Предмет метод источники бюджетного права

Автор: | 05.10.2018

Понятие, предмет и метод бюджетного права

Бюджетное право – основная крупнейшая подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной системы РФ, по поводу состава бюджетных доходов и расходов, бюджетных полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, осуществления бюджетного процесса, а также формирования и использования государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и иных потребностей общества в целом.

Таким образом, предметом бюджетного права будут соответствующие общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а метод правого регулирования бюджетное право использует императивный, как и все финансовое право.

В дореволюционный период бюджетному праву в юридической литературе уделялось достаточно внимания, хотя рассматривался институт бюджета в основном с экономических позиций. В течение XIX в. произошло развитие идеи бюджета от частноправовой, чисто хозяйственной сметы главы государства до идеи о высшем законодательном акте, исполнение которого обеспечено ответственностью исполнительной власти и контролем. Следует заметить, что дореволюционная бюджетная система строилась на основе выводов известного общественного деятеля и реформатора В. А. Татаринова о том, что в России необходимо: составлять сметы по единообразной схеме; тщательно отделять расходы по взиманию доходов от общих государственных расходов; отделять постоянные доходы от временных; утверждать сметы одновременно с рассмотрением последнего отчета по исполнению сметы; сохранять при исполнении росписи главные ее подразделения и заключать сметы в определенный срок.

В советское время произошло стремительное развитие бюджетного права, особенно в послевоенный период, что связано с развитием публичных финансов и усилением роли государства в финансовой сфере. Нормы бюджетного права нашли свое отражение в Конституции РСФСР 1918 г., Конституциях СССР 1924 и 1936 гг. Затем произошло принятие Закона СССР от 30.10.1959 «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик». Государственный бюджет СССР определялся как основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств советского государства, а его основная роль заключалась в том, чтобы путем распределения и перераспределения национального дохода создавать общегосударственный фонд денежных средств в целях обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами выполнения задач и функций государства.

Что касается понятия бюджетного права как важнейшей части финансового права, то первоначально не учитывалась материальная часть его предмета, однако всеми исследователями (и дореволюционными, и советскими) в него включались вопросы бюджетного устройства, бюджетный процесс, распределение доходов и расходов между бюджетами. Деление норм бюджетного права на материальные и процессуальные также не вызывало споров. В современной юридической литературе данная позиция практически не претерпела изменений и в предмет бюджетного нрава включаются общественные отношения, возникшие в связи с функционированием бюджетной системы.

В соответствии со ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся:

• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Бюджетные правоотношения как урегулированные финансово-правовыми нормами отношения в бюджетной сфере имеют ряд специфических черт: они обычно длятся определенный период времени, носят систематический характер и возобновляются между многими субъектами в каждом новом бюджетном году.

В бюджетном праве наиболее четко видно деление норм и отношений на материальные и процессуальные, например, нормы, регулирующие бюджетное устройство, состав доходов и расходов, их разграничение между различными уровнями бюджетной системы являются материальными, а все нормы, регламентирующие порядок осуществления бюджетного процесса, признаются процессуальными.

В сфере бюджетных правоотношений основные права и обязанности принадлежат самим публично-правовым образованиям как собственникам соответствующих бюджетов. Права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, представляют собой бюджетные полномочия в соответствии со ст. 6 БК РФ. При этом публично-правовые образования могут защитить свои права в бюджетной сфере, на что указал и Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11.11.2003 № 16-П. Следует отметить, что суды также уделяют внимание спорам из бюджетных отношений, о чем свидетельствует, например, принятие постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Бюджетные полномочия Российской Федерации установлены ст. 7 БК РФ, ст. 8 БК РФ определяет перечень бюджетных полномочий субъектов Федерации, а ст. 9 БК РФ – бюджетные полномочия всех типов муниципальных образований и полномочия каждого типа муниципального образования.

§ 1. Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России.

Бюджетное право — это подотрасль финансового права, пред-ставляющая собой совокупность установленных государством об-щеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имуще-ственные и связанные с ними неимущественные общественные от-ношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Сфера общественных отношений, на которую распространяется бюджетное право, образует его предмет.

Особенность бюджетно-правового регулирования состоит в том, что в одних сферах бюджетной деятельности нормы бюджетного права непосредственно и в полном объеме регулируют эти общественные отношения, а в других — только учреждают, предопределяют финансовые отношения. В результате предмет бюджетного права складывается из двух групп отношений: ат-рибутивных (исключительных) и примыкающих (смежных).

Важнейшей составной частью предмета бюджетного права выступают группы правовых отношений, регулирующих порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за бюджетные правонарушения. Эти отношения преобладают в системе бюджетного права, являясь его неотъемлемым системообразующим атрибутом. Они включаются в предмет бюджетного права полностью и максимально им урегулированы.

Другую группу отношений, образующих предмет бюджетного права, составляют отношения, примыкающие (смежные) к атрибутивным. Эти отношения детально регулируются другими подотраслями или институтами финансового права, создавая таким образом объекты совместного правового регулирования. Смежные правовые отношения регулируются нормами бюджетного права и соответствующего финансово-правового института двумя способами: либо одновременно, согласованно, либо по принципу «цепной реакции», когда нормы бюджетного права являются общими, учреждающими для этих отношений, а нормы соответствующего финансово-правового института — развивающими, уточняющими.

Совпадающим юридическим критерием атрибутивных и смежных бюджетно-правовых отношений следует считать их внешнее закрепление нормами права, включенными в систему бюджетного законодательства.

Примыкающие (смежные) правоотношения не являются обязательным признаком бюджетного права и подпадают под бюджетно-правовое воздействие в силу экономических, поли-тических или иных причин, но в любом случае — только когда в этом заинтересовано государство. Например, образование бюджетов всех уровней в большей степени осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы. Но это не означает, что налоговое право входит в систему бюджетного права. Наличие налогового права только предопределено бюджетным правом в качестве института доходов бюджетов всех уровней. Отношения, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности и т. п. , не составляют предмета бюджетного права.

Наличие в предмете бюджетного права смежных, примыкающих элементов подтверждается и отнесением к сфере бюджетного регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. До принятия БК РФ эти отношения были исключительно предметом финансово-правового института государственного и муниципального кредита. Однако сведение норм различных финансово-правовых институтов в БК РФ как едином нормативном правовом акте было осуществлено государством в целях наиболее полного и разностороннего регулирования бюджетных отношений. Кодификация норм, регулирующих бюджетную деятельность, не означает механическую трансформацию, слияние различных видов финансово-правовых отношений в новый вид и объединение различных методов их регулирования в специфичный метод правового регулирования.

Включение отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, в сферу регулирования бюджетного законодательства, вызвано практическими потребностями, удобством пользования БК РФ. Механическое включение норм, регулирующих относительно обособленную сферу общественных отношений, в структуру законодательства иного правового института не означает поглощение одного правового института другим или образование таким способом новой правовой общности.

Расширение бюджетного законодательства, его комплексный характер создают функциональное взаимодействие норм бюджетного права и государственного кредита как различных финансово-правовых институтов, но не создают новой подотрасли финансового права и не означают слияния бюджетного права с институтом государственного кредита. Государственные и муниципальные заимствования рассматриваются БК РФ только в качестве источников покрытия дефицита соответствующего бюджета, а государственный и муниципальный долг, государственный кредит — с позиций доходов или расходов бюджетной системы.

Осуществление государственной и муниципальной кредитной деятельности происходит не только в целях покрытия бюджетного дефицита, но и в качестве самостоятельного направления финансовой деятельности государства.

Таким образом, после кодификации норм бюджетного права и некоторых норм, регулирующих вопросы государственного и муниципального кредита, ни бюджетное право, ни институт го-сударственного и муниципального кредита не утратили своих сущностных признаков в качестве самостоятельных структурных элементов финансового права. Кодификация бюджетного законодательства не повлекла расширения предмета бюджетно- правового регулирования.

Следовательно, предмет бюджетного права — это совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Общественные отношения, входящие в предмет бюджетного права, многообразны и классифицируются в обособленные группы, возникающие относительно:

установления доходных источников бюджетов всех уровней; расходования бюджетных денежных средств; межбюджетного регулирования; бюджетного процесса; осуществления бюджетного контроля;

установления оснований ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Предмет бюджетного права находится в постоянном развитии. Правовое регулирование бюджетных отношений во многом зависит от воли государства.

Качественную сторону бюджетных отношений отражают методы правового регулирования, поскольку позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений.

Метод бюджетно-правового регулирования — это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков бюджетного права, в которых концентрированно выражаются средства и способы регулирования бюджетных отношений.

Методы бюджетного права обусловлены регулируемыми бюджетными отношениями, которые, в свою очередь, вызваны к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованного фонда денежных средств, т. е. бюджета. Право публичной собственности на централизованные денежные фонды соответствующего территориального уровня принадлежит государству или муни-ципальному образованию, вступающему в бюджетные правоотношения посредством своих компетентных органов.

Под методом бюджетно-правового регулирования тем самым следует понимать специфический способ, при помощи которого государство на основе определенной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение субъектов бюджетного права.

Поскольку бюджетное право составляет часть финансового права, то задачей бюджетно-правовых методов является выявление сущности, пределов и особенностей «преломления» методов финансового права относительно регулирования бюджетных отношений.

Методы бюджетного права классифицируются на общие и особенные. Общие обусловлены юридической природой бюджетной деятельности государства, ее публичным характером, направленностью на обеспечение общего интереса. Специальные методы используются в процессе реализации определенных функций бюджетной деятельности.

Среди общих методов, применяемых в бюджетном праве, наиболее ярко выделяется императивный. Императивный метод воздействия на бюджетные отношения представляет собой способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы. В финансовом праве этот метод является «сквозным», присущим всем составным частям данной отрасли права, однако в бюджетном праве он имеет свои особенности.

Императивный (властный) характер бюджетной деятельности присущ государству в силу того, что оно самостоятельно ус-танавливает порядок образования, распределения и использования централизованных денежных фондов. В процессе бюджетной деятельности осуществляются реализация правового статуса субъектов бюджетного права, регулирование и охрана общественных отношений бюджетной сферы.

Особенность императивного метода в бюджетном праве — расширение его внешнего закрепления обязывающими нормами. Названная специфика отражает общую тенденцию бюджетного регулирования, направленного на разграничение бюджетной компетенции субъектов РФ и выделение в их бюджетно- правовом статусе отдельно прав и обязанностей. Федеративные основы построения государства расширяют сферу самостоятельного решения публичных вопросов на уровне субъектов РФ. В связи с этим четче обозначаются обязанности субъектов бюджетного права и повышается уровень ответственности за надлежащее выполнение ими своих функций.

Преобладание императивного метода регулирования объясняется публичной природой бюджетных отношений и их значимостью для нормального функционирования государства в целом. Содержание значительной части норм бюджетного права составляют императивные отношения. В регулируемых бюджетным правом общественных отношениях, как правило, присутствует известное подчинение воли управляемых субъектов бюджетного права единой управляющей воле, выразителем которой могут выступать Российское государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования или уполномоченные органы, представляющие государство или муниципальное образование и юридически наделенные властными полномочиями. Именно выражение финансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников бюджетных отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов бюджетного права.

Таким образом, императивный метод правового регулирования не просто представляет собой специфический способ воздействия на общественные отношения, возникающие в связи с реализацией государственного (муниципального) права собственности на централизованный денежный фонд, а служит выразителем основных особенностей финансового права, отраженных в сфере бюджетно-правового регулирования.

Кроме императивного метода, государство при регулировании бюджетных отношений использует элементы диспозитивно- го метода. Современное бюджетное законодательство дополнилось возможностью использования согласительных процедур, обсуждения принимаемых решений, договорных методов регулирования межбюджетных отношений, вступления в бюджетные отношения на добровольных основаниях и т. д. Однако применение отдельных аспектов диспозитивного регулирования не означает наличие в бюджетном праве гражданско-правовых методов воздействия. Диспозитивность как способ правового регулирования бюджетных отношений существенно ограничена приоритетом публичных имущественных отношений. Согласование каких-либо условий бюджетных отношений возможно только в случаях, прямо оговоренных бюджетным законодательством, а последующее регулирование согласованных форм бюджетной деятельности осуществляется императивным методом.

Следующей группой методов бюджетного права являются специальные методы — метод дотаций, метод финансирования целевых государственных программ и т. д.

Специфика методов бюджетного права заключается в сово-купности их особенностей, проявляющихся в сфере бюджетных отношений, а также в наличии специальных способов правового воздействия на отдельные стороны бюджетной деятельности. Характерные черты методов правового воздействия в сочетании с механизмом бюджетно-правового регулирования являются основными элементами юридического режима правового регулирования бюджетных отношений, с помощью которых бюджетное право становится относительно самостоятельным правовым образованием в системе финансового права. Одновременно следует помнить, что бюджетное право использует те же общие методы правового воздействия, что и финансовое право в целом.

Основываясь на понимании предмета и метода правового регулирования как классифицирующих критериев отраслей права, можно сделать вывод, что бюджетное право представляет собой подотрасль финансового права. На современном этапе развития финансовой деятельности Российского государства особенности юридической природы предмета и методов бюджетного права показывают невозможность его автономного функционирования. Законченное правовое регулирование бюджетных отношений достигается только в рамках всего финансового права и не может быть урегулировано в границах одной (хотя и довольно крупной) подотрасли.

Предмет бюджетного права

Бюджетное право — основная подотрасль финансового права, включающая в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов, регламентирующие бюджетный процесс, устанавливающие государственный и местный финансовый контроль и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Предмет бюджетного права никогда не определялся однозначно. По этому вопросу всегда велись дискуссии в кругах ученых, занимающихся финансово-правовой наукой.

Е. А. Ровинский отмечал, что бюджетное право есть совокупность правовых норм, определяющих бюджетное устройство, регулирующих отношения по поводу распределения бюджетных средств между бюджетами различных видов и их расходования, а также порядок и сроки формирования и исполнения бюджетов (бюджетный процесс). Н. И. Химичева дает определение бюджетному праву как совокупности финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в Российской Федерации, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс. М. Л. Карасева определяет бюджетное право как совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу бюджетного устройства РФ, бюджетного процесса, а также отношения, возникающие в связи с установлением структуры доходов и расходов и распределением их между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.

Указанные определения характеризуют бюджетное право, общественные отношения, составляющие его предмет.

Статья 1 БК РФ определяет группы общественных отношений, к которым относятся:

— отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

— отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Таким образом, предмет бюджетного права — это общественные отношения, представляющие собой финансовую деятельность государства и муниципалитетов по поводу формирования, распределения и использования средств бюджетов всех уровней бюджетной системы для целей обеспечения функций государства.

Методом бюджетного права как подотрасли финансового права является императивный метод, который характеризуется юридическим неравенством субъектов бюджетного права.

В последние годы в бюджетно-правовом регулировании стали использоваться и элементы диспозитивного метода. Этот метод проявляется при решении бюджетно-правовых вопросов в рамках согласительных процедур, предусмотренных в БК РФ (ст. 202, 203, 210); в ходе предоставления бюджетных кредитов (ст. 93.2); в ходе передачи субъектами РФ ряда своих функций Федеральному казначейству (п. 2 ст. 166.1)1 (элементы императивно ограниченной диспозитивности).

Бюджетное законодательство

Бюджетное законодательство образует иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений.

В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих соответствующие правоотношения.

Основным федеральным законом, регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ. До вступления в силу БК РФ бюджетное законодательство рассматривалось как совокупность нормативных правовых актов и не было кодифицировано.

Бюджетный кодекс РФ состоит из пяти частей («Общие положения», «Бюджетная система Российской Федерации», «Бюджетный процесс в Российской Федерации», «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации», «Заключительные положения») и 28 глав.

Закон о бюджете — это основной финансовый план аккумулирования, распределения и использования централизованного государственного денежного фонда определенного территориального уровня в форме нормативного правового акта первичного характера, ежегодно принимаемого соответствующим представительным органом власти посредством особой законотворческой процедуры и обладающего соответствующей юридической силой в иерархии законодательных актов.

Закон о бюджете как источник имеет следующие особенности:

— действует в рамках определенного временного периода: с 1 января по 31 декабря финансового года;

— носит специальный характер: в нем не могут устанавливаться нормы, не связанные с государственными (муниципальными) доходами и расходами;

— в него не должны включаться нормы, регулирующие компетенцию того или иного органа государственной власти, что затрагивает конституционные права и свободы.

На примере Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» можно проследить структуру данного нормативного правового акта. Закон о бюджете включает 24 статьи (например, «Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»; «Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»; «Главные администраторы доходов федерального бюджета и главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета» и др.) и 41 приложение (например, «Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»; «Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета» и др.).

Особенности закона о бюджете заключаются также в специальном порядке его формирования и принятия, а также контроля за его исполнением.

Среди правовых актов, принятых в течение финансового года и содержащих вопросы финансирования за счет средств федерального бюджета в текущем году, закон о бюджете имеет своего рода приоритет, заключающийся в наличии правового режима иммунитета (ст. 239 БК РФ).

Статья 4 БК РФ определяет, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора. Международные договоры РФ применяются к бюджетным правоотношениям, указанным в БК РФ, непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

27. Понятие, предмет, метод, система, источники бюджетного права.

БП – подотрасль российского финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу формирования, распределения и использования центрального денежного фонда.

Предмет: общественные отношения, складывающиеся по поводу формирования, распределения и использования центрального денежного фонда.

— федеральные конституционные законы (о правительстве РФ);

— федеральные законы (БК, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации);

— уставы и конституции субъектов РФ;

— законы субъектов РФ;

-подзаконные акты (акты исполнительных органов власти субъектов РФ).

Общая и Особенная части.

Общая часть бюджетного права включает в себя нормы, определяющие принципы бюджетного права и регулирующие структуру, порядок и принципы функционирования бюджетной системы РФ, бюджетный процесс в РФ, состав бюджетного законодательства РФ и устанавлива­ющие порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджет­ного законодательства.

Структурно большинство норм общей части бюджетного права кодифицировано и закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31.07.98 № 145-ФЗ (с измен, на 24.07.2002).

Особенная часть бюджетного права включает в себя нормы, регулирующие функционирование бюджетной системы в конкретном финансовом году. Они содержатся, например, в принимаемых ежегодно федеральных законах о бюджете на следующий год.

28. Понятие и социально-экономическая роль бюджета.

Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Это плановый НПА, принимаемый в установленном законодательством порядке.

Бюджет представляет собой сложное, многогранное явление.

Во-первых, по экономической сущности бюджет выражает определенные финансовые отношения, имеющие свою специфику,

во-вторых, бюджет – это финансовый план государства, состоящий из доходной и расходной частей и имеющий силу закона,

в-третьих – это фонд денежных средств.

Сущность и значение бюджета определяются экономическими отношениями в обществе. Денежные средства, необходимые государству для выполнения его функций, централизуются в распоряжении соответствующих органов власти и управления в форме фондов денежных средств. Главным из этих фондов является бюджет.

Бюджет обеспечивает органам управления возможность выполнения ими своих функций и является тем фондом, в котором посредством распределения общественного продукта и национального дохода мобилизуется часть средств от всех секторов экономики. Государственный бюджет является составной частью государственных финансов, ведущим звеном финансовой системы, поэтому ему присущи те же основные черты, что и финансам в целом. Вместе с тем бюджет имеет и свою специфику, которая позволяет выделять его в качестве самостоятельной экономической категории.

Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования. Источники бюджетного права

Бюджетное право — это подотрасль ФП, пред­ставляющая собой совокупность установленных государством об­щеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имуще­ственные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и МО. БП регулирует отношения по образованию бюджетных фондов, их распределению и использованию.

Предмет БП — это совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и МО.

Предмет БП составляют общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при: а) формировании доходов бюджетов; б) расходах бюджетов; в) осуществлении бюджетного процесса (составление проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, составление и утверждение отчета об исполнении бюджетов); г) проведении бюджетного контроля; д) применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Метод бюджетно-правового регулирования это средства и способы, при помощи которых государство на основе определенной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение субъектов бюджетного права.

Методы бюджетного права классифицируются: 1) Общие:

императивный (властвующие субъекты – гос. и местные органы власти и их должностные лица издают предписания, обязательные для исполнения; исполнение таких обязательных предписаний обеспечивается принудительной силой государства);

диспозитивный (возможность использования согласительных процедур, обсуждения принимаемых решений, договорных методов регулирования межбюджетных отношений, вступления в бюджетные отношения на добровольных основаниях).

2) Специальные —метод дотаций, метод финансирования целевых гос. программ.

Источник БП — это внешняя форма выражения нормы БП — НПА, содержащий нормы БП.

Источники бюджетного права состоят из нормативных правовых актов, принятых на:

а) федеральном уровне (федерал. составляющая источников БП);

б) уровне субъектов РФ (регионал. составляющая источников БП);

в) уровне МО (муниципальная составляющая источников БП).

Федеральная составляющая:

1) В Конституции РФ содержатся:

— положения, которые, разграничивая предметы ведения РФ, ее субъектов и МО в бюджетной сфере, устанавливают основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;

— конституционные положения, закрепляющие полномочия гос.органов в бюджетной сфере.

2) ФКЗ от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» — полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики.

3) ФЗ. Основной ФЗ — Бюджетный кодекс РФ.

4) Подзаконные акты — Указы Президента РФ, НПА Правительства РФ, акты, принимаемые ФОИВ, регулирующие бюджетные правоотношения (приказы Минфина РФ).

Региональная составляющая :

1) Уставы и конституции субъектов, в которых содержатся общие нормы о бюджетной системе субъекта РФ и о бюджетных полномочиях гос. органов власти субъекта РФ.

2) Законы субъектов РФ, регулирующие бюджетные отношения.

3) Подзаконные акты — акты исполнительных органов власти субъектов РФ.

Муниципальная составляющая: Нормативные правовые акты:

1) принятые представительными органами МСУ:

уставы МО:

а) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением, утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

б) утверждение положения о бюджетном процессе в МО;

акты представительных органов МСУ, регулирующие бюджетные отношения;

2) принимаемые исполнительно-распорядительными органами МСУ.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .