Прекращение деятельности юридических лиц понятие

Автор: | 02.11.2018

Прекращение деятельности юридического лица

Прекращение деятельности юридического лица. Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, т.е. приостановления деятельности ряда организаций.

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам права, т. е. происходит универсальное правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, т.е. смены организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительной Причем, если решение суда или компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК). В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация

юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. С другой стороны, при присоединении новых юридических лиц не возникает и, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.

Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение «сил» товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции. Для предотвращения этих негативных последствий п.1 ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние или присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций.

Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).

Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно

было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том, и в другом случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61-64 ГК и состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс; 4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом

удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ПС Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.

Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица установлены Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и рядом других нормативных актов.

Определение прекращения деятельности юридического лица как самостоятельного правового явления и выявление его отличий от сходных правовых феноменов (Иванова Ж.Б., Толмачев Д.В.)

Дата размещения статьи: 01.12.2015

Законодатель не оперирует термином «прекращение юридического лица» или «прекращение деятельности юридического лица», вместо этого используется выражение «юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность» . Поэтому определение прекращения деятельности юридического лица как самостоятельного правового явления и выявление его отличий от сходных правовых феноменов возможно через соотношение таких категорий, как:
———————————
О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ // Российская газета. 2001. NN 153 — 154.

1) ликвидация и прекращение юридического лица;
2) прекращение существования юридического лица и прекращение деятельности юридического лица .
———————————
Егорова М. Прекращение обязательств ликвидацией юридического лица // Хозяйство и право. 2010. N 12. С. 108 — 112.

С тем, что представляет собой прекращение юридического лица, ни ГК РФ, ни иные источники права до конца не определились. ГК РФ и целый ряд Федеральных законов указывают, что прекращение выступает в качестве:
а) следствия реализации определенного юридического состава и одновременно
б) юридического факта, завершающего юридический состав.
Однако законодательство (и судебная практика) признает случаи прекращения юридического лица, которые не сопровождаются ликвидацией или реорганизацией. Более того, по сути, некоторые из этих случаев можно рассматривать в качестве самостоятельных юридических составов — прекращения юридического лица.
К числу указанных случаев можно отнести:
1) исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ;
2) прекращение унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества (ст. 21.2 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» , ст. 27 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» );
———————————
О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ // Российская газета. 2001. NN 153 — 154.
О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ // Российская газета. 2002. N 16.

3) прекращение учреждения в связи с внесением его имущества в уставный капитал акционерного общества (ст. 21.2 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);
4) прекращение унитарного предприятия или учреждения в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации (законы и подзаконные акты о создании конкретных государственных корпораций);
5) прекращение организаций федерального железнодорожного транспорта путем внесения их имущества в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (ст. 4 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» ).
———————————
Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта: Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ // Российская газета. 2003. N 42.

В рамках данной статьи не представляется возможным подробно рассматривать каждый из них, отметим специфику первых двух.
Так, согласно положениям Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 15 февраля 2013 г. N 16) исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ называется специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
———————————
О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц: Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 // Вестник ВАС РФ. 2007. N 2.

Интересен пример прекращения унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества. В приведенных выше нормативных актах этот состав можно описать следующим образом: а) опубликование прогнозного плана (программы) приватизации (одновременно является уведомлением кредиторов о продаже имущественного комплекса унитарного предприятия); б) принятие и рассмотрение требований кредиторов; в) подписание договора купли-продажи; г) исполнение покупателем условий договора; д) подписание с покупателем передаточного акта; е) оформление (государственная регистрация) перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия (с момента которого прекращается унитарное предприятие); ж) внесение записи в ЕГРЮЛ. Как видно, указанный состав отличается от ликвидации в том числе и в части определения момента прекращения юридического лица: закон говорит о том, что предприятие прекращается с переходом права собственности, а не с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Последняя же вносится в том числе на основании «копии документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс». То есть запись в ЕГРЮЛ носит иной, чем при ликвидации, характер: лицо уже прекратило свое существование, а запись только фиксирует это, но не носит правопрекращающий характер (подобного рода последовательность можно наблюдать и при описании прекращения в иных случаях) .
———————————
Кафтайлова Е.В., Ручкин О.Ю., Трунцевский Ю.В. Реорганизация юридических лиц (правовые основы): Научно-практическое пособие. М.: Юрист, 2010. 116 с.

Рассмотрим, что предлагается по этому вопросу в проекте ФЗ N 47538-6/2 . Данный проект лишь частично решает выявленную проблему соотношения понятий «прекращение юридического лица» и «ликвидация юридического лица».
———————————
Проект Федерального закона N 47538-6/2 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Во-первых, в определении ликвидации сохранен прежний подход: его первая часть оставлена без изменения («ликвидация юридического лица влечет его прекращение. «). Соответственно, de facto ликвидация рассматривается как юридический состав, а прекращение — как следствие его реализации и как юридический факт, последний в этом составе.
Во-вторых, так называемое исключение из ЕГРЮЛ уже не рассматривается как «специальное основание прекращения юридического лица, не связанное с его ликвидацией». Напротив, такое исключение рассматривается как один из правовых режимов ликвидации. Однако о регулировании иных составов, результатом которых может явиться прекращение юридического лица, в проекте ФЗ N 47538-6/2 содержится очень мало. Так, в ст. 60.2 («Признание несостоявшейся реорганизации корпорации»), вводимой в ГК РФ проектом ФЗ N 47538-6/2, указывается на возможность признания судом реорганизации несостоявшейся в случае «злонамеренно проведенной реорганизации юридического лица». В качестве последствия вступления в силу решения суда эта статья, в частности, называет и следующее: «восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением вновь созданных юридических лиц, о чем делается запись в Едином государственном реестре юридических лиц». Об иных составах (или даже о возможности их существования) не сказано ни слова.
В связи с изложенным мы разделяем точку зрения А.В. Габова о том, что в законодательстве (прежде всего в ГК РФ) целесообразно было бы закрепить следующий порядок: а) прекращение юридического лица признать юридическим фактом, результатом осуществления установленного законом юридического состава; б) ликвидацию признать юридическим составом, процессом (процедурой), который направлен на прекращение юридического лица (но может им и не закончиться) .
———————————
См.: Габов А.В. Законодательство о ликвидации юридических лиц в свете проекта изменений в ГК РФ // Вестник гражданского права. 2011. N 4. С. 32 — 83.

В ГК РФ следовало бы закрепить положение о том, что юридическое лицо прекращается в результате проведения ликвидации и может прекратиться в результате реорганизации. Все иные процедуры (составы) так называемого прекращения юридических лиц должны быть квалифицированы как отдельные правовые режимы ликвидации и поименованы в ГК РФ (чего сегодня нет). Для каждого из тех правовых режимов ликвидации, которые будут согласно проекту ФЗ N 47538-6/2 указаны в ГК РФ, должны ясно определяться состав необходимых юридических фактов, четко определяться начало процесса и его окончание (внесение записей в ЕГРЮЛ) .
———————————
Поротикова О.А. Процесс создания юридического лица: в теории и на практике // Гражданское право. 2013. N 4. С. 27 — 30.

Таким образом, ГК РФ:
1) должен устанавливать общие положения о ликвидации;
2) должен указывать на ее специальные режимы с отнесением их регулирования на отдельные федеральные законы и в случае необходимости;
3) может содержать более детальное регулирование отдельных режимов. В таком случае ликвидация будет выступать юридическим составом, а прекращение — юридическим фактом в нем.
Однако можно возразить и на предложенное: нет смысла именовать все составы, которые ведут к прекращению юридического лица, поскольку прекращение может быть и следствием реорганизации; соответственно, могут существовать и иные составы, которые законодатель считает целесообразным закрепить в законодательстве. Наверное, и такой подход допустим. Однако если законодатель допускает возможность существования данных составов, об этом должно быть указано в ГК РФ с пояснением того, чем они отличаются от ликвидации и почему имеют право на самостоятельное существование.
Полагаем, что в этом все-таки нет необходимости и введение таких составов только приведет к усложнению регулирования. При любом правовом режиме ликвидации главным правовым последствием выступает прекращение юридического лица, которое осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Это отличает ликвидацию от реорганизации, где прекращение реорганизуемого лица (одного из реорганизуемых лиц) вторично, а главное юридическое последствие — создание нового юридического лица. Соответственно, если главным последствием того или иного состава выступает прекращение лица, то этот состав целесообразно признать одним из возможных правовых режимов ликвидации, создавая в рамках института ликвидации общее регулирование.
Еще один момент: ликвидация как правовой феномен существует в интересах кредиторов юридического лица, чтобы дать им возможность своевременно, перед «смертью» юридического лица, обеспечить исполнение его обязательств перед ними. Соответственно, если законодатель полагает, что прекращение юридического лица может происходить в силу иных составов (кроме ликвидации и реорганизации), более того, если предполагается, что может существовать самостоятельный состав «прекращения юридического лица», то критически необходимо обозначить существенное отличие такого состава (составов) от ликвидации. И такое различие будет проходить не по перечню и порядку реализации разнообразных юридических фактов, входящих в соответствующий состав, а по тому, в чьих интересах реализуется процедура прекращения юридического лица, какие еще юридические последствия должны получиться после реализации состава, кроме как прекращение лица.
Оценивая в этой части проект ФЗ N 47538-6/2, следует признать, что до конца проблему единства института ликвидации, а также соотношения и даже поименования различных составов, юридическим последствием которых выступает прекращение юридического лица, проект ФЗ N 47538-6/2 не решил.
В случае прекращения существования юридического лица речь идет о прекращении правосубъектности лица, в случае прекращения деятельности юридического лица — по большей части о случаях временного ограничения правоспособности юридического лица со стороны уполномоченных государственных органов, и лишь в единственном случае говорится о прекращении фактическом — ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Если не брать в расчет последний случай, то в отношении регулирования всех иных случаев прекращения деятельности юридического лица имеется большое разнообразие формулировок: «запрещение деятельности», «приостановление деятельности», «приостановка деятельности». Такого рода институты применяются в основном для некоммерческих организаций, однако их регулирование весьма фрагментарно. Причем интересно, что эти институты присутствуют в российском законодательстве наряду с институтом принудительной ликвидации, пересекаясь с ним по основаниям, порядку и последствиям.
Действующий ГК РФ не регулирует применение ни одной из этих мер и не дает привязки к институту принудительной ликвидации. Иная ситуация обстоит в праве административном (ст. 3.12 КоАП РФ), где так называемое административное приостановление деятельности регулируется в качестве общей меры воздействия. Можно сказать, что в административном праве это можно и оставить. Однако в таком случае за рамки ГК РФ надо вывести и принудительную реорганизацию, и принудительную ликвидацию. Данный подход не кажется продуктивным, тем более что именно гражданское законодательство (ст. 2 ГК РФ) определяет правовое положение участников гражданского оборота, именно ст. 49 ГК РФ устанавливает общее правило о том, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом .
———————————
Чукреев А.А. Правовое обеспечение ликвидации юридических лиц в свете реализации Концепции совершенствования гражданского законодательства Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2012. N 3. С. 15 — 17.

Рассмотрим, что предлагается по этому вопросу в проекте ФЗ N 47538-6/2. Если не брать в расчет положения ст. 61 в редакции проекта ФЗ N 47538-6/2 о том, что юридическое лицо ликвидируется в связи с фактическим прекращением его деятельности (основания для оценки наличия или отсутствия факта прекращения меняются несильно), то, к сожалению, никаких иных новаций на сей счет не вводится, никакой «связки» с положениями о принудительной ликвидации не делается.
Поэтому проект ФЗ N 47538-6/2 в этом вопросе требует своей доработки с учетом различных нормативных положений федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм, видов и типов.

Список использованной литературы

1. Егорова М. Прекращение обязательств ликвидацией юридического лица // Хозяйство и право. 2010. N 12. С. 108 — 112.
2. Кафтайлова Е.В., Ручкин О.Ю., Трунцевский Ю.В. Реорганизация юридических лиц (правовые основы): Научно-практическое пособие. М.: Юрист, 2010. 116 с.
3. Габов А.В. Законодательство о ликвидации юридических лиц в свете проекта изменений в ГК РФ // Вестник гражданского права. 2011. N 4. С. 32 — 83.
4. Поротикова О.А. Процесс создания юридического лица: в теории и на практике // Гражданское право. 2013. N 4. С. 27 — 30.
5. Чукреев А.А. Правовое обеспечение ликвидации юридических лиц в свете реализации Концепции совершенствования гражданского законодательства Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2012. N 3. С. 15 — 17.

8.3. Прекращение деятельности юридического лица

Понятие «реорганизация юридического лица» включает различные формы изменения статуса юридического лица, когда все права и обязанности или их часть переходят к другому юридическому лицу (лицам), т.е.

Реорганизация юридического лица может быть добровольной или принудительной. Добровольная реорганизация осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ряде случаев реорганизация юридических лиц может состояться лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения совершается в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Реорганизация юридического лица в соответствиями со ст. 57 ГК РФ происходит в форме: •

разделения юридического лица и создания на его основе нескольких самостоятельных юридических лиц; •

выделения из состава юридического лица нового юридического лица при сохранении существующего; •

слияния нескольких юридических лиц и создания одного нового юридического лица; •

присоединения одного юридического лица к другому; •

преобразования одного юридического лица в другое.

При слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц права и обязанности в порядке правопреемства переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

Разделение и выделение юридических лиц сопровождаются переходом прав и обязанностей к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.

Передаточный акт и разделительный баланс представляются в обязательном порядке вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Реорганизация юридического лица подразумевает сохранение всех его обязательств перед третьими лицами. Такие обязательства не прекращаются, а переходят к правопреемникам юридического лица.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, то вновь возникшие юридические лица согласно ст. 60 ГК РФ несут солидарную ответственность по его обязательствам перед кредиторами.

Нужно отличать реорганизацию юридического лица от изменения его учредительных документов. Изменение организационно-правовой формы юридического лица является формой реорганизации (преобразования) и требует составления передаточных актов. Иные изменения в функционировании юридического лица (изменение местонахождения, видов деятельности, структуры и компетенции органов управления, наименования) оформляются в установленном порядке без составления передаточных актов и разделительных балансов.

Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа юридического лица в связи с истечением срока, на который оно было создано, с достижением цели, ради которой оно создавалось, или по иным причинам. Кроме того, юридическое лицо может быть ликвидировано в принудительном порядке по решению суда (арбитражного суда) в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в других случаях, предусмотренных ГК РФ.

Мероприятия, связанные с ликвидацией юридического лица, осуществляются ликвидационной комиссией, назначаемой учредителями юридического лица или иным уполномоченным на то органом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Порядок ликвидации юридического лица и полномочия ликвидационной комиссии определены в ст. 63 ГК РФ.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства РФ и не может быть признано несостоятельным (банкротом) по решению суда.

Банкротство может быть принудительным или добровольным. За решением суда об объявлении юридического лица банкротом следует его ликвидация. Основания для признания судом юридического лица банкротом, а также порядок ликвидации такого юридического лица установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

6.3. Прекращение деятельности юридического лица

Понятие «реорганизация юридического лица» включает различные формы изменения статуса юридического лица, когда все права и обязанности или их часть переходят к другому юридическому лицу (лицам), т.е.

Реорганизация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ряде случаев реорганизация юридических лиц может состояться лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения совершается в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Реорганизация юридического лица в соответствиями со ст. 57 ГК РФ происходит в форме: •

разделения юридического лица и создания на его основе нескольких самостоятельных юридических лиц; •

выделения из состава юридического лица нового юридического лица при сохранении существующего; •

слияния нескольких юридических лиц и создания одного нового юридического лица; •

присоединения одного юридического лица к другому; •

преобразования одного юридического лица в другое.

При слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц права и обязанности в порядке правопреемства переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

Разделение и выделение юридических лиц сопровождаются переходом прав и обязанностей к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.

Передаточный акт и разделительный баланс представляются в обязательном порядке вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Реорганизация юридического лица подразумевает сохранение всех его обязательств перед третьими лицами. Такие обязательства не прекращаются, а переходят к правопреемникам юридического лица.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, то вновь возникшие юридические лица согласно ст. 60 ГК РФ несут солидарную ответственность по его обязательствам перед кредиторами. Это означает, что кредитор реорганизованного юридического лица вправе требовать от любого правопреемника исполнения обязательства в полном объеме.

Нужно отличать реорганизацию юридического лица от изменения его учредительных документов. Изменение организационно- правовой формы юридического лица является формой реорганизации (преобразования) и требует составления передаточных актов. Иные изменения в функционировании юридического лица (изме- нение местонахождения, видов деятельности, структуры и компетенции органов управления, наименования) оформляются в установленном порядке без составления передаточных актов и разделительных балансов.

В соответствии с новым антимонопольным законодательством, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется: 1)

слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также — последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления), превышает 3 млрд руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд руб. либо если одна из таких организаций включена в реестр; 2)

присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 3 млрд руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 6 млрд руб. либо если одна из таких организаций включена в реестр; 3)

слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

Порядок ликвидации юридического лица и полномочия ликвидационной комиссии определены в ст.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях:

• по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными до- кументами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; • по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если они носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским одексом РФ. Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ.

При ликвидации юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных п. 5 ст. 113, ст. 115 и 120 ГК РФ. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законом либо учредительными документами юридического лица. Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

При ликвидации товарищества на вере, в том числе в случае банкротства, вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов. Оставшееся после этого имущество товарищества распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества, если другой порядок не установлен учредительным договором или соглашением полных товарищей и вкладчиков.

Общество с дополнительной ответственностью учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами общества, в нем участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определяемом учредительными документами общества.

При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их долям, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.

Прекращение деятельности юридических лиц: понятие, основания, способы

Учредители ООО «Парадиз» на внеочередном общем собрании

приняли решение о добровольной ликвидации юридического лица

и, для того чтобы принятое решение осуществилось, создали специ-

альную ликвидационную комиссию.

Процесс ликвидации ООО «Парадиз» шел к своему заверше-

нию, когда налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с

исковым заявлением о ликвидации ООО «Парадиз» в связи с не-

выполнением требований п. 3 ст. 26 Федерального закона «О го-

сударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных

Решением суда в иске отказано по причине того, что одно и то

же юридическое лицо может быть ликвидировано только по одно-

му основанию, а к моменту предъявления иска о принудительной

ликвидации ООО «Парадиз» находилось в процессе добровольной

ликвидации. Постановлением апелляционной инстанции решение

Задания для самостоятельной работы

суда отменено, постановление апелляционной инстанции обжало-

вано в кассационную инстанцию.

1. Назовите и классифицируйте основания для прекращения дея-

тельности юридического лица. Установлен ли законом приоритет ка-

кому-либо из оснований?

2. Опишите действия ликвидационной комиссии в процессе добро-

вольной ликвидации юридического лица и охарактеризуйте последст-

вия несоблюдения установленного законом порядка их совершения.

3. С какого момента ликвидация юридического лица считается за-

вершенной? Определите правовое состояние юридического лица, на-

ходящегося в процессе ликвидации.

Инспекция МНС России № 77 по Н-скому административному

округу г. X обратилась с иском к Н-ской регистрационной палате и

ЗАО «Практика» о признании недействительным акта государствен-

ной регистрации юридического лица и его принудительной ликвида-

стративному округу г. X обоснованы тем, что государственная регист-

рация ЗАО «Практика» произведена с нарушением требований норм

ст. 52, 54 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона «Об обществах с ограни-

ченной ответственностью». Нарушения заключаются в том, что по

адресу, который указан в уставе общества как местонахождение юри-

дического лица, не находятся исполнительные органы общества. По

мнению инспекции, для регистрации юридического лица представле-

ны документы, содержащие сведения, не отражающие действитель-

ного положения дел, по адресу, указанному в этих документах, ответ-

чик не находился и не находится, это нарушение является грубым и

носит неустранимый характер, так как уже произошло.

В отзыве на иск ООО «Парадиз» не согласилось с требованиями

инспекции и пояснило, что на момент регистрации имелся предва-

рительный договор с ИП Колобовым об аренде помещения по ад-

ресу, указанному в уставе. Однако к моменту регистрации Колобов

утратил право собственности на указанное помещение, и основной

договор не заключен именно по этой причине. Еще одним доводом

Задания для самостоятельной работы

отзыва указано, что местонахождение ООО «Парадиз» не могло быть

не известно инспекции, поскольку общество ежеквартально сдает

1. Укажите основания для принудительной ликвидации юридиче-

ского лица и дайте характеристику существа нарушений, которые мо-

гут быть отнесены к числу таких оснований.

2. Почему нарушение, допущенное ООО «Парадиз», не является неуст-

ранимым? Найдите вариант выхода из ситуации без обращения в суд.

3. Имеет ли значение для спора сторон обстоятельство, указанное