Ст122 гк рф с комментариями

Автор: | 04.04.2019

Статья 406. Просрочка кредитора

1. Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

Кредитор считается просрочившим также в случаях, указанных в пункте 2 статьи 408 настоящего Кодекса.

Кредитор не считается просрочившим в случае, если должник был не в состоянии исполнить обязательство, вне зависимости от того, что кредитором не были совершены действия, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта.

2. Просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных просрочкой убытков, если кредитор не докажет, что просрочка произошла по обстоятельствам, за которые ни он сам, ни те лица, на которых в силу закона, иных правовых актов или поручения кредитора было возложено принятие исполнения, не отвечают.

3. По денежному обязательству должник не обязан платить проценты за время просрочки кредитора.

Комментарий к Ст. 406 ГК РФ

1. Комментируемая статья включает нормы о просрочке кредитора, которая наступает в тех случаях, когда исполнение, предлагаемое должником, не принимается кредитором без достаточного основания. Если просрочка должника является просрочкой исполнения, то просрочка кредитора — это просрочка в принятии исполнения. Нормы о просрочке кредитора, как, впрочем, и о просрочке должника, были известны Древнему Риму, а также российскому дореволюционному и советскому законодательству. Так, ст. 122 ГК РСФСР 1922 г. определяла, что просрочка со стороны кредитора в принятии причитающегося по договору дает право должнику на возмещение причиненных просрочкой убытков и освобождает его от ответственности за последующую невозможность исполнения, кроме случаев умысла или грубой неосторожности. По денежному процентному долгу должник не обязан платить проценты за время просрочки кредитора. Кредитор признается просрочившим, если он без законного основания отказывается принять исполнение или не совершает входящих в его обязанности действий, до совершения которых должник не может исполнить свое обязательство.

2. Юридические составы действий, порождающих последствия просрочки кредитора, перечисленные в п. 1 комментируемой статьи, делятся на два вида:

1) отказ кредитора принять предложенное должником надлежащее исполнение;

2) несовершение действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства. К ним относятся, например, отказ в выдаче расписки о возврате долга, непредоставление транспорта, непоставка комплектующих деталей для изделий, несообщение данных о счете, на который должны быть зачислены средства, непредоставление материалов, объекта для осуществления работ по договору подряда и т.п. Так, согласно абз. 3 п. 2 ст. 408 ГК РФ, на который сделана ссылка в п. 1 комментируемой статьи, при отказе кредитора выдать расписку, вернуть долговой документ или отметить в расписке невозможность его возвращения должник вправе задержать исполнение. В этих случаях кредитор считается просрочившим.

Так, в соответствии со ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328 ГК). При этом, если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

3. Пункт 3 комментируемой статьи не конкретизирует вид процентов, о которых идет речь. Это могут быть как проценты за пользование чужими денежными средствами, так и проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ. В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 8 октября 1998 г. «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» отмечается, что в том случае, когда кредитор отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (не сообщил данные о счете, на который должны быть зачислены средства, и т.п.), кредитор считается просрочившим и на основании п. 3 ст. 406 ГК РФ должник не обязан платить проценты за время просрочки кредитора, имея в виду проценты по ст. 395 ГК РФ. Нормы п. 3 комментируемой статьи распространяются также и на проценты за пользование чужими денежными средствами.

Статья 122. Требования, по которым выдается судебный приказ

СТ 122 ГПК РФ

Судебный приказ выдается, если:

требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

абзац шестой утратил силу с 15 сентября 2015 г.;

заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику;

заявлено территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка;

заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи;

заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья или строительного кооператива.

Комментарий к Статье 122 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемой статьей установлены требования, по которым выдается судебный приказ.

Согласно положениям комментируемой статьи судебный приказ выдается по следующим требованиям:

— основанным на нотариально удостоверенной сделке;

— основанным на сделке, совершенной в простой письменной форме;

— основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

— о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанных с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

— о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику;

— заявленным территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка;

— о взыскании начисленной, но невыплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

— о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи;

— о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья или строительного кооператива.

Согласно разъяснениям, данным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» (ред. от 6 февраля 2007 г.), «в соответствии с абзацем пятым ст. 122 ГПК РФ судья вправе выдать судебный приказ, если заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц. На основании судебного приказа не могут быть взысканы алименты на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме, поскольку решение этого вопроса сопряжено с необходимостью проверки наличия либо отсутствия обстоятельств, с которыми закон связывает возможность такого взыскания (п. п. 1 и 3 ст. 83, п. 4 ст. 143 СК РФ).

В случаях, когда у судьи нет оснований для удовлетворения заявления о выдаче судебного приказа (например, если ответчик не согласен с заявленным требованием (п. 1 ч. 2 ст. 125.8 ГПК РСФСР), если заявлены требования о взыскании алиментов на совершеннолетних нетрудоспособных детей или других членов семьи, если должник выплачивает алименты по решению суда на других лиц либо им производятся выплаты по другим исполнительным документам), судья отказывает в выдаче приказа и разъясняет заявителю его право на предъявление иска по тому же требованию» .
———————————
Российская газета. 1996. N 212.

В Определении Московского городского суда от 17 февраля 2016 г. N 4г-13781/2015 указано, что «в силу статьи 122 ГПК РФ судебный приказ выдается, если заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам.

Из материалов дела следует, что К. имеет в собственности земельные участки, в связи с чем является плательщиком налога.

Взыскателем в подтверждение заявленных в заявлении о вынесении судебного приказа требований о взыскании налога на землю суду представлено налоговое уведомление N , которым К. уведомлен о необходимости уплаты до земельного налога за год за земельные участки, расположенные по адресу: и (л.д. 7).

В связи с неисполнением должником обязанности по уплате указанного налога взыскателем в его адрес было направлено требование N , согласно которому К. было предложено в срок до уплатить имеющуюся задолженность по налогам (л.д. 2).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что задолженность по налогу К. погашена не была, мировой судья правомерно вынес судебный приказ о взыскании с него данной задолженности.

Доводы кассационной жалобы отмену обжалуемого представителем должника судебного приказа повлечь не могут, так как о допущенных мировым судьей существенных нарушениях норм материального или процессуального права не свидетельствуют» .
———————————
Определение Московского городского суда от 17 февраля 2016 г. N 4г-13781/2015.

Комментарии к СТ 122 ГПК РФ

Статья 122 ГПК РФ. Требования, по которым выдается судебный приказ

Комментарий к статье 122 ГПК РФ:

1. Приказное производство представляет собой судопроизводство, в котором бесспорный вопрос разрешается на основе документов. Судебный приказ выносится без проведения судебного заседания, без вызова истца и ответчика, в связи с чем перечень требований, по которым выносится судебный приказ, ограничен. Перечень требований, по которым выдается судебный приказ, носит исчерпывающий характер. В качестве нового дополнительного требования, ранее не предусмотренного ГПК РСФСР, ГПК РФ установил требование, заявляемое органом внутренних дел, о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда.

2. Все требования, перечисленные в комментируемой статье, основаны на письменных материалах. Так, судебный приказ может быть вынесен, если требование основано на нотариально удостоверенной сделке. Согласно статье 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки осуществляется путем совершения на документе, соответствующем требованиям ст. 160 ГК РФ, удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие. Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, а также в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

Нотариальное удостоверение в силу закона обязательно для завещания, брачного договора, договоров ренты, залога недвижимости (ипотеки) и др.

В приказном производстве не могут разрешаться споры относительно применения последствий ничтожной сделки, если не соблюдена ее нотариальная форма, или споры о признании такой сделки действительной. В соответствии с ч. 2 ст. 165 ГК РФ если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.

Даже в тех случаях, когда сделка совершена в письменной форме, вынесение судебного приказа возможно только в отношении бесспорных требований. При наличии спора о праве дело подлежит рассмотрению в исковом производстве.

Согласно ст. 161 ГК РФ должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:

1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами;

2) сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, — независимо от суммы сделки.

3. Согласно ст. 5 Федерального закона от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» по требованиям, основанным на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенным нотариусом, в отношении физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя выдается судебный приказ и производится исполнение по правилам, предусмотренным ГПК РФ.

Векселедатель отвечает за акцепт и за платеж.

Оплате по векселю предшествует обращение векселедержателя к плательщику с требованием акцептовать платеж и указать его дату. При полном или частичном отказе от платежа либо при отказе от его датирования данное обстоятельство должно быть подтверждено нотариусом — протест векселя в неакцепте или недатировании акцепта. В том случае, если плательщик акцептовал вексель, но уклоняется от платежа, отказ от платежа также должен быть зафиксирован нотариусом (ст. 95 Основ законодательства о нотариате).

В акте о протесте векселя указываются дата совершения протеста, фамилия и инициалы нотариуса, наименование нотариальной конторы, наименование законного держателя векселя, реквизиты векселя, срок платежа, сумма, на которую выдан вексель, наименование акцептанта или плательщика, указание о предъявлении векселя к платежу (акцепту) и неполучении платежа (акцепта), место совершения протеста, номер реестра, отметка о взыскании госпошлины или тарифа, а также проставляются подпись и печать нотариуса.

4. В алиментных правоотношениях судебный приказ выдается по требованию о взыскании алиментов только на несовершеннолетних детей и при условии, что это требование не связано с установлением отцовства. На основании судебного приказа не могут быть взысканы алименты на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме, поскольку решение этого вопроса сопряжено с необходимостью проверки наличия либо отсутствия обстоятельств, с которыми закон связывает возможность такого взыскания (п. п. 1 и 3 ст. 83, п. 4 ст. 143 СК РФ).

В случаях, когда у судьи нет оснований для удовлетворения заявления о выдаче судебного приказа (например, если ответчик не согласен с заявленным требованием, если заявлены требования о взыскании алиментов на совершеннолетних нетрудоспособных детей или других членов семьи, если должник выплачивает алименты по решению суда на других лиц либо им производятся выплаты по другим исполнительным документам), судья отказывает в выдаче приказа и разъясняет заявителю его право на предъявление иска по тому же требованию (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»).

5. Требования о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам предъявляются налоговыми органами. В соответствии с НК РФ налоговые органы подают исковые заявления в отношении должников. Данный Кодекс не предусматривает подачу налоговыми органами заявления о вынесении судебного приказа, в связи с чем указанное положение фактически не действует.

При возникновении возражений относительно исполнения вынесенного приказа судья отменяет судебный приказ. В этом случае спор рассматривается в порядке искового производства. Обжалование действий налоговых органов осуществляется в соответствии с гл. 25 ГПК РФ (производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих).

6. Вопросы оплаты труда регулируются разд. VI ТК РФ. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы определена ст. ст. 142, 236 ТК РФ. Под начисленной заработной платой понимаются также оплата отпуска, выплаты при увольнении и другие выплаты за труд, причитающиеся работнику. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Эти выплаты также должны быть начислены работнику и могут быть взысканы в приказном производстве.

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

2. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующей организации для организации его устройства на воспитание в семью.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и пользования им определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2, 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2, 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Комментарий к статье 122 Семейного Кодекса РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи говорится об общей обязанности должностных лиц учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иных граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

В течение трех дней со дня получения таких сведений органы опеки и попечительства должны проверить полученные сведения. Для этого они должны провести обследование условий жизни ребенка. После получения этих сведений органы опеки и попечительства должны принять немедленные меры, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Органом опеки и попечительства после проведения обследования условий жизни ребенка составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка), а при необходимости — должны быть приняты меры по охране имущества несовершеннолетнего.

2. П. 2 комментируемой статьи устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью.

3. При невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения орган опеки и попечительства направляет сведения об этом ребенке одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (в федеральный банк данных).

Для учета детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, образуется государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Под последним понимается совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

Порядок организации учета таких детей регламентирован Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217.

Согласно п. 2 указанных Правил должностные лица дошкольных, общеобразовательных, лечебно-профилактических и других учреждений и граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщать их в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. При этом руководители воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в 7-дневный срок со дня получения сведений о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

В п. 3 Правил установлено, что орган опеки и попечительства в 3-дневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовка документов для устройства их на воспитание в семьи осуществляется органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

4. В п. 4 комментируемой статьи говорится об ответственности указанных выше должностных лиц и организаций в случае неисполнения упомянутых в пунктах 2 и 3 комментируемой статьи обязанностей. Следует отметить, что ранее обязанности руководителей указанных учреждений только декларировались и не сопровождались какими-либо санкциями в отношении нарушителей. Однако в настоящее время речь идет об административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 5.36 КоАП РФ, согласно которому нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

А в п. 2 указанной статьи сказано, что совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 122 ГПК РФ. Требования, по которым выдается судебный приказ

Новая редакция Ст. 122 ГПК РФ

Судебный приказ выдается, если:

требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

абзац шестой утратил силу с 15 сентября 2015 г.;

заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику;

заявлено территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка;

заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи;

заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья или строительного кооператива.

Комментарий к Статье 122 ГПК РФ

ГПК устанавливает семь видов требований, на основании которых может быть выдан судебный приказ.

Выходить за перечень приведенных требований суд не вправе.

Статья 158 ГК РФ устанавливает, что на территории РФ допускаются два вида письменной формы сделок: нотариальная и простая письменная.

Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, и осуществляется путем совершения на документе удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие. Согласно ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки обязательно: 1) в случаях, указанных в законе, и 2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась. Так, нотариальная форма требуется при заключении сделок об ипотеке, о залоге движимого имущества (ст. 339 ГК РФ), об уступке требования и переводе долга (ст. 389, 391 ГК РФ), о ренте (ст. 584 ГК РФ) и др.

Простая письменная форма согласно ст. 161 ГК РФ требуется при заключении сделок юридических лиц между собой и с гражданами и сделки граждан на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, — независимо от суммы сделки.

Тексты сделок, удостоверяемых в нотариальном порядке, должны составляться не менее чем в двух экземплярах, один из которых в обязательном порядке оставляется в делах нотариальной конторы. Все экземпляры документов подписываются сторонами сделки, и на них нотариусом проставляется удостоверительная надпись. Каждый участник сделки вправе получить один экземпляр удостоверенного документа, который в случае нарушения или неисполнения сделки может быть представлен в суд как доказательство.

Простая письменная форма представляет собой, как правило, изложенное на бумажном носителе волеизъявление участников сделки об условиях сделки. Для действительности такой сделки достаточно, чтобы ее текст был просто подписан участниками сделки.

Нормативными правовыми актами или соглашением сторон могут быть установлены дополнительные требования к простой письменной форме сделки. Они могут относиться к бумажному носителю текста сделки (например, должен быть бланк установленной формы, бумага с водяными знаками и т.п.). Требования могут быть связаны не только с подписанием сделки, но и с удостоверением подписи печатью организации либо скреплением подписью и печатью какой-либо третьей стороны. В связи с развитием информационных технологий практика письменного оформления сделок, в частности договоров, стала более разнообразной. Так, сделка теперь может быть совершена «путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору» (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Более того, допускается подписание сделки (договора) путем «факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи» (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Технические возможности факсимильной связи также могут подтверждать получение сообщения о согласии заключить договор и даже содержать сведения о номере получателя.

Сделки, оформленные в письменной и особенно нотариальной форме, свидетельствуют о том, что волеизъявление сторон относительно факта заключения сделки и ее условий зафиксировано определенно. Значение письменной (и особенно нотариальной) формы сделки состоит в том, что ее труднее фальсифицировать или опровергнуть. Поэтому такие сделки вызывают у суда большее доверие и существенно ограничивают возможности должника по их оспариванию, когда судья рассматривает дело о выдаче судебного приказа.

При рассмотрении требований, основанных на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, судья должен руководствоваться рядом нормативных актов, регулирующих вексельное обращение в России. К таким актам относятся: Положение о переводном и простом векселе, ФЗ от 11.03.1997 N 48-ФЗ «О переводном и простом векселе», ст. 143 и 915 ГК.

Вексель — это письменное долговое обязательство, составленное по строго установленной законом форме и дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать от должника уплаты указанной денежной суммы. Вексель — это своего рода приказ векселедержателя должнику выплатить указанную в нем денежную сумму. Вексель — ценная бумага. Он является средством расчетов и передается одним лицом другому в качестве денежного платежа. Векселя могут быть простыми и переводными. Простой вексель выдается должником и представляет собой его обязательство уплатить в обусловленный срок указанную сумму определенному лицу либо по его приказу другому лицу. Переводный вексель выдается и подписывается кредитором (трассантом) и представляет собой приказ кредитора третьему лицу (трассату) произвести уплату в обусловленный срок указанной в векселе суммы векселедержателю (ремитенту).

Любой вексель должен быть составлен только в письменной форме. Его текст может быть написан как от руки, так и с применением средств оргтехники. На практике нередко используются бланки простого и переводного векселей. Любой вексель должен быть лично подписан векселедержателем.

Оплата векселей подчиняется определенным правилам. Лицо, выдавшее вексель (векселедержатель), лицо, совершившее на нем передаточную подпись (индоссант), либо лицо, давшее поручительство нести с должником солидарную ответственность (авалист), ставя на векселе свои подписи, обязуются перед векселедержателем произвести платеж только после того, как от него откажется плательщик. Поэтому до обращения в суд с требованием о выдаче судебного приказа векселедержатель должен обратиться к должнику (плательщику) с требованием уплатить указанную в векселе сумму денег. При полном или частичном отказе от платежа со стороны плательщика или иного обязанного лица (трассанта, авалиста) векселедержатель должен зафиксировать этот факт, обратившись к нотариусу с требованием опротестовать вексель. Протест векселя — это акт официального публичного удостоверения ряда юридических фактов, связанных с оборотом векселей. ГПК РФ называет три таких юридических факта: неплатеж по векселю, его неакцепт и недатирование. Протест в неплатеже — это удостоверение факта несовершения платежа по векселю в указанный в нем срок. Протест в неакцепте заключается в том, что нотариус удостоверяет факт несовершения плательщиком (трассантом) акцепта векселя. Иначе говоря, плательщик отказывается вообще принять вексель. Недатирование акцепта — это удостоверение нотариусом факта отказа поставить дату акцепта. В данном случае плательщик согласен оплатить вексель, подтверждая это своим акцептом, но не указывая при этом дату акцепта. Неакцепт и недатирование акцепта возможны только по переводным векселям.

Момент совершения протеста векселя нотариус удостоверяет отметкой на векселе, что скрепляется печатью и подписью нотариуса. Протест векселя в неплатеже оформляется еще и актом нотариуса.

Судебные приказы могут быть выданы только по опротестованным векселям.

К заявлению о выдаче судебного приказа должны быть приложены опротестованный вексель и акт протеста, составленный нотариусом. В качестве должников взыскатель может указать всех лиц, несущих перед векселедержателем солидарную ответственность. Это — векселедатель, акцептант, авалист, индоссант и другие юридически заинтересованные в исходе дела лица, которых суд может обязать к выплате денежных средств по векселю.

Статья 47 Положения о переводном и простом векселе и п. 38 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 04.12.2000 N 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей» предусматривают, что все выдавшие, акцептовавшие, индоссировавшие переводный вексель или поставившие на нем аваль являются лицами, солидарно обязанными перед векселедержателем. Последний имеет право предъявить требование ко всем этим лицам, причем к каждому в отдельности и ко всем вместе, не будучи принужден при этом соблюдать последовательность, в которой они обязались выполнить свое обязательство. Требование о выдаче судебного приказа в суд общей юрисдикции вправе подать как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель, а также физическое лицо (см. п. 1 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 05.02.1998 N 3/1). Однако, если при обращении в суд или при рассмотрении судьей вопроса о выдаче судебного приказа будет усматриваться наличие спора о праве между заинтересованными лицами, в выдаче судебного приказа должно быть отказано, а взыскателю разъяснено его право предъявить иск в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в соответствии с правилами подведомственности (см. комментарий к ст. 22).

При рассмотрении требований о выдаче судебного приказа по вексельным обязательствам иногда возникает вопрос о том, можно ли одновременно с взысканием долга по векселю этим же приказом взыскать причитающиеся с должника пени и штрафы. Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2001 года, норма ГПК РФ о содержании судебного приказа допускает взыскание неустойки, если таковая предусмотрена законом или договором, подтверждается представленными доказательствами и не сопровождается спором о праве.

Заявления о выдаче судебного приказа на взыскание алиментов вправе подавать широкий круг лиц. Согласно нормам СК РФ такое право принадлежит любому родителю, усыновителю, опекуну или попечителю ребенка, администрации детского учреждения, в котором воспитывается ребенок. Заявление может быть подано в суд только в интересах несовершеннолетнего ребенка. Должником по такому требованию может быть тот родитель, который уклоняется от оказания материальной помощи своему ребенку. Такой родитель обязательно должен быть записан в качестве отца или матери ребенка в свидетельстве о рождении ребенка. Требование о выдаче судебного приказа может быть подано в суд независимо от того, что родители (усыновители) заключили до этого соглашение об уплате алиментов, удостоверенное нотариусом (ст. 80 СК РФ).

Требование о выдаче судебного приказа о взыскании алиментов не должно сопровождаться какими-либо дополнительными требованиями, например об установлении отцовства или материнства. Если родитель-должник оспаривает свое отцовство (материнство), в выдаче приказа суд должен отказать, ибо в данном случае имеет место спор о праве, который должен разрешаться в порядке искового производства. В таком же порядке должны разрешаться требования взыскателя, если по делу о взыскании алиментов необходимо привлечь других заинтересованных лиц, например бывшего супруга взыскателя, которому должник уже уплачивает по решению суда алименты на ребенка от первого брака.

Размер взыскиваемых алиментов четко определен ст. 81 СК: на одного ребенка — одна четверть, на двух детей — одна треть, на трех и более детей — половина заработка и (или) иного дохода родителя. Однако, когда родитель-должник имеет нерегулярный или меняющийся заработок (доход) или получает его в натуре или в иностранной валюте, алименты обычно взыскиваются в твердой денежной сумме. Поскольку определение такой суммы, как правило, сопряжено с разрешением спора о праве, дела такого рода должны разрешаться в порядке искового, а не приказного производства (см. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 25.10.1996 N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов» (в ред. от 06.02.2007)).

Судебный приказ может быть выдан судом для принудительного взыскания с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, необходимых для финансирования государственных и муниципальных нужд. В отличие от налогов, сборы представляют собой обязательный взнос, уплачиваемый организациями и гражданами государственным и муниципальным органам или их должностным лицам за предоставляемые последними плательщикам взносов определенные юридические права или действия (например, за лицензию на право занятия определенным видом предпринимательства). Обязательные платежи — это денежные суммы, приравненные к налогам и сборам, но взыскиваемые, как правило, в государственные внебюджетные фонды, выплаты из которых производятся определенному кругу лиц и в особых случаях, предусмотренных различными нормативными правовыми актами. Примерами отдельных платежей могут быть денежные суммы, уплачиваемые гражданами по некоторым видам обязательного страхования (например, при страховании гражданской ответственности частнопрактикующих нотариусов (ст. 18 Основ законодательства РФ о нотариате); при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ст. 8 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 25.12.2012)).

Недоимка — это сумма налога, сбора или платежа, не уплаченная в установленный законом срок.

Налогоплательщиками, плательщиками сборов и платежей признаются только физические лица (в отношении организаций и граждан-предпринимателей требования о взыскании недоимок должны предъявляться в арбитражный суд).

Право обращаться в суд общей юрисдикции с требованием о выдаче судебного приказа принадлежит сборщикам налогов, сборов и платежей. К ним относятся налоговые, таможенные органы, другие государственные органы исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления (ст. 9, 30, подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Налогоплательщики (плательщики сборов и платежей) обязаны самостоятельно своевременно вносить налоги (сборы, платежи). Оплата должна производиться разовым внесением всей суммы платежа в банк. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи (ст. 58 НК РФ). Неисполнение этой обязанности является основанием для применения к недоимщику мер принудительного характера. Разрешается применение как наличной, так и безналичной формы оплаты.

НК устанавливает следующий порядок взыскания недоимок. При уклонении гражданина-должника от добровольной уплаты налога (сбора) или нарушении им срока уплаты управомоченный налоговый орган обязан направить ему требование о погашении недоимки. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу (сбору), размере пеней, начисленных на момент направления требования, срок уплаты недоимки, а также указание на меры, которые могут быть применены к должнику в случае неисполнения требования. Требование направляется не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (сбора), если иное не установлено НК. При неуплате недоимки в установленный срок налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

К заявлению о выдаче судебного приказа налоговый, таможенный и иной управомоченный орган прилагают: справку о налоговой базе, документы о размере денежных доходов гражданина-должника, его налоговую декларацию, копию требования налогового органа о погашении недоимки, расчет суммы налога и т.п., т.е. все те документы, которые могут быть письменными доказательствами, на основе которых суд вправе выдать судебный приказ.

При разрешении требований о взыскании начисленной, но не выплачиваемой заработной платы суды должны исходить из того, что установление заработной платы, порядок ее исчисления, место и сроки ее выплаты, а также порядок рассмотрения трудовых споров устанавливаются трудовым законодательством.

По смыслу ст. 122 ГПК РФ судебный приказ о взыскании заработной платы может быть выдан только при наличии двух условий:

1) начислении заработной платы работодателем и

2) задержке им ее реальной выплаты работнику или другим управомоченным лицам. Поэтому другие вопросы, связанные с оплатой труда, не могут разрешаться в порядке приказного производства. Так, требования работника, связанные с установлением размера заработка, начисления различных надбавок, доплат, премий и т.п., должны разрешаться либо в комиссиях по трудовым спорам, либо в судах в порядке искового производства.

Обращение к суду с требованием о выдаче судебного приказа может быть только тогда, когда работодатель начислил заработную плату. Факт начисления заработной платы работодатель подтверждает письменным извещением, выдаваемым им каждому работнику (в котором должны быть указаны составные части заработной платы, причитающиеся ему за соответствующий период, размеры и основания произведенных удержаний, а также общая денежная сумма, подлежащая выплате. Все эти сведения излагаются в расчетном листе или ведомости на выплату зарплаты). Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами трудового распорядка организации, коллективным или трудовым договором. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ).

Органами, правомочными рассматривать индивидуальные трудовые споры (в том числе и по оплате труда), являются комиссии по трудовым спорам и суды (ст. 382 ТК РФ). Следовательно, свое требование о выплате начисленной, но не выдаваемой на руки зарплаты работник или иное уполномоченное лицо вправе передать на рассмотрение комиссии по трудовым спорам. В суд с данным требованием работник вправе обратиться тогда, когда комиссия откажет работнику в удовлетворении его требования или в случае, если на предприятии или в организации комиссия не создана. Кроме того, работник вправе обратиться в суд с требованием о выдаче судебного приказа, минуя комиссию по трудовым спорам.

Требования о выдаче судебного приказа о выплате заработай платы вправе заявить: а) работник, состоявший в трудовых отношениях с работодателем; б) лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с работодателем; в) члены семьи умершего работника или лицо, находившееся на его иждивении на день смерти (ст. 141 ТК РФ); г) профсоюз от имени работника (ст. 391 ТК РФ); д) прокурор в случае, если считает, что работник (или члены его семьи, иждивенцы) по состоянию здоровья, возрасту или иным уважительным причинам не может сам обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа (ст. 45 ГПК РФ, ст. 391 ТК РФ).

Отныне судебные приказы могут выдаваться по ряду новых требований, заявленных в связи с необходимостью возмещения государству расходов, связанных с розыском ответчика, должника, ребенка, отобранного у должника по решению суда.

Такой розыск ведется строго ограниченным кругом государственных органов, к числу которых относятся территориальные органы федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.

Все расходы по розыску ответчиков, должников и других лиц, а также имущества осуществляются за счет средств федерального бюджета, направляемых для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, производимых в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов вправе заявлять свои требования в ограниченном числе случаев и в отношении строго определенного круга должников, а именно при отсутствии сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о защите Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, а также по требованиям о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, требования об отобрании ребенка.

Другой комментарий к Ст. 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Статья 122 ГПК содержит перечень требований, на основании которых выдается судебный приказ. Данный перечень является исчерпывающим.

1. Судебный приказ может быть выдан, если требование основано на нотариально удостоверенной сделке (абз. 2 комментируемой статьи). Нотариальное удостоверение сделок согласно п. 2 ст. 163 ГК обязательно в случаях:

— указанных в законе;

— предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок законного вида эта форма не требовалась.

Несоблюдение нотариальной формы влечет недействительность сделки.

Нотариальная форма предусмотрена при заключении следующих сделок: о переводе долга (ст. ст. 389, 391 ГК), о ренте (ст. 584 ГК), в договоре о залоге недвижимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору (ст. 339 ГК) и др.

2. В абз. 3 комментируемой статьи предусматривается основание выдачи судебного приказа по требованию, основанному на сделке, совершенной в простой письменной форме.

В данном случае судье должна быть представлена сделка, заключенная в письменной форме путем составления документа, выражающего ее содержание, а также подписанного лицом (лицами) или уполномоченным лицом (ст. 160 ГК).

При этом необходимо учитывать положения ст. 161 ГК, где указаны сделки, которые должны совершаться в простой письменной форме:

— сделки юридических лиц между собой и с гражданами;

— сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда (МРОТ), а в случаях, предусмотренных законом, — независимо от суммы сделки.

3. В абз. 4 допускается выдача судебного приказа по требованию, основанному на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.

Вексель относится к ценным бумагам (ст. 143 ГК). Когда в соответствии с соглашением сторон заемщиком выдан вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) или иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные денежные суммы, то отношения сторон по векселю регулируются Федеральным законом от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1238.

В случае, когда наступает срок платежа, векселедержатель письменно обращается к плательщику с требованием выплатить, т.е. акцептовать, платеж. Если плательщик полностью или в части отказывается от уплаты платежа, то данный отказ фиксируется в протесте, который составляет нотариус.

Заявление о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по опротестованному в неплатеже, неакцепте (или недатировании акцепта) векселю рассматривается судами общей юрисдикции независимо от субъектного состава участников вексельного обязательства (см. п. 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. N 3/1 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «О переводном и простом векселе» ).
———————————
Вестник ВАС РФ. 1998. N 4.

4. В абз. 5 комментируемой статьи предусмотрена выдача приказа по требованию о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, если это требование не связано с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц. Иными словами, приказное производство возможно лишь при отсутствии спора между родителями о взыскании алиментов на своих несовершеннолетних детей (см. п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов» ).
———————————
БВС РФ. 1997. N 1.

5. Судебный приказ выдается по требованию о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Следует отметить, что если возникает спор, то применимы общие правила искового производства.

Форма и порядок взыскания недоимок определяются НК РФ.

6. Настоящей статьей определена возможность взыскания начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы по судебному приказу. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором (ст. 136 ТК).

При обращении в суд необходимо представить документы, подтверждающие задолженность работодателя, при условии что заработная плата уже начислена. Статья 136 ТК предусматривает, что при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях производимых удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

7. Судебный приказ также выдается, если органом внутренних дел заявлено требование о взыскании расходов, произведенных в суде первой инстанции в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда.