Протокол заседания консилиума доу

Автор: | 03.07.2019

Протокол заседания медико психолого – педагогического консилиума

Главная > Документ

заседания медико — психолого – педагогического консилиума

Заместитель директора по УВР________________________________________

Медицинский работник ______________________________________________

Классные руководители :_____________________________________________________

По первому вопросу слушали:

Форма представления психологических данных на консилиум

1. Феномен состояния ребенка на настоящий момент.

1. Показатели школьной успешности.

1.1. Учебная мотивация (нужное подчеркнуть):

Высокая средняя низкая не сформированная

Завышенная адекватная низкая не сформированная

1.3. удовлетворенность учебной деятельность:

полная нейтральное отношение неудовлетворенность

2. Сформированность познавательных процессов и их произвольность.

2.1. Уровень развития словесно — логического мышления:

Высокий соответствующий возрастной норме низкий.

2.2. Уровень развития наглядно — образного мышления, пространственного гнозиса и праксиса:

Высокий соответствующий возрастной норме низкий.

2.3. Уровень развития внутреннего плана действия:

Высокий соответствующий возрастной норме низкий.

3. Система эмоциональных отношений:

3.1. Отношение к себе:

Удовлетворенность собой неприятия себя.

3.2. Отношение к семье:

комфортное состояние в семье чувство неполноценности в семье

доброжелательность враждебность безразличие

конфликтность в семье ровные отношения.

3.3. Отношения со сверстниками:

дружеские конфликтные нейтральные

включенность в общение отстраненность избегание

3.4. Отношение к школе:

дружелюбное нейтральное враждебное

включенность в школьную жизнь отстраненность от школы

адекватное восприятие школы неадекватное восприятие школы

4. Эмоциональная устойчивость.

Высокая средняя низкая

5. Социально — психологический статус ребенка в важнейших социальных системах.

5.1. Восприятие своего статуса:

5.2. Референтометрический выбор (отношение):

К группе лидеров к группе маргеналов к группе изгоев

6. Наличие выраженных признаков психической дезадаптации.

6.1. Нарушение познавательной деятельности (восприятие, памяти, внимания).

6.2. Странности мышления.

6 3. Аутичное поведение.

6.4. Психосоматическое отклонение.

6.5. Тревожность — депрессия.

6.7. Делинквентное поведение.

II. Стратегия развития и помощи._______________________________________________________

III. Рекомендации _________________________________________________________________________________________

Форма представления медицинских данных на консилиум.

1. Феномен состояния ребенка на настоящий момент:

1.1. Уровень и гармоничность физического развития (подчеркнуть):

Высокое гармоническое недостаточный вес

Выше среднего негармоническое избыточный вес

1.2. Биологический возраст (подчеркнуть):

Соответствует (паспортному возрасту) опережает (на____лет)

Не соответствует отстает ( на____лет).

1.3. Функциональное состояние органов зрения:

Острота зрения правого глаза _____единиц

Острота зрения левого глаза ______единиц

Цветоощущение (нормальное — ненормальное)

1.4. Функциональное состояние органов слуха (подчеркнуть):

Острота слуха справа (норма — снижена)

Острота слуха слева (норма — снижена)

1.5. Характеристика костно — мышечной системы:

Уплощение стопы (есть — нет)

Мышечная сила (по показаниям динамометра):

Правая рука_______ левая рука______

1.6. Переносимость физических нагрузок (подчеркнуть): Высокая средняя низкая

1.7. Кривая заболеваемости за последний год (число пропущенных дней в каждом месяце).

1.8. Физкультурная группа___________________________________

1.9. Состояние других функциональных систем (заполняется по специальному запросу) _________________________________________________________________________________________

2. Факторы риска нарушения развития и выявление отклонения в развитии.

2.1. Наличие в прошлом заболеваний или травм, которые могут сказаться на развитии ребенка (указать каких):___________________________________________________________________________________

2.2. Факторы риска по органам и системам: пороки развития, функциональные отклонения (указать какие):___________________________________________________________________________________

2.3. Наличие хронических заболеваний в стадии ремиссии (указать какие): _________________________________________________________________________________________

3. Стратегия помощи и развития _________________________________________________________________________________________

Центр развития ребенка — детский сад №17 «Солнышко» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

  1. Задачи ПМПк
  2. Всестороннее обсуждение проблем ребенка в ресурсах информации специалистов разного профиля и специализацией с целью выявления составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции).
  3. Утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов.
  4. Утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями).
  5. Рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных).
  6. Включение родителей в деятельность службы сопровождения.
  7. Повышение компетенции специалистов в смежных с основной профессиональной деятельностью направлениях.

2. Функции ПМПк

  • Экспертно – диагностическая
  • Информационно – аналитическая
  • Организационная
  • Методическая
  • Консультативная
  • Функция сопровождения
  • Просветительская

3. Виды ПМПк

Плановые

(1 раз в год)

Внеплановые

(по запросу специалистов)

определение путей психолого — медико-педагогического сопровождения ребенка

принятие каких – либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам

выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно – развивающего маршрута

изменение направления коррекционно – развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности

динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы

изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учреждения)

4. Основные направления работы и

функциональные обязанности специалистов ПМПк

  1. Педагог-психолог: осуществляет консультирование педагогов и родителей по вопросам организации помощи детям, приносит на заседание консилиума результаты своей диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.
  2. Медицинский работник: представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях дошкольников:
    • физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок,
    • характеристика заболеваний за последний год.
  3. Учитель-логопед: освещает результаты развития ребенка на момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно — развивающих занятий с воспитанниками группы.
  4. Воспитатель группы: представляет педагогическую характеристикудеятельности и поведения ребенка, фиксирует:
  • трудности, которые испытывает тот или иной ребенок в различных ситуациях;
  • особенности индивидуальных черт его характера;
  • самочувствие ребенка в детском саду.
  1. Старший воспитатель: организует взаимодействие учителей, родителей, психологической службы в форме психолог – медико – педагогического консилиума, осуществляет контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации отклонений в развитии ребенка.
  2. Председатель ПМПк определяет круг обсуждаемых вопросов.

5. Структура проведения ПМПк

6. Критерии деятельности ПМПк в ДОУ

1. Нормативно – правовая база:

— приказ Министерства образования РФ «О психолого – медико -педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» № 27/901 – 6 от 27.03.2000 г.

— приказ руководителя учреждения о создании ПМПк

— Положение «О психолого – медико — педагогическом консилиуме (ПМПк)

— договор о взаимодействии между ПМПк и психолого – медико – педагогической комиссией (ПМПК)

— договор между образовательным учреждением и родителем ребенка.

2. Документация:

— план работы ПМПк

— протоколы заседаний ПМПк

— протоколы первичных представлений на ПМПк

— направление на районный ПМПК

— программа индивидуальной работы специалиста ПМПк

Протокол психолого-медико-педагогического консилиума

заседания психолого-медико-педагогического консилиума

Председатель ПМПк/ указывается должность председателя, ФИО;

Член ПМПк/ учитель-логопед: ФИО;

Член ПМПк / педагог-психолог: ФИО;

Член ПМПк/ учитель-дефектолог: ФИО;

Родители: мать — ФИО ; отец — ФИО .

Тема: Создание и реализация рекомендованных ТМПМПК специальных образовательных условий для получения образования на основании предоставленных документов родителями обучающегося (указывается класс, литер, ФИО ребенка) Заключение протокола ( указывается номер и дата протокола ТМПМПК в формате: № 00 от 00.00.0000) Территориальной муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии.

Повестка дня: обсуждение вопроса о выполнении рекомендаций ТМПМПК для обучающегося (указывается ФИО ребенка) .

Ход работы консилиума:

Предварительно коллегиально изучено представленное родителями заключение ТМПМПК на обучающегося ( указывается ФИО ребенка) . Принята к сведению следующая информация: по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования (указывается ФИ ребенка) определен статус ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. Выявлены трудности при обучении, обусловленные нарушением ((зрения, слуха и другое). Указывается медицинский диагноз, если имеется. Например, миопия 1 степени обоих глаз) . Заключение ТМПМПК ( указывается номер и дата протокола ТМПМПК, основные особенности развития, определяющие специальные образовательные условия , например, Протокол № 00 от 00.00.0000 Общее недоразвитие речи 3 уровня у ребенка с дизартрией-тяжелое нарушение речи) . Рекомендована ( указывается программа, которую рекомендует ТМПМПК. Например, АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) с учетом рекомендаций по индивидуальному офтальмологическому режиму).

Слушали кл. руководителя (указывается класс, литер, ФИО педагога) , которая представила следующие результаты педагогической диагностики на начало учебного года: (Например, уровень подготовки ребенка к школе низкий. Мальчик продемонстрировал низкий уровень выполнения заданий блока «Развития кругозора», в отношении понятий: времена года, название месяцев, дней недели. Предпосылки к освоению грамоте сформированы на достаточном уровне. На начало учебного года (указывается ФИ ребенка) читает по слогам с переходом на слова. Не сформированы предпосылки к овладению грамотой, звуковым анализом и синтезом. Чуть выше показатели сформированности математических представлений) .

(Указывается ФИО педагога) также порекомендовала родителям обучение (указывается ФИ ребенка) по АООП НОО для обучающихся (конкретизируется название программы).

Слушали председателя ПМПк, (указывается ФИО) ., которая разъяснила (ФИО родителей) , что на основании заключения и заявления родителей школа может создать специальные образовательные условия, отраженные в приложении № 1,2 к заключению ТМПМПК, в том числе разработать и реализовывать АООП НОО (конкретизируется название программы) , организовать занятия с учителем-логопедом по коррекции звукопроизношения, формирования звуко-буквенного анализа слов, обогащения и расширения словарного запаса, развития связной речи.

Родитель (указывается ФИО родителя/законного представителя ребенка) продекламировал полную готовность сотрудничать со специалистами школы, помогать создавать условия для успешной адаптации ребенка.

Принято от родителей заявление об обучении ребенка по рекомендованной ТМПМПК программе, согласие на обследование учителем-логопедом и психологом.

Родитель (указывается ФИО родителя) продемонстрировал неготовность к сотрудничеству, нежелание менять привычный уклад жизни в интересах ребенка.

Принято от родителей заявление об отказе обучения ребенка по рекомендованной ТМПМПК программе.

(Указывается ФИО ответственного) разработать в срок до (указывается конкретное время разработки программы, не более двух недель) АООП НОО (конкретизируется название программы).

(Указывается ФИО специалистов психолого-педагогического сопровождения) разработать в срок до (указывается конкретное время разработки программы, не более двух недель) психолого-педагогическую программу сопровождения ребенка (указывается ФИ ребенка).

Педагогическим работникам: (перечисляются ФИО всех педагогов, которые будут работать с данным ребенком ) осуществлять обучение и воспитание (указывается ФИО ребенка, класс, литер) , согласно рекомендованной ТМПМПК программе — АООП НОО (конкретизируется название программы) на основании прилагаемого заявления родителей.

(Указывается ФИО педагогов) соблюдать (выбрать: охранительный педагогический или офтальмологический) режим обучения для учащегося (указывается ФИ ребенка ) согласно рекомендациям ТМПМПК в течение всего учебного года, организовать образовательную деятельность с учетом психофизиологических особенностей развития ребенка.

(Указывается ФИО учителя-логопеда) проводить коррекционную работу на логопункте школы сроком до 00.00.0000 .

(Указывается ФИО классного руководителя) оформить индивидуальную карту учёта динамики развития ребенка в срок до 00.00.0000 (титульный лист, социальная карта семьи, информация классного руководителя).

Учителю-логопеду провести обследование ребенка по направлению «Речевое развитие»

Педагогу-психологу, провести обследование ребенка по направлениям «Познавательные процессы», «Индивидуально-психологические особенности ребенка» в срок до 00.00.0000.

Назначить куратором сопровождения ребенка (Указывается ФИО куратора/классного руководителя).

(Указывается ФИО родителя/законного представителя) предоставить кл. руководителю информацию о социальном статусе семьи, участия ребенка в программах дополнительного образования, курсах внеурочной деятельности.

(Указывается ФИО родителя/законного представителя) соблюдать рекомендации, данные на ТМПМПК, образовательной организацией.

С решением психолого-медико-педагогического консилиума ознакомлен и согласен/не согласен. ФИО полностью, дата (От руки пишет родитель, расписывается)­

Председатель ПМПк/ указывается должность председателя, ФИО_______/Расшифровка/

Член ПМПк/ учитель-логопед: ФИО_______/Расшифровка/

Член ПМПк / педагог-психолог: ФИО_______/Расшифровка/

Член ПМПк/ учитель-дефектолог: ФИО_______/Расшифровка/

Материал на тему:
Протокол ПМПК

отчет о проделанной работе

Предварительный просмотр:

Протокол заседания №1

психолого — медико — педигагического консилиума (ПМПк)

МБДОУ детского сада №43

Итоги адаптации вновь поступивших дошкольников. Определение содержания ПМПк сопровождения.

Председатель ПМПк Степкина Надежда Михайловна

Присутствовали: Баландина Татьяна Сергеевна заведующий

Кузьменко Елена Владимировна воспитатель

Ковальчук Наталья Григорьевна воспитатель

Бузина Анастасия Анатольевна воспитатель

Квашина Валентина Григорьевна ст. медсестра

  1. Рассмотрение нормативно — правовой документации, регламентирующей деятельность ПМПк.
  2. Принятие плана работы ПМПк на 2014-2015 учебный год.
  3. Определение состава специалистов ПМПк и организация их взаимодействия.
  4. Итоги адаптации;
  5. Определение методик и сроков обследования детей группы риска специалистами МБДОУ.
  1. Степкину Н.М. с планом работы ПМПк на 2014-2015 учебный год.
  2. Баландину Т.С с предложением о включении в состав психолого-медико-педагогического консилиума на 2014-2015 учебный год по сопровождению учащихся с особыми потребностями следующих педагогов: Кузьменко Е.В., Ковальчук Н.Г., Бузину А.А, Квашину В.Г. – ст медсестру, председателем назначить воспитателя Степкину Н.М.
  3. Бузину А.А. , Кузьменко Е.В., Ковальчук Н.Г. с итогами адаптации вновь прибывших дошкольников. Особое внимание обращали на резервные возможности развития дошкольников.
  4. Степкину Н.М. с предложением об организации обследования детей группы риска специалистами МБДОУ.
  1. Принять к сведению Положение о ПМПк .
  2. Утвердить предложенный график работы и план работы консилиума по сопровождению воспитанников с особыми потребностями.
  3. Утвердить предложенный состав психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению воспитанников с особыми потребностями. Назначить председателем ПМПк Степкину Н.М.
  4. Оформлять необходимую документацию ПМПк, отражающую развитие ребенка, динамику его состояния по мере необходимости в течение 2014-2015 учебного года.

Председатель ПМПк ________________ Степкина Н.М.

Методическая разработка по логопедии по теме:
Протокол педагогического консилиума ДОУ

Дан шаблон протокола педагогического консилиума детского сада.

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЙ протокол № _____

от «_____________» _________________ 20________ года

_ ДОУ _____________________________________________________

Присутствовали: руководитель ______________________________________________

Председатель ПМПк _______________________________________________________

В присутствии родителей (законных представителей) _______________________________

  1. Краткие анамнестические сведения:

Течение и особенности родов__________________________________________________

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ:

заполняется педагогом – нужное подчеркнуть

Вид группы: общеобразовательная / группа с ТНР

С какого возраста посещает ДОУ_________________

Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (причина ) _____________________________

Длительные перерывы в посещении МДОУ (указать причину)___________________________

Оценка адаптации ребенка в группе : хорошая / удовлетворительная / недостаточная /плохая / иное __________________________________________________________________

Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентация : соответствуют возрасту / недостаточно сформированы / иное ______________________________________________

Навыки самообслуживания : соответствуют возрасту / недостаточно сформированы / нарушены / иное _______________________________________________________________

Моторная ловкость : соответствует возрасту / моторно неловок, неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / иное __________________________________________________

Особенности игровой деятельности : игра соответствует возрасту / игра соответствует более раннему возрасту / преобладает манипулятивная игра / игра отсутствует _______________________________________________________________

Особенности латерализации : праворукий / леворукий / амбидекстер

Отношение к занятиям, деятельность : соответствует возрасту / не способен контролировать свою деятельность / неусидчив, не доводит дело до конца / мешает педагогу, детям / быстро истощаем / иное ________________________________________

Темп деятельности : соответствует возрасту / сонлив и вял в течение дня / темп работы на занятиях не равномерен / работает медленно и невнимательно / темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова» / иное _______________________

1.1. ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ПО ПРОГРАММНОМУ МАТЕРИАЛУ:

Ребёнок занимается по программе:_______________________________________________

Развитие речи: ______________________________________________________________

Развитие элементарных математических представлений :_________________________

Изобразительная деятельность: _______________________________________________

2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ:

2.1. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ:

3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ:

Речевое окружение : норма / двуязычное окружение / иное________________________

Артикуляционный аппарат: без видимых аномалий , может достаточное время удерживать артикуляторное положение, основные движения языком, губами – выполняет / строение без патологий, но подвижность и функционирование органов артикуляции в момент речи значительно ограничено / движение языка замедленные, с затруднениями / губы толстые, малоподвижные / наблюдается замена движений и синкенезии / язык вялый, массивный, объем движений неполный / переключаемость движений нарушена / при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается / прикус – прогения, прогнетия / отмечается повышенная саливация / твердое небо – высокое, имеет готическую форму / зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда / мягкое нёбо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.

Устная речь: в пределах возрастной нормы / на бытовом уровне / фразовая речь отсутствует, ребенок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и многозначными эквивалентами (звукокомплексами, звукоподражаниями) / появляется простая фраза из 2-3 слов; наряду с жестами и лепетными словами ребенок пользуется простыми конструкциями предложений, но высказывания его бедны, в основном это перечисление воспринимаемых предметов и действий / имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.

Общее звучание речи: темп высказываний замедленный / речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих / звуки произносятся нечетко /голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый / дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное) / темп и ритм речи в пределах нормы / словесное ударение употребляет правильно /интонационная речь недостаточно выразительна.

Активный словарь: объём словарного запаса соответствует возрастной норме / объём словаря ниже возрастной нормы / словарь беден, неточен, ограничен обиходно-бытовой лексикой / в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные и наречия / не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении / резко отстаёт от нормы – в основном предметный словарь

Грамматический строй речи у ребёнка: сформирован для данного возраста / в стадии формирования / допускает специфические ошибки: непра вильное согласование имен прилагательных с именами существи тельными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в уда рениях и падежных окончаниях / фразы нет — ребенок пользуется корневыми словами, лишенными флексий.

Слоговая структура речи и звуконаполняемость слова: слова сложного звукового состава ребёнок воспроизводит правильно / не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных; стра дает звуконаполняемость слов / переставляет слоги местами / слоговая структура грубо нарушена

Звукопроизношение: нарушено: ____________________________________________

_________________________________________________________________________ / дефектно произносит оппозиционные звуки / недостатки произношения звонких согласных (оглушение) / изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи ;

Фонематические процессы : сформированы по возрасту / недостаточно развиты фонемати ческий слух и фонематическое восприятие / выраженная недостаточность фонематического восприятия: ребенок не определяет позицию звука в слове, не может выбрать картинки с заданным звуком, не выделяет звук из ряда других / фонематическое развитие находится в. зачаточном состоянии; фонематический слух грубо нарушен: ребенок не может отличить слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу.

Звуковой анализ и синтез: в стадии формирования / готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется / зада ния по звуковому анализу ребенку непонятны

Связная речь: в пределах возрастной нормы / наблюдается высокий уровень речевого развития / недостаточное развитие связной речи — в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий / при ответах пользуется фразой несложной конструкции / самостоятельно высказаться затрудняется / грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).

Заикание (вид, степень тяжести)_____________________________________________

Результаты коррекционно-развивающей работы : динамика речевого развития незначительная / динамика в развитии не наблюдается / динамика речевого развития положительная.

Предполагаемые причины отсутствия положительной динамики в усвоении программного материала:

  1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;
  2. Трудности адаптации в дошкольном учреждении;
  3. Нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;
  4. Незрелость эмоционально – волевой сферы;
  5. Педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;
  6. Гиперопека родителей;
  7. Недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
  8. Двигательная расторможенность, гиперактивность;
  9. Ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;
  10. Недостаточное понимание заданий педагога;
  11. Слабо развито словесно-логическое мышление;
  12. Недостаточное развитие связной речи;
  13. Невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)

Заключение педагога _________________________________________________________

  1. Продолжить пребывание в ДОУ.
  2. Направить на обследование в ПМПК моу цдк «Детство» с целью изменения воспитательно-образовательного маршрута.
  3. Рекомендовано обучение в МОУ СОШ.
  4. Диагностическое обследование ребенка и сбор данных;
  5. Избегать интеллектуальные и психологические нагрузки;
  6. Ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;
  7. Систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире;
  8. Пополнение и уточнение имеющихся знаний;
  9. Систематизация умения и навыков;
  10. Рекомендуется консультация у специалистов________________________________;
  11. Посещение занятий с педагогом-психологом и учителем-логопедом;
  12. Устранение пробелов в имеющихся знаниях; повышение личной ответственности;
  13. Создание благоприятной обстановки в группе, дома и т. д.;
  14. Проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее воспитание и обучение с учетом его уровня развития;
  15. Для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес ребёнка, создание ситуации “успеха”;
  16. Единство требований к ребенку педагогов и родителей.