Возраст права водительские

Автор: | 26.10.2018

Оглавление:

Минимальный возраст для получения прав

Все в детстве мечтали сесть за руль и сегодня мы поговорим, каков минимальный возраст для получения прав по новым категориям или подкатегориям в 2018 году. Кроме этого, возникли новые условия, которые нужны для получения водительских прав. Такие нововведения мы тоже рассмотрим.

С самого начала напомним, что сегодня мы будем рассматривать положения, определяемые Федеральным законом «О безопасности дорожного движения». Изменения в этот закон вступили в силу 05 ноября 2013 года.

Все это значит, что для того, чтобы получить главный документ водителя необходимо выполнить следующие три условия:

  1. Нужно достигнуть возраста, определенного правилами. Далее мы рассмотрим его подробно и по категориям.
  2. Пройти медицинскую комиссию и получить необходимую медицинскую справку.
  3. Изучить установленную порядком подготовку/переподготовку в автошколах. На этот пункт мы хотим обратить особое внимание. Сдать необходимые экзамены после самоподготовки (экстерном), начиная с 05 ноября 2013 года, официально стало невозможным.

Начиная с 16-ти лет можно будет получить новую категорию М (скутер/ мопед), а также новую подкатегорию А1 (мотоцикл небольшой мощности).

Начиная с 18-ти лет можно получить права по категориям A (мотоцикл), B (легковой автомобиль), категории C (грузовой автомобиль), а также по подкатегории B1 (квадрицикл) и подкатегории C1 (легкий грузовик).

Начиная с 21 года можно получить права по таким серьезным категориям как D (автобус), Tm (троллейбус), Tb (трамвай), а также по подкатегории D1 (малый автобус).

Если говорит о более «весомой» категории «E» и ее подкатегориях BE, CE, DE, C1E, D1E, которые дают право на управление автомобилем с «тяжелым» прицепом – как раз их можно будет получить спустя год после открытия основной категории. Заметьте – для сдачи экзаменов по категории C1E можно иметь открытую в течение года либо категорию C, либо категорию C1. Та же ситуация и с категорией D1E.

Присутствует и еще одно новшество – с 05 ноября 2013 года начиная с 17-ти летнего возраста уже можно сдавать экзамены по категориям B и C. Но все же, в случае сдачи экзамена молодой водитель сможет получить права только с 18 лет.

Это было и ранее, но в более строгой форме: сдача экзаменов досрочно, в 17 лет разрешалась только кандидатам, проходящим учебу в спецучреждениях (школы ДОСААФ, юношеских автоспецшколах и т.п.). Начиная с 5 ноября 2013 года, сдать экзамены в 17-ти летнем возрасте уже могут позволить себе все кандидаты.

Также исключение по возрасту может распространяться на категорию D (автобус) и категорию D1 (малый автобус). Начиная с 19-ти лет, сдавать экзамены по этой категории могут военнослужащие. Кроме этого, они смогут даже, сдав, и получить права уже до 21 года.

Однако водительские права полученные таким образом дают право на управление только военными автомобилями. Это значит, что демобилизованный в 19 лет военнослужащий, который получил в армии права по категории D, не сможет управлять в обычной жизни маршрутным такси до тех пор, пока ему не наступит 21 год.

А вот что думает Минздрав о возрасте получения прав:

Напомним на всякий случай, о том, что управление транспортом, не имея соответствующую категорию прав, влечет за собой штраф в 2 500 рублей, а еще плюс эвакуацию автомобиля на штрафстоянку. Посмотрим, насколько быстро этим летом штрафстоянки заполнят скутеры, изъятые у малолетних водителей.

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.181 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

В каком возрасте можно сдавать на права?

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье поговорим о том, в каком возрасте можно получить водительское удостоверение. Определяющим фактором в данном случае является категория водительских прав, которую планирует открыть кандидат в водители.

Также в статье речь пойдет и о том, в каком возрасте можно начинать обучение на права, в каком возрасте можно получить заветное удостоверение, и в каких случаях можно начать водить автомобиль.

Рассмотрим все по порядку.

С какого возраста можно изучать теорию?

На изучение теории никаких ограничений не накладывается. Скорее даже наоборот, изучение правил дорожного движения в раннем возрасте всячески приветствуется.

Так что если хотите в будущем получить права, начните с изучения правил. Начните даже если вам всего 7-8 лет. Правила пригодятся всегда, а грамотное поведение на дороге убережет от многих неприятностей.

Если возник вопрос, как изучать правила дорожного движения, то в этом нет никаких трудностей. Почти в каждом книжном магазине или газетном киоске можно купить книжку правил. Цена вопроса составляет приблизительно 20 рублей. В качестве альтернативы предлагаю скачать правила дорожного движения от pddmaster.ru. Это вообще бесплатно.

Можно также начать и изучение экзаменационных билетов ПДД 2018 года. Однако особого смысла торопиться с ними я не вижу, т.к. билеты изменяются иногда по несколько раз за год, а изучить их можно достаточно быстро. Буквально за 3-4 дня. Так что это всегда успеется.

С какого возраста можно начать обучение в автошколе?

Рассмотрим пункт 21.4 ПДД:

21.4. Обучаемому на автомобиле или мотоцикле должно быть не менее 16 лет.

Т.е. пройти обучение навыкам вождения на автомобиле или мотоцикле можно только начиная с 16 лет.

С какого возраста можно начинать управлять мопедом или мотоциклом небольшой мощности?

К управлению мопедами (категория М) и мотоциклами с двигателями небольшого объема (до 125 кубических сантиметров — категория А1) допускаются лица, достигшие 16 лет.

Чтобы получить права категории М или подкатегории А1 нужно сдать теорию по экзаменационным билетам, а также практику на автодроме.

При этом перечень упражнений на автодроме в точности соответствует упражнениям на категорию А. Разница заключается только в транспортном средстве, на котором кандидат в водители сдает экзамен.

Еще раз подчеркну, что получить водительские права с 16 лет возможно только для категорий А1 и М.

Во сколько лет можно получить права на мотоцикл?

Рассмотрим по шагам все этапы подготовки, связанные с управлением мотоциклом.

1. Экзамен на категорию А (управление мотоциклом) включает в себя 2 части: теоретическую и практическую

2. В настоящее время самостоятельная подготовка (экстерном) отменена, поэтому для получения прав Вам в любом случае придется отучиться в автошколе.

3. Сдать на права на мотоцикл и получить водительское удостоверение Вы сможете только в 18 лет.

Отдельно отмечу, что управление мотоциклом без водительского удостоверения категории А наказывается достаточно сурово. Штраф за отсутствие прав составляет 5 000 — 15 000 рублей. Кроме того, человек, доверивший Вам мотоцикл получит штраф в размере 30 000 рублей. В общем, отучиться будет гораздо дешевле.

С какого возраста можно перевозить пассажиров на мопеде или мотоцикле?

Отдельного внимания заслуживает возраст, начиная с которого водитель может перевозить пассажиров на мотоцикле или мопеде.

Для перевозки пассажиров на мопеде водитель должен иметь водительское удостоверение любой категории в течении 2-х лет, для перевозки пассажиров на мотоцикле водитель должен иметь удостоверение категории А или подкатегории А1 в течение 2-х лет. Т.е. перевозить пассажиров на мотоцикле или мопеде в любом случае можно не раньше, чем с 18 лет.

Возраст получения водительских прав категории B (легковые автомобили)

Рассмотрим по шагам этапы подготовки, относящиеся к управлению легковым автомобилем.

1. Обучаться управлению автомобилем, разрешенная максимальная масса которого не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8, можно начать с 16 лет. При этом автомобиль, на котором происходит обучение, должен быть специально оборудован (дополнительные педали и зеркало заднего вида для инструктора). Естественно, сам инструктор должен иметь документы, подтверждающие его право на обучение.

2. Сдать экзамен на получение прав можно после достижения 17-летнего возраста.

3. Независимо от того, в каком возрасте происходила сдача квалификационного экзамена, возраст получения водительского удостоверения на руки остается неизменным — 18 лет.

4. Водить автомобиль самостоятельно можно с 18 лет, либо в сопровождении инструктора начиная с 16 лет (во время обучения).

Возраст для получения прав остальных категорий

Для получения водительского удостоверения категории C, позволяющего управлять грузовыми автомобилями, возраст такой же, как и для категории B (18 лет). Экзамен на категорию C можно сдать начиная с 17 лет.

Кроме того, в 18 лет можно получить права подкатегории B1 (трициклы и квадрициклы), подкатегории C1 (легкие грузовики).

А вот права категории D и подкатегории D1, позволяющие управлять автомобилями с числом пассажирских мест больше 8 (автобусами) можно получить только в 21 год. То же самое касается и прав, позволяющих управлять трамваями (Tm) и троллейбусами (Tb).

Для получения прав категории E (BE, CE, DE) необходимо иметь опыт управления транспортными средствами категории B, С или D не менее 12 месяцев. При этом не требуется предоставлять в ГИБДД дополнительных документов, подтверждающих Ваш опыт. Достаточно лишь водительского удостоверения, в котором в течение года открыта требуемая категория.

Что касается подкатегорий C1E и D1E, то для них требуется опыт управления в течение года либо автомобилями подкатегорий C1 и D1, либо автомобилями старших категорий C и D.

Когда оптимально начать учиться?

На практике многие дети хотят научиться водить автомобиль как можно раньше, чуть ли не с 10 лет. Такое стремление лишено смысла. Ведь все равно возраст получения водительских прав 18 лет (16 для категорий A1 и M), а раньше этого возраста официально сесть за руль не получится.

Я рекомендую начинать обучение на категорию B не раньше чем за 2-3 месяца до 18 лет. Связано это прежде всего с тем, что обучившись в автошколе Вам не придется ждать квалификационных экзаменов и выдачи водительского удостоверения. Напротив, Вы сможете сразу же после прохождения обучения и получения прав начать водить автомобиль.

Кроме того, многие автошколы взимают дополнительную плату за время обучения, поэтому слишком раннее начало обучения может оказаться экономически невыгодным.

Конечно же, окончательный выбор времени начала обучения за Вами.

Со скольких лет можно сдавать на права и водить автомобиль?

Минимальным возрастом, разрешенным для сдачи экзамена на вождение и получения водительских прав, является 16 лет. Из-за постоянного изменения норм российского законодательства у будущих водителей регулярно возникает потребность получения актуальной информации по данному вопросу. Так со скольких лет можно сдавать на водительские права? Со скольких лет можно водить автомобиль? Какой минимальный возраст установлен для получения водительского удостоверения в зависимости от вида транспортного средства? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Законодательная база

Сдача государственного экзамена на управление транспортным средством, возрастные ограничения на обучение и вождение автомобиля, а также сопутствующие вопросы регулируются такими нормативно-правовыми актами и документами:

  • Гражданский кодекс (первая часть);
  • Налоговый кодекс (вторая часть);
  • Федеральный закон № 196-ФЗ, устанавливающий аспекты безопасности дорожного движения;
  • Федеральный закон № 210-ФЗ о порядке предоставления государственных услуг;
  • Указ № 711, объявляющий содержание дополнительных мер, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
  • Постановление Правительства РФ № 1090 о ПДД;
  • Приказы Министерства Внутренних Дел России № 365, 206, в которых говорится о процедуре введения в законное действие водительского удостоверения, в том числе международного.

Водителям любых транспортных средств, для которых нужно наличие прав, в лицензированной для обучения автошколе преподают сначала общую программу, включающую штудирование общепринятых правил дорожного движения и практику оказания медицинской помощи на дороге, а затем проводят практические занятия по вождению, рассчитанные на установленное количество часов.

Возраст получения водительских прав

Возраст выдачи прав зависит от того транспортного средства, которым собирается управлять физическое лицо. Также для некоторых категорий предусмотрены дополнительные условия. В нижеследующей таблице представлены возрастные нормативы, в зависимости от категории транспортного средства, имеющегося стажа.

Водительские права: новые категории транспортных средств и другие изменения

На днях вступила в силу новая редакция Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон). Большинство поправок, внесенных в мае 2013 года 1 , начали действовать уже с 5 ноября текущего года, но введение в действие некоторых новых норм было несколько отсрочено. Изменения и нововведения коснулись тех, кто желает получить водительское удостоверение, а также иностранцев в части допуска к управлению автомобилем на российских дорогах.

Рассмотрим основные поправки к Закону и порядок их применения.

Были введены новые категории и подкатегории транспортных средств. Напомним, раньше существовало пять категорий транспортных средств, обучение вождению которых проводилось по отдельным образовательным программам: «А» (мотоциклы, мотороллеры и другие автотранспортные средства), «В» (легковые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т.), «С» (автомобили, масса которых превышает 3,5 т.), «D» (транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не менее восьми сидячих мест, не считая места водителя) и «Е» (составы транспортных средств). В отдельную категорию были также выделены трамваи и троллейбусы.

В результате поправок ст. 25 Закона претерпела изменения, в результате которых перечень типов транспортных средств был значительно расширен – всего было закреплено 10 основных категорий и 6 подкатегорий транспортных средств. Такое деление предлагает Конвенция о дорожном движении 1968 года, которая была ратифицирована нашей страной в 1974 году (Указ Президиума ВС СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII «О ратификации Конвенции о дорожном движении»). В 2004 году Конвенция претерпела поправки, касающиеся как раз новых категорий и подкатегорий транспортных средств (для нашей страны новая редакция Конвенции вступила в силу с 28 марта 2006 года). А поскольку Россия обязана привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами ратифицированного международного соглашения, эти нововведения были внесены и в Закон.

Авторы поправок подчеркивают, что их необходимость была обусловлена расширением парка различных типов и модификаций транспортных средств, значительно превосходящих по уровню сложности и своим техническим характеристикам ранее выпускаемые автомобили и мотоциклы.

Так, помимо классических категорий «А», «В» и «С», появились новые: «ВЕ«, «СЕ» и ««. К ним будут относиться транспортные средства соответствующих категорий, имеющие прицеп весом свыше 750 кг.

Свои буквенные обозначения получили трамваи (Tm) и троллейбусы (Tb), причем теперь каждый из этих видов признается самостоятельной категорией транспортных средств, и следовательно, для каждого из них должны быть составлены отдельные образовательные программы.

Одной из самых обсуждаемых впервые введенных категорий стала категория «М» – мопеды и легкие квадрициклы. До этого наше законодательство никак не регулировало допуск к участию в дорожном движении этих транспортных средств, а также не закрепляло обязанности получить соответствующее водительское удостоверение. Учитывая, что мопеды очень популярны среди молодых людей, нередко предпочитающих быструю и агрессивную езду и в то же время оказывающихся наиболее уязвимыми участниками ДТП, подобные поправки были крайне необходимы.

Помимо основных категорий транспортных средств, в Законе появились входящие в них подкатегории. Целесообразность их введения оценивалась в зависимости от обособленности транспортных средств по техническим характеристикам, сравнительного количества и динамики их распространения, количества ДТП с их участием, популярности среди водителей и т.д.

Основными подкатегориями являются:

  • «А1» – легкие мотоциклы (с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 см3 , и максимальной мощностью не более 11 кВт);
  • «В1» – трициклы и квадрициклы (трехколесные и четырехколесные транспортные средства);
  • «С1» – автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и до 7,5 т;
  • «Д1» – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более 16 сидячих мест помимо сиденья водителя;
  • «С1E» – автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 т;
  • «D1E» – автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 т.

Подкатегории позволяют дифференцировать условия получения права на управление транспортным средством в зависимости от его потенциальной опасности, обусловленной техническими и эксплуатационными характеристиками.

Для кандидатов в водители введение подкатегорий облегчает получение водительского удостоверения и позволяет сконцентрироваться в процессе обучения на конкретных особенностях того или иного типа транспортных средств. Так, отмечают авторы инициативы, желающим получить право на управление малотоннажными грузовиками и микроавтобусами не придется осваивать в полном объеме программы подготовки большегрузных автомобилей и городских пассажирских автобусов. Аналогичным образом будут дифференцированы и программы подготовки мотоциклистов.

Введение подкатегорий не приведет к ущемлению прав водителей на управление ранее разрешенными категориями транспортных средств, поскольку наличие открытой категории в водительском удостоверении автоматически дает право управления транспортными средствами соответствующей подкатегории.

В настоящее время ведется подготовка типовых образовательных программ для автошкол с учетом появившихся новых категорий и подкатегорий транспортных средств. Эти документы должны быть разработаны в течение ближайших двух месяцев.

Цитата

Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России:

«Нам видится, что такая [типовая. – Ред.] программа должна быть модульной, включающей как программу для базовой подготовки, так и дополнительные модули, выводящие на категории и подкатегории. Мы проработаем вопрос о возможности перезачета уже имеющихся сданных модулей для того, чтобы повышать в последующем свою категорию.
Мы проработаем вопросы как информирования, так и обучения представителей автошкол, каким образом на основе примерных образовательных программ разработать собственные образовательные программы, которые будут действовать уже в автошколах. Мы будем сейчас прорабатывать вопрос о том, чтобы был переходный период с одного типа программ на другой тип программ»

Разрешено сдавать экзамен на право вождения на автомобилях, оборудованных автоматической коробкой передач (абз. 3 ч. 2 ст. 25 Закона). Если будущий водитель решит воспользоваться этой возможностью, то после выдачи удостоверения он получит право управления автомобилями исключительно с автоматической коробкой передач. А кандидаты в водители, обучавшиеся и сдавшие экзамен на автомобиле с механической трансмиссией, как и сегодня, сохраняют возможность управлять транспортными средствами с обоими типами коробки передач. Соответствующие отметки, скорее всего, будут нанесены на водительское удостоверение.

Надо отметить, что это нововведение обсуждалось уже давно и в целом одобрительно воспринято как профессиональным сообществом, так и желающими управлять только автомобилями только с автоматической коробкой передач.

Такая практика продолжительное время существует в западных странах, причем не обходится без курьезов. Хрестоматийный случай произошел в сентябре 2012 года в американском штате Теннеси, когда двое подростков 15 и 18 лет попытались угнать автомобиль, но не справились с механической коробкой передач и были задержаны подоспевшими полицейскими. Правда, такие машины не пользуются в Америке популярностью – по данным исследования автомобильного портала Edmunds.com, за первый квартал минувшего года в США было продано только 6% автомобилей с механической трансмиссией от общего количества продаж. А из 2360 предлагаемых на тот момент к продаже моделей автомобилей только 19% были оборудованы ручной коробкой передач.

До внесения поправок возможность сдачи экзамена на автомобиле с автоматической коробкой передач никак не была урегулирована ни Законом, ни Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений»). Упоминание о возможности сдать экзамен на машине с автоматической трансмиссией упоминалось только во внутреннем документе Госавтоинспекции – Методике проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. Единственная оговорка, которая была сделана в этом документе, касается упражнения «остановка и трогание на подъеме» (то, что обычно называют упражнением «горка»). Это упражнение, а также все упражнения, выполняемые для получения права на управления мотоциклом можно было сдавать только на машине с механической трансмиссией.

Запрещена подготовка к сдаче экзаменом на право управления транспортным средством экстернатом. С 5 ноября 2013 года утратила силу ч. 2 ст. 26 Закона, позволявшая кандидатам в водители самостоятельно готовиться к сдаче экзаменов в ГИБДД. Она вызывала множество нареканий – как из-за неоднозначности самой возможности подготовки к сдаче экзамена без помощи инструктора, так и вследствие коррупциогенного фактора.

Более того, такое правило входило в противоречие с действующим законодательством. Так, пп. «б» п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, предусматривает обязательное лицензирование деятельности образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей. Аналогичное правило содержалось и в ранее действовавшем законе об образовании, утратившем силу с 1 сентября 2013 года. Законодатель, таким образом, придает обучению водителей особое значение, поскольку последствия некачественной подготовки выпускников автошкол могут быть очень серьезными.

Подзаконные акты тоже должны быть приведены в соответствие с этим правилом. С 2000 года действует Перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается 2 . Однако в сфере обучения на право управления автотранспортными средствами толковать его положения можно неоднозначно. Профессия «водитель автомобиля» упомянута в п. 30.20 Перечня, но включена туда в качестве подраздела категории «Автомеханик«. Неясно, таким образом, какую именно категорию лиц подразумевал законодатель – автомехаников, обладающих навыками вождения автомобиля, или всех водителей вообще.

Множество нареканий вызывают и распространенные предложения недобросовестных предпринимателей о дистанционной подготовке к сдаче экзаменов. В частности, этим недовольны представители автошкол ввиду демпинговых цен подобных программ. Однако, как отмечает директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Наталия Золотарева, в министерстве сейчас находится на выходе документ, утверждающий перечень специальностей и профессий, получение которых в форме электронного обучения запрещено, и профессия водителя входит в этот перечень.

Изменились требования к возрасту водителей транспортных средств и кандидатов в водители. В новой редакции была изложена статья «Условия получения права на управление транспортными средствами» (ст. 26 Закона). Сравним ранее действовавшие и актуальные условия допуска к экзаменам и предоставления права управления транспортными средствами той или иной категории.

Таблица. Сравнительный анализ условий получения права на управление транспортными средствами (по старой и новой редакциям Закона)

Возраст для получения водительских прав

Возрастной аспект играет немаловажную роль при получении удостоверения, подтверждающего право вождения автомототранспортного средства. Многие молодые люди хотят уже поскорее научиться водить машину, только вот с какого возраста это можно сделать – не знают.

А кто-то в более старшем возрасте хочет умет водить авто, или же ему требуется выехать на своем автомобиле за границу. Вопрос возраста – не последний как в изучении правовых норм, так и в автодорожной практике.

В каких нормативных актах прописано

Изучать автодорожные Правила может даже ребенок в школе. Но вот к изучению этих нормативов уже на практике допускаются не всех гражданские лица.

Так среди законодательных условий для получения этого водительского документа, в пунктах 1 и 2 статьи 26 в законе № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г., отредактированном 13 июля 2018 года, говорится, что экзамены в автошколах ГИБДД могут сдавать все граждане, начиная с совершеннолетия.

Это и молодежь (с 16 лет, но только на определенный вид категории транспорта), и лица более старшего возраста, имеющие медицинскую справку, типовой формы с письменным подтверждением прохождения обучения в автошколе.

Перед тем, как узнать, с какого возраста можно получить водительские права категории С, например, или В, нужно понять, граждане какого возраста признаются совершеннолетними и дееспособными.

Совершеннолетними в России становятся уже в 18 лет. Однако в стране есть возможность получить паспорт уже 14-летнему ребенку, потому как в первый день его 15-летнего рубежа свидетельство о рождении уже не будет действовать, как подтверждающее личность.

В 16 лет лица считаются несовершеннолетними гражданами, а лица, не достигшие 14 лет – малолетними.

Эти нормы прописаны в ст. 21 ГК РФ. Кроме того, есть еще такое понятие, как дееспособность гражданина. И она по закону определяется в возрастном критерии как достижение гражданами 21-летнего возраста. В целом по возрастам и статусу молодежи можно сказать следующее.

Возраст, статус молодежи в России и момент, с которого можно получить удостоверение водителя:

В п. 16 ст. 25 закона № 196-ФЗ, с изменениями, введенными 13.07.2015 г. говорится о международных удостоверениях для водителей, которые либо собираются уезжать за границу, либо приехали из-за границы на своем автомобиле и хотят какое-то время ездить по территории России.

И возрастные требования для получения этого документа такие же как и выраженные в ст. 26 того же закона.

В отношении граждан старшего возраста следует обратить внимание на важный нормативный документ – Приказ Минздрава РФ № 831-н от 28 сентября 2010 г., где устанавливается типовая стандартная справка, которая, в принципе, может выдаваться лицам, имеющим любой возраст.

Со скольки лет можно водить автомобиль в России

За последние несколько лет количество категорий юных граждан, которым дается по закону разрешение проходить обучение на вождение и получать соответствующий документ.

И если еще несколько лет назад семнадцатилетним юношам и девушкам нельзя было даже и думать об учебе в автошколе, то сегодня уже и для них открыты двери.

А шестнадцатилетние граждане России могут уже начинать пробовать ездить на двухколесном средстве передвижения, чтобы набираться опыта поведения законопослушного гражданина на мотоцикле.

В будущем таким лицам будет намного легче ориентироваться в Правилах дорожного движения и ситуациях на дорогах, когда они пересядут на легковой автомобиль.

Можно ли поменять водительское удостоверение раньше срока, читайте здесь.

По категориям

В целом получить право только учиться в автошколе, или учиться, а затем ездить на машине с водительским удостоверением, распространяется на следующие категории граждан:

  1. Те, у которых имеется допуск врачебной комиссии водить автомобиль (справка формы № 038/У).
  2. Обучавшиеся в автошколе водители и имеющие на руках специальный документ, подтверждающий это обучение;
  3. Лица, находящиеся в возрасте:
    • 16 лет – имеют право учиться для получения категорий «М» и «А1» (легкие мотоциклы);
    • 17 лет – могут уже заниматься в автошколе, чтобы открыть категорию «В» и «С» (с правом получения удостоверения, разрешающего водить автотранспорт, по достижении 18 лет);
    • 18 лет – чтобы иметь категории «А», «В», «С», а также еще и подкатегории «В1», «С1» (мотоциклы, легковые автомобили);
    • 21 год – кроме вышеобозначенных категорий в этом возрасте граждане имеют возможность обучиться и получить права на управление автотранспортными средствами в категориях – «D», «Tm», «Tb», «D1» (автомобили, микроавтобусы и автобусы военного или пассажирского назначения, а также – трамваи и троллейбусы).

Поэтому все юные лица, которым нужно узнать, с какого возраста можно сдать на права категория b, могут четко себе уяснить, что сегодня в России сдавать экзамены учреждении ГИБДД можно с 17 лет по месту жительства.

Но вот получение водительского документа при успешных аттестационных результатах возможно только с 18 лет для вождения автомобиля.

Кроме этого, каждый молодой человек, прежде чем подавать заявление на освоение той или иной категории, должен изучить бланк водительских прав, какие именно там присутствуют категории.

А также осведомиться у сотрудников ГИБДД, какие категории можно открыть в том возрасте, в котором заявитель пребывает сейчас.

Инвалиды вообще должны проходить обучение в специализированных школах, потому как занятиях для них проводятся с учетом специфики их физических ограничений.

Если поблизости от места проживания гражданина такой школы нет, тогда законодательными нормами разрешается посещать теоретическую часть уроков в общем порядке в обычной автошколе.

А уже навыки вождения на автомобиле, оборудованном специально для таких водителей, можно отработать с частным инструктором.

Обычно такие инструкторы вождения авто специализируются на обучении водителей с ограниченными физическими возможностями, поэтому они знают, как правильно им преподать все уроки.

В отношении возрастного ограничения граждан-инвалидов, то они все подпадают под общие правила с одной особенностью.

Если наблюдаются какие-то отклонения молодых инвалидов, в функционировании их опорно-двигательного аппарата или сбои в нервной системе, тогда врач может отказать в праве вождения автомобилем.

Бывает так, что медицинская комиссия может просто отложить обучение в автошколе, чтобы все функции растущего организма молодого юноши или девушки с физическими ограничениями могли войти в норму.

Тогда возраст, с которого такой гражданин может начать учиться управлять авто, несколько отодвигается и меняется по сравнению с общими правилами.

Все это должно подтверждаться справкой врачебной комиссии, а также такому водителю следует помнить, что ему придется проходить медобследование каждый год.

Другие виды транспорта

Как уже отмечалось, получить допуск к управлению легким двухколесным мотоциклом можно уже с шестнадцатилетнего возраста.

Любителям мопедов, мотороллеров, которые задумываются, с какого возраста можно получить водительские права на скутер, будет приятно узнать, что уже в 16 лет дают разрешение на учебу и вождение этого двухколесного транспорта. Ведь у него совсем небольшой объем двигателя.

Вот только спортивным или тяжелым мотоциклом управлять по праву могут уже восемнадцатилетние граждане, потому как их двигатели гораздо мощнее мопедных. К тому же случаи ДТП с мототранспортом среди молодежи все еще имеют место на дорогах России.

Управление более сложными категориями («Е-В», «Е-CD», «E-C» и др.) – автомобильные средства передвижения с прицепами или троллейбусы, трамваи, автобусы, имеющие сочлененную конструкцию, допускается только при наличии опыта вождения транспорта в категориях «В», «С» и «D» не менее 12 месяцев.

Если же, гражданин хочет выучиться водить кроме легкового автомобиля грузовик (категория «С»), тогда ему следует дождаться 18-летнего возраста.

Те молодые люди, которым уже исполнился двадцать один год и они выбрали для себя военную карьеру – могут сдавать экзамены для получения удостоверения водителя военного транспорта.

Также, только с этого возраста допускается аттестация на получение водительского удостоверения в качестве шофера пассажирского транспорта, с посадочными местами не менее восьми (категории «D» и «D1»).

То же самое относится и к открытию категорий «Tb» и «Tm» – управление троллейбусами и трамваями.

Если кто-то захотел открыть подкатегорию, тогда опыт вождения автотранспортом в основной категории не должен быть менее года.

Для получения международного документа

Получить международный документ, свидетельствующий наличие водительских прав у гражданина, можно только, имея уже на руках водительское удостоверение национального государственного образца.

Без российских прав за границей международное удостоверение не будет считаться действительным. Притом еще при подаче заявки на получение такого документа, всегда одним из пунктов списка документов является гражданский паспорт Российской Федерации.

Поэтому, если выдача международного образца документа для водителя привязана так тесно к национальным водительским правам, тогда и возрастные категории в этом вопросе определяются также по тем же критериям, что и в случае получения национального документа.

До какого возраста можно получить водительские права

Данные исследований, проведенных Центром технологий Allianz (AZT) совместно с европейским организационным Советом в области безопасных дорог, показали, что самая высокая вероятность попасть в аварию на автодороге появляется уже после 75-летнего возраста.

Это говорит о более медленной ориентировке на местности, рассеянном внимании, которое сложно сфокусировать и некоторой мышечной слабости во время волнений.

Еще можно показать ряд медицинских факторов, являющиеся причиной затруднений пожилых водителей во время управления автотранспортом.

Минздрав России, при этом, настаивает на том, чтобы пожилые новички в шоферском деле все-таки проходили обследование не реже 1 раза в год, а не в 3 года, как это было раньше (внесенные изменения в закон о безопасных дорогах в России – закон № 437-ФЗ от 28.12.2013).

Кроме этого, имеются свежие данные страховщиков в России, которые дают несколько противоречивую характеристику – 4% автолюбителей, приобретающих полисы КАСКО, попадают примерно в два раза меньше в ДТП, чем молодежь и лица в среднем возрасте.

Тенденция больше развивается в сторону для затрудненной езды именно больше для пожилых дам, нежели для мужчин.

Даже как доказательство, можно привести случай на трассе «Москва-Ярославль», где 74-летная певица Е.Шаврина попала в аварию. Скорее всего, есть существенная разница между водителями с 70-летним стажем, автомобили которых предлагают сегодня пометить соответствующим знаком – «60+».

И разница между водителями, которые только-только получают водительские права в возрасте, приближенном к 60 годам.

В Приказах министерства здравоохранения нигде не говорится про какое-либо ограничение пожилым людям для приобретения удостоверения водителя.

Единственное, что требуется от них, это после получения этого документ проходить медицинское освидетельствование один раз в год.

Именно в приказах Минздрава указывается возраста – для женщин это 50 лет, а для водителей-мужчин – 55 лет, когда врачи с особой тщательностью проверяют здоровье будущих водителей этих возрастов.

Их могут медики приравнять к гражданам, имеющим некоторые физические ограничения, и в индивидуальном порядке обязать проходить медосмотр чаще, чем более молодые граждане.

Молодой возраст, начиная с 16-ти лет, не помеха для получения удостоверения водителя. Только смотря, какую категорию разрешено по закону в таком возрасте открывать. Период с 16 по 21 год – это время, когда водительское удостоверение будет выдаваться поэтапно – с облегченных категорий транспорта к более сложным.

Поэтому следует тщательно изучить правила выдачи такого документа для того или иного возраста.

Категория на мотоцикл 125 кубов найдёте на странице.

Где оплатить штрафы ГИБДД онлайн по водительскому удостоверению без комиссии, узнайте из информации.

Видео: УПРАВЛЯТЬ СКУТЕРОМ МОЖНО ТОЛЬКО С 16 ЛЕТ