Решение задачи земельное право

Автор: | 31.07.2019

Задачи по земельному праву

Постановлением администрации города К. от 17 сентября 2003 г. ОАО «Полет» предоставлен в собственность ранее принадлежавший ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 3,2 га для осуществления производственно-хозяйственной деятельности. На земельном участке находится 5-ти этажное нежилое здание площадью 6947,5 кв. метра, расположенное по ул. Песчаная 17, право собственности на которое зарегистрировано за обществом «Полет» с октября 2002 года. Между администрацией города К. и ОАО «Полет» заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.

По истечении некоторого времени в областной арбитражный суд обратилось ТОО «Ландшафт» с иском к администрации города К. и ОАО «Полет» о признании недействительными постановления администрации от 17 сентября 2003 г. о предоставлении земельного участка в собственность ОАО «Полет» и договора купли-продажи земельного участка, заключенного между администрацией города и акционерным обществом. В обоснование иска ТОО «Ландшафт» предъявило вступившее в законную силу решение областного арбитражного суда от 11 марта 2000 г., согласно которому за товариществом «Ландшафт» признано право собственности на нежилое помещение площадью 490 кв. метров, находящееся в нежилом здании по ул. Песчаная 17. В ходе судебного разбирательства дополнительно выяснилось также, что в нежилом здании по ул. Песчаная 17 арендует помещения общей площадью 61 кв. метр индивидуальный предприниматель С., который не был осведомлен об указанных действиях администрации города К. и ОАО «Полет».

Дайте правовую характеристику сложившейся ситуации. Предложите основанное на законе решение арбитражного суда.

Решение: Согласно п.3 ст. 36 Земельного Кодекса РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35, пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Законодательство устанавливает общий принцип определения размера земельного участка, подлежащего выкупу собственником расположенной на нем недвижимости, используя в качестве такового размер земельного участка, занятый объектами недвижимого имущества и необходимый для их использования.

У собственника здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, значительно превышающем площадь застройки, в силу закона возникает исключительное право на приватизацию. Однако это право распространяется только на ту часть земельного участка, которая необходима для его эксплуатации. В связи с тем, что в установленном законом порядке земельный участок, исключительное право на приватизацию которого возникло у лица в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, не сформирован, механизм его формирования и легитимации в качестве объекта гражданских прав опосредован нормой пункта 7 статьи 36 ЗК РФ.

Поскольку собственниками нежилого объекта по ул. Песчаная, 17 являются товарищество Ландшафт (ему принадлежит помещение общей площадью 490 кв.м. на основании решения областного арбитражного суда от 11 марта 2000 г.) и ОАО Полет (ему принадлежит здание с помещениями общей площадью 6947,5 кв. м на основании правоустанавливающих документов от октября 2002 года), оба собственника имеют законное право на получение в собственность доли земельного участка. Размер доли устанавливается либо пропорционально площади принадлежащего им помещения (здания), либо по согласованию путем подписания соглашения об определении долей.

Поэтому иск товарищества в арбитражный суд о признании постановления администрации от 17.09.2003 о передаче в собственность всего земельного участка ОАО Полет и соответственно договор купли-продажи этого же участка является обоснованным и подлежит удовлетворению (ст. 245 ГК РФ).

Арендатору следует переоформить договор аренды, заключив его с новым собственником помещения. Причем собственник вправе отказать арендатору в переоформлении договора, вправе повысить арендную плату, изменить срок аренды.

Предприниматель Т. приобрел в 2004 году по договору купли-продажи у ОАО «Химволокно» расположенные в районном центре В. здания цеха полимеров, цеха механосборочных работ, пункта биологической очистки сточных вод и административного корпуса, которые были по решению федеральных органов государственной власти приватизированы указанным ОАО в 1998 году. Земли, на которых были расположены упомянутые объекты недвижимости, не были приватизированы и находились к моменту заключения договора купли-продажи зданий в не разграниченной государственной собственности. Предприниматель Т. как собственник объектов решил воспользоваться своим закрепленным в Земельном кодексе Российской Федерации исключительным правом на приватизацию земельных участков, на которых расположены эти объекты, и обратился с соответствующим заявлением в администрацию района. Постановлением главы администрации района от 16 марта 2006 г. эти земельные участки были предоставлены предпринимателю Т. в собственность.
Решением арбитражного суда области указанное постановление главы администрации района было признано недействительным.
Дайте правовое обоснование законности решения арбитражного суда.

Решение: 10. Согласно ст. 3 п. 10 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Таким образом, решение арбитражного суда нарушает действующее законодательство и подлежит отмене.

ЗАО «Гипрогаз» принадлежат на праве собственности помещения общей площадью 1109 кв. метров 3-го этажа 3-этажного нежилого строения. Два первых этажа здания занимают другие юридические лица. Пропорциональная доля в занимаемом зданием земельном участке, принадлежащая Обществу, равна 268 кв. метров и находится у ЗАО «Гипрогаз» в аренде с правом выкупа. По договору купли-продажи от 02.11.2002 г. ООО «Плюс» приобрело у ЗАО «Гипрогаз» в собственность указанные нежилые помещения, получив одновременно также и право на пользование соответствующей частью земельного участка, занятого зданием, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Заручившись устным согласием главы администрации района, ООО «Плюс» в течение двух лет провело реконструкцию здания, надстроив 4 и 5 этажи, полагая при этом, что указанная реконструкция может осуществляться без специального разрешения, поскольку дополнительного отвода земельного участка не требуется. Завершив реконструкцию строения, ООО «Плюс» обратилось в регистрационную палату с заявлением о государственной регистрации права собственности на помещения общей площадью 2300 кв. метров в надстроенных этажах. Одновременно с этим в администрацию района Обществом было подано заявление о соответствующем пропорциональном увеличении доли в праве аренды земельного участка и последующем выкупе увеличившейся доли земельного участка в собственность.

Подлежат ли удовлетворению заявления ООО «Плюс»? Решите дело.

Решение: Согласно абз. 3 п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, осуществившим постройку, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Реконструкция недвижимости была проведена без получения на это необходимых разрешений, с нарушением градостроительных норм и правил, без согласования с балансодержателем и другими заинтересованными лицами. Сохранение постройки нарушает права и охраняемые интересы балансодержателя и других лиц, владеющих нежилым помещением на законных основаниях. ООО «Плюс» для проведения реконструкции должно взять разрешение на проведение реконструкции здания (ст. 51 п.2 ГСК РФ).

Разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в (ст.55 ГСК РФ), необходимы для представления в регистрирующий орган в целях осуществления государственной регистрации права собственности на построенный (реконструированный) объект недвижимости.

В соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Согласно данным нормам, как правило, за объектом недвижимости закрепляется земельный участок, находящийся под пятном застройки, и незначительная часть участка, прилегающая к нему.

Незаконно проведенная реконструкция не влечет увеличения доли в праве аренды земельного участка.

Решение задач по земельному праву

Земельное право одна из важных отраслей права. Каждый человек даже не имеющий отношения к решению задач по земельному праву сталкивается жизненными задачами по данному праву. Покупка, продажа и обмен участков под строительство, участков под огороды, земельных паев — такие задачи по праву решает почти каждый взрослый человек.

Если у вас есть необходимость в решении задач по земельному праву пишите мне на электронную почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Городская администрация приняла решение включить часть пригородной зоны в городскую черту, планируя разместить на этой территории новый жилой микрорайон, не предусмотренный прежними проектами городской застройки. В связи с этим местной службе земельного кадастра было дано распоряжение произвести соответствующие землеустроительные работы?
Можно ли считать правильным действия городской администрации?
Согласно ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Статьей 4 ЗК РФ определен порядок установления и изменения границ населенных пунктов. Согласно данной нормы установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии со статьей 86 ЗК РФ В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за границами населенных пунктов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города.
Согласно ст. 68 и 69 ЗК РФ Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Таким образом, решение городской администрации является законным и правильным.

Сельскохозяйственный кооператив «Заречный» обратился в Арбитражный суд с иском к заводу «Металлист», в котором просил обязать ответчика возвратить кооперативу 5 га земли, самовольно занятой ответчиком 3 года назад, и возместить убытки – стоимость урожая картофеля, собранного ответчиком с самовольно занятой площади за все годы пользования. Ответчик предъявил встречные требования о возмещении ему стоимости затрат, связанных с мелиорацией данной территории, позволившей повысить урожайность и продуктивность земельных угодий.
Какова мера ответственности за самовольный захват земли?
За самовольный захват земли предусмотрена административная ответственность. Согласно ст. 7.1 КоАП РФ Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Какое решение примет Арбитражный суд по данному вопросу?
Согласно ст. 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.Принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от предусмотренной настоящей статьей обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.
Упущенная выгода представляет собой доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Для возмещения убытков истцу, согласно ст.393 ГК РФ, необходимо доказать:
факт нарушения права (нормы закона либо условий договора);
факт причинения убытков и их размера;
причинно-следственную связь между фактом нарушения права и причиненными убытками.
Размер упущенной выгоды должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. Возмещение упущенной выгоды производится предприятиями, учреждениями и организациями, которым отведены изымаемые земельные участки, в размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемому в течение периода восстановления нарушенного производства.
Таким образом, суд должен удовлетворить требования ООО «Заречный», а в удовлетворении требований завода «Металлист» отказать.

Задача 3.
Гражданин Аникин получил в собственность за плату земельный участок площадью 1 179 м2 для индивидуального жилищного строительства на территории города. В соответствии с решением о предоставлении гражданин принимал на себя обязательство приступить к строительству жилого дома в течение шести месяцев с даты получения земельного участка и закончить строительство по истечении двух лет с даты предоставления земельного участка.
Гражданин Аникин построил на земельном участке временное строение на фундаменте и сдавал его в аренду для использования под складские нужды различным юридическим лицам.
Определите права и обязанности гражданина Аникина по использованию земельного участка?
Являются ли его действия невыполнением возложенных на него обязанностей?
Каковы юридические последствия неисполнения Аникиным возложенных на него обязанностей?
Может ли и при каких условиях Аникин в дальнейшем осуществлять свою деятельность на принадлежащем ему земельном участке?
Аникин в данном случае является собственником земельного участка, а его права и обязанности определены в ст. 40 ЗК РФ. Согласно данной нормы собственник земельного участка вправе:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Его обязанности определены в ст. 42 ЗК РФ:
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
— использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
— сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
— осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
— своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
— своевременно производить платежи за землю;
— соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
— не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
— выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Данный земельный участок имеет целевое назначение – индивидуальное жилищное строительство. Земельным и Гражданским кодексами РФ предусмотрено предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Индивидуальное жилищное строительство — один из видов разрешенного использования земель категории «земли населенных пунктов». Данный вид разрешенного использования предполагает возведение на земельном участке жилых зданий, хозяйственных и иных надворных построек.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственник земельного участка обязан использовать его по целевому назначению, то есть для индивидуального жилищного строительства, как определено в договоре. В данном случае этого не произошло. Аникин использовал его в коммерческих целях. Имеет место нецелевое использование земель, ответственность за которое предусматривает ст. 8.8 КоАП РФ.
После выполнения условий заключенного договора Аникин имеет право использовать данный участок по своему усмотрению. В целях коммерции какую-либо его часть возможно перевести в иную категорию земель.

Задача 4.
Емельянова обратилась в суд с иском к садоводческому товариществу «Родник» о признании права собственности на 90 м2 земельного участка. Емельянова является членом садоводческого товарищества с 1989 г. За ней в 1995 г. был закреплен в собственность земельный участок площадью 670 м2. Начиная с 1990 г. она освоила и использовала 90 м2 территории, прилегающей к ее земельному участку. В 2006 г. правление товарищества приняло в члены товарищества Мохова, передав ему в пользование земельный участок, прилегающий к участку Емельяновой, включая и территорию, освоенную и используемую Емельяновой. В 2007 г. Мохов приватизировал используемый им земельный участок.
Каковы основания возникновения прав на земельные участки членов садоводческих товариществ?
Решите дело.
Действующее земельное законодательство предусматривает следующие шесть видов прав на земельные участки:
право собственности;
право постоянного (бессрочного) пользования;
право пожизненного наследуемого владения;
право аренды;
право безвозмездного срочного пользования;
право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
Основания возникновения прав на земельные участки обозначены в законодательстве.Статья 25 ЗК РФ предусматривает, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. Перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей установлен п. 1 ст. 8 ГК РФ. Анализируя данный перечень, можно прийти к выводу, что основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться:
1) договор или иная сделка;
2) акт государственного органа или органа местного самоуправления;
3) судебное решение, установившее право на земельный участок;
4) приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом.
В данном случае речь идет о приобретательной давности. Земельный кодекс Российской Федерации не содержит норм, запрещающих приобретение права собственности на землю по указанному основанию. Согласно п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо — гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Закон о регистрации прав на недвижимость предусматривает, что подлежит государственной регистрации право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке (п. 3 ст. 6). На этом основании подлежат государственной регистрации решения судов, вынесенные как в порядке ст. 264, 266 ГПК РФ, так и в исковом порядке.
В данном случае Емельянова не осуществляла подачу иска в суд о признании права собственности на освоенный ею участок в силу приобретательной давности, а так жене пыталась иными способами получить его в собственность. Садоводческое товарищество, имея на то полномочия, предоставило данный участок новому участнику общества, который приватизировал его, то есть получил данный участок в собственность. Емельянова в таком случае не может стать собственницей указанного участка, так ж она не может истребовать его из чужого незаконного владения, поскольку не является его собственником. Суд должен отказать ей в удовлетворении иска.

Список использованных источников

1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014, с изм. от 23.06.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014)
3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014)

Земельное право задачи по методичке 1-4 тема

Согласно ст. 3 ФЗ №101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Однако ст. 11 данного закона устанавливает, что в случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных статьями 3 и (или) 4 настоящего ФЗ №101, к наследникам применяются требования, установленные статьей 5 настоящего Федерального закона. Ст. 5 ФЗ №101 гласит, что земельный участок должен быть отчужден в течение года со дня вступления в наследство. Таким образом Серовой неправомерно отказали в наследстве. Она может вступить в права наследства на земельный участок, но при этом она должна его продать в течение года.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут стать членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Права иностранных граждан и лиц без гражданства на садовые, огородные, дачные земельные участки определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ч.3 ст. 18 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») Таким образом, если участок находится на землях сельскохозяйственного назначения, то Серова все равно не сможет стать владельцем данного земельного участка, т.к она иностранная гражданина, а иметь в собственности земли сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам нельзя. (то что это земли сельскохозяйственного назначения говорят слова нотариуса).

Заключить договор аренды с племянником Серова может на основании ч.1 и 2 ст. 9 ФЗ №101: В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.

При этом минимальные и максимальные сроки аренды указаны лишь для участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (от 3 до 49 лет, согласно ч.3 ст. 9 ФЗ №101)

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ: Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Также в соответствии со ч. 1 ст. 79 ЗК РФ: Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Таким образом, земли, которые решило продать АО «Гигант» являются землями сельскохозяйственного назначения, которые подлежат особой охране.

В соответствии со ст. 8 федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, ОМСУ о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем 90 дней. В случае, если субъект РФ или в соответствии с законом субъекта РФ муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

Таким образом возможны 2 ситуации. Первая – АО «Гигант» не известил орган исполнительной власти субъекта РФ о своем намерении продать земельный участок. В данном случае сделка признается ничтожной в соответствии с ч.4 ст.8 ФЗ №101. Вторая возможная ситуация, когда АО «Гигант» уведомил орган исполнительной власти РФ отказался от покупки земельного участка. В таком случае, АО «Гигант» имеет право продать земельный участок сельскохозяйственного назначения частному лицу. Рассмотрим данную ситуацию подробнее.

Согласно ст. 551 Гражданского кодекса РФ: Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. При регистрации договора купли-продажи земельного участка необходимо предоставить следующие документы: учредительные документы организации, свидетельство о праве собственности на земельный участок, отказ субъекта РФ от покупки земельного участка, кадастровый паспорт и правоустанавливающий документ (это может быть договор, на основании которого продавец приобрел право собственности на участок, решение суда о признании за продавцом права собственности или иной документ).Никаких дополнительных документов, в том числе плана по дальнейшей эксплуатации данного земельного участка, предоставлять не надо, т.к. это не установлено ни ГК РФ, ни ЗК РФ, ни ФЗ №101, ни ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что отказ в регистрации договора купли-продажи не законен, и представители покупателя должны выиграть дело в суде.

Так, согласно ч. 1 ст. 78 ЗК РФ: Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Поэтому, прежде чем строить гольф-клуб на данном участке, компания-покупатель должна перевести земли из сельскохозяйственного назначения в другую категорию. (на основании ст. 8 ЗК РФ и ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»)

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане РФ и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Таким образом ч. 1 ст. 16 Закона Краснодарского края «Об особом порядке землевладения в Краснодарском крае» противоречит данной статье ЗК РФ, т.к. устанавливает запрет на приобретение земельных участков на территории Краснодарского края гражданами, не проживающими постоянно на территории Краснодарского края. Следовательно, в регистрации договора купли-продажи отказали не законно.

1) Данное утверждение противоречит ст. 9 Конституции РФ, где говорится, что: 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Таким Конституция республики Алтай противоречит Конституции России, т.к. исключает частную, муниципальную и федеральную форму собственности земли.

2) В соответствии с ч. 2 ст. 24: Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организацийотдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, выхода работника на пенсию работника, также сохраняется право на служебный надел за одним из членов семьи работника призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; принятого на обучение, на весь срок получения образования; погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей. (ч. 2-4 ст. 47 ЗК РФ)

Таким образом закон Приморского края противоречит ЗК РФ, т.к. земельные наделы могут выдаваться лишь действующим работникам, а во время службы в армии и обучения сохраняется за одним из членов его семьи. Так ТК РФ закрепляет, что Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. (ст. 83 ч. 1 п. 1 ТК РФ). Региональным законодательством можно установить лишь категории данных работников, кому положены земельные наделы и условия их предоставления.

Для решения данной задачи необходимо знать к какой категории земель относится данный участок. Вероятнее всего это земля сельскохозяйственного назначения.

Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ №101: Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно ч. 3 и 4 данной статьи: Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки, а также в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлена постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации»

на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

на сенокосах не производится сенокошение;

на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

на пастбищах не производится выпас скота;

на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Таким образом участок у С. Могут изъять, т.к. он весь зарос сорнякамии не обрабатывается в течении 5 лет.

Однако, согласно ч. 7 ст. 6 ФЗ №101 уполномоченный исполнительный орган государственный власти сначала должен назначить административное наказание и установить срок устранения нарушений. Только в том случае, если нарушения не будут устранены в срок, то уполномоченный орган государственной власти может обратиться в суд с требованием об изъятии участка и об его продажи с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием. (ч. 8 ст. 6 ФЗ №101)

Таким образом, члены садоводческого объединения «березка» могут требовать изъятия земельного участка у С., но обращаться должны в администрацию области, а не района. При этом сначала уполномоченные органы должны оштрафовать С., а только потом, в случае не устранения выявленных нарушений, могут подать на него в суд с требованием о принудительном изъятии участка. При этом, важно отметить, что согласно ФЗ №101 участок должен быть продан с публичных торгов, а не передан садовому товариществу березка. Даже в случае признания публичных торгов по продаже земельного участка несостоявшимися, такой земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этих торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися. (ч. 10 ст. 6 ФЗ №101)

Я считаю, что суд вынес не верное решение, т.к. согласно ст.2 ФЗ № 101 от 24.07.2002 « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» сказано, что: Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией РФ, ЗКРФ, ГКРФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а так же принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и законами субъектов ФЗ. Таким образом, закон Астраханской области противоречит федеральному законодательству, т.к. он указывает, что оборот земель сельскохозяйственного назначения на территории области регулируется лишь региональными НПА. При этом Астраханская область является субъектом РФ и поэтому на ее территории должны действовать федеральные законы. Региональные законы не могут превосходить по силе федеральные. Таким образом, ст.2 закона области должна звучать так « оборот земель сельскохозяйственного назначения на территории области регулируется КРФ, ЗК РФ, ГК РФ, ФЗ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, другими федеральными законами, законом области Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, другими областными законами и иными нормативными правовыми актами Астраханской области».