Создание эксплуатирующей организации

Автор: | 17.02.2019

Оглавление:

Статья 35. Ответственность и обязанности эксплуатирующей организации по обеспечению безопасности ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 347-ФЗ в статью 35 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 35. Ответственность и обязанности эксплуатирующей организации по обеспечению безопасности ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения

Эксплуатирующая организация несет всю полноту ответственности за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами. В случае лишения эксплуатирующей организации разрешения (лицензии) на эксплуатацию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения она продолжает нести ответственность за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения до передачи указанных объектов другой эксплуатирующей организации или до получения нового разрешения (лицензии). В случае неспособности эксплуатирующей организации обеспечить безопасность указанных объектов ответственность за безопасность и надлежащее обращение несет соответствующий орган управления использованием атомной энергии, который обязан обеспечить безопасность этих объектов до создания новой эксплуатирующей организации.

Эксплуатирующая организация разрабатывает и осуществляет мероприятия по поддержанию безопасности ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, создает при необходимости специальные службы, осуществляющие контроль за безопасностью, представляет информацию о состоянии безопасности ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения в органы государственного регулирования безопасности.

Эксплуатирующая организация обеспечивает:

использование ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения только для тех целей, для которых они предназначены;

организацию и координацию разработки и выполнения программ обеспечения качества на всех этапах создания, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, контроль за выполнением этих программ;

разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения и по снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды;

безопасное для работников объектов использования атомной энергии и населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами и их хранение;

реализацию прав работников объектов использования атомной энергии на социальные гарантии;

учет индивидуальных доз облучения работников объектов использования атомной энергии;

разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения;

учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;

осуществление физической защиты ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

разработку и реализацию мер пожарной безопасности;

радиационный контроль в санитарно — защитной зоне и зоне наблюдения;

подбор, подготовку и поддержание квалификации работников ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и создание для них необходимых социально-бытовых условий на производстве;

информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;

осуществление иных полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

См. комментарии к статье 35 настоящего Федерального закона

РД 04-03-99 Требования к эксплуатирующей организации атомной станции

ТРЕБОВАНИЯ
К ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АТОМНОЙ СТАНЦИИ

Федеральный надзор России по ядерной и
радиационной безопасности
(Госатомнадзор России)

ТРЕБОВАНИЯ
К ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АТОМНОЙ СТАНЦИИ

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказ начальника
Госатомнадзора России
от 29 декабря 1999 г.

ВВЕДЕНЫ в действие
с 1 июня 2000 г.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1 . АТОМНАЯ СТАНЦИЯ (АС) 1 ядерная установка для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определенной проектом территории, на которой для осуществления этой цели используется ядерный реактор (реакторы) и комплекс необходимых систем, устройств, оборудования и сооружений с необходимыми работниками (персоналом).

1 Определение дано по Общим положениям обеспечения безопасности атомных станций ОПБ-88/97.

2 . АДМИНИСТРАЦИЯ (АДМИНИСТРАТИВНОЕ РУКОВОДСТВО) АС 1 руководители и другие должностные лица, которые наделены эксплуатирующей организацией правами, обязанностями и ответственностью на этапах сооружения, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации АС.

3 . КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ 1 квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности АС является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность.

4 . ЛИЦЕНЗИЯ — документ, оформленный в установленном порядке, подтверждающий право эксплуатирующей организации на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности АС и проводимых работ.

5 . НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (НД) — федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, а также другие нормативные документы и государственные стандарты, допустимость применения которых подтверждена Госатомнадзором России.

6 . ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА 1 планируемая и систематически осуществляемая деятельность, направленная на то, чтобы все работы по созданию и эксплуатации АС проводились установленным образом, а их результаты удовлетворяли предъявленным к ним требованиям.

7 . ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА АС 1 — технические и организационные меры по обеспечению сохранности содержащихся на АС ядерных материалов и радиоактивных веществ, предотвращение несанкционированного проникновения на территорию АС, предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам и своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности АС.

8 . ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ АС 1 работники АС, осуществляющие ее эксплуатацию.

9 . ЭКСПЛУАТИРУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АС 2 — организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать АС и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации АС, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

Для осуществления этих видов деятельности эксплуатирующая организация должна иметь лицензии Госатомнадзора России.

2 Определение дано по ОПБ-88/97

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 . Настоящий нормативный документ определяет требования к эксплуатирующим организациям атомных станций, вытекающие из федеральных законов «Об использовании атомной энергии» и «О радиационной безопасности населения».

Требования обязательны для выполнения эксплуатирующими организациями АС.

1.2 . Эксплуатирующая организация осуществляет свою деятельность на основе законодательства Российской Федерации и действующих НД таким образом, чтобы обеспечивать безопасность эксплуатируемой ею АС. Обеспечение безопасности АС должно быть приоритетной задачей эксплуатирующей организации по отношению ко всем другим вопросам ее деятельности.

1.3 . Эксплуатирующая организация должна обладать полномочиями, финансовыми, материальными и иными ресурсами, достаточными для осуществления своих функций.

1.4 . Эксплуатирующая организация совместно с соответствующими органами управления использованием атомной энергии создает в пределах средств, предусмотренных бюджетами соответствующих уровней, специальный фонд для финансирования затрат, связанных с выводом АС из эксплуатации, и для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности АС.

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» порядок, источники образования и порядок использования указанного специального фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1.5 . В случае лишения эксплуатирующей организации лицензии на эксплуатацию атомной станции она обязана обеспечить безопасность АС до передачи АС другой эксплуатирующей организации или до получения новой лицензии.

2. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ЗАДАЧИ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 . Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» установлено, что эксплуатирующая организация обеспечивает:

— использование АС только для тех целей, для которых она предназначена;

— организацию и координацию разработки и выполнения программ обеспечения качества на всех этапах создания, эксплуатации и вывода из эксплуатации АС;

— разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на АС и по снижению их негативных последствий для персонала, населения и окружающей среды;

— безопасное для персонала АС и населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами и их хранение;

— реализацию прав работников АС на социально-экономические компенсации;

— учет индивидуальных доз облучения персонала АС;

— разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите персонала и населения в случае аварии на АС;

— учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;

— осуществление физической защиты АС, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

— разработку и реализацию мер пожарной безопасности;

— радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;

— подбор, подготовку и поддержание квалификации персонала АС и создание для него необходимых социально-бытовых условий на производстве;

— информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;

— осуществление иных полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

2.2 . Из возложенных на эксплуатирующую организацию Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» обязанностей вытекают ее следующие основные задачи по обеспечению безопасности АС:

2.2.1 . Осуществлять управление и постоянный контроль всей деятельности, важной для безопасности АС, анализ работы АС, разработку и внедрение мероприятий по повышению безопасности и надежности работы АС.

2.2.2 . Создавать необходимые организационные структуры для обеспечения деятельности по выбору площадки, сооружению, эксплуатации, выводу из эксплуатации АС и наделять соответствующие структурные подразделения необходимыми полномочиями.

2.2.3 . Обеспечивать АС необходимыми финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами, в том числе ядерным топливом, оборудованием, запасными частями, приборами, НД.

2.2.4 . Осуществлять организацию, проведение и контроль качества ремонтных работ и работ по модернизации и замене оборудования, выработавшего свой ресурс.

2.2.5 . Обеспечивать проведение метрологической аттестации средств измерений и систем, а также их государственную и ведомственную поверки.

2.2.6 . Обеспечивать сбор, обработку, анализ, систематизацию и хранение информации об отказах оборудования и нарушениях в работе АС, оперативную передачу этой информации заинтересованным организациям, разработку и реализацию необходимых мер по исключению отказов оборудования и нарушений в работе АС.

2.2.7 . Обеспечивать научно-техническую поддержку АС, организацию работ по учету накопленного опыта эксплуатации в проектах строительства новых АС и выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью повышения безопасности, надежности и эффективности работы АС.

2.2.8 . Организовывать и координировать деятельность по обеспечению качества всех работ и услуг, влияющих на безопасность АС, в том числе работ и услуг, выполняемых организациями и предприятиями по договорам с эксплуатирующей организацией.

2.2.9 . Решать вопросы социального развития трудовых коллективов как фактора, формирующего благоприятные условия обеспечения безопасности.

2.2.10 . Обеспечивать подбор, расстановку и подготовку персонала эксплуатирующей организации и персонала АС, создание атмосферы, в которой безопасность рассматривается как жизненно важное дело и предмет личной ответственности каждого лица из числа персонала.

2.2.11 . Осуществлять деятельность по обеспечению безопасности персонала, населения и окружающей среды на всех этапах жизненного цикла АС.

2.2.12 . Обеспечивать деятельность по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами на всех этапах жизненного цикла АС с соблюдением требований, установленных НД.

2.2.13 . Обеспечивать готовность необходимых технических средств и служб на случай аварий. Разрабатывать процедуры по управлению авариями и организовывать работы по ликвидации последствий аварий.

2.2.14 . Организовывать и обеспечивать физическую защиту и пожарную охрану АС.

2.2.15 . Организовывать разработку материалов по обоснованию обеспечения ядерной и радиационной безопасности АС и получать лицензии Госатомнадзора России на соответствующие виды деятельности в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов и НД.

2.2.16 . Информировать Госатомнадзор России обо всех случаях нарушения пределов и условий безопасной эксплуатации, а также передавать в Госатомнадзор России систематизированные данные обо всех нарушениях нормальной эксплуатации систем и элементов, важных для безопасности.

Представлять результаты собственных инспекций контроля безопасности АС и периодические отчеты о состоянии безопасности АС в Госатомнадзор России.

2.2.17 . Предоставлять органам государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органам самоуправления, а также общественности по ее требованию:

— заключения и обоснования о пригодности выбранных площадок для строительства АС;

— материалы по оценке воздействия АС на население и окружающую среду на этапах строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации.

2.2.18 . Поддерживать связи с общественными организациями и органами местного самоуправления. Организовывать распространение сообщений о событиях на АС в средствах массовой информации.

2.2.19 . Организовывать и обеспечивать учет и контроль ядерных материалов в соответствии с требованиями НД.

3. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

3.1 . Структура управления эксплуатирующей организации должна обеспечивать четкое разделение обязанностей и полномочий между подразделениями и должностными лицами эксплуатирующей организации и АС.

3.2 . Структура управления эксплуатирующей организации должна обеспечивать проведение лицензионного процесса, проведение собственных экспертиз и оценок безопасности, взаимодействие с регулирующими и надзорными органами и выполнение их требований.

3.3 . Структура управления должна предусматривать независимость действий оперативного персонала АС по безопасному управлению технологическим процессом от должностных лиц, не несущих непосредственную ответственность за безопасность эксплуатации.

3.4 . Эксплуатирующая организация должна иметь внутриведомственные инспекторские подразделения для осуществления контроля качества эксплуатации и деятельности по обеспечению качества на всех этапах жизненного цикла АС, контроля за ведением учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, физической защиты АС, контроля за соответствием форм и сроков представления в регулирующие и надзорные органы отчетов или другой требуемой информации по результатам контроля.

3.5 . Эксплуатирующая организация должна обеспечить получение руководящим персоналом АС, персоналом ведомственного (производственного) контроля ядерной и радиационной безопасности, персоналом, ведущим технологический процесс (оперативным персоналом) разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии. Перечень должностей работников АС, которые должны получать разрешения Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии, определен Правительством Российской Федерации.

4. КОНТРОЛЬ ЗА ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ

Эксплуатирующая организация должна обеспечивать силами своих подразделений:

4.1 . Контроль за соблюдением условий действия лицензий органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, требований НД, требований технологических регламентов эксплуатации блоков АС, инструкций и других документов, регламентирующих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт оборудования блоков АС.

4.2 . Систематический анализ состояния безопасности АС и разработку мер по устранению выявленных недостатков.

4.3 . Проведение периодических проверок состояния ядерной, радиационной и технической безопасности, техники безопасности и пожарной безопасности, а также обеспечения учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ и обеспечения физической защиты АС.

4.4 . Контроль за проведением периодических проверок работоспособности и испытаний оборудования и систем АС, важных для безопасности.

4.5 . Расследование нарушений нормальной эксплуатации АС, отказов оборудования и систем, ошибок персонала, разработку и реализацию мер, предотвращающих повторение нарушений, отказов и ошибок.

4.6 . Контроль за качеством выполнения ремонтных и наладочных работ на АС.

5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ

Эксплуатирующая организация должна своими силами или(и) силами привлекаемых организаций обеспечивать:

5.1 . Проведение работ по поддержанию оборудования АС в исправном состоянии на основе требований документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке НД по вопросам эксплуатации, ремонта, модернизации, а также на основе анализа оперативной и ремонтной документации АС.

5.2 . Проведение мероприятий по продлению в установленном порядке ресурса оборудования и замене оборудования, полностью выработавшего ресурс.

6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА

6.1 . Эксплуатирующая организация должна обеспечивать создание и реализацию эффективной системы качества на всех этапах жизненного цикла АС, в том числе разрабатывать общую программу обеспечения качества и осуществлять контроль за разработкой и выполнением частных программ обеспечения качества АС при выборе площадки, проектировании, разработке реакторной установки, разработке и изготовлении оборудования, сооружении, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе АС из эксплуатации.

6.2 . Для управления программой обеспечения качества и ее выполнения эксплуатирующей организацией должна быть создана система управления, связи и координации деятельности организаций, участвующих в работе по обеспечению качества на всех этапах жизненного цикла АС.

6.3 . Эксплуатирующая организация должна проводить оценку эффективности выполнения программы обеспечения качества с целью проверки выполнения критериев и требований, установленных в ней.

7. КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ

7.1 . Эксплуатирующая организация должна осуществлять деятельность по формированию культуры безопасности у руководителей всех уровней и персонала, выполняющего работы, влияющие на безопасность АС.

7.2 . Деятельность по формированию культуры безопасности должна осуществляться в соответствии с требованиями Общих положений обеспечения безопасности атомных станций, других НД по безопасности АС, а также с учетом рекомендаций доклада Международной консультативной группы по ядерной безопасности «Культура безопасности». Серия изданий по безопасности №75- INSAG -4, Вена, 1991 г.

8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА, НАСЕЛЕНИЯ, ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Эксплуатирующая организация должна обеспечивать выполнение требований Федерального закона «О радиационной безопасности населения», в том числе:

8.1 . Обеспечивать представительный радиационный мониторинг на всех этапах жизненного цикла АС, начиная с проведения фоновых измерений до завоза ядерного топлива на площадку АС и до завершения вывода АС из эксплуатации.

8.2 . Обеспечивать непревышение нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ и иных вредных воздействий на окружающую среду.

8.3 . Обеспечивать на АС максимально возможное снижение доз радиоактивного облучения эксплуатационного и привлекаемого для работ на АС персонала. Разрабатывать и внедрять мероприятия по снижению облучения персонала при производстве ремонтных и наладочных работ, испытаний оборудования и систем АС.

8.4 . Обеспечивать осуществление дезактивации помещений, оборудования, конструкций и территорий при загрязнении их радиоактивными веществами выше предельно допустимых уровней.

8.5 . Обеспечивать персоналу и населению, подвергающимся радиационному воздействию, необходимое медицинское обслуживание, меры социальной защиты и возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. ОБРАЩЕНИЕ С ЯДЕРНЫМ ТОПЛИВОМ И РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ

Эксплуатирующая организация должна:

9.1 . Иметь согласованную с органами управления использованием атомной энергии и соответствующими организациями программу обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.

9.2 . Осуществлять все работы по обращению с ядерным топливом на площадке АС, включая работы по транспортированию, загрузке и выгрузке топлива из реактора, хранению ядерного топлива и отправке его на переработку или захоронение с соблюдением требований по безопасности.

9.3 . Обеспечивать учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ, находящихся на АС.

9.4 . Обеспечивать осуществление сбора, учета, безопасного хранения и переработки радиоактивных отходов, образующихся на АС в процессе ее работы.

9.5 . Направлять в Госатомнадзор России в соответствии с установленным порядком материально-балансовые и отчеты об изменении инвентарного количества ядерных материалов.

9.6 . Обеспечивать доступ представителей Госатомнадзора России к местам хранения и использования ядерных материалов и радиоактивных веществ для проведения инспекций с целью определения их фактического количества.

9.7 . Представлять в требуемом объеме учетную и другую документацию представителям Госатомнадзора России, а также обеспечивать условия для применения приборов и оборудования, необходимых для проведения инспекций.

10. ВЫВОД АС ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ

10.1. Эксплуатирующая организация должна разработать и выполнять программу вывода блока АС из эксплуатации в соответствии с требованиями действующих НД.

10.2 . Эксплуатирующая организация имеет право осуществлять вывод блока АС из эксплуатации при наличии соответствующей лицензии. Эксплуатирующая организация должна обеспечить подготовку и направить в Госатомнадзор России комплект документов, обосновывающих обеспечение радиационной безопасности при выводе блока АС из эксплуатации. Требования к составу комплекта и содержанию входящих в него документов определяются Госатомнадзором России.

10.3 . Эксплуатирующая организация при выполнении работ по выводу блока АС из эксплуатации должна обеспечить:

— безопасное для персонала, населения и окружающей среды выполнение необходимых работ, в том числе дезактивацию оборудования, сооружений, конструкций, а также при необходимости рекультивацию освобождаемых территорий;

— радиационную безопасность при обработке радиоактивных отходов блока АС, выводимого из эксплуатации, а также безопасное окончательное размещение радиоактивных отходов;

— дозиметрический контроль материалов повторного использования.

11. АВАРИЙНАЯ ГОТОВНОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ АВАРИЕЙ

Для своевременной и высококачественной подготовки персонала АС и населения к действиям в аварийных условиях эксплуатирующая организация должна обеспечивать:

11.1 . Создание системы процедур управления авариями, которые должны включать:

— инструкции по ликвидации проектных аварий;

— руководства по управлению запроектными авариями;

— указания о формировании и поддержании у персонала навыков быстрого распознавания симптомов запроектных аварий и навыков управления ими;

— инструкции по поддержанию оперативной связи с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— указания об обеспечении готовности необходимых приспособлений, материалов, инструмента, средств индивидуальной защиты, транспорта и радиосвязи.

11.2 . Разработку плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС. Этот план должен предусматривать мероприятия и действия, согласованные с планом мероприятий по защите населения в случае аварии на АС.

11.3 . Реализацию в полном объеме планов мероприятий по защите персонала и населения в случае аварии на АС. Реализация планов по защите населения проводится органами местного самоуправления при участии эксплуатирующей организации.

11.4 . Разработку программ и проведение периодических учений в соответствии с планами мероприятий по защите персонала и населения.

12. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА

В целях обеспечения безопасности АС в случае возникновения пожара эксплуатирующая организация должна обеспечивать:

12.1 . Разработку и внедрение системы мер по обеспечению пожарной безопасности АС.

12.2 . Заключение договоров с организациями Управления пожарной охраны МВД России о контроле за состоянием пожарной безопасности АС, тушению пожаров и возгораний. В договорах должны быть оговорены объемы знаний персонала подразделений пожарной охраны вопросов радиационной безопасности и расположения помещений АС и порядок периодической проверки знаний с участием полномочных представителей эксплуатирующей организации.

12.3 . Подготовку персонала к действиям в условиях пожара и задымления помещений блока АС. Обучение персонала безопасным действиям по тушению пожаров и возгораний средствами ручного и автоматического пожаротушения. Разработку и изучение инструкций, в том числе и для подразделений пожарной охраны, по тушению пожаров на АС в условиях радиационных аварий.

12.4 . Разработку программ и проведение контрольных общестанционных противопожарных тренировок с участием персонала АС и пожарных подразделений.

12.5 . Периодический контроль за состоянием средств обнаружения возгорании и пожаротушения, а также пожарной безопасности АС.

12.6 . Контроль за периодическими испытаниями систем обнаружения и тушения пожаров по специально разработанным программам.

12.7 . Систематический анализ аварийных ситуаций, связанных с пожарами в помещениях и на территории АС. Разработку и внедрение основанных на данном анализе мероприятий по повышению пожарной безопасности АС.

13. ПОДБОР, ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА

Эксплуатирующая организация должна:

13.1 . Организовывать подбор, подготовку и переподготовку персонала в соответствии с требованиями НД.

13.2 . Устанавливать квалификационные требования к персоналу АС.

13.3 . Разрабатывать и реализовывать программы контроля квалификации и психофизиологических данных оперативного персонала.

13.4 . Систематически анализировать причины ошибок оперативного, ремонтного и административно-технического персонала АС. Разрабатывать и внедрять на основе этого анализа соответствующие мероприятия по предотвращению повторения ошибок.

13.5 . Обеспечивать и поддерживать на АС комплекс технических средств подготовки и переподготовки персонала, включая полномасштабные тренажеры.

13.6 . Анализировать опыт подготовки и переподготовки персонала АС, разрабатывать и внедрять по результатам анализа мероприятия по совершенствованию подготовки персонала и совершенствованию инструкций по эксплуатации.

14. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ АС, ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

14.1 . Эксплуатирующая организация должна разрабатывать и внедрять на АС комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих предотвращение несанкционированных, преднамеренных действий, включая действия диверсионного характера, физического лица или группы лиц, имеющих или не имеющих право доступа на АС, приводящих к:

— разрушению или приведению в неработоспособное состояние зданий, сооружений, систем и оборудования АС;

— выбросу радиоактивных веществ в окружающую среду;

— несанкционированному выносу ядерных материалов и радиоактивных предметов за территорию АС.

14.2 . Эксплуатирующая организация должна установить порядок, определяющий правила поведения и ответственность лиц при входе в зону ограниченного доступа, нахождении в ней и выходе из нее, включая лиц, сопровождающих делегации и экскурсии.

14.3 . Эксплуатирующая организация должна устанавливать взаимодействие с организациями и формированиями, уполномоченными противодействовать опасной для АС деятельности лиц и организаций в санитарно-защитной зоне и зоне ограничения пролета самолетов.

14.4 . Эксплуатирующая организация должна осуществлять контроль за функционированием системы физической защиты АС и принимать своевременные меры по устранению недостатков.

Директор НТЦ ЯРБ Б. Г. Гордон

Основные понятия . 1

1. Общие положения . 2

2. Основные обязанности и задачи эксплуатирующей организации . 2

3. Структура управления . 4

4. Контроль за эксплуатацией . 5

5. Техническое обслуживание и ремонт оборудования . 5

6. Обеспечение качества . 5

7. Культура безопасности . 6

8. Обеспечение радиационной безопасности персонала, населения, окружающей среды .. 6

9. Обращение с ядерным топливом и радиоактивными отходами . 6

10. Вывод ас из эксплуатации . 7

11. Аварийная готовность и управление аварией . 7

12. Обеспечение безопасности в случае возникновения пожара . 8

13. Подбор, подготовка и переподготовка персонала . 8

14. Организация физической защиты ас, ядерных материалов и радиоактивных веществ . 8

Создание эксплуатирующей организации

Во исполнение Федерального Закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями на 2 июля 2013 г.), Постановления Правительства РФ от 26.06.2013 №536 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью» АО «РОССКАТ» заявляет о проводимой политике в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

1. Цели и обязательства АО «РОССКАТ» по снижению риска аварий на опасных производственных объектах

Основной целью деятельности в области промышленной безопасности АО «РОССКАТ» является обеспечение защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах предприятия и их последствий, обеспечение надежности работы опасных производственных объектов, для чего Общество ставит перед собой следующие цели:

— обеспечение уровня промышленной безопасности в подразделениях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, при которых риск возникновения инцидентов и аварий минимален и соответствует уровню развития техники и технологии;
— обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, предупреждение инцидентов, аварий и обеспечение готовности подразделений к локализации и ликвидации последствий аварий и инцидентов на опасных производственных объектах;
— предупреждение случаев травматизма работников АО «РОССКАТ», эксплуатирующих опасных производственные объекты;
— проведение консультаций с работниками опасных производственных объектов АО «РОССКАТ» и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности.

Для достижения целей в области промышленной безопасности АО «РОССКАТ» принимает на себя обязательства соблюдать положения федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также ведомственных и разработанных в Обществе стандартов и нормативных документов по промышленной безопасности, в том числе:

Заявление о политике эксплуатирующей организации АО «РОССКАТ » в области промышленной безопасности

— Обеспечивать укомплектованность штата работников опасных производственных объектов в соответствии с установленными требованиями, которые удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям и не имеют медицинских противопоказаний к работе;
— Обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности и обучать их действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
— Обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование этих сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
— Выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
— Заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
— Принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте, при этом осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий этих аварий, принимать участие и оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

Обязательства АО «РОССКАТ» по совершенствованию системы управления промышленной безопасностью

— соблюдать законодательные и нормативные требования Российской Федерации в области обеспечения промышленной безопасности, включая требования международных стандарто— создать эффективную систему управления промышленной безопасностью;
— обеспечивать деятельность в области промышленной безопасности и системы управления промышленной безопасностью всеми необходимыми ресурсами (финансовыми, людскими, материальными);
— разрабатывать и своевременно пересматривать (актуализировать) планы локализации и ликвидации аварий, а также регулярно проверять аварийную готовность опасных производственных объектов;
— обеспечивать вовлеченность и компетентность персонала в области промышленной безопасности, поддерживать и поощрять сотрудников, которые вносят конкретный вклад в повышение промышленной безопасности, проводить консультации с работниками опасных производственных объектов и их представителей по вопросам обеспечения промышленной безопасности;
— требовать от поставщиков и подрядчиков выполнения норм в области промышленной безопасности;
— постоянно оценивать риски возникновения аварий, обеспечивать разработку, реализацию и контроль за исполнением мер по их снижению, а также страхование гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
— осуществлять информирование в области промышленной безопасности всех заинтересованных сторон (общественность, государственные надзорные органы и др.)
— регулярно анализировать результативность функционирования системы управления промышленной безопасностью и принимать необходимые меры по ее постоянному совершенствованию.

2. Обязательства АО «РОССКАТ» по проведению консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности

— создание условий для устойчивого функционирования и развития подразделений предприятия, эксплуатирующих опасные производственные объекты, посредством создания системы профилактики возникновения отказов или повреждений технических устройств, отклонений от режимов, регламентированных техническими документами в области промышленной безопасности, способных привести к инцидентам и авариям на опасных производственных объектах предприятия;
— ведение диалога со всеми заинтересованными сторонами и обеспечение открытости и доступности показателей АО «РОССКАТ» в области промышленной безопасности, за исключением случаев, когда эти показатели являются информацией ограниченного доступа.

АО «РОССКАТ» берет на себя обязательства по организации взаимосвязи между работниками и руководством эксплуатационных участков, других структурных подразделений и администрации предприятия по вопросам и показателям в области промышленной безопасности и доведению до них:

— Настоящего заявления о политике АО «РОССКАТ» в области промышленной безопасности;
— Сведений об опасностях и рисках на рабочих местах;
— Сведений об аттестации рабочих мест;
— Сведений о результатах проверок и заключений по промышленной безопасности;
— Информации об авариях, инцидентах, произошедших в подразделениях АО «РОССКАТ», об их последствиях, причинах и принятых мерах;
— Действующих в АО «РОССКАТ» нормативных правовых актов, других нормативных документов, содержащих государственные нормативные требования промышленной безопасности, а также действующих эксплуатационных (производственных) инструкций и регламентов.

3. Обязательства АО «РОССКАТ» по совершенствованию системы управления промышленной безопасностью

Обязательства эксплуатирующей организации по совершенствованию системы управления промышленной безопасностью:

— поддержание требуемого уровня промышленной безопасности на опасных производственных объектах предприятия, при котором риск возникновения инцидентов и аварий минимален и соответствует уровню развития техники и технологии;
— обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, предупреждение инцидентов и аварий;
— признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников организации по отношению к результатам производственной деятельности;
— обеспечение непрерывного функционирования и совершенствования системы управления промышленной безопасностью АО «РОССКАТ», являющейся частью общей системы управления промышленной безопасностью.

Настоящее Заявление о политике АО «РОССКАТ» в области промышленной безопасности является обязательным для всех работников предприятия и должна реализовываться ими в повседневной деятельности на рабочих местах в рамках своих полномочий.

Ответственность и обязанности эксплуатирующей организации по обеспечению безопасности ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения.

Эксплуатирующая организация несёт всю полноту ответственности за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами. В случае лишения эксплуатирующей организации разрешения (лицензии) на эксплуатацию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения она продолжает нести ответственность за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения до передачи указанных объектов другой эксплуатирующей организации и до получения нового разрешения (лицензии). В случае неспособности эксплуатирующей организации обеспечить безопасность указанных объектов ответственность за безопасность и надлежащее обращение несет соответствующий орган Управления использованием атомной энергии, который обязан обеспечить безопасность этих объектов до создания новой эксплуатирующей организации.

Эксплуатирующая организация разрабатывает и осуществляет мероприятия по поддержанию безопасности ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, создает при необходимости специальные службы, осуществляющие контроль за безопасностью, представляет информацию о состоянии безопасности ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения в органы Государственного регулирования безопасности.

Эксплуатирующая организация обеспечивает:

· использование ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения только для тех целей, для которых они предназначены;

· организацию и координацию разработки и выполнения программ обеспечения качества на всех этапах создания, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения;

· разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения и по снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды;

· безопасное для работников объектов использования атомной энергии и населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами и их хранение;

· реализацию прав работников объектов использования атомной энергии на социально-экономические компенсации;

· учёт индивидуальных доз облучения работников объектов использования атомной энергии;

· разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения;

· учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных вещесв;

· осуществление Физической защиты ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

· разработку и реализацию мер пожарной безопасности;

· радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;

· подбор, подготовку и поддержание квалификации работников ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и создание для них необходимых социально-бытовых условий на производстве;

· информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;

· осуществление иных полномочии, установленных нормативными правовыми актами.

Обязанности эксплуатирующей организации по защите объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды при аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения.

При возникновении аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения, приведшей к выбросу радиоактивных веществ сверх установленных пределов в окружающую среду, эксплуатирующая организация обязана обеспечивать оперативной информацией о радиационной обстановке соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и население наиболее угрожаемых участков территории, органы управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности, службы системы государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

При выполнении работ по предотвращению развития аварии или по ликвидации ее последствий облучение работников (в том числе командированных) выше установленных дозовых пределов может быть допущено (но не выше дозы потенциально опасного облучения, установленной нормативными документами) только тогда, когда нет возможности принять другие меры, исключающие указанное облучение, и может быть оправдано лишь при спасении людей, предотвращении массового облучения, а также при угрозе значительного радиоактивного загрязнения окружающей среды.

3. Порядок подготовки оперативного персонала к самостоятельной работе. Способы и сроки проверки знаний и навыков оперативного персонала АЭС.

В соответствии с ОПБ-88/97:

Допуск эксплуатационного персонала к выполнению определенных видов деятельности осуществляется при наличии у них разрешений, выдаваемых Ростехнадзором России.

Перечень должностей работников АС, которые должны получать разрешения Ростехнадзором России на право ведения работ в области использования атомной энергии, определён Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к остальному персоналу АС устанавливает эксплуатирующая организация АС.

Подбор, подготовку, допуск к самостоятельной работе и поддержание квалификации эксплуатационного персонала обеспечивает эксплуатирующая организация АС. Система подбора и подготовки эксплуатационного персонала АС должна быть направлена на достижение, контроль и поддержание уровня его квалификации, необходимого для обеспечения безопасной эксплуатации АС во всех режимах, а также выполнении действий, направленных на ослабление последствий аварий при их возникновении.

Составным элементом содержания подготовки должно быть формирование у эксплуатационного персонала культуры безопасности.

В системе подготовки эксплуатационного персонала для отработки практических навыков эксплуатации АС должны использоваться технические средства обучения, включая тренажеры различных типов, допущенные в установленном порядке к применению при подготовке персонала АС. Особое внимание должно обращаться на отработку действий при возможных нарушениях (включая аварии) в работе АС и учет опыта прежних ошибок и аварий.

Перед допуском к самостоятельной работе, а также периодически эксплуатационный персонал должен проходить медицинский контроль. Состояние здоровья лиц из числа эксплуатационного персонала должно обеспечивать выполнение ими надежным и безопасным образом должностных обязанностей по эксплуатации АС.

В соответствии с ОПЭ АС:

Работники атомных станций, которые в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об использовании атомной энергии» должны получать разрешения Ростехнадзора России на право ведения определенных видов деятельности в области использования атомной энергии, проходят предварительный и периодические в течение трудовой деятельности медицинские осмотры и психофизиологические обследования.

Оперативный персонал атомных станций проходит дополнительно предсменные осмотры, имеющие цель предотвратить допуск к работе специалиста в нетрудоспособном состоянии, обусловленном болезнью, интоксикацией, расстройством адаптации.

Подготовка персонала АС должна осуществляться групповым или индивидуальным методом обучения в учебно-тренировочном центре (УТЦ), либо непосредственно в структурных подразделениях.

До назначения на самостоятельную работу оперативный персонал обязан пройти в сроки, установленные в программе подготовки:

– практическую подготовку с использованием технических средств обучения (если требуется по данной должности);

– стажировку на рабочем месте (если требуется по данной должности);

– первичную проверку знаний;

– получение разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии (для специалистов АС);

– допуск к самостоятельной работе

Проверке знаний норм и правил, регламентов, инструкций и др. подвергаются руководители, специалисты и рабочие эксплуатирующей организации АС, атомных станций, предприятий и организаций, непосредственно обеспечивающих эксплуатацию атомных станций, кроме лиц, допуск к самостоятельной работе которых осуществляется без проверки знаний.

Проверка знаний проводится:

первичная — перед допуском к самостоятельной работе, назначении на должность или при возложении обязанностей;

очередная — в процессе работы, в установленные сроки;

внеочередная — при нарушении работником правил, норм и инструкций по требованию органов государственного регулирования безопасности, государственной инспекции труда или по решению администрации АС, эксплуатирующей организации, по заключению комиссии, расследовавшей несчастный случай с людьми или нарушение в работе АС, оформленными приказами по АС в установленном порядке, перед восстановлением в должности работника, ранее освобожденного от должности, отстраненного от технического руководства или при перерывах в работе по должности (профессии) свыше 6-и месяцев.

Допуск к самостоятельной работе или дублированию работников, не прошедших проверку знаний в установленные или предписанные сроки, запрещается.

Лицам, показавшим при первичной или очередной проверке неудовлетворительные знания, не позднее, чем через один месяц назначается повторная проверка знаний.

Устанавливается следующая периодичность проверки знаний для персонла АС:

Для руководителей и специалистов из числа оперативного персонала ПНАЭ; ОПЭАС; ППБ; ПБ; ДПИ; регламент – раз в 2 года; ТБ, РБ – раз в год.

Каждому работнику, прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение по установленной форме.

4. Проектные пределы и условия, их роль при эксплуатации АЭС.

В проекте рассматривается комплекс режимов:

  1. Неукоснительное соблюдение мер и требований проектных пределов и условий.
  2. Работа систем автоматики и систем безопасности.

3. Действие персонала

Конфигурация блока:

— совокупное состояние систем, находящегося в работе или горячем резерве;

— поддержание технологических параметов;

— химический режим теплоносителя;

— наличие минимально необходимого количества, готового управлять ситуацией;

Дата добавления: 2016-06-29 ; просмотров: 1771 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ