Сухова е а земельное право

Автор: | 05.10.2018

Шпаргалка по земельному праву. Сухова Е.А.

М.: изд-во «Аллель-2000», 2005. — 64 с. (сер. «Полный зачет»)

Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальным преподом. Здесь найдешь все необходимое по Земельному праву, а остальное — дело техники. Ни пуха, ни пера!

Формат: pdf / zip

Скачать / Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования 5
2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и как учебная дисциплина 5
3. История земельного права 5
4. Принципы земельного законодательства 7
5. Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права 7
6. Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах 7
7. Земельная реформа и ее правовое обеспечение 9
8. Понятие и виды земельных правоотношений 9
9. Возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений 9
10. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности 11
11. Источники земельного права: понятие и общая характеристика 11
12. Конституционные основы земельного права России 11
13. Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы как источники земельного права 13
14. Подзаконные нормативные акты как источники земельного права 13
15. Нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления как источники земельного права 13
16. Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ 15
17. Формы права земельной собственности и ее субъекты 15
18. Государственная собственность на землю в РФ: понятие, виды, объекты, субъекты, содержание 15
19. Муниципальная собственность на землю: понятие, объекты, содержание, основание возникновения 17
20. Понятие и содержание права частной собственности на землю. 17
21 . Виды вещных прав на земельные участки 17
22. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком 19
23. Право постоянного бессрочного пользования земельным участком 19
24. Аренда земельных участков 19
25. Безвозмездное срочное пользование земельным участком 21
26. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Виды сервитута 21
27. Основания возникновения прав на земельные участки 21
28. Приватизация земельных участков 23
29. Сделки с земельными участками. Оборот земельных участков 23
30. Документы о правах на земельные участки 23
31 . Правовое регулирование земельных торгов 25
32. Купля-продажа земельных участков 25
33. Ипотека (залог) земельных участков 25
34. Особенности совершения сделок с земельными участками, являющимися общей собственностью. 27
35. Наследование земельных участков 27
36. Ограничения прав на земельные участки 27
37. Прекращения прав на земельные участки. Изъятия земельных участков 29
38. Порядок изъятия и предоставления земельных участков для государственных и муниципальных нужд 29
39. Возмещение убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд 29
40. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства 31
41 . Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей и арендаторов 31
42. Состав земель РФ. Перевод земель из одной категории в другую 31
43. Понятие и общая характеристика государственного управления использованием и охраной земель 33
44. Полномочия РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений 33
45. Органы, осуществляющие государственное управление использованием и охраной земель, и их компетенция 33
46. Основные функции государственного управления использованием и охраной земель 35
47. Землеустройство. Виды землеустройства 35
48. Землеустроительный процесс 35
49. Государственный учет земель 37
50. Понятие и общая характеристика государственного земельного кадастра 37
51. Содержание государственного земельного кадастра . 37
52. Порядок ведения государственного земельного кадастра 39
53. Понятие, задачи и виды мониторинга земель 39
54. Понятие, задачи и содержание охраны земель 39
55. Экономическое стимулирование охраны и рационального использования земель 41
56. Контроль за использованием и охраной земель 41
57. Государственный контроль за использованием и охраной земель 41
58. Права должностных лиц, осуществляющих государственный контроль 43
59. Правовые формы контроля за использованием и охраной земель 43
60. Муниципальный и общественный контроль 43
61. Понятие, общая характеристика и порядок разрешения земельных споров 45
62. Защита и гарантии прав собственности, землевладения, землепользования 45
63. Ответственность за нарушение земельного законодательства: общие положения 45
64. Виды земельных правонарушений 47
65. Виды ответственности 47
66. Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства 47
67. Административная ответственность за нарушения земельного законодательства 49
68. Дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства 49
69. Прекращение права на земельный участок как специальная земельно-правовая ответственность 49
70. Ответственность за порчу земель 51
71. Консервация деградированных и нарушенных земель 51
72. Возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства 51
73. Правовое регулирование платы заземлю 53
74. Земельный налог 53
75. Нормативная цена земли 53
76. Льготы по взиманию платы за землю 55
77. Оценка земли 55
78. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения 55
79. Правовой режим земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства 57
80. Служебный земельный надел 57
81. Правовой режим земель поселений 57
82. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 59
83. Правовой режим земель лесного фонда 59
84. Правовой режим земель водного фонда 59
85. Правовой режим земель особо охраняемых территорий 61
86. Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов 61
87. Земли природоохранного и рекреационного назначения 61
88. Правовой режим земель запаса 63
89. Правовой режим земель историко-культурного назначения 63
90. Правовой режим земель, предоставленных для использования и разработки недр 63

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Значение земельно-правовой ответственности для обеспечения земельного правопорядка (Сухова Е.А.)

Дата размещения статьи: 25.05.2015

Правопорядок — это порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни, регулируемый правом. Однако, как справедливо утверждал Г.В. Чубуков, «право имеет сложную структуру. Отрасль права как наиболее крупный структурный элемент правовой системы регламентирует и упорядочивает широкую область общественных отношений, связанных между собой известным родством по предмету регулирования. Она придает им устойчивость, упорядоченность, свойственную чертам правового порядка, отражающего особенности регулируемых правом родственных общественных отношений» . В связи с этим ученый совершенно справедливо считал правомерным утверждать о существовании в российском обществе отраслевых видов правопорядка, в том числе земельного.
———————————
Чубуков Г.В. Земельное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: Издательство г-на Тихомирова М.Ю., 2002.

Земельный правопорядок существует тогда, когда все участники земельных правоотношений соблюдают нормы земельного права: беспрепятственно реализуют права и надлежаще исполняют обязанности. Нарушение субъективных прав и невыполнение возложенных законом обязанностей посягают на установленный в обществе и охраняемый законом земельный правопорядок и в конечном счете влекут юридическую ответственность.
В механизме обеспечения земельного правопорядка важную роль играют все виды юридической ответственности, однако особое место, на наш взгляд, занимает ответственность земельно-правовая.
В период развития советского земельного права институт земельно-правовой ответственности регламентировался Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г., содержащими правила принудительного лишения виновного субъекта права пользования земельным участком (см. ст. 50). В этот период было положено начало теоретическим разработкам данного вопроса.
В 90-е годы и вплоть до вступления в действие ныне действующего Земельного кодекса РФ на федеральном уровне рассматриваемый вид ответственности не регулировался. Н.А. Духно, Г.В. Чубуков в этот период отмечали: «В прошлом выдвигалась в научной литературе концепция существования земельно-правовой ответственности как самостоятельной категории права, но она не получила широкого обсуждения в теории и осталась, по существу, забытой» .
———————————
Духно Н.А., Чубуков Г.В. Земельный правопорядок и ответственность: Учеб. пособие. М., 1998. С. 217.

Интерес к проблемам земельно-правовой ответственности возрос с 2001 г., после вступления в силу Земельного кодекса РФ (ст. 54) и гл. 17 Гражданского кодекса РФ (ст. 284 — 287). Согласно названным нормативным правовым актам санкция земельно-правовой ответственности заключается в принудительном прекращении у лица права на земельный участок за совершение отдельных видов земельных правонарушений (ненадлежащее использование). Суть закрепления законодательством данной меры состоит в том, чтобы установить специальную меру воздействия на поведение собственников, землевладельцев и землепользователей в целях обеспечения стабильного и надлежащего земельного правопорядка.
Однако в юридической литературе данный вопрос продолжает оставаться спорным. Так, ряд ученых полагают, что такой вид ответственности, как земельно-правовая, отсутствует. Например, по мнению Н.Н. Аверьяновой, в ст. 45 — 47, 54 Земельного кодекса РФ закреплена не специальная земельно-правовая ответственность, а не что иное, как деликтная имущественная ответственность за земельные правонарушения, предусмотренная нормами земельного законодательства .
———————————
Аверьянова Н.Н. К вопросу о специальной земельно-правовой ответственности // Известия Саратовского университета. Т. 10. Сер. «Экономика. Управление. Право». Вып. 2. 2010. С. 73.

Представители науки административного права высказывают мнение о необходимости закрепления принудительного прекращения прав на землю за ненадлежащее использование в качестве санкции административно-правовой ответственности .
———————————
Амелин Ю.А. Административная ответственность за правонарушения в сфере земельных отношений: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2010.

Следует отметить, что в научной литературе поддерживается также позиция о бесперспективности выделения специальной ответственности в пределах каждой отрасли, объясняемая тем, что категории правонарушения и ответственности носят межотраслевой характер и используются во всех отраслях законодательства . Действительно, в правовой доктрине признаются только традиционные пять видов юридической ответственности. Однако современные правовые реалии все чаще диктуют необходимость более гибкого подхода к классификации, признания исключений из общего правила. Суждение о признании самостоятельности земельно-правовой ответственности (как изъятия из общего правила) основано на том, что в земельном законодательстве уже содержится собственная, присущая только этой отрасли, санкция и особый процессуальный порядок ее применения, что не «перекрывается» другими видами ответственности. В этом смысле разрабатывать новые правовые нормы не нужно, необходимо лишь усовершенствовать существующие.
———————————
Анисимов А.П., Чаркин С.А. Теоретические вопросы земельно-правовой ответственности // Евразийский юридический журнал. 2012. N 51. С. 86 — 90.

Ученые, поддерживающие мнение о самостоятельном характере земельно-правовой ответственности, тем не менее предлагают различные определения ее понятия. Так, К.Х. Ибрагимов под земельно-правовой ответственностью понимает признание обязанности лица, виновного в нарушении земельного законодательства, либо претерпевать соразмерные его правонарушению адекватные лишения личного или имущественного характера, либо совершать общественно полезные поступки . На наш взгляд, данное определение следует признать дискуссионным, поскольку, во-первых, не позволяет понять, чем отличается земельно-правовая ответственность от иных видов ответственности за нарушение земельного законодательства; во-вторых, не отрицая важности поощрительных мер и стимулирования, на современном этапе обязанности совершать общественно полезные поступки именно за совершенное правонарушение в законодательстве пока не предусмотрено.
———————————
Ибрагимов К.Х. Вопросы земельно-правовой ответственности // Журнал российского права. 2006. N 10.

Собственную дефиницию предлагают А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков: «Земельно-правовая ответственность — это принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования либо права пожизненного наследуемого владения земельным участком за совершенные нарушения земельного законодательства (в порядке, предусмотренном ЗК РФ)» . Данное определение земельно-правовой ответственности заслуживает поддержки.
———————————
Анисимов А.П., Рыженков А.Я. Земельная функция современного государства: Монография. М.: Новый индекс, 2012.

В целом большинство специалистов едины во мнении, что вопросы принудительного изъятия земельных участков у землеобладателей в связи с ненадлежащим их использованием урегулированы недостаточно. В 2010 г. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» был дополнен правовыми нормами, дополнительно регулирующими вопросы изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника инициируется в случае неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения органом государственного земельного надзора административного наказания и с истечением срока выданного предупреждения. В случае принятия судом решения о принудительном изъятии земельного участка реализацию такого земельного участка с торгов осуществляет уполномоченный орган субъекта РФ (ст. 6 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Что касается собственника, в этом случае ему будет выплачена начальная цена за вычетом расходов на реализацию земельного участка. Таким образом, в Законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» разрешен вопрос о возмездности прекращения права собственности на земельный участок при совершении земельного правонарушения, поскольку ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Земельном кодексе РФ однозначного ответа на него до сих пор не содержится. До этого момента точки зрения ученых-юристов относительно возмездности/безвозмездности изъятия в данном случае расходились: одни отстаивали безвозмездный характер изъятия , другие признавали такую трактовку незаконной и предлагали включить в земельное законодательство гарантии изъятия у собственника таких земельных участков, в частности правила о возмездности изъятия , что и было осуществлено.
———————————
Елисеева И.А. Юридическая ответственность за порчу земли. Краснодар, 2004. С. 131.
Живихина И.Б., Филиппов П.М. Гражданско-правовые средства защиты интересов собственника при прекращении права собственности // Гражданское право. 2011. N 4. С. 25 — 28.

Однако в такой ситуации возникает вполне обоснованный вопрос относительно неблагоприятных последствий, которые несет собственник, виновный в ненадлежащем использовании земельного участка. Бытует мнение, что возмездность изъятия указывает на желание законодателя отказаться от наложения на виновного санкций, а значит, если правовые нормы не предусматривают неблагоприятных последствий для виновного — они не содержат ответственность. На наш взгляд, вопрос о возмездности прекращения права собственности на земельный участок при совершении земельных правонарушений законодателем не доработан. Предлагается решить его следующим образом: собственнику должна выплачиваться начальная цена за вычетом не только расходов на реализацию земельного участка, но и установленных экспертизой расходов, которые потребуются для восстановления надлежащего состояния земельного участка. Данный вывод объясняется тем, что основная цель земельно-правовой ответственности — изъять земельный участок у «нерадивых» собственников (пресечь бесхозяйственное использование), а также обеспечить его восстановление и дальнейшее рациональное и целевое использование.
Необходимо заметить, что на практике все чаще выдвигается и более радикальное предложение решения данного вопроса: законодательно исключить возможность возврата денежных средств собственникам за изъятые земли .
———————————
Доклад об осуществлении Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан государственного земельного надзора за 2012 год. URL: http://www.to16.rosreestr.ru/kadastr/ goszemkontrol/ gos_zem_kontr/doklad_gzk (дата обращения: 15.04.2013).

Не вызывает сомнения, что процедура привлечения виновных лиц к земельно-правовой ответственности не получила до сих пор широкого распространения. В судебной практике можно найти немного примеров привлечения виновных землепользователей и землевладельцев к земельно-правовой ответственности, но они есть (например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27 ноября 2007 г. N Ф03-А59/07-1/4070 по делу N А59-159/07-С17; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 мая 2008 г. по делу N А28-9165/2007-129/13 и др.) . Исковые требования о прекращении прав на земельные участки судами удовлетворяются при условии наличия оснований и соблюдения досудебного порядка изъятия земельного участка. Факт, что ст. 54 ЗК РФ — «рабочая», неоспорим.
———————————
СПС «КонсультантПлюс».

К.Х. Ибрагимов объясняет низкую эффективность земельно-правовой ответственности на практике «наличием правового нигилизма в сознании граждан и отсутствием особого спроса на земли сельскохозяйственного назначения на большей части территории страны» .
———————————
Ибрагимов К.Х. Указ. соч.

Однако органы, осуществляющие государственный земельный надзор, объясняют данный факт «человеческим фактором», а именно: бездействием органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в принятии мер по прекращению прав на землю. Так, по данным Доклада «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) за 2011 год», в 2011 г. в 77% случаях органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления меры по прекращению прав на землю не были приняты. В связи с чем в целях повышения качества землепользования Росреестр выступил с предложением наделить должностных лиц Росреестра правом обращаться в суд с заявлением о принудительном прекращении полностью или частично права на земельный участок или его часть, что следует поддержать, если виновным лицом выступает собственник земельного участка.
В свою очередь, суды, отказывая в удовлетворении требований о прекращении прав на земельные участки, чаще всего ссылаются на несоблюдение органами государственного земельного надзора предусмотренного ст. 54 Земельного кодекса РФ порядка принудительного прекращения права пользования земельным участком.
Таким образом, низкая эффективность применения на практике земельно-правовой ответственности объясняется как несовершенством законодательства, так и недостатками в деятельности компетентных органов, а в целом недооценкой значения земельно-правовой ответственности для обеспечения земельного правопорядка.
Причина сложившейся проблемы видится в том числе в отсутствии единого мнения об отнесении исследуемой ответственности к разновидности гражданско-правовой либо административно-правовой ответственности либо признании в качестве специальной земельно-правовой. Окончательное разрешение данного вопроса позволит определить ту отрасль законодательства, в которой процедуру принудительного прекращения прав на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования можно будет четко урегулировать. Разбросанность статей в гражданском и земельном законодательстве, как это существует сейчас, не способствует последовательному совершенствованию как порядка привлечения к данному виду ответственности, так и правоприменительной практики. В то время как слабость механизма реализации данного института непосредственно отражается на эффективности использования земельных ресурсов, выступает одним из факторов, снижающих уровень земельного правопорядка в России.
Следует отметить, что аргументом в пользу необходимости регулирования рассматриваемого института исключительно земельно-правовыми нормами, помимо уже высказанных выше соображений, может служить и тот факт, что ни в административном, ни в гражданском законодательстве модернизировать его не планируется. Такой санкции, как принудительное изъятие земельного участка за совершение административного земельного правонарушения, в КоАП РФ не содержится, несмотря на высказываемые в теории предложения. Что касается Гражданского кодекса РФ, то анализ ст. 296.4 — 296.6 проекта Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 27 апреля 2012 г.) , позволяет сделать вывод, что их содержание практически полностью дублирует содержание ныне действующих и не применяемых на практике ст. 284 — 286 ГК РФ. И только в земельном законодательстве предпринимаются попытки совершенствования земельно-правовой ответственности, что следует признать вполне логичным.
———————————
СПС «КонсультантПлюс».

В качестве вывода хотелось бы отметить следующее:
1) земельно-правовая ответственность — специальный вид юридической ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель, имеющий свои особые правовые основания; наступающий в не характерном для других видов ответственности порядке; применяемый особым кругом лиц; предусматривающий «собственные» неблагоприятные последствия, закрепленные в земельном законодательстве. Она не является разновидностью гражданско-правовой ответственности, поскольку предусматривает несвойственные для гражданского права особенности процессуального осуществления; не является видом административно-правовой ответственности, поскольку такой санкции, как прекращение права на земельный участок, в административном законодательстве не предусмотрено;
2) цель земельно-правовой ответственности — укрепление земельного правопорядка посредством лишения прав на земельные участки лиц, осуществляющих нерациональное, бесхозяйственное, ненадлежащее их использование;
3) субъектами земельно-правовой ответственности собственники, на наш взгляд, являться должны, однако изъятие земельных участков у них должно производиться на возмездной основе за вычетом как расходов на их реализацию, так и установленных экспертизой расходов, требуемых для восстановления надлежащего состояния земельных участков;
4) причины низкой эффективности земельно-правовой ответственности заключаются в рассогласованности норм Земельного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ по вопросу ее регулирования; недостатках деятельности органов государственного земельного надзора по установлению оснований и соблюдению досудебного порядка привлечения к земельно-правовой ответственности, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в принятии мер по прекращению прав на земельные участки посредством обращения в суд с соответствующими исковыми заявлениями.
Для решения вышеназванных проблем необходимо исключить из Гражданского кодекса РФ нормы, устанавливающие основания изъятия земельных участков у собственников, и разрешить исчерпывающим образом все вопросы земельно-правовой ответственности в Земельном кодексе РФ.

1. Аверьянова Н.Н. К вопросу о специальной земельно-правовой ответственности // Известия Саратовского университета. Т. 10. Сер. «Экономика. Управление. Право». Вып. 2. 2010.
2. Амелин Ю.А. Административная ответственность за правонарушения в сфере земельных отношений: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2010.
3. Анисимов А.П., Чаркин С.А. Теоретические вопросы земельно-правовой ответственности // Евразийский юридический журнал. 2012. N 51.
4. Анисимов А.П., Рыженков А.Я. Земельная функция современного государства: Монография. М.: Новый индекс, 2012.
5. Духно Н.А., Чубуков Г.В. Земельный правопорядок и ответственность: Учеб. пособие. М., 1998.
6. Елисеева И.А. Юридическая ответственность за порчу земли. Краснодар, 2004.
7. Жевлакович М.С. Институт аренды земельных участков в законодательствах Российской Федерации и государств — членов Европейского союза. М., 2011.
8. Живихина И.Б., Филиппов П.М. Гражданско-правовые средства защиты интересов собственника при прекращении права собственности // Гражданское право. 2011. N 4.
9. Ибрагимов К.Х. Вопросы земельно-правовой ответственности // Журнал российского права. 2006. N 10.
10. Чубуков Г.В. Земельное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: Издательство г-на Тихомирова М.Ю., 2002.

Елена Сухова: Земельное право: Курс лекций: Учебное пособие для вузов

Аннотация к книге «Земельное право: Курс лекций: Учебное пособие для вузов»

Настоящее пособие представляет собой курс лекций по дисциплине «Земельное право» и включает в себя основные, наиболее важные темы земельного права. Настоящее пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом. В конспекте раскрываются понятия земельного права, земельных норм и правоотношений, рассматриваются источники земельного права, право собственности на землю, земельно-правовые сделки и иные вопросы учебного курса.
Настоящее пособие подготовлено для студентов высших учебных заведений.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Земельное право

УДК34 ББК 67.407я73

С91 Шпаргалка по земельному праву: Ответы на экзаменационные билеты. — М.: Аллель-2000, 2005. — 64 с. — (Полный зачет).

Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальным преподом. Здесь найдешь все необходимое по Земельному праву, а остальное — дело техники.

Ни пуха, ни пера!

Сухова Елена Александровна

ШПАРГАЛКА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ

Ответы на экзаменационные билеты

Подписано в печать 15.11.2004. Формат 84х108 1 / 32 . Гарнитура «PragmaticaCondC». Печать офсетная.

Усл. печ. л. 3,36. Тираж 6000 экз. Заказ №1469

Отпечатано в ОАО «Владимирская офсетная типография» 600036, г. Владимир, ул. Благонравова, д.З

По вопросам приобретения обращайтесь в книготорг «Юрайт» Тел.: (095) 744-00-12. E-mail: [email protected], www.urait.ru

Покупайте наши книги:

— в нашем офисе: 105037 Москва, городок им. Баумана, д. 3, корп. 4, стр. 10;

— через службу «Книга-почтой»: 105037 Москва-37, а/я «Книга-почтой»;

— через Интернет-магазин: www.books.urait.ru; e-mail: [email protected]

© ООО «Аллель-2000», 2005

Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Система земельного права. Земельное право как отрасль науки

и как учебная дисциплина

История земельного права

Принципы земельного законодательства

5. Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права

6. Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах

7. Земельная реформа и ее правовое обеспечение

8. Понятие и виды земельных правоотношений

Возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений

10. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

11. Источники земельного права: понятие и общая характеристика

12. Конституционные основы земельного права России

13. Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы как источники земельного права

14. Подзаконные нормативные акты как источники земельного права

15. Нормативные правовые акты субъектов Федерации

и органов местного самоуправления как источники земельного права

16. Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ

17. Формы права земельной собственности и ее субъекты

18. Государственная собственность на землю в РФ: понятие, виды,

объекты, субъекты, содержание

19. Муниципальная собственность на землю: понятие, объекты,

содержание, основание возникновения

20. Понятие и содержание права частной собственности на землю

2 1 . Виды вещных прав на земельные участки

22. Право пожизненного наследуемого владения

23. Право постоянного бессрочного пользования земельным участком

24. Аренда земельных участков

25. Безвозмездное срочное пользование земельным участком

26. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

27. Основания возникновения прав на земельные участки

28. Приватизация земельных участков

29. Сделки с земельными участками. Оборот земельных участков

30. Документы о правах на земельные участки

3 1 . Правовое регулирование земельных торгов

32. Купля-продажа земельных участков

33. Ипотека (залог) земельных участков

34. Особенности совершения сделок с земельными участками,

являющимися общей собственностью

35. Наследование земельных участков

36. Ограничения прав на земельные участки

37. Прекращения прав на земельные участки.

Изъятия земельных участков

38. Порядок изъятия и предоставления земельных участков

для государственных и муниципальных нужд

39. Возмещение убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям

и арендаторам при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд

40. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства

и потерь лесного хозяйства

41 . Права и обязанности собственников земель, землевладельцев,

землепользователей и арендаторов

42. Состав земель РФ. Перевод земель из одной категории в другую

43. Понятие и общая характеристика государственного управления

использованием и охраной земель

44. Полномочия РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления

по регулированию земельных отношений

45. Органы, осуществляющие государственное управление использованием

и охраной земель, и их компетенция

46. Основные функции государственного управления использованием и охраной земель

47. Землеустройство. Виды землеустройства

48. Землеустроительный процесс

49. Государственный учет земель

Понятие и общая характеристика государственного земельного кадастра

51. Содержание государственного земельного кадастра

Порядок ведения государственного земельного кадастра

53. Понятие, задачи и виды мониторинга земель

54. Понятие, задачи и содержание охраны земель

Экономическое стимулирование охраны и рационального использования земель . 41

Контроль за использованием и охраной земель

Государственный контроль за использованием и охраной земель

Права должностных лиц, осуществляющих государственный контроль

Правовые формы контроля за использованием и охраной земель

Муниципальный и общественный контроль

61. Понятие, общая характеристика и порядок разрешения земельных споров

62. Защита и гарантии прав собственности, землевладения, землепользования

Ответственность за нарушение земельного законодательства: общие положения

Виды земельных правонарушений

Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства

Административная ответственность за нарушения земельного законодательства

68. Дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства

Прекращение права на земельный участок

как специальная земельно-правовая ответственность

Ответственность за порчу земель

71. Консервация деградированных и нарушенных земель

72. Возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства

Правовое регулирование платы заземлю

Нормативная цена земли

Льготы по взиманию платы за землю

77. Оценка земли

78. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим земель, предоставленных для ведения крестьянского

Служебный земельный надел

81. Правовой режим земель поселений

82. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны,

безопасности и земель иного специального назначения

83. Правовой режим земель лесного фонда

Правовой режим земель водного фонда

85. Правовой режим земель особо охраняемых территорий

86. Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов

87. Земли природоохранного и рекреационного назначения

88. Правовой режим земель запаса

Правовой режим земель историко-культурного назначения

Правовой режим земель, предоставленных для использования и разработки недр

1 . ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО:

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Земельное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

Земля включает всю территорию, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный порядок — поверхностный слой земной коры в пределах территории ее субъектов, внутренних вод и территориального моря.

Основа земельного права — нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права.

Земельное право — самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

1) собственный предмет правового регулирования;

2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Предмет земельного права — это общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, т. е. земельные правоотношения.

Земельные правоотношения — это общественные отношения/которые складываются между органами влас!и, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Метод правового регулирования — способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования:

1) свойственны только государству в лице его органов;

2) касаются только юридических норм;

3) обеспечиваются государственным принуждением.

2. СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА.

3. ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ НАУКИ

И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Государство во все времена стремилось закрепить

Система земельного права — совокупность право-

в правовых нормах определенные правила пользова-

ния землей, предусматривающие также санкции за их

вых институтов, каждый из которых состоит из группы

нарушение. Начиная с того момента, когда появилась

юридических норм, регулирующих однородные земель-

собственность на землю и само государство как про-

ные отношения, обладающие известным единством.

дукт разложения родового общества в результате ее

Земельное право как отрасль, имеющая свою си-

появления, возникла потребность в регулировании

отношений между собственниками земли, землевла-

1) общую часть, содержащую отправные, общие по-

дельцами, государством и защите их прав вплоть до

ложения, принципы, действие которых распростра-

применения к нарушителю мер ответственности как

няется на все либо большинство регулируемых зе-

разновидности государственного принуждения.

мельным правом отношений, правовые;

2) особенную часть, охватывающую нормы, регулирую-

Основные земельные преобразования России на-

щие отдельные виды земельных отношений.

чались с реформы 1861 г., в результате проведения

Правовыми институтами, составляющими общую

которой произошли следующие изменения в земель-

часть земельного права, являются:

1) институт права собственности на землю;

1) крестьяне вышли из крепостной зависимости;

2) институт иных видов прав на землю;

2) крестьяне получали за определенные повинности

3) институт управления в области землепользования;

в постоянное пользование усадебные земли и зем-

4) институт землеустройства;

ли, необходимые для их быта (при сохранении за

5) институт государственного земельного кадастра;

помещиком права собственности на землю;

6) институт контроля за использованием земли;

3) крестьяне признавались субъектами права соб-

7) институт правовой охраны земель;

8) институт юридической ответственности за наруше-

ственности на землю.

ние земельного законодательства.

Следующая земельная реформа проводилась П. А. Сто-

Правовыми институтами особенной части являют-

лыпиным в 1906 г. Суть проводимой реформы — отмена

ся: группы правовых норм, устанавливающих нали-

выкупных платежей за надельные земли и провозглаше-

чие в государственном земельном фонде отдельных

ние для крестьян — членов общины права свободного

категорий земель и их правовой режим.

выхода из нее с закреплением в собственность участка

Помимо земельного права как отрасли права, выде-

из мирского надела со всеми вытекающими отсюда юри-

ляется земельное право как наука.

дическими последствиями — правом продавать эту зем-

Как отрасль науки земельное право изучает общест-

лю, сдавать ее в аренду и т. д.

венные процессы и проблемы, возникающие в связи

Итоги проведения земельной реформы:

с регулированием земельных отношений.

1) расслоение крестьянства;

Как научная отрасль земельное право призвано:

1) обеспечить повышение эффективности земельно-

2)дифференциация помещичьего и крестьянского

Все это послужило причиной революционных преобразований земельных отношений,, последовавших после Октябрьской революции и кардинальным образом изменивших земельно-правовой строй России.

В 1917 г. в России изменился способ хозяйствования или образования валового национального продукта. Основные земельные преобразования послереволюционного периода сводились:

1 )к отмене частной собственности на землю;

2) к объявлению земли всенародным достоянием, которое впоследствии стало отождествляться с исключительной собственностью на землю государства;

3)к изъятию земли из гражданского оборота и включению ее в чисто административный оборот. Изменилась роль природы в историческом процес-

се. Охрана природы, и земли в частности, в первые годы существования советской власти не рассматривалась как необходимая деятельность, и связано это было прежде всего с достаточно низким культурным уровнем как населения в целом, так и самих органов власти и управления. Однако стремление человека к власти над землей противоестественно сущности человека. Попытка властвовать над землей ведет человека к агрессии, разрушению земли как сущности бытия.

Поэтому земельное право, развиваясь, всегда через свои регулятивные нормы выражает интересы общества в потреблении природных ресурсов, что ведет в свою очередь к закреплению мероприятий по рациональному использованию, охране от загрязнения земельных ресурсов, установлению составов земельных правонарушений и видов ответственности, наступающих за их совершение. Право частной собственности было предусмотрено впервые в 1990 г. в ст. 12 Конституции РСФСР.

2) способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель.

Наука земельного права:

1) выявляет проблемы, противоречия, пробелы и тенденции в регулировании земельных отношений правовыми нормами;

2) высказывает меры по совершенствованию действующего законодательства;

3) разрабатывает научные основы его классификации и систематизации;

4> исследует закономерности развития действующего российского законодательства;

5> исследует земельное законодательство досоветского периода;

6) проводит сравнительный анализ правового регулирования земельных отношений и выявление тенденций развития его в зарубежных странах.

Методы науки земельного права:

1>исторический; 2)сравнительно-правовой; 3) системный; 4)статистический;

5) конкретно-социологический и др.

Земельное право как учебная дисциплина — система знаний, сведений и информации об основных положениях и содержании земельного права, излагаемых в целях подготовки профессиональных кадров. Она может отличаться от системы отрасли земельного права по объему излагаемых сведений исходя из плановых учебных часов.

Учебная дисциплина рассматривает:

1) основные положения общей части земельного права (предмет, метод, система земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, история земельного права и его источники, методологические и теоретические основы земельного права в его становлении и развитии);

2)положения специальной части (законодательные основы и особенности правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах).

Методы земельного права — это способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам.

В юридической литературе различают:

1) метод административно-правового, организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Для ад- министративно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения»;

2) диспозитивный метод. Он определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляет им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов — метод дозволения.

Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.

Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли — смешанный метод, т. е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях — администрирование.

В учебной литературе также выделяются разновидности административно-правового и диспозитивного методов.

4. ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Земельному праву как самостоятельной отрасли права присущи следующие принципы:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека;

4) участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объек-

ты следуют судьбе земельных участков, за исклю-

5. РАЗГРАНИЧЕНИЕ НОРМ ЗЕМЕЛЬНОГО, ГРАЖДАНСКОГО И ИНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права. Разграничение действия норм гражданского, земельного и других отраслей права е части, касающейся регулирования земельных отношений, осуществляется в связи с тем, что земля объективно выступает одновременно в нескольких значениях и, следовательно, объектом различных видов общественных отношений, в том числе земельных и имущественных.

1. Разграничение норм земельного и гражданского законодательства:

1)по предмету правового регулирования: предмет гражданского права — имущественные и личные неимущественные отношения, предмет земельного права — земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Разграничение осуществляется, когда решается вопрос о возможности или невозможности применения к однородным с гражданскими земельными отношениями норм Гражданского кодекса РФ;

2)по методу правового регулирования: отношения по использованию земли в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, земля выступает и как объект властных полномочий. Разграничение осуществляется, когда земельные отношения регулируются в административном порядке и к ним невозможно применение норм Гражданского кодекса РФ;

3) земля является, с одной стороны, объектом окружающей природной среды, а с другой — объектом недвижимости, с которым закон допускает совер-

б. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Среди природных ресурсов приоритет принадлежит земле как территориальному базису всего производства и проживания людей и как невосполнимому и незаменимому элементу сельскохозяйственного производства.

В Республике Болгарии:

1) земля признается основным национальным богатством, которое пользуется особой защитой государства и общества;

2) обрабатываемая земля используется только для сельскохозяйственных целей; изменение ее предназначения допускается в порядке исключения, если доказана необходимость этого, и при условиях и в порядке, определенных законом.

1) закон в целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений налагает обязательства на частную земельную собственность;

2)устанавливает предельные размеры земельной собственности;

3)содействует улучшению земель, преобразованию крупных землевладений;

4) поддерживает мелкую и среднюю собственность.

В целях общественной пользы землю в Италии можно первоначально закрепить законом или же посредством возмездного отчуждения передать государству, объединениям трудящихся или потребителей (ст. 43, 44 Конституции Италии 1947 г.).

Особое внимание уделяется использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения, обороту которых в России посвящен специальный закон, а в других государствах действуют специальные кон-

шать различные сделки. Земля — объект товарного V ституционные нормы.

В Греции в соответствии с определенной особым законом процедурой допускается перераспределение сельскохозяйственных угодий в целях наиболее эффективного использования земли, а также принятие мер для избежания чрезмерной чересполосицы и облегчения реорганизации существующей мелкой земельной собственности.

1) государство принимает необходимые меры, чтобы поддерживать и развивать эффективное культивирование земли, предупреждать ущерб вследствие эрозии и обеспечивать землей малоземельных и безземельных фермеров;

2) законом определяется размер наделов земельной собственности в соответствии с различиями сельскохозяйственных регионов и типами сельскохозяйственных угодий. Обеспечение землей малоземельных или безземельных фермеров не должно вести к сокращению производства или к истощению лесных заповедников и другой земли и подземных ресурсов.

Государство способствует фермерам и животноводам в повышении уровня урожая и увеличении поголовья домашнего скота, в приобретении сельскохозяйственного и иного оборудования с целью предупреждения неправомерного использования и уничтожения сельскохозяйственных угодий, лугов и пастбищ, а также увеличения урожая и производства домашнего скота в соответствии с принципами сельскохозяйственного планирования (ст. 45 Конституции Турции).

Порядок выплат компенсаций за землю, конфискованную с целью проведения земельной реформы, осуществления крупных энергетических и ирригационных проектов, выращивания новых лесов, охраны побережья и развития туризма определяется законом (ст. 46 Конституции Турции).

оборота, поэтому возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно расширяется. Но при эгом необходимо учитывать особенности земельных отношений и требования земельного и иного специального законодательства;

4) правила купли-продажи земли также допускают применение норм гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и аукционов по продаже земли. Однако земельное законодательство устанавливает и ряд запретов, например на продажу и передачу в частную собственность земельных участков, имеющих важное природоохранное назначение, на приобретение иностранными физическими и юридическими лицами участков земель сельскохозяйственного назначения и т. д.

2. Разграничение земельного и административного законодательства. Нормы административного права применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения (например, самовольное занятие земли).

Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля — важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с ней природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов.

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

7) платность использования земли;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований;

К) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11)сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которым регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Приведенный перечень принципов земельного права не является исчерпывающим и может быть дополнен.

7. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА

И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Осуществление земельной реформы в РФ началось в 1990 г.

Земельная реформа — это коренное изменение того земельного строя, который существовал до 1990 г. з бывшем Союзе ССР и России и основывался на исключительной собственности государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г.

Цель и суть земельной реформы заключались в следующих основных направлениях:

1) переход от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению);

2) приватизация земель;

3) децентрализация права собственности на землю; 4> обеспечение рационального использования земли.

Достичь поставленных целей предполагалось путем перераспределения земельных участков, введения множества форм их использования и форм хозяйствования.

Основным нормативным актом, регулирующим проведение земельной реформы, был Закон РСФСР «О земельной реформе», вступивший в силу с 1.01.1991 г. В ст. 16 вышеназванного Закона определялись этапы проведения земельной реформы.

На I этапе осуществлялась инвентаризация земельных участков, при проведении которой уточнялись границы используемых земель и выявлялись неиспользуемые земли.

На II этапе предполагалось произвести переоформление прав на землю. Для выполнения этих мероприятий был. установлен ерск 2 года. Устанавливалась гакже ответственность за нарушение сроков,

а именно: пицз, не переоформившие право на землю

в течение 2 лет, утрачивали его.

8. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Земельные правоотношения — это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Особенности земельных правоотношений:

1) особое содержание и предмет;

2) особый субъектный состав;

3) значительное число видов.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах.

Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др.

Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 Земельного кодекса).

Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:

1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;

2) субъекты права, т. е. участники земельных отношений;

3) объект права — индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения:

9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ

Земельные правоотношения необходимо воспринимать не только в статике, но и в динамике.

Основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Возникновение земельных правоотношений: Основания приобретения прав на земельные участ-

1) договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему;

2) акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю;

3) судебное решение;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданскоправовых последствий. Например: при купле-про-

даже земельного участка юридическим фактом, порождающим отношения продавца и покупателя, служит договор о совершении этой сделки.

Основанием возникновения иных прав на землю, на V основании которых лица — не собственники вправе