Построить жилой дом на земле для садоводства

Автор: | 12.02.2019

Можно ли строить жилой дом на садовом участке?

Здравствуйте. Можно строить жилой дом на садовом участке ? Земельный участок в собственности . Категория земель : Земли населенных пунктов — для ведения садоводства . Площадь 594 кв.м.

Ответы юристов (2)

Да, возможно, но если не изменять вид разрешенного использования на ИЖС, например, то будет возможность оформить объект недвижимости как жилую постройку, соответственно с возможностью регистрации в ней, но это при условии, что данное строение будет пригодно для постоянного проживания в нем круглый год. В ином случае Вы сможете оформить строение как нежилое — дачный домик без разрешений на строительство, но соответственно и без права регистрации в нем:

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

Если хотите оформить строение именно как жилой дом, то придется изменять вид разрешенного использования и брать разрешение на строительство, так как без разрешения жилой дом нельзя строить.

С 01 января 2019 года вступает в силу федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд».

Предлагаю вам ориентироваться не на существующее в настоящий момент законодательство, а на этот закон.

Так, согласно данного закона собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ).

Так вот на землях СНТ будет допускаться возведение капитальных построек, в том числе жилых домов, в отличие от земель ОНТ, где будет возможно строить только некапитальные постройки и сооружения.​

Учитывая, что ВРИ вашего участка — «Для ведения садоводства» у вас будут все шансы узаконить в последующем вашу постройку, как жилой дом.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Можно ли построить жилой дом на земле для ведения садоводства?

Здравствуйте. Хотим приобрести землю. Зем. участок для ведения садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Ограничения, права не зарегистрировано. Можно ли построить на такой земле жилой дом, проживать в нем и зарегистрироваться в дальнейшем?

Ответы юристов (1)

Для строительства дома необходимо соответствующее разрешенное использование: под ИЖС. Пока земельный участок с/х категории соответствующее разрешенное использование Вам ни кто не утвердит. Перевод земли в другую категорию осуществляется только с согласия главы субъекта и при отсутствии жилой инфраструктуры, которую администрация будет облагораживать и т.д Вам категорию вряд ли поменяют. Но никто Вам не запрещает построить там дачный домик. Ему конечно нельзя будет присвоить адрес и в нем прописаться, но жить там никто не помешает.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Категория земель: Земли населённых пунктов Виды разрешенного использования: Для ведения садоводства можно ли строить капитальный дом с последующей пропиской?

Категория земель: Земли населённых пунктов

Виды разрешенного использования: Для ведения садоводства

можно ли строить капитальный дом с последующей пропиской? земля в собственности.

Уточнение клиента

Посмотрел генплан. он есть на официальном сайте администрации района. там мой участок находится в зоне ЖЗ-104 (индивидуальной жилой застройки)

27 Июля 2017, 10:02

Ответы юристов (10)

Антон, добрый день! Согласно ст. 7 Земельного кодекса

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. согласно классификатору ВРИ ЗУ, утвержденному

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540

вид разрешенного использования ЗУ «ведение садоводства (код 13.2) предполагает

Осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля;
размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры;
размещение хозяйственных строений и сооружений

т.е. капитальный дом строить нельзя а вот что касается прописки в садовом доме, который в соот. с классификатором там можно разместить, то по этому вопросу Конституционный суд высказывался уже о возможности регистрации в таком помещении, но лучше конечно изменить вид РИ ЗУ если нужны ВРИ предполагается действующими ПЗЗ

Есть вопрос к юристу?

Виды разрешенного использования: Для ведения садоводства можно ли строить капитальный дом с последующей пропиской? земля в собственности.

Да, возможно, но если не изменять вид разрешенного использования на ИЖС, например, то будет возможность оформить объект недвижимости как жилую постройку, соответственно с возможностью регистрации в ней, но это при условии, что данное строение будет пригодно для постоянного проживания в нем круглый год. В ином случае Вы сможете оформить строение как нежилое — дачный домик без разрешений на строительство, но соответственно и без права регистрации в нем:

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

Если хотите оформить строение именно как жилой дом, то придется изменять вид разрешенного использования и брать разрешение на строительство, так как без разрешения жилой дом нельзя строить.

Антон, видимо не дочитали до конца ответ, повторю еще раз

то по этому вопросу Конституционный суд высказывался уже о возможности регистрации в таком помещении,

регистрация она же т.н. «прописка»

Вы можете построить дачный дом, зарегистрировать право собственности на него в упрощенном порядке, так как на его строительство не требуется получать разрешение, а затем перевести его в жилой, признать жилым в установленном порядке через местную администрацию.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 01.07.2017)
«О государственной регистрации недвижимости»

Статья 40. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства

10. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Условия перевода, то есть признания его жилым конечно непростые и это отдельная весьма сложная задача. Ее решение возможно в судебном порядке.

Вот примеры положительного решения суда по признанию садового дома жилым.

После перевода дома в жилой и внесения изменений в правоустанавливающие документы, Вы сможете регистрироваться в нем по месту жительства и осуществлять владение и распоряжением им как жилым домом.

Зарегистрироваться можно будет по месту жительства.

Внимательно прочтите выводы конституционного суда ниже.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2011 г. N 13-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
АБЗАЦА ВТОРОГО СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ
ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН» В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ
ГРАЖДАНИНА А.В. ВОРОБЬЕВА

2. Согласно Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). Свободе выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации коррелирует право каждого, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, на свободу выбора местожительства в пределах этого государства, которое провозглашено Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и признается Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), являющимися в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Свобода выбора места пребывания и жительства, будучи существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 года N 9-П) и одновременно — неотъемлемой составляющей нормативного механизма реализации основных прав и свобод личности, с необходимостью предполагает участие государства в отношениях, опосредующих их осуществление. От Российской Федерации как правового государства это требует соответствующих позитивных обязательств, вытекающих из ее обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (статья 1, часть 1; статья 2 Конституции Российской Федерации).

3. Вводя в правовое регулирование в качестве публично-правового механизма фиксации свободно избранного человеком места жительства институт регистрационного учета и закрепляя обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что именно с местом жительства связывается, как правило, реализация гражданами Российской Федерации принадлежащих им прав и свобод как в публично-правовой, так и в частноправовой сферах, равно как и исполнение ими своих конституционных обязанностей перед обществом и государством, в том числе вытекающих из статей 57 и 59 Конституции Российской Федерации, а также возлагаемых на них законом либо договором обязанностей и обязательств перед другими гражданами, что согласуется с предписанием статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

При этом федеральный законодатель учитывал взаимосвязь и взаимообусловленность свободы выбора места пребывания и жительства и другого права, неотчуждаемого и принадлежащего каждому от рождения, — права на жилище (статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации), в свою очередь предполагающего для гражданина Российской Федерации свободу в выборе жилого помещения для постоянного или преимущественного проживания, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и обладание правом пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства, поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).

Вместе с тем место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью не только в целях административного учета во избежание осложнения деятельности органов публичной власти, которые должны располагать достоверной информацией о том, где фактически проживает гражданин, а не где он формально зарегистрирован в силу невозможности регистрации по фактическому месту проживания, но и в целях использования такого правового средства, как регистрация, в качестве юридического факта, встроенного в механизмы правового регулирования в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. Кроме того, поскольку право на свободу выбора места жительства не исключает выбор постоянного места жительства, находящегося за пределами населенных пунктов, и поскольку понятия «место пребывания» и «место жительства» определены в Законе Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вне привязки к населенному пункту, регистрация граждан, при том что она носит обязательный характер, должна осуществляться независимо от местонахождения соответствующего жилого строения (при условии, что оно пригодно для постоянного проживания).

Отсутствие регистрации по фактическому месту жительства хотя и не является непреодолимым препятствием для реализации гражданином принадлежащих ему прав, но — применительно к конкретным правам и конкретным обстоятельствам — может, с одной стороны, создать такие неудобства в процессе правопользования, требующие дополнительных усилий, которые повлекут ограничения этих прав, несоразмерные конституционно значимым целям, а с другой стороны — привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, и в конечном счете воспрепятствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на которое направлена политика Российской Федерации как социального государства (статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации).

4. Федеральный законодатель, реализуя на основании статьи 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия по регулированию и защите прав и свобод, обязан находить разумный баланс между частными и общими (публичными) интересами; непропорциональное, выходящее за рамки статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничение прав и свобод, по существу, означает их умаление (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации) и не может допускаться ради достижения цели одной только рациональной организации деятельности органов публичной власти (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года N 2-П и от 18 февраля 2000 года N 3-П).

По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 года N 18-П, конституционный принцип правового государства, из которого вытекают конкретные требования, рекомендации и запреты в отношении определенных действий органов государства, не позволяет федеральному законодателю устанавливать правовое регулирование таким образом, чтобы возможный запрет на регистрацию по месту фактического проживания приводил к чрезмерному ограничению права граждан на выбор места жительства и понуждал их к нарушению закона. Аналогичной позиции придерживается Европейский Суд по правам человека, полагающий, что никакие публичные интересы не могут служить оправданием такой системы регистрации, при которой официальная регистрация по постоянному месту жительства не соответствует фактическому месту проживания (Постановление от 20 июня 2006 года по делу «Бабилонова (Babylonova) против Словакии»).

Между тем запрет на регистрацию в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, принадлежащих гражданам на праве собственности и расположенных на садовых земельных участках, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, вынуждает их либо регистрироваться не по месту фактического проживания, либо вообще лишает их возможности встать на регистрационный учет по месту жительства, что может повлечь привлечение к административной ответственности и, по сути, прямо противоречит основной публичной цели института регистрации — информирования гражданином государства, в том числе в законных интересах других лиц, о своем реальном месте жительства.

Такой запрет, вытекающий из абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», существенным образом затрагивает конституционный статус личности: фактически подталкивая граждан — собственников указанных жилых строений к нарушению закона, а следовательно, к нарушению статьи 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации, обязывающей соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, и не позволяя тем самым Российской Федерации как правовому государству, основанному на уважении к закону, должным образом выполнять свою обязанность охранять достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации), он затрудняет гражданам реализацию права на жилище и права частной собственности (статья 35, часть 2; статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации), что влечет несоразмерное ограничение права на свободный выбор места пребывания и жительства (статья 27, часть 1, Конституции Российской Федерации), не согласующееся с конституционно одобряемыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

5. Принимая Постановление от 14 апреля 2008 года N 7-П, которым нормативное положение абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» было признано не соответствующим статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в части, ограничивающей право на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов, Конституционный Суд Российской Федерации определил и особенности его исполнения, указав, в частности, на необходимость внесения изменений в названный Федеральный закон. Это требование Конституционного Суда Российской Федерации до сих пор не исполнено. Тем не менее в силу статьи 6 и части второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П является общеобязательным и действует непосредственно.

Будучи связанным предметом обращения по делу, Конституционный Суд Российской Федерации обеспечил возможность регистрации по месту жительства гражданам — собственникам жилых строений, возведенных на садовых земельных участках, отнесенных к землям населенных пунктов, подчеркнув при этом, что Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, не обусловливает возможность регистрации по месту жительства целевым назначением земельного участка, на котором возведено жилое строение.

Принцип деления земель по целевому назначению на категории — один из основных принципов земельного законодательства, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Порядок предоставления гражданам и их объединениям земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из земель сельскохозяйственного назначения, каковыми Земельный кодекс Российской Федерации признает земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77), устанавливается данным Кодексом и Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», который регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации. При этом согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации пользование земельным участком, отнесенным на основании закона и в установленном им порядке к землям сельскохозяйственного назначения, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением (пункт 2 статьи 260).

Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», осуществляющий регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено, и, соответственно, не затрагивает гражданско-правовой статус садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Следовательно, регистрация граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках (безотносительно к тому, отнесены они к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения), сама по себе не может изменить целевое назначение этих земельных участков.

6. Таким образом, нормативное положение абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в части, исключающей возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3).

Этим не ставится под сомнение прерогатива федерального законодателя — исходя из того, что целевое назначение земельного участка, как публичный компонент его правового режима, может оказывать существенное влияние на правовой режим расположенных на нем объектов недвижимости, — при внесении в правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, уточнить в рамках своей дискреции критерии реализации собственниками земельных участков права возводить на них здания и сооружения, осуществлять их перестройку, разрешать строительство другим лицам (пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации) с учетом различного целевого назначения дачных и садовых земельных участков, не нарушая при этом конституционный принцип поддержания доверия граждан к закону.

Вместе с тем собственникам таких земельных участков следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина.
Поэтому, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
2. Дело гражданина Воробьева Анатолия Владимировича подлежит пересмотру в установленном порядке.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Конституционный Суд
Российской Федерации

Можно ли построить жилой дом на садовом участке?

Можно ли построить индивидуальный жилой дом на садовом участке, расположенном в садоводческом товариществе (СНТ)? Участок находится у нас в собственности. Валерий Белых, Тула.

На вопрос читателя отвечает помощник руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области Елена Делимова.

– К сожалению, этого сделать нельзя. Вернее, построить-то, наверное, можно, но зарегистрировать не получится. Садовый земельный участок — это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем, а также возведения хозяйственных строений и сооружений).

Сейчас правовой режим садового участка предусматривает возможность возведения на таком участке жилого строения, а не жилого дома.

И соответственно в техническом плане объекта недвижимого имущества, возведенного на таком участке, следует указывать «жилое строение».

Таким образом, строить индивидуальный жилой дом на участке для садоводства, находящемся в садоводческом товариществе, нельзя. Целевое назначение данного участка не предусматривает возведение на нем индивидуального жилого дома. Отсюда и ограничения.

Построить можно жилое строение, для которого не требуется выдача разрешения на строительство.

Чтобы оформить строение с 1 января 2017 года требуется получение технического плана, без него такую недвижимость на кадастровый учет не поставят, соответственно и не зарегистрируют права.

Обращаем внимание, что понятия «жилое строение» и «индивидуальный жилой дом» — разные.

Строить индивидуальные жилые дома можно на землях для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. Разрешение на строительство такого дома является обязательным документом для постановки на учет и регистрации права.

Нужно ли получать разрешение на строительство дома на земле под садоводство? И можно ли на такой земле вообще строить жилой дом?

Добрый день! Приобрели землю сельхоз назначения для садоводства.

Имеем ли мы право строить на такой земле жилой дом? Нужно ли получать разрешение на строительство?

И как происходит процесс оформления дома в собственность и его регистрация?

Заранее спасибо за ответ.

Ответы юристов (6)

Добрый день! Если у Вас СНТ, то можете строить на своем участке объект недвижимости. По закону, принятому в июле 2016 года, с 1 января 2017 года основанием для государственного кадастрового учета недвижимости в этих товариществах будут технические планы строений вместо деклараций.

Разрешение ОБЯЗАТЕЛЬНО к получению на земельных участках под ИЖС, ЛПХ, МЖС. С 2016 года Кадастровая палата в ряде случаев стала запрашивать разрешение на участки для дачного строительства и на землях под садоводство

Сам процесс оформления в собственность выглядит так: оформляете кадастровый план у кадастрового инженера, предоставляющего услуги в частных фирмах и государственных организациях (например, в БТИ) а далее в Россреестре регистрируете право собственности

Если говорить о регистрации, то чтобы сделать желаемое, вам необходимо, в первую очередь, подтвердить необходимость такой прописки документально. Для этого существует ряд условий:
весь участок и строения на нем должны принадлежать лично вам (подтверждено документами);
нет другой прописки (если таковая регистрация имеется, значит, придется выписаться);
на руках у вас имеется разрешение суда о регистрации на дачном участке;
сама дача находится в каком-то населенном пункте (земли, предназначенные для сельского хозяйства, не подходят для прописки);
должны выполняться требования для дачных домов и участков, которые устанавливает соответствующий пункт закона РФ (дом должен быть пригоден для круглогодичного проживания в нем).

Есть вопрос к юристу?

Смотрите, например, письмо Министерства экономического развития РФ от 9 сентября 2016 г. N Д23и-4285 «Относительно государственного кадастрового учета объектов индивидуального жилищного строительства»

«с учетом положений статьи 1 Закона № 66-ФЗ, части 9, пункта 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
на садовом земельном участке может быть создано только жилое строение;
на дачном земельном участке по усмотрению правообладателя допускается осуществление строительства либо объекта индивидуального жилищного строительства, либо жилого строения;
получение разрешения на строительство в целях строительства жилого строения на садовом, дачном земельном участке не требуется;
для строительства объекта индивидуального жилищного строительства получение разрешения на строительство обязательно»

Анастасия, получать разрешение на строительство не надо

ст. 51 Градостроительного кодекса

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1)строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому
лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

Для регистрации права собственности и постановки вновь созданного объекта недвижимости нужно буде предоставить в регистрирующий орган (Росреестр) тех.план и правоустанавливающий документ на зем. участок

Приобрели землю сельхоз назначения для садоводства.

Имеем ли мы право строить на такой земле жилой дом?

Классификатор ВРИ ЗУ 2017

Классификатор видов
разрешенного использования земельных участков

Осуществление хозяйственной
деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с
выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных
многолетних культур

Полная расшифровка
кода земельного участка 1.5:

Код земельного
участка 1.5 / Классификатор видов разрешенного использования
земельных участков / Сельскохозяйственное использование / Растениеводство / Садоводство

На данном земельном участке вы не имеете право строить желой
дом. необходимо менять ВРИ на ИЖС

Нужно ли получать
разрешение на строительство?

После смены ВРИ на ИЖС необходимо получать разрешение ( ст
51 ГР К РФ)

Изменение вида разрешенного использования земельного участка
осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки
конкретного муниципального образования (п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 8,
п. 2 ч. 3 ст. 30 ГрК РФ).

До принятия в установленном ГрК РФ порядке правил
землепользования и застройки (применительно к Московской области и
муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.07.2016 правила
землепользования и застройки не утверждены, до 01.07.2017) решение об изменении
вида разрешенного использования земельных участков принимает глава местной
администрации с учетом результатов публичных слушаний (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона
от 29.12.2004 N 191-ФЗ). Однако, если новый вид разрешенного использования
предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных
слушаний — при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению.

Для изменения вида разрешенного использования земельных
участков на примере городского поселения Чехов Чеховского муниципального района
Московской области рекомендуем придерживаться следующего алгоритма. Указан в
ссылке.

как происходит процесс оформления дома в собственность и
его регистрация?

Для регистрации права собственности на отдельно стоящий жилой дом высотой
не более трех этажей, предназначенный для проживания одной семьи (далее — объект ИЖС), рекомендуем придерживаться следующего алгоритма (ч. 3 ст. 48 ГрК РФ).

Шаг 1. Обратитесь к кадастровому инженеру для подготовки технического плана
объекта ИЖС

Технический план готовится кадастровым инженером и содержит сведения об
объекте ИЖС, в том числе внесенные в Единый государственный реестр недвижимости
(ст. 37 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ; ч. 1 ст. 24 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Список кадастровых инженеров вы можете получить на сайте Росреестра. Также
вы можете обратиться в БТИ по месту нахождения объекта ИЖС, однако уточните,
имеется ли в их штате именно кадастровый инженер.

Представьте кадастровому инженеру следующие документы:

а) если у вас есть документы, разрешающие возведение объекта ИЖС (п. 20 Требований к подготовке технического плана, утв. Приказом Минэкономразвития
России от 18.12.2015 N 953; ч. 8 ст. 24 Закона N 218-ФЗ):

— разрешение на строительство объекта ИЖС;

— проектную документацию объекта ИЖС;

— технический паспорт объекта ИЖС, подготовленный до 01.01.2013 (при
наличии);

— разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Примечание. До 01.03.2018 получение разрешения на
ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для
оформления и выдачи технического паспорта такого объекта не требуется (ч. 4 ст. 8 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ);

б) если у вас нет документов, разрешающих возведение объекта ИЖС (ч. 11 ст. 24 Закона N 218-ФЗ; абз. 2 п. 20 Требований к подготовке технического плана N 953; п. 1 Требований к подготовке декларации, утв. Приказом Минэкономразвития России
от 18.12.2015 N 953):

— декларацию,
составленную и заверенную правообладателем земельного участка, на котором
находится завершенный строительством объект недвижимости. Вы можете составить
декларацию самостоятельно или обратиться за помощью к кадастровому инженеру.

Кадастровый инженер может запросить у вас дополнительные документы:

— правоустанавливающий документ на земельный участок;

— выписку из Единого государственного реестра недвижимости на земельный
участок.

Уточните перечень документов у кадастрового инженера заранее.

Технический план подготавливается в том числе в форме электронного
документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью
кадастрового инженера, подготовившего такой план (ч. 12 ст. 24 Закона N 218-ФЗ).

Технический план может быть помещен на временное хранение в электронное
хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав.

В договоре на выполнение кадастровых работ может быть предусмотрена
обязанность кадастрового инженера по помещению в электронное хранилище
подготовленного им технического плана (ч. 3, 5 ст. 20 Закона N 218-ФЗ).

Шаг 2. Подготовьте документы для постановки объекта ИЖС на кадастровый учет
и регистрации права собственности

Для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности
объекта ИЖС необходимы следующие документы (ч. 1, 2 ст. 14, ч. 7 ст. 70 Закона N 218-ФЗ):

— заявление о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности объекта
ИЖС;

— правоустанавливающий документ на земельный участок.

В случае помещения технического плана в электронное хранилище в заявлении
можно указать идентифицирующий номер технического плана. В таком случае его
представление не потребуется (ч. 4 ст. 20 Закона N 218-ФЗ).

При представлении заявления посредством личного обращения заявитель
предъявляет паспорт, а его представитель — также нотариально удостоверенную
доверенность, подтверждающую его полномочия (ч. 8 ст. 18 Закона 218-ФЗ).

Уплатите госпошлину за регистрацию права собственности на объект ИЖС (ст. 17 Закона N 218-ФЗ).

Справка. Размер госпошлины

Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не
требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при
отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной
системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с
даты подачи заявления орган регистрации прав возвращает заявление и прилагаемые
к нему документы без рассмотрения (ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ).

Шаг 3. Подайте документы в Росреестр

Для кадастрового учета и регистрации права собственности на объект ИЖС вы
можете обратиться одним из следующих способов (ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 218-ФЗ):

— лично (либо через представителя по доверенности) в отделение Росреестра
или МФЦ, в том числе независимо от места нахождения объекта недвижимости
согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу,
размещенному на сайте Росреестра, а также уполномоченному лицу Росреестра при
выездном приеме;

— посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его
пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

— в электронной форме через Интернет, включая Единый портал госуслуг и сайт
Росреестра.

Шаг 4. Получите выписку из ЕГРН

Срок осуществления государственного кадастрового учета и государственной
регистрации прав не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема заявления и
необходимых документов Росреестром, а в случае представления заявления и
документов через МФЦ — 12 рабочих дней (ч. 1 ст. 16 Закона N 218-ФЗ).

В указанный в расписке (уведомлении) день получите в отделении Росреестра
или МФЦ выписку из ЕГРН, которая может быть направлена вам в электронной форме
(ч. 1 ст. 28, ч. 6 ст. 62 Закона N 218-ФЗ).

О ходе оказания услуги (например, о поступлении информации об уплате
госпошлины, проведении регистрации) вы можете быть уведомлены посредством
сообщений на электронную почту или номер мобильного телефона (п. п. 3, 4 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.03.2016 N 137).

При наличии оснований регистрирующий орган может принять решение о
приостановлении государственной регистрации права собственности и о последующем
отказе в ней, о чем выдает (направляет) заявителю уведомление.

В случае несогласия решение о приостановлении кадастрового учета и
государственной регистрации можно обжаловать в административном порядке в
апелляционную комиссию при Росреестре, а в случае несогласия с решением
комиссии — в судебном порядке. Решение об отказе в осуществлении кадастрового
учета и государственной регистрации можно обжаловать в судебном порядке (ст. ст. 26, 27, ч. 5, 6, 12 ст. 29 Закона N 218-ФЗ; п. п. 2, 3 Приложения N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173; ст. 26.1 Закона N 221-ФЗ; п. 4 Положения, утв Приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 N 193).

С момента регистрации права собственности на объект индивидуального
жилищного строительства в отношении этого объекта у вас появляется обязанность
по уплате налога на имущество физических лиц (ст. ст. 400, 401 НК РФ).

Кроме того, по завершении строительства вы вправе вернуть уплаченный ранее
НДФЛ путем применения имущественных налоговых вычетов (пп. 3, 4 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Для регистрации права собственности на отдельно стоящий жилой дом высотой не более трех этажей, предназначенный для проживания одной семьи (далее — объект ИЖС), рекомендуем придерживаться следующего алгоритма (ч. 3 ст. 48 ГрК РФ).

Шаг 1. Обратитесь к кадастровому инженеру для подготовки технического плана объекта ИЖС
Технический план готовится кадастровым инженером и содержит сведения об объекте ИЖС, в том числе внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 37 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ; ч. 1 ст. 24 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Список кадастровых инженеров вы можете получить на сайте Росреестра. Также вы можете обратиться в БТИ по месту нахождения объекта ИЖС, однако уточните, имеется ли в их штате именно кадастровый инженер.
Представьте кадастровому инженеру следующие документы:
а) если у вас есть документы, разрешающие возведение объекта ИЖС (п. 20 Требований к подготовке технического плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953; ч. 8 ст. 24 Закона N 218-ФЗ):
— разрешение на строительство объекта ИЖС;
— проектную документацию объекта ИЖС;
— технический паспорт объекта ИЖС, подготовленный до 01.01.2013 (при наличии);
— разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Примечание. До 01.03.2018 получение разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта не требуется (ч. 4 ст. 8 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ);

б) если у вас нет документов, разрешающих возведение объекта ИЖС (ч. 11 ст. 24 Закона N 218-ФЗ; абз. 2 п. 20 Требований к подготовке технического плана N 953; п. 1 Требований к подготовке декларации, утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953):
— декларацию, составленную и заверенную правообладателем земельного участка, на котором находится завершенный строительством объект недвижимости. Вы можете составить декларацию самостоятельно или обратиться за помощью к кадастровому инженеру.
Кадастровый инженер может запросить у вас дополнительные документы:
— правоустанавливающий документ на земельный участок;
— выписку из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок.
Уточните перечень документов у кадастрового инженера заранее.
Технический план подготавливается в том числе в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план (ч. 12 ст. 24 Закона N 218-ФЗ).
Технический план может быть помещен на временное хранение в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав.
В договоре на выполнение кадастровых работ может быть предусмотрена обязанность кадастрового инженера по помещению в электронное хранилище подготовленного им технического плана (ч. 3, 5 ст. 20 Закона N 218-ФЗ).

Шаг 2. Подготовьте документы для постановки объекта ИЖС на кадастровый учет и регистрации права собственности
Для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности объекта ИЖС необходимы следующие документы (ч. 1, 2 ст. 14, ч. 7 ст. 70 Закона N 218-ФЗ):
— заявление о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности объекта ИЖС;
— правоустанавливающий документ на земельный участок.
В случае помещения технического плана в электронное хранилище в заявлении можно указать идентифицирующий номер технического плана. В таком случае его представление не потребуется (ч. 4 ст. 20 Закона N 218-ФЗ).
При представлении заявления посредством личного обращения заявитель предъявляет паспорт, а его представитель — также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия (ч. 8 ст. 18 Закона 218-ФЗ).
Уплатите госпошлину за регистрацию права собственности на объект ИЖС (ст. 17 Закона N 218-ФЗ).

Справка. Размер госпошлины

Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления орган регистрации прав возвращает заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ).

Шаг 3. Подайте документы в Росреестр
Для кадастрового учета и регистрации права собственности на объект ИЖС вы можете обратиться одним из следующих способов (ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 218-ФЗ):
— лично (либо через представителя по доверенности) в отделение Росреестра или МФЦ, в том числе независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра, а также уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме;
— посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
— в электронной форме через Интернет, включая Единый портал госуслуг и сайт Росреестра.

Шаг 4. Получите выписку из ЕГРН
Срок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов Росреестром, а в случае представления заявления и документов через МФЦ — 12 рабочих дней (ч. 1 ст. 16 Закона N 218-ФЗ).
В указанный в расписке (уведомлении) день получите в отделении Росреестра или МФЦ выписку из ЕГРН, которая может быть направлена вам в электронной форме (ч. 1 ст. 28, ч. 6 ст. 62 Закона N 218-ФЗ).
О ходе оказания услуги (например, о поступлении информации об уплате госпошлины, проведении регистрации) вы можете быть уведомлены посредством сообщений на электронную почту или номер мобильного телефона (п. п. 3, 4 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.03.2016 N 137).
При наличии оснований регистрирующий орган может принять решение о приостановлении государственной регистрации права собственности и о последующем отказе в ней, о чем выдает (направляет) заявителю уведомление.
В случае несогласия решение о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации можно обжаловать в административном порядке в апелляционную комиссию при Росреестре, а в случае несогласия с решением комиссии — в судебном порядке. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации можно обжаловать в судебном порядке (ст. ст. 26, 27, ч. 5, 6, 12 ст. 29 Закона N 218-ФЗ; п. п. 2, 3 Приложения N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173; ст. 26.1 Закона N 221-ФЗ; п. 4 Положения, утв Приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 N 193).