйственной деятельности относят совершение действий, в том числе собственниками участков и землевладельцами, при неимении требуемых разрешительных документов. Ограничения хозяйственной деятельности возможны, например, в отношении участков, отнесенных к особо охраняемым территориям и объектам, лесной зоне. Получение специальной разрешительной документации необходимо при возведении гидротехнических сооружений, проведении ЛЭП, осуществления взрывных работ и тому подобное.

Каждый из перечисленных составов считается формальным. Чтобы квалифицировать действия как административное правонарушение, не требуется наступления определенных негативных последствий.

Ответственность за самовольный захват земли в РФ

При незаконной эксплуатации чужого участка при отсутствии одобрения, выраженного законным собственником в письменной форме, законодатель устанавливает административную и уголовную ответственность.

Как правило, нарушителей привлекают к административному взысканию, заключающемуся в форме штрафа, сумма которого определяется с учетом следующих моментов:

  • юридический статус нарушителя;
  • прохождение участком процедуры кадастрового учета в органах Росреестра;
  • установление кадастровой оценки недвижимости.

Штраф за самовольный захват земельного участка, не состоящего на кадастровом учете

При отсутствии в единой базе ЕГРН информации о захваченной земле, а также отсутствии данных о кадастровой оценке участка, сумма штрафа регламентируется статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, каков статус правонарушителя:

  • физическим лицам – 5000 – 10000 рублей;
  • юридическим лицам – 100000 – 200000 рублей;
  • должностным лицам – 20000 – 50000 рублей.

Итоговый размер штрафа в каждом конкретном случае устанавливается по усмотрению суда.

Штраф за самовольный захват земельного участка, состоящего на кадастровом учете

Физические лица, не ведущие коммерческой деятельности, обязываются к выплате штрафа в сумме, равной 1 – 1,5% от кадастровой оценки недвижимости.

Однако минимальная величина штрафа, в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 5000 рублей.

При захвате чужого участка должностным лицом, такое лицо обязано выплатить штраф в размере 1,5 – 2% от оценки земли по кадастру, но сумма его должна быть не менее, чем 20000 рублей. Организации, совершившие подобного рода нарушение, обязываются оплатить сумму, составляющую 2 – 3% от кадастровой оценки недвижимости, но не меньше 100000 рублей.

Уголовная ответственность за самовольный захват земельного участка

Сама процедура самовольного захвата части земли или участка в целом не предполагает уголовного наказания, но при этом такая ответственность может наступать для лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность, совершающим мошеннические действия или не исполняющих требований по обороту земли.

Что делать при самовольном захвате земельного участка

Если вам стало известно о факте захвата принадлежащего вам земельного участка, попробуйте урегулировать вопрос непосредственно с нарушителем (направьте ему претензию, в которой обозначьте требования в отношении возврата недвижимости и компенсации полученного ущерба).

Если правонарушитель не отреагировал на данное сообщение или отказался от уплаты указанной денежной суммы, обращайтесь в судебные органы.

Независимо от того, каковы обстоятельства рассматриваемого дела, может возникнуть необходимость уточнения земельных границ (к примеру, в случае захвата смежного участка владельцем соседней земли), исполнение межевальных работ и прочее. Такого рода мероприятия могут потребоваться для подтверждения факта незаконного захвата участка.

Обращение в суд при самовольном захвате земли

Исковые заявления о незаконном захвате земель соседями и неисполнении требований, указанных в претензии, судами рассматриваются довольно часто. При этом случаи захвата владельцами соседних участков вашей земли ввиду вашего длительного отсутствия и эксплуатация в собственных нуждах участков всеобщего пользования, различаются. По этой причине следует понимать, куда следует обращаться в каждой конкретной ситуации.

Допустим, имеет место нарушение границ владельцами соседних земель. Последовательность действий в данном случае определяется исходя из факта установления границ земельного участка в законном порядке либо по взаимному согласию. В первом случае предусматриваются документально подтвержденные границы.

В роли документа, являющегося подтверждением определения границ земли, выступает кадастровый паспорт. Данные, отраженные в нем, должны быть аналогичны полученным по итогам межевальных работ. Обратитесь в землеустроительную организацию и установите земельные границы в пределах данной территории.

После того, как они будут определены, попробуйте разрешить конфликт с владельцами соседнего участка мирным путем. В случае, если договориться не удалось, обратитесь с исковым заявлением в судебную инстанцию. Рассматривать дело будет мировой судья.

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса РФ, должно последовать восстановление изначально установленных границ.

Для обращения в суд заранее подготовьте пакет документов, состоящий из:

  • документов, подтверждающих возникновение права собственности на земельный участок либо договора, доказывающего факт предоставления участка в аренду;
  • кадастрового паспорта на землю;
  • межевого плана.

Другой возможный случай заключается в конфликтной ситуации, сложившейся в отношении земли с незафиксированными документальным способом границами. Подобные ситуации возможны в силу ряда определенных обстоятельств, к примеру ввиду допущенной кадастровой палатой ошибки либо при отсутствии межевого дела на землю. Разрешение проблемы начинайте с оформления заявки на межевальные работы. Кадастровые инженеры проведут необходимые мероприятия, зафиксируют итоги работ в специальном акте, согласно которому собственники соседних земель смогут увидеть расположение земельных границ.

Если по результатам проведенных мероприятий прийти к согласию с соседями не удалось, обращайтесь с соответствующим исковым заявлением в суд. При этом ссылайтесь на статьи 301 и 304 Гражданского кодекса РФ.

Разрешение вопроса о самовольном захвате участка также может производиться иными органами. Обратитесь в соответствующий комитет по земельным ресурсам с жалобой в отношении совершенного правонарушения.

Кроме того, вы вправе посетить для решения проблемы местную администрацию. Если земля находится в государственной или муниципальной собственности, предусматривается право обращения в органы прокуратуры.

Статья 7.1 КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка (действующая редакция)

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 7.1 КоАП РФ

1. Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки граждан и юридических лиц удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 29 ЗК предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения управомоченных органов исполнительной власти или муниципальных органов.

Согласно п. 1 ст. 260 ГК лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен ст. 30 ЗК.

2. Применительно к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, порядок их предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду установлен соответственно п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В случае использования указанных земельных участков по договору аренды правоустанавливающим документом является договор аренды, заключаемый в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При предоставлении гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, правоустанавливающим документом является решение соответствующего исполнительного органа государственной власти или муниципального органа, управомоченных принимать данные решения в соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно п. 1, 3 ст. 10 указанного Федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 ЗК.

Передача в аренду указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК (см. ч. 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

3. Применительно к правоотношениям, существовавшим до введения в действие ЗК, понятие «самовольное занятие земель» было определено Приказом Минприроды РФ от 25 мая 1994 г. N 160. Согласно п. 1 приложения 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами Минприроды России, утвержденной этим Приказом, под самовольным занятием земель понимается пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.

К самовольному занятию относится пользование земельным участком:

до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка;

до заключения договора купли-продажи (купчей) или оформления в установленном порядке других документов, подтверждающих переход права собственности на землю;

до получения и регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды земли;

до установления границ участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

в случае приостановки неправомерных решений по вопросам изъятия, предоставления и совершения сделок с землей — до рассмотрения протестов, вынесенных органами, осуществляющими госземконтроль, в вышестоящих органах исполнительной власти, суде, арбитражном суде.

4. Согласно п. 1 ст. 60 ЗК следствием самовольного занятия земельного участка является обязанность лица по восстановлению нарушенного им права.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 76 ЗК самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

5. Применительно к правоотношениям, существовавшим до введения в действие ЗК, практика применения арбитражными судами земельного законодательства была обобщена Президиумом ВАС РФ (см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. N 61).

По смыслу п. 2 вышеуказанного письма отсутствие у покупателя строения надлежащим образом оформленных документов на земельный участок, на котором оно находится, не может рассматриваться как самовольное занятие земельного участка.

6. Самовольное использование земельного участка может выражаться в действиях по противоправной застройке земельного участка. Согласно ст. 222 ГК самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законодательством, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК.

Согласно п. 2 ст. 263 ГК последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, также определяются ст. 222 ГК.

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (см. комментарий к ст. 23.21).

Применительно к участкам земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд, дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов МПР России (см. п. 1 — 3 комментария к ст. 7.9, комментарий к ст. 23.24).

Самовольный захват земли: закон и ответственность

Каким бы ни был текущий курс валют на мировых фондовых рынках, самым ценным имуществом на сегодняшний день является недвижимость. Ценность земельной площади в каждом регионе России достаточно высока, и позволить ее приобретение в личное пользование может далеко не каждый.

Некоторые обыватели идут по этой причине на осознанное правонарушение, используя чужие или «ничейные» участки земли для своих нужд. Именно этот факт использования не находящегося в собственности потребителя земельного участка и отвечает на вопрос, что такое самовольный захват земли.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефону 8(800)-350-30-02 (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Что принято считать самовольным захватом земли

Самовольное использование земельного участка, не принадлежащего занявшему его лицу – это лишь общее описание того, что описывает статья 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Имеется огромное количество различных частных случаев, каждый из которых рассматривается отдельно.

  • Использование земли, принадлежащей физическому лицу, другим физическим лицом, или самовольный захват земли соседом. Как правило, такие ситуации возникают из-за длительного отсутствия хозяина участка: предприимчивые соседи могут воспользоваться этим, надеясь избежать ответственности. Кроме того, причиной судебных тяжб по данному случаю обращения часто служат ситуации неверной установки забора между участками, границы которых определены кадастровыми паспортами.
  • Самовольное использование земли, принадлежащей физическому лицу, юридическим лицом. Данный факт совсем не означает, что на участке владельца возникает чужой магазин или целое предприятие. Захваченные предпринимателем земли частных собственников могут использоваться для банального складирования инвентаря/материалов или утилизации мусора.

Ответственность за самовольный захват земли

Любое административное правонарушение влечет за собой материальную и административную ответственность. Самовольное использование чужих земельных наделов без наличия подтверждающих это право документов (договоры аренды и т.п.) влечет за собой административную ответственность за самовольный захват земли по статье 7.1 КоАП Российской Федерации.

Для того, чтобы начать разбирательство, достаточно самого факта правонарушения. Подать прошение в суд могут все владельцы захваченных посторонними лицами участков (и физические, и юридические лица). Если факт правонарушения был замечен третьими лицами, они должны уведомить владельца земельных владений, занимаемых посторонними, либо обратиться к властям в лице ответственных учреждений.

Настоящий владелец спорного (захваченного) участка, на которого оформлены его документы, имеет право предъявить любые требования к захватчику, предусмотренные статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. Сюда входит два основных требования, которые могут быть применены в зависимости от потребностей и желания землевладельца:

  • Приведение участка в первоначальный вид силами самовольного захватчика земельных владений. В этом случае любые изменения, внесенные в ходе несанкционированного использования чужой земли, должны быть устранены в установленные судом сроки. Постройки должны быть снесены (либо – воздвигнуты, однако за этот вопрос отвечают другие статьи КоАП РФ), все личное или корпоративное имущество – убрано с участка.
  • Принудительное изъятие движимого и недвижимого имущества нарушителя, размещенного на захваченном земельном участке, в пользу владельца (им могут выступить как физическое, так и юридическое лицо).

Наказание за самовольный захват земли

Подробнее о системе штрафов может рассказать закон о самовольном захвате земли третьими лицами. Размеры штрафов зависят от двух факторов:

  • определена ли кадастровая стоимость захваченного земельного участка;
  • кем является правонарушитель.

Штраф за самовольный захват земли составляет от 1.5% до 2% кадастровой стоимости захваченного участка, либо имеет некоторый диапазон (в зависимости от размеров незаконно используемой территории). В тех случаях, когда кадастровая стоимость участка не определена по каким-либо обстоятельствам, следующие категории лиц обязаны будут выплатить следующие суммы административных штрафов:

  • физические лица – 5.000-10.000 рублей;
  • должностные лица – 20.000-50.000 рублей;
  • юридические лица – 100.000-200.000 рублей.

Штраф за самовольный захват земли в 2015 году не изменялся, а в закон не вносились никакие поправки. Статья 7.1 КоАП РФ имеет законную силу для рассмотрения всех дел об административных правонарушениях данного профиля.

Если резюмировать всю предоставленную выше информацию, то можно составить несколько истинных тезисов, которые будут полезны каждому землевладельцу:

  1. Владелец земельного участка всегда прав в данного рода прениях и тяжбах.
  2. Землевладелец имеет законное право просить суд о приведении захваченного участка в первоначальный вид силами нарушителя.
  3. При выявлении правонарушения данного рода следует незамедлительно обращаться за помощью в компетентные органы.
  4. По желанию владельца, размещенные без его ведома на его участке постройки могут быть зарегистрированы на его территории и переданы в его безраздельное владение.

Как оспорить штраф за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ)

Конституционный суд РФ указал, что КоАП РФ не предусматривает возможность снизить штраф, низший предел которого установлен в сумме более 100 тыс. руб. Это не обеспечивает назначения справедливого и соразмерного административного наказания, поскольку не позволяет учесть:

Суд, который рассматривает дело по статье 7.1 КоАП РФ, должен руководствоваться этой позицией. Он вправе изменить постановление о привлечении к ответственности и снизить штраф, например, до 50 тыс. руб., хотя такую возможность КоАП РФ не предусматривает ( постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 августа 2016 г. № Ф01-3177/2016 по делу № А79-10275/2015).

Лицу, которое оспаривает привлечение к ответственности, необходимо указывать суду как на положения статьи 4.1 КоАП РФ, так и на позицию Конституционного суда РФ. Это нужно, чтобы обосновать исключительность обстоятельств, ввиду которых штраф необходимо снизить менее суммы его минимального размера.

За какие действия привлекут к ответственности

Лицо понесет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ, если самовольно захватит участок (или его часть), в том числе использует участок без прав на него.

С 20 марта 2015 года законодатель исключил из состава статьи 7.1 КоАП РФ ответственность за использование участков без правоустанавливающих документов ( п. 3 ст. 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений. »). Это означает, что, если право на использование участка возникло в силу закона, но лицо его, например, не успело зарегистрировать, административный орган не вправе привлечь за это к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ ( постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2016 г. № Ф02-1679/2016 по делу № А69-2000/2015).

Статья 7.1 КоАП РФ не говорит о предпринимателях, но они несут ответственность в том же размере, что и юридические лица ( прим. № 1 к ст. 7.1 КоАП РФ).

Кто рассматривает дела о нарушениях

Основание 1. Отсутствует событие правонарушения

Основание 2. Административный орган не может доказать нарушение закона

Основание 3. Административный орган не может доказать вину (отсутствует субъективная сторона)

Основание 4. Административный орган неправильно квалифицировал правонарушение

Основание 5. Административный орган нарушил правила составления протокола о правонарушении

Основание 6. Административный орган нарушил правила составления протокола осмотра

Основание 7. Истек срок давности привлечения к ответственности

Основание 8. Малозначительность

Высшая школа юриста

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

корпоративный юрист

Читайте в №10, 2018

☆ Полезная подборка для юриста

С 1 июня ГК изменится

Вступят в силу новые положения ГК о расчетах и финансовых сделках – займе, кредите, факторинге. Читайте, как работать по новым правилам.

Реальная стоимость юридических услуг не имеет значения для суда

Обзор судебной практики за прошлую неделю.

Как теперь получить документы об изменениях в ЕГРЮЛ

Поменялись правила, по которым инспекторы регистрируют и ликвидируют компании, а также вносят изменения в ЕГРЮЛ. Листы записи, свидетельства ИНН и уставы теперь будут выдавать только в электронном виде.

Памятка для юриста

Если организация или предприниматель использует в бизнесе социальные сети или мессенджеры, юристу необходимо принять особые меры предосторожности. Три правила работы.

Скачать образцы документов

ВЫБОР ГЛАВРЕДА

Система Юрист

© 2007–2018 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Юрист компании» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015.