Положение о службе в органах внутренних дел статья 58 пункт е

Автор: | 17.11.2018

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 г. N 12-П город Санкт-Петербург «по делу о проверке конституционности пункта «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки О.И. Гуровой»

Комментарии Российской Газеты

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47[1], 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности пункта «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки О.И.Гуровой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявительницей нормативные положения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Н.Кокотова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

1. Согласно пункту «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации») сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда, а также прекращением уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием. В силу части первой статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации распространяется на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт о прохождении службы в органах внутренних дел подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с осуждением его за преступление; в связи с прекращением в отношении него уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.

1.1. Оспаривающая конституционность названных нормативных положений гражданка О.И. Гурова, с 27 ноября 2006 года проходившая службу в должности младшего инспектора 2 категории группы надзора отдела безопасности федерального казенного учреждения «Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» и имевшая специальное звание «прапорщик внутренней службы», была уволена со службы по основанию, предусмотренному пунктом «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (приказ от 28 декабря 2015 года).

Увольнению предшествовала специальная проверка, в ходе которой было выявлено, что до поступления на службу О.И.Гурова приговором мирового судьи судебного участка N 4 Дзержинского района города Оренбурга от 20 февраля 2001 года была осуждена по части третьей статьи 30 и части первой статьи 200 УК Российской Федерации за покушение на обман потребителей и ей было назначено наказание в виде штрафа в размере двухмесячной заработной платы. Факт указания в анкете, заполненной при поступлении на службу в учреждение уголовно-исполнительной системы, сведений об отсутствии у нее судимости О.И. Гурова объяснила тем, что считала себя лицом, ранее не судимым, поскольку совершенное ею деяние было декриминализовано Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», признавшим статью 200 УК Российской Федерации утратившей силу, т.е. до ее поступления на службу.

Удовлетворяя требования О.И. Гуровой к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» о восстановлении на службе и взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула, Дзержинский районный суд города Оренбурга в решении от 18 февраля 2016 года указал, что сокрытие истицей наличия в отношении нее обвинительного приговора должно было послужить поводом к ее увольнению по пункту «п» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на службу), а не по пункту «м» той же статьи.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12 мая 2016 года решение суда первой инстанции было отменено и вынесено новое решение, которым О.И. Гуровой отказано в удовлетворении ее исковых требований со ссылкой на то, что декриминализация деяния не изменяет факта осуждения лица вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, т.е. не устраняет его как основание для увольнения лица, проходящего службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, и что запрет на прохождение осужденными лицами такой службы носит безусловный характер, поскольку связывается лишь с самим фактом осуждения, вне зависимости от снятия или погашения судимости и декриминализации преступления. Определением судьи Оренбургского областного суда от 16 августа 2016 года и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 октября 2016 года в передаче кассационных жалоб О.И. Гуровой для рассмотрения в судебном заседании судов кассационной инстанции также отказано.

1.2. В соответствии со статьями 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», конкретизирующими статью 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобу гражданина на нарушение его конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, если придет к выводу, что оспариваемые законоположения затрагивают конституционные права и свободы и что имеется неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли они Конституции Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм.

Нарушение пунктом «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и пунктом 7 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» своих прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации, ее статьями 15, 19 (части 1 и 2), 37 (части 1 и 3), 46 (части 1 и 2), 54 и 55 (части 2 и 3), гражданка О.И. Гурова усматривает в том, что они устанавливают безусловный и бессрочный запрет на прохождение службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы лицами, имевшими судимость. По мнению заявительницы, оспариваемые нормативные положения, не предусматривая необходимость учета при решении вопроса об увольнении такого лица вида и тяжести совершенного им противоправного деяния, формы вины, срока, прошедшего с момента снятия или погашения судимости, его отношения к исполнению служебных обязанностей, обстоятельств, характеризующих личность, а также факта декриминализации преступного деяния, несоразмерно ограничивают право каждого на свободное распоряжение своими способностями к труду и на получение социальных гарантий, а также нарушают баланс конституционно значимых ценностей.

Поскольку, как следует из приложенных к жалобе судебных решений, пункт 7 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при разрешении дела заявительницы не применялся, производство по настоящему делу в этой части подлежит прекращению в силу пункта 2 статьи 43 и статьи 68 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Соответственно, пункт «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку на его основании принимается решение об увольнении со службы сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случае их осуждения вступившим в законную силу обвинительным приговором суда за деяния, которые на момент принятия такого решения более не признаются преступлениями.

2. Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой, как и служба в органах внутренних дел, особый вид государственной службы, связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 17-П и от 15 октября 2013 года N 21-П).

Порядок и условия прохождения службы сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регулируются, как и ранее, до ее передачи Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 года N 904 из ведения Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Предусмотренные данным Положением, а именно пунктом «м» части первой его статьи 58, основания расторжения контракта с сотрудником органов внутренних дел и его увольнения со службы впоследствии были закреплены в пункте 7 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в первоначальной редакции, действовавшей до ее изменения Федеральным законом от 12 февраля 2015 года N 16-ФЗ, согласно которой контракт о прохождении службы в органах внутренних дел подлежал расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с осуждением сотрудника за преступление, а также в связи с прекращением в отношении сотрудника уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

2.1. Конституционный Суд Российской Федерации, давая в порядке конкретного нормоконтроля оценку приведенному правовому регулированию, опирающуюся на сформулированную им в Постановлении от 18 июля 2013 года N 19-П правовую позицию, пришел к следующим выводам (постановления от 21 марта 2014 года N 7-П и от 11 ноября 2014 года N 29-П, Определение от 24 сентября 2013 года N 1415-О и др.):

при применении пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующего служебные отношения, вступая в которые гражданин реализует свое конституционное право на труд, необходимо учитывать волю федерального законодателя, устранившего преступность и наказуемость того или иного деяния, однако в правоприменительной практике названное законоположение рассматривается как не допускающее распространение действия нового уголовного закона, которым соответствующие деяния более не признаются преступлениями, на граждан, увольняемых со службы в органах внутренних дел;

правовое регулирование, предполагающее обязательное и безусловное расторжение контракта о прохождении службы с сотрудником органов внутренних дел и увольнение со службы сотрудника, в отношении которого уголовное преследование по делу частного обвинения в связи с примирением сторон прекращено до вступления Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в силу, — притом что деяние, в связи с совершением которого он привлекался к уголовной ответственности, впоследствии декриминализовано — ставит его в неравное положение с сотрудниками органов внутренних дел, совершившими аналогичные деяния после их декриминализации, и потому не соответствует конституционному принципу равенства всех перед законом и судом и нарушает конституционные права увольняемого лица;

в равной мере это относится к расторжению контракта и увольнению со службы в органах внутренних дел сотрудников, в отношении которых до вступления названного Федерального закона в силу уголовное преследование по делам публичного обвинения прекращено в связи с примирением сторон или в связи с деятельным раскаянием, если совершенные ими деяния на момент решения вопроса о расторжении с ними контракта о прохождении службы и увольнении со службы более не признаются преступлениями.

Таким образом, вопрос о возможности продолжения профессиональной деятельности лицом, к которому в силу особенностей его правового статуса предъявляются специальные требования и которое было привлечено к уголовной ответственности за совершение деяния, декриминализованного новым уголовным законом к моменту принятия решения об увольнении этого лица, разрешен Конституционным Судом Российской Федерации применительно к лицам, проходящим службу в органах внутренних дел.

Сформулированные по этому вопросу правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на соответствующие случаи увольнения со службы сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые, как и лица, проходящие службу в органах внутренних дел, выполняют возложенные на них задачи в публичных интересах и имеют схожий правовой статус. Иное означало бы нарушение конституционных принципов равенства и справедливости, которые гарантируют защиту от всех форм дискриминации, предполагают, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и соблюдение которых означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 26 мая 2015 года N 11-П и др.).

2.2. В отличие от граждан, оспаривавших конституционность пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2015 года N 16-ФЗ, т.е. аналогичной предписанию пункта «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, заявительница по настоящему делу была уволена на основании данного предписания в связи с осуждением за преступление, совершенное ею до поступления на службу.

Тем не менее — поскольку указанные нормативные положения предусматривают и для лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращено, и для лиц, осужденных за преступление, одно и то же правовое последствие в виде расторжения контракта и увольнения со службы — правовые позиции, выраженные Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 21 марта 2014 года N 7-П и от 11 ноября 2014 года N 29-П применительно к увольнению сотрудников органов внутренних дел, в отношении которых было прекращено уголовное преследование за совершение ими деяния, утратившего в дальнейшем уголовно-правовую оценку в качестве преступного, могут быть использованы и при оценке конституционности пункта «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации применительно к случаям увольнения сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осужденных за совершение преступления, впоследствии декриминализованного.

Как следует из этих правовых позиций, уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, согласно статье 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации и конкретизирующей ее требования статье 10 УК Российской Федерации, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость, а потому воля федерального законодателя должна учитываться и при применении иных, помимо уголовного, законов, предусматривающих общеправовые последствия совершения лицом уголовно наказуемого деяния.

В противном случае лица, подвергнутые уголовному преследованию и осуждению до принятия уголовного закона, устраняющего уголовную ответственность, как это имело место в отношении заявительницы по настоящему делу, находились бы в неравном положении с теми лицами, которые совершили аналогичные деяния после вступления в силу нового уголовного закона, исключающего возможность уголовного преследования и осуждения данных лиц по приговору суда. Тем самым, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нарушались бы конституционные принципы справедливости, юридического равенства и конституционной законности и обусловленные ими критерии действия закона во времени и по кругу лиц, в силу которых совершение деяния, впоследствии утратившего уголовно-правовую оценку в качестве преступного, не может служить таким же основанием для установления ограничений прав, как совершение преступления, и которые распространяются на все декриминализованные деяния независимо от времени их совершения и на всех лиц (постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П, от 18 июля 2013 года N 19-П, от 21 марта 2014 года N 7-П и от 11 ноября 2014 года N 29-П).

Соответственно, поскольку правовое значение декриминализации носит общий характер и поскольку служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы по своей природе сходна со службой в органах внутренних дел, увольнение со службы сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в связи с их осуждением за совершение деяний, которые на момент решения вопроса об увольнении утратили уголовно-правовую оценку в качестве преступных, не может рассматриваться как согласующееся с природой Российской Федерации как правового государства, высшей ценностью которого являются права и свободы человека и гражданина, подлежащие защите на основе конституционного принципа равенства.

2.3. Таким образом, пункт «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой — по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, — он предполагает увольнение со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сотрудников, осужденных вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, притом что деяния, в связи с совершением которых они были осуждены, на момент решения вопроса о расторжении с ними контракта о прохождении службы и увольнении со службы были декриминализованы.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 47 1 , 71, 72, 74, 75, 78, 79, 80, 87 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Признать пункт «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой — по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, — он предполагает увольнение со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сотрудников, осужденных вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, притом что деяния, в связи с совершением которых они были осуждены, на момент решения вопроса о расторжении с ними контракта о прохождении службы и увольнении со службы были декриминализованы.

2. Федеральному законодателю надлежит — исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом основанных на этих требованиях правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

3. Прекратить производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Правоприменительные решения по делу гражданки Гуровой Оксаны Ильиничны, основанные на пункте «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в той мере, в какой он признан настоящим Постановлением не соответствующим Конституции Российской Федерации, подлежат пересмотру в установленном порядке.

5. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

6. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Конституционный Суд Российской Федерации

Глава VII ПРЕКРАЩЕНИЕ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья 57. Основания для прекращения службы

Основаниями для прекращения службы в органах внутренних дел являются:
а)увольнение из органов внутренних дел;
б)прекращение гражданства Российской Федерации;
в)признание сотрудника органов внутренних дел в установленном порядке безвестно отсутствующим;
г)смерть (гибель) сотрудника органов внутренних дел.

Статья 58. Основания для увольнения из органов внутренних дел

Сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по следующим основаниям:
а)по собственному желанию;
б)по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 настоящего Положения;
в)по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;
г)по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;
д)в связи с нарушением условий контракта;
е)по сокращению штатов — при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе;
ж)по болезни — на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;
з)по ограниченному состоянию здоровья — на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья;
и)по служебному несоответствию в аттестационном порядке;
к)за грубое нарушение служебной дисциплины;
л)за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел;
м)в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда, а также прекращением уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;
н)в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
о)за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме;
п)за представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на службу, а также подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соответствие сотрудника органов внутренних дел требованиям законодательства Российской Федерации в части условий замещения должностей рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в период прохождения службы, если это не влечет за собой уголовную ответственность.

Увольнение по основаниям, предусмотренным в пунктах «б», «в», «г», «д» настоящей статьи, может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего органа внутренних дел.

Сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальные звания высшего начальствующего состава, а также сотрудникам, имеющим специальные звания среднего и старшего начальствующего состава внутренней службы и юстиции, при увольнении с правом на пенсию разрешается ношение форменной одежды.

Статья 59. Возрастные ограничения, установленные для сотрудников органов внутренних дел

Сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения ими 45-летнего возраста.

Сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава, в зависимости от присвоенных им специальных званий могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения следующего возраста:
а) от младших лейтенантов полиции, младших
лейтенантов внутренней службы, младших
лейтенантов юстиции до подполковников
полиции, подполковников внутренней службы,
подполковников юстиции включительно 45 лет
б) полковники полиции, полковники внутренней
службы, полковники юстиции 50 лет
в) генерал-майоры полиции, генерал-майоры
внутренней службы, генерал-майоры юстиции,
генерал-лейтенанты полиции, генерал-
лейтенанты внутренней службы, генерал-
лейтенанты юстиции 55 лет
г) генерал-полковники полиции, генерал-
полковники внутренней службы, генерал-
полковники юстиции 60 лет

Сотрудники органов внутренних дел, достигшие предельного возраста, установленного настоящей статьей для службы в органах внутренних дел, подлежат увольнению, за исключением случаев, предусмотренных законом и настоящим Положением.

В интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым предоставлено право назначения на должности этих сотрудников.

В исключительных случаях срок оставления на службе сотрудников органов внутренних дел из числа лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава может быть продлен в таком же порядке повторно на пять лет.

Решение о продлении срока оставления на службе не исключает возможности увольнения сотрудника органов внутренних дел по основаниям, предусмотренным настоящим Положением.

Статья 60. Порядок увольнения из органов внутренних дел

Увольнение со службы сотрудников органов внутренних дел, состоящих на должностях рядового и младшего начальствующего состава, производится прямыми начальниками в пределах их компетенции.

Увольнение сотрудников органов внутренних дел, состоящих на должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава, производится:

а)до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно — заместителями министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено министром внутренних дел Российской Федерации;
б)до полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции включительно и сотрудников органов внутренних дел из числа высшего начальствующего состава — министром внутренних дел Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством.

Сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения, за исключением сотрудников органов внутренних дел, увольняемых за нарушение условий контракта, а также в соответствии с пунктами «ж», «к», «л», «м», «н», «о», «п» статьи 58 настоящего Положения.

Сотрудники органов внутренних дел, умершие, погибшие, безвестно отсутствующие и лишенные специального звания, исключаются из списков сотрудников органов внутренних дел в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.

Статья 61. Имущественные последствия увольнения по отрицательным мотивам

При увольнении сотрудника органов внутренних дел за нарушение условий контракта, а также по основаниям, предусмотренным в пунктах «к», «л», «м» статьи 58 настоящего Положения, стоимость выданного ему обмундирования подлежит взысканию в бесспорном порядке с учетом износа. Увольнение по указанным основаниям может повлечь иные имущественные последствия для увольняемого, предусмотренные контрактом о службе и действующим законодательством.

Статья 62. Право сотрудника органов внутренних дел на судебную защиту при увольнении

Сотрудник органов внутренних дел имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суд.

Статья 63. Пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии определяется Правительством Российской Федерации. При этом в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел засчитывается время учебы на очных отделениях высших и средних специальных учебных заведений из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Статья 64. Социальные гарантии увольняемым из органов внутренних дел

Сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы с правом на пенсию, производятся единовременные выплаты, а при увольнении без права на пенсию — выплаты в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

За сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также за плату на санаторно-курортное лечение в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указанным лицам и членам их семей один раз в год выплачивается денежная компенсация к отдыху в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Сотрудникам органов внутренних дел, уволенным со службы по основаниям, предусмотренным пунктами «а» — «г», «е» — «з» части первой статьи 58 настоящего Положения, с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), и направленным после госпитального лечения в санатории и дома отдыха системы Министерства внутренних дел Российской Федерации для продолжения лечения, путевки предоставляются на безвозмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях — соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа в соответствии с перечнями специальностей и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Часть пятая утратила силу c 1 января 2010 года.

Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел, расположенных в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, и поступившим на работу в этих местностях не позднее шести месяцев после увольнения, время их непрерывной службы в органах внутренних дел в указанных местностях засчитывается в непрерывный трудовой стаж для получения надбавок к заработной плате и других социальных гарантий, установленных для рабочих и служащих в связи с работой в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями.

Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами «б», «в», «е» — «з» части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), а также семьям сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с исполнением законных служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами «б», «в», «е» — «з» части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Положение о службе в органах внутренних дел статья 58 пункт е

В практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации всегда были актуальными вопросы обеспечения прав сотрудников, прекращающих службу и увольняемых из органов внутренних дел Российской Федерации 1 .

Увольнение сотрудников органов внутренних дел производится по статье 19 Закона Российской Федерации «О милиции», а также по статье 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Кроме того, конкретные вопросы процесса увольнения со службы нашли отражение в Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника милиции или его близких 2 .

Вопросы увольнения со службы сотрудников неоднократно рассматривались Конституционным Судом Российской Федерации. В этой связи принципиальное значение в плане защиты прав сотрудников имеет Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца 2 части 7 статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции» в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова» 3 .

Указанное положение закона предусматривало возможность увольнения сотрудников на пенсию по выслуге срока службы по инициативе начальства.

Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что увольнение по данному основанию допускается только по инициативе сотрудника или с его согласия. В ином случае — налицо нарушение статей 16 (ч. 1) и 19 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.

На основании решения Конституционного Суда Российской Федерации в Закон о милиции были внесены соответствующие изменения.

Вместе с тем, определениями Конституционного Суда Российской Федерации, по сути, подтверждена легитимность следующих положений статьи 19 Закона о милиции 4 :

• сотрудники милиции могут быть уволены со службы за грубое либо систематическое нарушение дисциплины (Определение от 24 февраля 2005 года № 20-О);

• основанием увольнения сотрудника милиции может выступать служебное несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации (по результатам аттестации) (Определение от 20 декабря 2001 года № 267-О);

• допускается увольнение сотрудников милиции на пенсию по инициативе начальника органа внутренних дел в случае достижения ими установленного предельного возраста состояния на службе (определения от 1 апреля 1996 года № 27-О, от 19 апреля 1996 года № 31-О, от 22 мая 1997 года № 61-О, от 27 мая 1997 года № 68-О, от 8 октября 1998 года № 118-О, от 22 октября 1999 года № 158-О, от 27 мая 2004 года 192-О);

• увольнение со службы по сокращению штатов является основанием увольнения для всех сотрудников, независимо от того, заключен ли ими контракт или нет с органом внутренних дел, где они проходят службу (Определение от 20 декабря 2005 года № 484-О).

Сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы лишь по различным основаниям, предусмотренным статьей 19 Закона Российской Федерации «О милиции»:

а) по собственному желанию;

б) по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел;

в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (по инициативе сотрудника либо с его согласия);

г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

д) в связи с нарушением ими условий контракта;

ж) по болезни — на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел;

з) по ограниченному состоянию здоровья — на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;

и) в связи с восстановлением на должность сотрудника, ранее занимавшего эту должность;

к) по служебному несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации по результатам аттестации;

л) за грубое либо систематическое нарушение дисциплины;

м) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции;

н) в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда.

Указанный перечень оснований увольнения сотрудников милиции является исчерпывающим.

Ответственность за правильное определение оснований увольнения несут соответствующие руководители органов внутренних дел, сотрудники их кадровых аппаратов и юридических подразделений. При наличии нескольких оснований к увольнению учитываются: возраст, состояние здоровья, выслуга срока службы, результаты служебной деятельности. В отношении положительно аттестуемого сотрудника применяется формулировка, дающая право на получение наибольших социальных гарантий и преимуществ для увольняемых.

Порядок увольнения из органов внутренних дел предусмотрен статьей 60 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Особые условия службы в органах внутренних дел определяют специфику увольнения сотрудников.

Для того, чтобы правовой институт увольнения со службы не пришел в противоречие с требованиями законодательства, определены некоторые особенности порядка увольнения со службы сообразно со спецификой ее организации. Эти особенности заключаются в установлении строгой последовательности в решении таких задач, как:

• полномочия должностных лиц по увольнению со службы;

• этапы увольнения со службы;

• уточнение данных о прохождении службы;

• проведение индивидуальной беседы с увольняемым перед предстоящим увольнением со службы;

• медицинское освидетельствование при увольнении со службы;

• уточнение избираемого места жительства после увольнения со службы;

• предложения о мерах поощрения положительно аттестуемого сотрудника и предоставление ему права ношения формы одежды после увольнения;

• оформление представлений на увольняемых со службы;

• издание приказа об увольнении со службы;

• сдача дел и должности перед исключением из списков личного состава;

• торжественные проводы увольняемых сотрудников;

• отправка личных дел в военные комиссариаты.

Процедура увольнения со службы включает следующие этапы:

1) подготовительный этап;

2) основной этап (непосредственно связанный с увольнением);

3) заключительный этап.

1. На подготовительном этапе перед увольнением со службы можно выделить следующие действия сотрудников кадрового аппарата, которые уточняют данные о прохождении службы сотрудником, а также разъясняют сотруднику:

• порядок и сроки обжалования решения об увольнении;

• права и социальные гарантии увольняемого;

• вопросы прохождения медицинского освидетельствования, предложение о прохождении военно-врачебной комиссии и вручение направления либо получение рапорта с отказом от медицинского освидетельствования при увольнении;

• порядок и размер производимых при увольнении выплат;

• порядок назначения и выплаты пенсии (в случае увольнения с правом на пенсию).

2. На основном этапе увольнения можно выделить следующие действия:

• изучение поступивших документов на предмет соответствия причины увольнения основанию увольнения со службы;

• подготовка проекта приказа по личному составу;

• издание приказа по личному составу об увольнении со службы.

3. На заключительном этапе выделяются следующие действия:

• оформление выписки из приказа по личному составу об увольнении сотрудника со службы и ее направление по принадлежности;

• расчет с довольствующими службами увольняемого со службы, сдача дел и должности;

• получение денежных выплат при увольнении со службы;

• направление личного дела гражданина, уволенного со службы, на воинский учет в военкомат;

• торжественные проводы со службы.

Увольнение со службы сотрудника, состоящего на должностях рядового и младшего начальствующего состава, производится прямыми начальниками в пределах их компетенции.

Увольнение сотрудника, состоящего на должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава, производится:

• подполковника милиции — заместителями министра внутренних дел Российской Федерации, министрами внутренних дел, начальниками главных управлений (управлений) субъектов Российской Федерации, а также начальниками, которым такое право предоставлено министром внутренних дел Российской Федерации;

• до полковника милиции включительно и сотрудников милиции из числа высшего начальствующего состава — министром внутренних дел Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

На сотрудников, имеющих право на пенсию, кадровым аппаратом оформляются документы для назначения пенсии и истребуется от увольняемого заявление о назначении пенсии. Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении службы, уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии. Он согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. Лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, его знакомят под роспись с расчетом выслуги лет (в календарном и льготном исчислении). Если какие-то периоды службы не подтверждаются, то с согласия сотрудника расчет составляется в календарном исчислении. Одновременно с этим производится запрос для подтверждения несогласованных периодов службы и составляется новый расчет, о чем сообщается уволенному сотруднику.

Ответственным моментом является индивидуальная беседа с увольняемым, которую проводят руководители органа внутренних дел, а также сотрудники кадровых аппаратов. В ходе беседы сотруднику сообщается об основаниях увольнения, разъясняются гарантии, льготы и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и др.

К участию в беседе, как правило, по просьбе увольняемых приглашают представителей медицинских и финансовых подразделений. Все разъясняемые вопросы оформляются листом беседы, составленным в произвольной форме.

Кадровый аппарат органа внутренних дел направляет сотрудника, подлежащего увольнению из органов внутренних дел, для освидетельствования на военно-врачебную комиссию с целью установления годности к военной службе, причем, в соответствии с требованиями приказа от 14 июля 2004 года № 440 «О порядке проведения военно-врачебной комиссии в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России» направление на военно-врачебную комиссию при увольнении по пункту «б» (по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел), пункту «в» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), пункту «г» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом) и пункту «е» (по сокращению штатов) обязательно.

На медицинское освидетельствование не направляются сотрудники, подавшие рапорт с отказом от освидетельствования военно-врачебной комиссией.

Сотрудники, увольняемые за грубое либо систематическое нарушение дисциплины, за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции, в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда (если они не осуждены к лишению свободы), по их просьбе могут быть направлены кадровыми аппаратами органов внутренних дел для медицинского освидетельствования на военно-врачебные комиссии после увольнения со службы.

Сотрудники, не имеющие права на пенсию по выслуге срока службы, но признанные военно-врачебными комиссиями не годными к службе, направляются на освидетельствование в медико-социальную экспертную комиссию для установления степени утраты трудоспособности. Сотрудники, имеющие другие формулировки постановления военно-врачебной комиссии о степени годности к службе, могут быть направлены на освидетельствование в медико-социальную экспертную комиссию только по их просьбе. В таком же порядке направляются для медицинского освидетельствования сотрудники, имеющие право на пенсию по выслуге срока службы и признанные военно-врачебными комиссиями негодными к службе.

В случае уклонения увольняемого сотрудника от освидетельствования военно-врачебной комиссией об этом делается отметка в представлении на увольнение и составляется соответствующее заключение, которое подписывается сотрудниками кадрового аппарата и увольняемым сотрудником. Заключение хранится в личном деле сотрудника.

Запрещается увольнение сотрудника во время его болезни или пребывания в отпуске (кроме случаев полной ликвидации организации). В случае представления сотрудником соответствующих документов кадровый аппарат вносит изменения в приказ об увольнении, изменяя дату увольнения.

Работники кадрового аппарата знакомят сотрудника с приказом об увольнении под роспись.

После издания приказа об увольнении основание такого акта изменению не подлежит, если при этом не были допущены нарушения действующего законодательства и не вскрыты иные обстоятельства, связанные с увольнением.

Сотруднику, уволенному из органов внутренних дел, в день увольнения выдается:

• трудовая книжка с записями о службе, награждениях и поощрениях за период службы;

• военный билет и направление для постановки на воинский учет в военный комиссариат по месту жительства;

• копия приказа (выписка из приказа) об увольнении.

В месячный срок приказ об увольнении может быть обжалован сотрудником в суд или вышестоящему руководителю.

До направления жалобы в суд сотрудник имеет право обратиться в установленном порядке (в соответствии со ст. 66 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации) в вышестоящий орган внутренних дел за разъяснением или решением вопроса о восстановлении на службе.

Социальные гарантии увольняемым из органов внутренних дел определены статьей 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

Сотрудникам, увольняемым со службы с правом на пенсию, выплачивается единовременное пособие, а при увольнении без права на пенсию — выходное пособие. Единовременное пособие увольняемым со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел выплачивается за полные годы выслуги, без округления в сторону увеличения. В выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел.

В случае повторного определения на службу лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел единовременное пособие при последующем увольнении их со службы выплачивается исходя из общей выслуги лет на день последнего увольнения с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях со службы (в месячных окладах денежного содержания), но не менее чем в размере двухмесячного оклада денежного содержания.

Лицам рядового и начальствующего состава, уволенным из органов внутренних дел за невыполнение условий контракта, совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции, в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда единовременное пособие не выплачивается.

Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел, поступившим на работу или учебу не позднее трех месяцев после увольнения, не считая времени проезда к месту постоянного жительства, время службы в органах внутренних дел засчитывается в непрерывный трудовой стаж при назначении пенсий и пособий по государственному социальному страхованию.

Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел, расположенных в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, и поступившим на работу в этих местностях не позднее шести месяцев после увольнения, время их непрерывной службы в органах внутренних дел в указанных местностях засчитывается в непрерывный трудовой стаж для получения надбавок к заработной плате и других социальных гарантий, установленных для рабочих и служащих в связи с работой в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями.

Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по достижении предельного возраста, по выслуге срока службы, по сокращению штатов, по болезни и по ограниченному состоянию здоровья и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), а также семьям сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с исполнением законных служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по достижении предельного возраста, по выслуге срока службы, по сокращению штатов, по болезни и по ограниченному состоянию здоровья и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 28 3акона Российской Федерации «О милиции» регулирует вопросы приостановления службы или увольнения со службы в связи с избранием сотрудника депутатом различных уровней или назначением его руководителем органа местного самоуправления. В этом случае сотрудник, приостановивший службу в органах внутренних дел на период исполнения депутатских полномочий, не имеет права на пенсию по линии МВД России до увольнения со службы.

За сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также на санаторно-курортное лечение за плату в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указанным лицам и членам их семей один раз в год выплачивается денежная компенсация к отдыху в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Сотрудникам органов внутренних дел, уволенным со службы по собственному желанию, по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, по сокращению штатов, по болезни и по ограниченному состоянию здоровья с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении) и направленным после госпитального лечения в санатории и дома отдыха системы Министерства внутренних дел Российской Федерации для продолжения лечения, путевки предоставляются на безвозмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях — соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа в соответствии с перечнями специальностей и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Сотрудникам органов внутренних дел, незаконно или необоснованно перемещенным по службе, пониженным в должности или в специальном звании, уволенным из органов, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе в органах внутренних дел, но не более чем за один год, а сотрудникам, которые в период увольнения и до восстановления на службе работали на предприятиях, в учреждениях и организациях, занимались предпринимательской деятельностью, компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком в период вынужденного перерыва в службе.

Должностное лицо органов внутренних дел, принявшее решение о перемещении по службе, понижении в должности, снижении в специальном звании, увольнении из органов внутренних дел с явным нарушением закона или задержавшее исполнение решения о восстановлении в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел, несет дисциплинарную ответственность и возмещает ущерб, причиненный органу внутренних дел в связи с выплатами сотруднику, произведенными по причине незаконного или необоснованного перемещения по службе, понижения в должности либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, в размерах, установленных законодательством о труде Российской Федерации.

Выплата страховых сумм, возмещение причиненного ущерба в связи с увольнением, выплата единовременных пособий регулируются статьей 29 Закона Российской Федерации «О милиции», Положением о службе в органах внутренних дел, Федеральном законом от 28 марта 1998 года «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», а также другими нормативными правовыми актами.

Таким образом, увольнение со службы является сложной и ответственной процедурой. Несоблюдение порядка увольнения со службы может являться основанием к отмене приказа об увольнении со службы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). Законодатель наделяет сотрудников правом на защиту от необоснованного увольнения со службы и на соблюдение их гарантий при увольнении со службы.

1 См.: Дикажев М.М. Прекращение службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Монография. Нальчик, 2001.

2 Утверждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15

3 октября 1999 года № 805 (с изм. от 11 января 2001 года, 27 февраля 2003 года).

4 См.: Черников В.В. Закон Российской Федерации «О милиции»: опыт осмысления // Полицейское право. 2006. № 3. С. 13.