Содержание права государственной собственности

Автор: | 28.01.2019

§ 3. Содержание права государственной и муниципальной собственности

Право государственной и муниципальной собственности как субъективное право. Общее определение права собственности как субъективного права полностью приложимо к праву государственной и муниципальной собственности. Его содержание составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственникосуществляетпосвоемуусмотрению и в своем интересе. Право государственной и муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения. Поскольку это право всегда принадлежит той или иной социальной общности людей, будь то российский народ в целом, если речь идет о федеральной собственности, либо народ (население), проживающий на определенной территории, входящей в состав Российской Федерации, если речь идет о собственности субъектов федерации либо о муниципальной собственности, каждый член общества по отношению к указанным формам собственности выступает в разных правовых качествах. С одной стороны, он входит в состав тех социальных общностей, которым право собственности принадлежит,- в состав российского народа, народа республики — субъекта Российской Федерации, населения края, области, муниципального образования и т.д. В то же время члены общества по отношению к указанным формам собственности выступают в качестве обязанных лиц, причем независимо от того, принадлежит она им или нет. Их обязанности состоят в том, что они не должны посягать на целостность государственной и муниципальной собственности, кому бы она ни принадлежала. Эти особенности надлежит учитывать при определении субъектного состава правоотношений государственной и муниципальной собственности.

В условиях административно-командной системы при раскрытии содержания государственной собственности, субъектом которой признавалось в то время только государство, и притом в единственном числе, нередко подчеркивался ее властный характер. Это качество, хотя и в меньшей степени, чем раньше, присуще государственной собственности и сейчас, оно выражается главным образом в способах ее осуществления. Присуще оно и муниципальной собственности. В то же время в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, и Российская Федерация, и ее субъекты, и муниципальные образования, которым как раз принадлежит право государственной и муниципальной собственности, выступают на равных началах с другими участниками этих отношений. Таким образом, властное начало, действительно присущее государственной и муниципальной собственности, никак не должно сказываться на отношениях по реализации указанных форм собственности в гражданских правоотношениях, независимо от того, идет ли речь об имуществе казны или об имуществе, закрепленном за предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Этот вывод подкрепляется тем, что в Российской Федерации допускаемые законом формы собственности признаются и защищаются равным образом (см. п. 2 ст. 8 Конституции РФ; п. 4 ст. 212 ГК). Сказанное, разумеется, не означает, что правовой режим всех форм собственности во всех случаях одинаков. Так, если широкий круг имуществ, принадлежащих гражданам, забронирован от взысканий со стороны кредиторов, то взыскание может быть обращено на все имущество государственных и муниципальных предприятий.

Давая общую характеристику права собственности, мы подчеркивали, что собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, лишь бы они не противоречили закону и не нарушали права и охраняемые законом интересы других лиц. Правомочия собственника по своему содержанию и способам осуществления неизбежно ограничены, что вытекает также из определения субъективного права как меры юридически возможного и обеспеченного поведения. Если бы дело обстояло иначе, то говорить о праве собственности как мере поведения было бы нельзя. Распространяется ли эта характеристика на право государственной собственности, принадлежащее Российской Федерации, которая как суверен соединяет в своих руках всю полноту государственной власти со всеми правомочиями собственника и сама определяет правовой режим принадлежащих ей имуществ? Да, распространяется. Государство (в данном случае — Российская Федерация) -суверен, однако оно действует (во всяком случае должно действовать!) в пределах, установленных им самим, и подчиняет свою деятельность им же установленному праву. Поэтому правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности, также имеют свои границы, о неограниченности этих правомочий говорить не приходится.

В отличие от уголовного законодательства модернизация гражданского права была поначалу формальной и находилась в значительном отрыве от реальных.

Гражданское процессуальное право как элемент системы российского права соотносится с каждым из указанных звеньев, но взаимодействует с ними по-разному.

Гражданские права и обязанности, согласно ст. 8 ГК РФ, возникают вследствие следующих действий: а) из договоров и иных сделок.

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права. Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени.

Гражданское право – ведущая отрасль частного права, предметом регулирования которой … Диспозитивность в гражданском праве – основополагающий принцип гражданского права.

Нормы гражданского права содержались в основном в Своде законов гражданских (ч. I. т. Х Свода законов Российской империи).

Как субъекты гражданского права граждане обладают правоспособностью и дееспособностью. Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Гражданское процессуальное право – одна из отраслей российского права, без которого система права не может нормально функционировать.

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права. Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени.

Римское гражданское право (jus civile) не заключало общего понятия «лица» (persona) безотносительно к качеству его правового положения, формируемого в том числе и публичным.

Право государственной и муниципальной собственности

  • Гражданское право
  • Предмет и методы гражданского права

Субъекты права государственной и муниципальной собственности

Особым субъектом права собственности наряду с юридическими лицами и гражданами является государство.

Государственная собственность, в свою очередь, подразделяется на два вида: федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, входящих в ее состав).

Собственность муниципальных образований государственной не является, поскольку закреплена в Конституции РФ в качестве одной из самостоятельных форм собственности наряду с частной, государственной и иными (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Конституции РФ; ст. 212, 215 ГК РФ).

В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 124 ГК РФ, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. В подобных случаях применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника уполномочены осуществлять органы государственной власти, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами, — специальные государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ).

Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами (в частности, уставами муниципальных образований), — специальные государственные органы, а также юридические лица и граждане (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ).

Объекты права государственной и муниципальной собственности

Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Государственное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и государственную казну Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Ответственность по обязательствам муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим его казну, и не распространяется на имущество муниципальных предприятий и учреждений (ст. 126 ГК РФ).

Содержание и осуществление права государственной и муниципальной собственности. Содержание субъективного права государственной и муниципальной собственности включает правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему усмотрению и в своем интересе.

Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.

Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

К объектам приватизации относятся:

  • предприятия и другие имущественные комплексы;
  • здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
  • земельные участки;
  • жилые помещения;
  • акции открытых акционерных обществ.

В качестве продавца (отчуждателя) выступает публичный собственник (его органы или уполномоченные ими юридические лица).

В качестве покупателей (приобретателей) могут выступать любые субъекты гражданского права, кроме юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25 %. В роли покупателей не могут выступать и другие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридические лица.

9.5.3. Право государственной и муниципальной собственности

Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т.е. принадлежащую и России, и субъектам Федера- ции (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам). Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или через действующих от своего имени юридических лиц (см., например, ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях78, ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).

Если круг субъектов государственной собственности очерчен достаточно четко, то этого нельзя сказать о субъектах муниципальной собственности: в качестве таковых выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. В Законе об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. (утратил силу с 1 января 2009 г.)79 вслед за Конституцией РФ и ГК РФ муниципальная собственность определена как собственность муниципальных образований. К числу субъектов права муниципальной собственности могут быть отнесены города (кроме городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, признанных субъектами государственной собственности), рабочие, дачные и курортные поселки, села, деревни и т.д. В то же время субъектом права муниципальной собственности не может быть признано административно-территориальное образование, не имеющее центра, к которому это право могло бы быть приурочено. Так, в условиях Москвы не существует собственности районов, входящих в черту города, если они не имеют своего центра, хотя они и могут быть наделены широкими полномочиями по управлению принадлежащими городу объектами государственной собственности. Одновременно на территории, находящейся в административном подчинении Москвы, в пригородной зоне и в пределах городской черты, расположены города, поселки и иные образования, которые выступают в качестве субъектов муниципальной собственности (Бутово, Жулебино и др.).

Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялось управление ею.

В Законе об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. (вступил в силу в полном объеме с 1 января 2009 г.)80 предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В соответствии со ст. 50 Закона 2003 г.81 субъектами муниципальной собственности являются поселения и муниципальные районы.

Объекты права собственности. Объекты гражданских прав подразделяются на изъятые из оборота, ограниченные в обороте и находящиеся в свободном обращении. Эта классификация распространяется и на объекты права государственной и муниципальной собственности.

В числе объектов государственной и муниципальной собственности особо выделены природные ресурсы, которые ныне стали обо- ротоспособными. Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 ГК РФ). Определение правового режима природных ресурсов отнесено к совместному ведению России и субъектов Федерации.

Правовой режим природных ресурсов установлен в Земельном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, в Законах о недрах, о федеральных природных ресурсах и др. Гражданское законодательство закрепляет два принципиально важных положения: 1) природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью; 2) природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Так, например, в ст. 8 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г.3 предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением обособленных водных объектов (пруд, обводненный карьеры), которые могут находиться как в государственной собственности, так и в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.

Таким образом, установлена презумпция права государственной собственности на природные ресурсы, а их оборот ограничен и подчинен специальным правилам82.

Законом об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться: •

указанное в законе имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения; •

имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ; •

имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

В собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

В Законе 2003 г. перечислено имущество, которое может находиться в собственности поселений (ч. 2 ст. 50) и муниципальных районов (ч. 3 ст. 50).

В ряду объектов государственной и муниципальной собственности особое место занимает недвижимое имущество. Примерный перечень имущества, относящегося к недвижимости, приведен в п. 1 ст. 130 ГК РФ. В перечне не указано предприятие, правовой режим которого как объекта прав специально закреплен в ст. 132 ГК РФ.

Содержание права государственной и муниципальной собственности. Содержание права государственной и муниципальной собст- венности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые он осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе. Право государственной и муниципальной собственности является элементом абсолютного правоотношения.

Властное начало, присущее государственной и муниципальной собственности, не должно сказываться на отношениях по реализации остальных форм собственности в гражданских правоотношениях, независимо от того, идет ли речь об имуществе казны или об имуществе, закрепленном за предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами.

Собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие прав и охраняемых законом интересов других лиц. Правомочия собственника по содержанию и способам осуществления неизбежно ограниченны, что вытекает также из определения субъективного права как меры юридически возможного и обеспеченного поведения. Государство действует в пределах, установленных им самим, и подчиняет свою деятельность им же установленному праву, поэтому правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности, также имеют свои границы.

Законом об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. определяются особенности владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом (ст. 51).

От имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъекта РФ и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчу- ждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения; определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Отраслевая принадлежность права государственной и муниципальной собственности. Нормы, относящиеся к праву собственности, закреплены в законах и иных правовых актах самой различной отраслевой принадлежности — Конституции РФ, ГК РФ, законах об общих принципах организации местного самоуправления; законах об охране окружающей среды, об использовании природных ресурсов и т.д. Таким образом, нормы о праве собственности составляют комплексное правовое образование.

В Конституции РФ закреплены признаваемые в России формы собственности, основные принципы регулирования и охраны отношений собственности, определена компетенция России и субъектов РФ в части установления правового режима важнейших объектов права собственности. Право государственной и муниципальной собственности реализуется в отношениях самой различной отраслевой принадлежности, а не только гражданско-правовых. Например, когда Правительство РФ принимает решение о передаче какого-либо предприятия, здания, сооружения или иного имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или в муниципальную собственность, то реализация права федеральной собственности происходит в рамках государственно-правового отношения. Когда же принимается решение о преобразовании государственного предприятия в казенное, реализация права федеральной собственности протекает в рамках административно-правового отношения.

Осуществление права государственной и муниципальной собственности. Субъекты права государственной и муниципальной собственности — это сложные системные образования, которые существуют и действуют через разветвленную сеть своих органов — административно-управленческих, социально-культурных, оперативно- хозяйственных. Согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, — население непосредственно83.

В составе государственной и муниципальной собственности различается имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами и относящееся к имуществу казны (государственной или муниципальной), и имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений как не связанных непосредственно с казной юридических лиц. Соответственно этому различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами.

В первом случае соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане осуществляют права государственной и муниципальной собственности не от своего имени, а от имени субъекта права собственности — России, субъекта РФ или муниципального образования.

Во втором случае к осуществлению права собственности присоединяется дополнительное и самостоятельное звено — в виде юридического лица, выступающего не от имени собственника, а от своего имени и наделенного на закрепленное за ним имущество правом либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом лишь с согласия собственника. Хотя действие по распоряжению имуществом предприятие и совершает от своего имени, но для этого оно должно получить согласие уполномоченного государственного органа (например, соответствующего органа по управлению государственным имуществом) или органа местного самоуправления, который дает его уже от имени собственника.

Субъекты права государственной и муниципальной собственности непосредственно участвуют при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при распоряжении унитарным предприятием закрепленным за ним недвижимым имуществом (а в унитарном казенном предприятии — и движимым). В осуществлении права собственности от имени собственников в этих случаях участвуют Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, Российский фонд федерального имущества и их органы на местах.

Право государственной собственности

Субъекты права государственной власти, основания возникновения права государственной собственности.

Государство является особым субъектом права собственности. Его роль проявляется в том, что ранее право государственной собственности было преимущественным, а теперь значительная часть имущества, которое некогда принадлежало государству, было передано другим владельцам. Это привело к тому, что полномочия собственников уравнены между собой.

Субъекты права государственной власти

Еще совсем недавно большая часть материальных ресурсов нашей страны находилась под полным контролем и управлением государственных структур. Государственная собственность была всеобъемлющей, и не подлежала передаче в частные руки. Однако с распадом СССР, наша страна начала внедрять принцип рыночной экономики, который привел к тому, что значительная часть имущества была передана в частные руки.

Тем не менее, государственная собственность до сих пор занимает большую часть всех имущественных отношений. Под контролем нашей страны находятся такие ресурсы, как природные ископаемые, земля и многое другое.

Система государственной власти подразделяется на несколько типажей в зависимости от субъектов.

Под субъектами госвласти понимают структуры, которые принимают политические решения разного уровня и организуют исполнение данных решений. Они подразделяются на несколько типов:

  • Первичные субъекты, представленные в виде социальных групп, народа и общества. Именно эти категории легитимизируют власть и выбранную ею форму развития;
  • Вторичные субъекты представлены органами самоуправления, как местными и муниципальными, так и федеральными.

Принцип раздельности имущества РФ

Исходя из основополагающих норм отечественного права, все имущество распределено между разными субъектами, которые им управляют. Государственная собственность не имеет приоритетных значений, однако именно к ней относят наиболее ценные материальные ресурсы страны, такие как земля и природные ископаемые.

Управление государственной собственностью осуществляется при помощи уполномоченных органов власти. Среди них можно выделить Правительство и Президента, федеральные структуры и структуры муниципального характера.

Государственная собственность на землю является приоритетной, и потому контролируется особенно тщательно.

Объекты имущественного права могут быть самыми разнообразными. Это и народ, разные группы населения, юрлица и частные организации. Они не имеют право государственной собственности, однако, в соответствии с основополагающими принципами, могут осуществлять контроль за управлением материальными ресурсами, которые находятся под контролем страны.

Основания возникновения права государственной собственности

Государственная и муниципальная собственность возникает на различных основаниях, среди которых можно выделить общегражданские и специальные. В первом случае право государственной собственности не будет приоритетным, и имущество может быть передано в управление частных структур. Во втором случае только государственные структуры могут принять на себя управление государственной собственностью.

Стоит отметить, что в случае необходимости государство может приобрести права собственности при помощи вспомогательных инструментов, таких как принудительное изъятие имущества, конфискация, реквизиция и сборы по налоговым платежам и т.д. Однако вместе с тем, стоит обратить внимание, что государственная собственность только формально находится под контролем властных структур.

Народ имеет приоритетное право на все имущественные ценности, и может сменить все структуры власти, начиная от муниципальных, и заканчивая федеральными.

Перечень имущества, относящегося к государственной собственности

Право государственной собственности принадлежит тем властным структурам, которые управляют страной. Кроме того, они осуществляют также такой процесс, как управление государственной собственностью. В данной ситуации государство будет представлено как субъект правоотношений, и потому может самостоятельно распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в его подчинении. Таким образом, государственная собственность может быть передана в аренду, подарена или же продана.

Все имущество, которое находится в собственности государства, разделяется на два основных вида:

  • федеральное имущество, то есть ресурсы и прочие ценности, которые находятся под контролем первичных властных структур. Право государственной собственности тут будет осуществлено на важнейшие ресурсы, среди которых можно выделить земли, лесные ресурсы, природные ископаемые, водные ресурсы и т.д.;
  • имущество, принадлежащее субъектам федерации. Здесь управление государственной собственностью регионального значения будет внедрено для земельных и водных ресурсов, которые не имеют особого государственного значения, предприятий и муниципальных ведомств, жилых помещений и внебюджетных фондов.

Земля и природные ресурсы, находящиеся в собственности государства

Исходя из некоторых ключевых принципов отечественной законодательной базы, природные и земельные ресурсы являются основным богатством страны и потому нуждаются в тщательной защите. Как указано в ГК РФ, земля может принадлежать разным формам собственности, как государственной, так и частной.

Однако, если будет определено, что определенные земельные или природные ресурсы имеют определяющее значение для жизнедеятельности целых регионов, то они будут находиться под государственным контролем.

Природные ресурсы имеют множество специфических черт, которые отражаются на формировании права собственности на них. Они должны быть зарегистрированы в системе госконтроля и иметь оценочную стоимость.

Учитывая тот факт, что земельные и природные ресурсы являются основой жизнедеятельности населения, возникает необходимость в их рациональном использовании. Именно поэтому в отношении ресурсов этого типа осуществляется управление государственными структурами. Как показывает практика, государственная собственность в данном случае позволяет максимально рационализировать использование ресурсного потенциала земель и прочих угодий, что положительно сказывается на всех участниках правоотношений в этой области.

Содержание права государственной собственности

Подобно праву собственности юридических и физических лиц право государственной собственности в субъективном смысле включа­ет в себя три правомочия: владение, пользование и распоряжение.

Право владения государства, субъектов РФ означает, что в их ох­раняемом законом обладании находятся принадлежащие им матери­альные ценности независимо от того, ведают ли имуществом государ­ственные органы или части его переданы государственным предпри­ятиям или учреждениям в хозяйственное ведение или оперативное управление. Право владения связано с возможностью осуществлять учет общенародного имущества и его охрану. Предоставив право вла­дения имуществом своим организациям (учреждениям и предприяти­ям), государство, субъект РФ сохраняют за собой право владения этим имуществом, поскольку правомочие владения государственной орга­низации не исчерпывает право владения субъекта права государст­венной собственности, оно не совпадает с ним ни по объему, ни по назначению. Правомочие владения государственной организации (предприятия, учреждения) пронзводно, вторично по отношению к праву владения государства, субъекта РФ. В конечном итоге, само государственное предприятие, а также казенное унитарное предпри­ятие, государственное учреждение как определенный имущественный комплекс (ст. 132 ГК), являются объектом государственной собствен­ности, а следовательно, находятся во владении государства, субъекта РФ.

Право пользования означает закрепленную за государством, субъек­том РФ возможность целенаправленно извлекать из общенародных имущественных ценностей максимальную выгоду в интересах всего народа, народа субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь ц свободное развитие человека.

В науке гражданского права существовала точка зрения, в соответ­ствии с которой право распоряжения государства состояло «в установ­лении им порядка владения и пользования народным достоянием, рас­пределении имущества, определении наилучших правовых форм, в ко­торых должно осуществляться управление государственной собствен­ностью»’, т.е. по существу сводилось к праву государства путем изда­ния законодательных актов, а также административных актов самому устанавливать рамки своих прав собственника и пределы их осущест­вления.

Нельзя не учитывать, что государство, субъекты РФ как политичес­кие суверены не могут не оказывать воздействия на установление гра­ниц содержания права собственности. Однако с установлением равен­ства всех форм собственности и утратой государством преимуществ перед другими участниками гражданских правоотношений положение изменилось. Признавая, что хотя государство, субъекты РФ распоря­жаются своим имуществом в пределах, установленных ими же самими, однако их правомочия по распоряжению все же не беспредельны, а имеют сгюи, очерченные в законодательном порядке границы. Следует признать, что гражданско-правовое регулирование отношений по рас­поряжению государственной, собственностью находится не на должном уровне: не учитывается принцип целевого использования государст­венного имущества, отсутствуют гарантии от превышения пределов предоставленных государству, субъектам РФ властных полномочий при осуществлении ими правомочий, но распоряжению имуществом. Право распоряжения субъектов права государственной собственности должно состоять в их возможности определять юридическую судьбу общенародного имущества путем изменения его принадлежности, со­стояния или назначения с учетом публичных интересов.