Ст1413 коап ч4

Автор: | 27.02.2019

Статья 1439 ГК РФ. Порядок государственной регистрации селекционного достижения и выдача патента

1. При соответствии селекционного достижения критериям охраноспособности (пункт 2 статьи 1413) и при соответствии наименования селекционного достижения требованиям статьи 1419 настоящего Кодекса федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям принимает решение о выдаче патента на селекционное достижение, а также составляет описание селекционного достижения и вносит селекционное достижение в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений.

2. В Государственный реестр охраняемых селекционных достижений вносятся следующие сведения:

1) род, вид растения, животного;

2) наименование сорта растений, породы животных;

3) дата государственной регистрации селекционного достижения и регистрационный номер;

4) имя или наименование патентообладателя и его место жительства или место нахождения;

5) имя автора селекционного достижения и его место жительства;

6) описание селекционного достижения;

7) факт передачи патента на селекционное достижение другому лицу с указанием его имени или наименования, места жительства или места нахождения;

8) сведения о заключенных лицензионных договорах;

9) дата окончания действия патента на селекционное достижение с указанием причины.

2.1. По заявлению правообладателя федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям вносит изменения, относящиеся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе селекционного достижения, в том числе к наименованию или имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора селекционного достижения, адресу для переписки, а также изменения для исправления очевидных и технических ошибок в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений и в патент на селекционное достижение.

3. Патент на селекционное достижение выдается заявителю. Если в заявлении на выдачу патента указано несколько заявителей, патент выдается заявителю, указанному в заявлении первым, и используется заявителями совместно по соглашению между ними.

Комментарии к ст. 1439 ГК РФ

1. В комментируемой статье регламентируется пятый, завершающий этап получения патента на селекционное достижение — государственная регистрация селекционного достижения и выдача патента. Нормы комментируемой статьи с незначительными редакционными уточнениями воспроизводят положения ч. 4 ст. 10, ст. 11 и ч. 1 ст. 12 Закона о селекционных достижениях.

Часть перечисленных в п. 1 комментируемой статьи действий относится к предыдущему этапу — испытаниям селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, осуществляется непосредственно перед государственной регистраций селекционного достижения и следующей за ней выдачей патента на это достижение. Речь идет о составлении федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям описания селекционного достижения, которое в соответствии с п. 3 Регламента 1997 г. является основанием для принятия решения о выдаче патента, которое, в свою очередь, предшествует государственной регистрации. Очевидно, именно поэтому нормы, аналогичные правилам п. 1 комментируемой статьи, содержались ранее в ч. 4 ст. 10 Закона о селекционных достижениях, посвященной испытаниям селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность.

В соответствии с п. 6 Регламента 1997 г. данные о внесении селекционного достижения в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений и о выдаче патента подлежат опубликованию в «Официальном бюллетене».

2. Не вполне уместно отдельное упоминание в п. 1 комментируемой статьи «соответствия наименования селекционного достижения» требованиям закона наряду с другими критериями охраноспособности. При безусловной правомерности отнесения условия о надлежащем наименовании селекционного достижения к условиям его охраноспособности (п. 2 ст. 5 Женевской конвенции) его отдельное упоминание может быть расценено как введение еще одной, самостоятельной, экспертизы, предшествующей принятию решения о выдаче патента. Так А.П. Сергеев, основываясь на тексте ч. 4 ст. 10 Закона о селекционных достижениях, аналогичной п. 1 комментируемой статьи, относит проверку наименования селекционного достижения ко времени проведения испытаний на отличимость, однородность и стабильность . Е.Л. Минина, комментируя рассматриваемую норму, вообще относит эти действия к периоду государственной регистрации селекционного достижения . На практике, однако, соответствие предложенного наименования установленным законом требованиям проверяется федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям в ходе проведения предварительной экспертизы (см. п. 3.2 действующего в настоящее время Порядка приема заявки на выдачу патента на селекционное достижение, утвержденного Госкомиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений 29.03.2005 N 26-12-03/14).

См.: Сергеев А.П. Указ. соч. С. 713.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Ч. 4. М., 2007. С. 570.

С учетом изложенного упоминание в п. 1 комментируемой статьи о необходимости соответствия наименования селекционного достижения установленным требованиям следует рассматривать в качестве нормативного закрепления в отечественном законодательстве приведенного выше п. 2 ст. 5 Женевской конвенции и, соответственно, необходимого дополнения к правилам п. 1 ст. 1413 ГК, в которых наименование селекционного достижения вообще не упоминается.

3. За выдачу патента и регистрацию селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений установлена патентная пошлина (код 1.4.0) в размере 0,5 минимального размера оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется в течение двух месяцев после получения заявителем решения о выдаче патента, но не позднее 6 месяцев по истечении указанного 2-месячного срока. В последнем случае размер пошлины увеличивается на 50%.

В приведенной норме Положения о патентных пошлинах на селекционные достижения устанавливается, что пошлина может быть уплачена в течение 8 месяцев после получения заявителем решения о выдаче патента. Однако вопрос о последствиях неуплаты пошлины до истечения этого предельного срока остается открытым. Вполне естественным и справедливым в этом случае представляется решение аналогичной коллизии для случая государственной регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца: в соответствии с п. 2 ст. 1393 ГК, если заявителем не представлен в установленном порядке документ, подтверждающий уплату патентной пошлины, регистрация и выдача патента не осуществляются, а соответствующая заявка признается отозванной. В Положении следует либо опустить упоминание о предельном сроке для уплаты пошлины, либо дополнить это упоминание оговоркой, аналогичной приведенному правилу п. 2 ст. 1393 ГК.

В соответствии с п. 6 Регламента 1997 г. выдача патента на селекционное достижение производится после поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям документа, подтверждающего уплату пошлины (код 1.4.0). Патент выдается заявителю (п. 3 комментируемой статьи).

4. В пункте 2 комментируемой статьи содержится исчерпывающий перечень сведений, которые вносятся в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений. Этот перечень претерпел несущественные редакционные уточнения по сравнению с перечнем, содержавшимся ранее в ст. 11 Закона о селекционных достижениях, и дополнен указанием на необходимость включения в реестр описания селекционного достижения. Такое решение призвано способствовать обеспечению доступа заинтересованных лиц к описанию селекционного достижения, в котором содержится заключение о его отличимости от общеизвестных селекционных достижений, однородности и стабильности (п. 3 Регламента 1997 г.), т.е. совокупность существенных признаков селекционного достижения, являющихся основанием для представления ему гражданско-правовой охраны (п. 2 ст. 1415 ГК).

Трудно признать удачной формулировку подп. 8 п. 2 комментируемой статьи, которая, в отличие от ранее действовавшей — «данные об исключительных, открытых и принудительных лицензиях», — не позволяет заинтересованным лицам получить из Государственного реестра информацию по крайней мере о принудительных лицензиях, которые предоставляются на основании решения суда и не предполагают заключение соответствующего лицензионного договора (п. 1 ст. 1423 ГК), хотя при этом Кодекс обязывает федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям осуществить государственную регистрацию принудительной лицензии (п. 2 ст. 1423 ГК). Следовательно, подп. 8 п. 2 комментируемой статьи во избежание практических трудностей и коллизий следует толковать расширительно с учетом сложившейся в период действия Закона о селекционных достижениях практики.

Напротив, с учетом изменения терминологии изменилось содержание подп. 7 п. 2 комментируемой статьи, дословно воспроизводящего аналогичную формулировку ст. 11 Закона о селекционных достижениях. Пока в указанном Законе словам о «передаче патента» не соответствовал какой-нибудь определенный институт, под эти слова могли подпадать несколько оснований такой «передачи», и в государственном реестре могли получить отражение случаи уступки патента (хотя и не предусмотренной Законом, но вполне признаваемой доктриной гражданского права ), перехода патента по наследству, обращения взыскания на исключительное право патентообладателя. С введением в Кодексе легального определения отчуждения патента (п. 1 ст. 1234, ст. 1426 ГК), которое раскрывается как раз через понятие передачи прав, подп. 7 п. 2 комментируемой статьи охватывается только одно из допускавшихся при ранее действовавших формулировках оснований передачи патента, а именно договор об отчуждении патента.

См: Калятин В.О. Указ. соч. С. 313.

С учетом содержащегося в п. 2 комментируемой статьи перечня сведений, подлежащих включению в Государственный реестр (отличающегося от ранее действовавшего законодательства, как уже отмечалось, только описанием селекционного достижения), представляет интерес его сопоставление с содержанием Государственного реестра охраняемых селекционных достижений, электронная версия которого размещена на официальном сайте Госкомиссии (www.gossort.com/reestr). По состоянию на 12 марта 2007 г. в этом реестре отсутствовала графа для внесения рассматривавшегося выше «факта передачи патента на селекционное достижение другому лицу». В то же время в реестре содержатся такие отсутствующие в Законе (и комментируемой статье) данные, как код (идентификатор) сорта, номер заявки и дата приоритета.

5. В соответствии с п. 1 ст. 1415 ГК патент на селекционное достижение удостоверяет приоритет селекционного достижения, авторство и исключительное право на селекционное достижение. Следовательно, эти данные должны быть указаны в патенте.

Патент оформляется в единственном экземпляре и при наличии нескольких заявителей в соответствии с п. 3 комментируемой статьи выдается заявителю, который указан первым в заявлении о выдаче патента, входящем в число документов заявки на выдачу патента (подп. 1 п. 2 ст. 1433 ГК). При этом с точки зрения предусмотренных Кодексом правомочий по осуществлению исключительного права патентообладателем должно считаться каждое из лиц, исключительное право которого удостоверено патентом.

В пункте 3 комментируемой статьи не вполне точно при определении последствий выдачи патента при множественности обладателей исключительного права на селекционное достижение говорится об «использовании патента». Ни в Кодексе, ни в ранее действовавшем Законе о селекционных достижениях не предусматривается самостоятельное «право использования» патента как такового. Речь должна идти об использовании собственно селекционного достижения, составляющем основное содержание соответствующего исключительного права (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1421 ГК). Таким образом, в части указания о «совместном использовании» комментируемая норма отсылает к общим нормам Кодекса, определяющим условия совместного использования несколькими лицами результата интеллектуальной деятельности.

Следовательно, в случае, когда исключительное право на селекционное достижение принадлежит нескольким патентообладателям совместно, каждый из них может использовать селекционное достижение по своему усмотрению, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними (п. 3 ст. 1229 ГК, п. 2 ст. 1411 ГК). Доходы от совместного использования селекционного достижения распределяются между всеми патентообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное (п. 3 ст. 1229 ГК, п. 3 ст. 1411 ГК). Распоряжение исключительным правом на селекционное достижение осуществляется правообладателями совместно (п. 3 ст. 1229, п. 3 ст. 1411 ГК).

6. В пункте 3 комментируемой статьи отсутствует содержавшееся ранее в ч. 2 ст. 12 Закона о селекционных достижениях положение о возможности в случае утери или повреждения патента выдачи его дубликата, которая, кроме того, обусловливалась уплатой соответствующей патентной пошлины. Невключение указанной нормы, имеющей преимущественно технический, вспомогательный характер, в Кодекс не означает, однако, ни лишение патентообладателя права на получение дубликата патента, ни тем более освобождение его от уплаты патентной пошлины.

Поскольку из абз. 2 п. 2 ст. 1249 ГК вытекает, что применительно к селекционным достижениям перечень юридически значимых действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, устанавливается Правительством Российской Федерации, нет оснований сомневаться в сохранении нормативной силы содержащегося в Положении о патентных пошлинах на селекционные достижения указания о том, что за выдачу дубликата патента подлежит уплате патентная пошлина (код 1.4.2) в размере 2,0 минимальных размеров оплаты труда. Документ об уплате этой пошлины представляется вместе с ходатайством о выдаче дубликата патента.

Телефонная консультация 8 800 505-92-65

795 ответов от юристов и адвокатов

Федеральный закон от 05.12.2017 N 385-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14.27 и 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Усилена административная ответственность за нарушения законодательства РФ при проведении лотерей

Так, установлена административная ответственность за проведение лотереи без заключения контракта с организатором лотереи на ее проведение, после истечения установленного срока проведения лотереи и за распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных .

Усилена административная ответственность за нарушения законодательства РФ при проведении лотерей

Так, установлена административная ответственность за проведение лотереи без заключения контракта с организатором лотереи на ее проведение, после истечения установленного срока проведения лотереи и за распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов или прием лотерейных ставок среди участников лотереи без заключения договора в соответствии с законодательством о лотереях.

За совершение данных правонарушений, а также за проведение лотереи без решения Правительства РФ о ее проведении предусмотрена ответственность в виде штрафа для граждан от 3000 до 4000 рублей, для должностных лиц — от 15 тысяч до 20 тысяч рублей, для юрлиц — от 250 тысяч до 350 тысяч рублей. При этом будет осуществляться конфискация орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы. Конфискованное игровое оборудование, которое использовалось при незаконных организации или проведении азартных игр, а также орудия совершения административного правонарушения будут подлежать уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ.

Кроме того, Федеральным законом уточнено, что конфискованные товары легкой промышленности по перечню, установленному Правительством РФ, будут уничтожаться в порядке, также определенном Правительством РФ, но без решения суда.Источник: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/51719.html#utm_campaign=9111_hotdocs&utm_source=9111&utm_medium=rss

Проект Федерального закона N 276410-7 «О признании утратившим силу примечания 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Из КоАП РФ предлагается исключить избыточную норму об исключении административной ответственности за нарушение резидентом обязанности по репатриации валютной выручки

Законопроектом исключается примечание 4 к статье 15.25 КоАП РФ. Согласно ему административная ответственность за невыполнение резидентом обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты .

Из КоАП РФ предлагается исключить избыточную норму об исключении административной ответственности за нарушение резидентом обязанности по репатриации валютной выручки

Законопроектом исключается примечание 4 к статье 15.25 КоАП РФ. Согласно ему административная ответственность за невыполнение резидентом обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные работы, оказанные услуги (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ), не применяется к лицам, обеспечившим получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом «О банке развития» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских или политических рисков, при условии что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

Аналогичным положением, содержащимся в части 4 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», предусматривается, что в соответствующем случае резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки и в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, примечание 4 к статье 15.25 КоАП РФ является избыточной нормой и предлагается к исключению.Источник: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/51046.html#utm_campaign=9111_hotdocs&utm_source=9111&utm_medium=rss

Проект Федерального закона N 261235-7 «О внесении изменений в статьи 24.7 и 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Издержки по делам об административных правонарушениях, совершенных индивидуальными предпринимателями, предлагается перенести на их счет, за исключением сумм, выплаченных переводчику

В настоящее время все издержки по делам об административных правонарушениях, совершенных индивидуальными предпринимателями, а также другими физическими лицами, покрываются за счет федерального бюджета и бюджетов .

Издержки по делам об административных правонарушениях, совершенных индивидуальными предпринимателями, предлагается перенести на их счет, за исключением сумм, выплаченных переводчику

В настоящее время все издержки по делам об административных правонарушениях, совершенных индивидуальными предпринимателями, а также другими физическими лицами, покрываются за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Законопроектом предусматривается, что ИП будут покрывать издержки в таком же порядке, как юридические лица, совершившие правонарушения, а суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дел об административных правонарушениях, совершенных юрлицами и ИП, будут относиться на счет бюджетов.

Напомним, что издержки по делам об административных правонарушениях состоят не только из сумм, выплачиваемых переводчику, но и в том числе из сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, а также из сумм, израсходованных на демонтаж, хранение, перевозку и исследование вещественных доказательств.

В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении юрлица или ИП по реабилитирующим основаниям издержки по делу будут относиться также на счет бюджетов.

Статья 14.13. Неправомерные действия при банкротстве

1. Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере или месте нахождения или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества либо сокрытие, уничтожение или фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица либо индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства юридического лица либо признаков неплатежеспособности индивидуального предпринимателя или гражданина и не содержат уголовно наказуемых деяний, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

2. Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника — юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) либо индивидуальным предпринимателем или гражданином заведомо в ущерб другим кредиторам либо принятие такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

4. Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему, конкурсному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего, конкурсного управляющего и руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

4.1. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, либо сокрытие документов и иных носителей информации, совершенные в отношении представителей Банка России или государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в связи с осуществлением ими полномочий при проведении анализа финансового положения банка в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

5. Неисполнение руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица либо индивидуального предпринимателя, гражданина банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет.

6. Неисполнение руководителем юридического лица в установленный законодательством о несостоятельности (банкротстве) срок обязанности по направлению собственнику имущества должника — унитарного предприятия, а также лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), сведений о наличии признаков банкротства, равно как и копии заявления должника при подаче его в арбитражный суд, отзыва должника на заявление о признании должника банкротом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет.

7. Незаконное воспрепятствование индивидуальным предпринимателем или гражданином деятельности арбитражного управляющего, утвержденного арбитражным судом в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя или гражданина, включая уклонение или отказ от предоставления информации в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), передачи арбитражному управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет.

Комментарий к статье 14.13

1. Объектом правонарушения по ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ является правомерное осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения предусматривает различные предметы (материальные объекты, путем неправомерного воздействия на которые осуществляется посягательство на охраняемые законом права и интересы) и способы правонарушения.

Предмет правонарушения по ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ — имущество, имущественные права и обязанности, сведения о них, учетные документы должника, как они определены согласно нормам ГК РФ и законодательства о бухгалтерском учете.

Способ правонарушения — совершение хотя бы одного из следующих общественно опасных деяний:

— сокрытие имущества должника, его имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений о таких предметах правонарушения;

— передача имущества должника во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества;

— сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При этом перечисленные деяния должны быть совершены не сами по себе, а при наличии признаков, определенных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ:

— банкротства юридического лица;

— неплатежеспособности индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ («Признаки банкротства юридического лица»), если иное не установлено этим Законом, «юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены». Таким образом, признаком банкротства юридического лица является просрочка исполнения требований кредиторов и (или) исполнения обязанностей по уплате обязательных платежей, превысившая три месяца от даты надлежащего исполнения.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

— размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением следующих обязательств:

перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

по выплате компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;

перед учредителями (участниками) должника, вытекающие из такого участия;

— размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника:

— подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени);

— проценты за просрочку платежа;

— убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства;

— иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Признаки неплатежеспособности гражданина указаны в п. 3 ст. 213.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Если не доказано иное, гражданин предполагается неплатежеспособным при условии, что имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

— гражданин прекратил расчеты с кредиторами, т.е. перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил;

— более чем 10% совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены;

— размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования;

— наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от деятельности гражданина и погашения задолженности перед ним, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, гражданин не может быть признан неплатежеспособным.

В силу ст. 214.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ к отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, применяются правила, установленные § 1.1 гл. X этого Закона. Следовательно, к отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, применимы приведенные выше по тексту положения п. 3 ст. 213.6 указанного Закона — признаки неплатежеспособности индивидуального предпринимателя и гражданина аналогичны.

Таким образом, для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ обязательно совершение деяний в обстановке признаков банкротства юридического лица, неплатежеспособности гражданина и индивидуального предпринимателя, предусмотренных Законом, но необязательно после подачи заявления о признании должника банкротом, в обстановке судебного разбирательства и связанных процедур по делу о банкротстве.

Для привлечения виновного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ материальный ущерб от деяния должен быть меньше суммы, предусмотренной для привлечения к уголовной ответственности.

Субъект правонарушения по ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ:

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет;

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, несущее ответственность как должностное лицо.

2. Объектом правонарушения по ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ является правомерное осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения заключается в:

— неправомерном удовлетворении имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника — юридического лица, если такое деяние совершалось виновным лицом при осознании причинения ущерба другим кредиторам. Так, например, может быть нарушена очередность удовлетворения требований кредиторов, увеличен размер выплат в пользу ряда кредиторов в ущерб другим;

— принятии удовлетворения имущественных требований за счет имущества должника — юридического лица кредиторами, знающими о нарушениях должника и ущербе другим кредиторам.

Правомерные условия и порядок удовлетворения имущественных требований кредиторов установлены ГК РФ и (или) Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Деяние должно быть совершено в обстановке наличия признаков банкротства, определяемых Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Согласно ст. 3 указанного Закона, если иное не установлено этим Законом, «юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены». Статьей 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ предусмотрены состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей для определения наличия признаков банкротства должника.

Для привлечения виновного лица к административной ответственности материальный ущерб от деяния должен быть меньше суммы, предусмотренной для привлечения к уголовной ответственности.

Субъект правонарушения по ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ:

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет;

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которое является:

руководителем юридического лица — единоличным исполнительным органом юридического лица или руководителем коллегиального исполнительного органа, а также иным лицом, осуществляющим в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

учредителем (участником) юридического лица;

3. Объектом правонарушения по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ является правомерное осуществление предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации.

Объективная сторона заключается в неисполнении обязанностей, возложенных законодательством о несостоятельности (банкротстве) на арбитражных управляющих, реестродержателей, организаторов торгов, операторов электронной площадки, руководителей временной администрации финансовой организации.

Арбитражный управляющий (финансовый управляющий, временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) — гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

В своей работе арбитражный управляющий должен исполнять обязанности, возложенные на него:

— Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ;

— федеральными стандартами профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральными стандартами деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, соответствующими Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Названные стандарты разрабатываются национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утверждаются Минэкономразвития России и являются обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. К таким стандартам относятся:

Федеральный стандарт деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих «Требования к организации повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 26.12.2013 N 786;

Федеральный стандарт профессиональной деятельности арбитражных управляющих «Правила ведения Реестра требований о передаче жилых помещений», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20.02.2012 N 72;

Федеральный стандарт профессиональной деятельности арбитражных управляющих «Требования саморегулируемой организации арбитражных управляющих к арбитражному управляющему по исполнению им обязанности заключить договор обязательного страхования ответственности», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 12.03.2011 N 102.

Кроме этого, ст. 20.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ предусмотрены требования к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве. В случае если в соответствии с указанным Законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для руководителя такого должника; по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для руководителя такого должника.

Согласно ст. 16 названного Закона реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель.

Реестродержатель для целей Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ — это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг в соответствии с федеральными стандартами, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов.

Статьей 8 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» предусмотрено, что деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. Договор на ведение реестра заключается исключительно юридическим лицом.

Реестродержатель должен соблюдать:

— Общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.07.2004 N 345;

— Типовую форму реестра требований кредиторов, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 233.

Привлекаемый арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника реестродержатель должен быть аккредитован саморегулируемой организацией и не может быть заинтересованным лицом по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам (круг заинтересованных лиц определен ст. 19 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

В случае если ведение реестра требований кредиторов передано реестродержателю, арбитражный управляющий не несет ответственность за правильность ведения реестра требований кредиторов и не отвечает за совершение реестродержателем иных действий (бездействие), которые причиняют или могут причинить ущерб должнику и его кредиторам.

Организатором торгов может выступать арбитражный управляющий или специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет должника.

Привлекаемый арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника организатор торгов должен быть аккредитован саморегулируемой организацией и не может быть заинтересованным лицом по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам.

Оператор электронной площадки — любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые проводят торги в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ и являются членами саморегулируемой организации операторов электронных площадок (п. 20 ст. 110 указанного Закона).

Привлекаемый арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника оператор электронной площадки не может быть заинтересованным лицом по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам.

Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54 утверждены:

— Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

— Требования к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

— Порядок подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным требованиям к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Приказом Минэкономразвития России от 26.12.2013 N 785 утвержден Федеральный стандарт деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих «Требования к аккредитации саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих операторов электронных площадок, обеспечивающих проведение торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве».

Руководитель временной администрации финансовой организации — утвержденный Банком России арбитражный управляющий, соответствующий требованиям, установленным ст. 183.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ («Требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве финансовой организации»).

Согласно ст. 183.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ под временной администрацией финансовой организации понимается специальный временный орган управления финансовой организации, назначенный органом, который осуществляет контрольные функции в отношении финансовых организаций (Банк России).

Целями назначения временной администрации являются восстановление платежеспособности финансовой организации и (или) обеспечение сохранности имущества финансовой организации.

Неисполнение обязанностей может выражаться в:

— действиях — исполнение обязанностей не в полном объеме, нарушение нормативных процедур, сроков в работе;

— бездействии — воздержании от исполнения положенного (например, невнесение данных в реестр).

Вместе с этим для привлечения виновного лица к административной ответственности действия (бездействие) не могут содержать уголовно наказуемого деяния.

Субъекты правонарушения по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ — как физические, так и юридические лица, прямо упомянутые в диспозиции нормы.

4. Объектом правонарушения по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ является правомерное осуществление предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения заключается в незаконном причинении препятствий деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего и временной администрации финансовой организации.

Обстановка совершения правонарушения — в ходе дела о банкротстве, когда руководство юридическим лицом осуществляется соответственно арбитражным управляющим, конкурсным управляющим и руководителем временной администрации финансовой организации.

Арбитражный управляющий — гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ полномочий, или Агентство по страхованию вкладов, осуществляющее указанные полномочия в случаях, установленных названным Законом.

Руководитель временной администрации финансовой организации — утвержденный Банком России арбитражный управляющий, соответствующий требованиям, установленным ст. 183.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Перечень способов и предметов правонарушения сформулирован как открытый. Приведенные законодателем способы совершения деяния — несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи таких предметов, как сведения и (или) документы, необходимые для исполнения обязанностей лицами, на которых возложено руководство юридическим лицом в деле о банкротстве, и (или) имущество, принадлежащее юридическому лицу.

Для привлечения виновного лица к административной ответственности действия (бездействие) не могут содержать уголовно наказуемого деяния.

Субъект правонарушения по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, несущее ответственность как должностное лицо.

5. Объект правонарушения по ч. 4.1 ст. 14.13 КоАП РФ — правомерное осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Объективная сторона заключается в таких действиях (бездействии), совершенных в отношении уполномоченных представителей Банка России или государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», как несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи сведений и (или) документов и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу, сокрытие документов и иных носителей информации.

Обстановка совершения деяния — в случае, когда осуществляются полномочия Банка России или Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» при проведении анализа финансового положения банка.

Субъект правонарушения по ч. 4.1 ст. 14.13 КоАП РФ — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, несущее ответственность как должностное лицо.

6. Объект правонарушения по ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ — правомерное осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения заключается в неисполнении законной обязанности должника по подаче в арбитражный суд в установленный законом срок заявления о признании банкротом:

— руководителем юридического лица — в отношении юридического лица;

— индивидуальным предпринимателем — в отношении себя;

— гражданином — в отношении себя.

В соответствии со ст. 223 АПК РФ и ст. 33 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица или по месту жительства гражданина.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:

— удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

— органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

— органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

— обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

— должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества. Недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника. Неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное;

— имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством;

Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

В случае если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение 10 дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.

Согласно ст. ст. 213.4, 214 и 214.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ гражданин (в том числе индивидуальный предприниматель) обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем 500 тыс. руб., не позднее 30 рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.

Положения ст. 213.4 указанного Закона не применяются к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) крестьянских (фермерских) хозяйств. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, по общему правилу применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц (ст. 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Субъект правонарушения по ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ:

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет;

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которое является:

руководителем юридического лица;

7. Объектом правонарушения по ч. 6 ст. 14.13 КоАП РФ является правомерное осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Объективная сторона заключается в неисполнении в положенный срок обязанности по направлению собственнику имущества должника — унитарного предприятия, а также лицам, которые имеют право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников): сведений о наличии признаков банкротства; копии заявления должника при подаче его в арбитражный суд; отзыва должника на заявление о признании должника банкротом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, если иное не установлено этим Законом, «юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены».

Статьей 30 указанного Закона («Меры по предупреждению банкротства организаций») предусмотрена обязанность руководителя юридического лица направить сведения о наличии признаков банкротства такого лица собственнику имущества должника — унитарного предприятия и лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), в течение 10 дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении.

Руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.

В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

Пунктом 4 ст. 37 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ предусмотрена обязанность должника направить копии заявления должника, в том числе собственнику имущества должника — унитарного предприятия, в совет директоров (наблюдательный совет) или иной аналогичный коллегиальный орган управления, а также иным лицам в случаях, предусмотренных названным Законом. В случае если до подачи заявления должника избраны (назначены) представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, представитель учредителей (участников) должника, копии заявления должника направляются указанным лицам.

Представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ не указан специальный срок для исполнения обязанности должника по направлению копии заявления должника собственнику имущества должника — унитарного предприятия, в совет директоров (наблюдательный совет) или иной аналогичный коллегиальный орган управления, представителю собственника имущества должника — унитарного предприятия, представителю учредителей (участников). Следовательно, такие копии должны направляться не позднее дня подачи заявления должника в арбитражный суд.

Статья 47 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ («Отзыв должника на заявление о признании должника банкротом») предусматривает, что в течение 10 дней с даты получения определения о принятии заявления кредитора или заявления уполномоченного органа должник обязан направить в арбитражный суд, конкурсному кредитору, работнику, бывшему работнику должника или в уполномоченный орган, а также представителю учредителей (участников) должника и (или) собственнику имущества должника — унитарного предприятия отзыв на такое заявление. К отзыву должника, направляемому в арбитражный суд, должны быть приложены доказательства отправки заявителю копии отзыва.

Субъект правонарушения по ч. 6 ст. 14.13 КоАП РФ — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которое является руководителем юридического лица.

8. Объектом правонарушения по ч. 7 ст. 14.13 КоАП РФ является правомерное осуществление предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения заключается в причинении не предусмотренных нормами права препятствий деятельности арбитражного управляющего.

Обстановка совершения правонарушения: возбуждено дело о банкротстве гражданина, индивидуального предпринимателя, и арбитражный управляющий утвержден судом по этому делу.

Законодатель не раскрывает исчерпывающий перечень деяний, составляющих незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, но перечисляет такие возможные способы совершения правонарушения, как уклонение или отказ от предоставления информации в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве); уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей.

Так, п. 1 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ предусмотрено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну, в частности:

— о должнике и о контролирующих лицах;

— о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах);

— о контрагентах должника;

— об обязательствах должника.

Запрошенные арбитражным управляющим сведения должны быть представлены в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Согласно п. 2 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 855, при проведении проверки за период не менее двух лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства арбитражным управляющим исследуются:

— учредительные документы должника;

— бухгалтерская отчетность должника;

— договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника;

— документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;

— перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;

— список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5% дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

— справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки;

— перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5% кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее двух лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

— отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;

— сведения об аффилированных лицах должника;

— материалы судебных процессов должника;

— материалы налоговых проверок должника;

— иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.

В случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

Для привлечения виновного лица к административной ответственности действия (бездействие) не могут содержать уголовно наказуемого деяния.

Субъект правонарушения по ч. 7 ст. 14.13 КоАП РФ:

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет;

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которое является индивидуальным предпринимателем.