Новый закон о потребительской кооперации рф

Автор: | 26.04.2019

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I
«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

11 июля 1997 г., 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г., 23 апреля 2012 г., 2 июля 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 апреля 2000 г. N 54-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;

пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов

19 июня 1992 года

Закон определяет и закрепляет правовые, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации, устанавливает принципы ее взаимоотношений с государством, обеспечивает возрождение и развитие демократических начал ее деятельности, защиту интересов пайщиков и обслуживаемого населения.

Потребительская кооперация в РФ определяется как совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов с целью удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов. Пайщиками потребительских обществ могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, крестьянские, фермерские хозяйства, кооперативы и иные предприятия и организации.

Потребительская кооперация в интересах пайщиков осуществляет заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ и республик в составе РФ, всемерно содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры, ведет благотворительную деятельность, участвует в международном кооперативном движении.

Определены основные права и обязанности пайщиков.

Потребительское общество является юридическим лицом, высшим органом которого является общее собрание пайщиков (или уполномоченных), которое принимает устав, при необходимости вносит в него изменения и дополнения, определяет размер вступительного и паевого взносов, избирает распорядительные и контрольные органы потребительского общества, заслушивает отчеты об их деятельности, устанавливает средства на их содержание, решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции Законом и уставом общества. Потребительские общества могут быть сельскими, поселковыми, районными, городскими и любыми другими. Имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности.

Закреплены основы взаимоотношений потребительских обществ и их союзов с государственными органами.

Рассмотрены вопросы доходов и налогообложения обществ, трудовых отношений и оплаты труда в них.

Потребительские общества и их союзы могут устанавливать международные связи с организациями и предприятиями зарубежных стран, пользоваться кредитами банков РФ и зарубежных банков в иностранной валюте.

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 23 июля 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1788

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2000 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В КУРСКЕ

Юрист Умеренков Олег Николаевич

Изменения в законе о потребительской кооперации (потребительских обществах)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 23.04.2012 N 37-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ, ИХ СОЮЗАХ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Общее собрание пайщиков потребительских обществ >>>

2. Общее собрание уполномоченных потребительского общества и общее собрание пайщиков кооперативного участка >>>

3. Председатель и члены совета потребительского общества >>>

4. Наблюдатели в потребительских обществах >>>

А. Назначение наблюдателя >>>

Б. Полномочия наблюдателя >>>

В. Гарантии при назначении наблюдателя >>>

5. Отчуждение объектов недвижимости, принадлежащих потребительскому обществу >>>

6. Прекращение членства в союзе потребительских обществ >>>

7. Изменение порядка ведения документов потребительских обществ >>>

Рассматриваемый Федеральный закон (далее — Закон N 37-ФЗ) вносит значительные изменения в Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее — Закон о потребкооперации).

Большая часть изменений законодательства о потребительской кооперации касается порядка управления в потребительских обществах. Законом N 37-ФЗ уточнены некоторые детали созыва и проведения общих собраний органов управления этих юридических лиц.

Наиболее важные изменения касаются статуса и полномочий нового субъекта организационных отношений в потребительских обществах и союзах потребительских обществ — наблюдателя, который наделяется обширными контрольными полномочиями в сфере финансовой и хозяйственной деятельности указанных подконтрольных организаций.

Еще одним следствием установления такой системы контроля над всеми потребительскими обществами и союзами потребительских обществ является усиление роли центрального союза потребительских обществ, способного осуществлять контроль и координацию деятельности всех организаций — участников потребительской кооперации. По рекомендации наблюдателей, назначаемых вышестоящими союзами потребительских обществ, могут назначаться и увольняться члены органов управления в потребительских обществах и нижестоящих союзах потребительских обществ.

В ст. 2 Закона N 37-ФЗ установлено, что потребительские общества и союзы потребительских обществ, созданные до дня вступления в силу указанного Закона, должны привести свои уставы в соответствие с его положениями в течение 12 месяцев со дня его официального опубликования, то есть до 25 апреля 2013 г. Представления учредительных договоров в регистрирующий орган при этом не требуется.

Закон N 37-ФЗ вступил в силу 5 мая 2012 г.

1. Общее собрание пайщиков потребительских обществ

Высшим органом потребительского общества согласно п. 2 ст. 15 Закона о потребкооперации является общее собрание потребительского общества.

Законом N 37-ФЗ нормы, регулирующие полномочия общего собрания пайщиков потребительского общества, были дополнены указанием на то, что порядок созыва общего собрания пайщиков потребительского общества может устанавливаться как Законом о потребкооперации, так и уставом потребительского общества (п. 5 ст. 16 Закона о потребкооперации в новой редакции).

Также указанная статья Закона о потребкооперации была дополнена общими правилами созыва общего собрания пайщиков потребительского общества (п. 6 ст. 16 Закона о потребкооперации).

Законом N 37-ФЗ установлено, что не позднее чем за семь дней до дня проведения общего собрания пайщиков потребительского общества совет потребительского общества, осуществляющий созыв данного собрания, обязан уведомить в письменной форме всех пайщиков потребительского общества, а также союзы, членом которых является потребительское общество, о проведении общего собрания пайщиков. В уведомлении должны быть указаны:

— время проведения общего собрания пайщиков,

— место проведения общего собрания пайщиков,

— повестка дня общего собрания пайщиков потребительского общества.

Также вместе с данным уведомлением должны быть представлены материалы по рассматриваемым вопросам.

Представитель союза, членом которого является потребительское общество (наблюдатель), имеет право участвовать в общем собрании пайщиков потребительского общества с правом совещательного голоса (п. 5 ст. 16 Закона о потребкооперации в новой редакции). Подробнее статус и полномочия этого лица будут рассмотрены ниже.

По общему правилу решения на общем собрании пайщиков потребительского общества принимаются простым большинством голосов пайщиков, присутствовавших на собрании (п. 1 ст. 18 Закона о потребкооперации). Однако в некоторых случаях требовалось квалифицированное большинство голосов (три четверти) пайщиков — для принятия решений:

— о выходе потребительского общества из союза,

— об исключении пайщика из потребительского общества.

Дополнительно к этому устанавливалось, что решение о преобразовании потребительского общества должно быть принято только единогласно.

Перечень вопросов, которые могут быть приняты лишь квалифицированным большинством голосов пайщиков, был дополнен Законом N 37-ФЗ. В нем указывается, что решение о реорганизации потребительского общества (за исключением решения о преобразовании потребительского общества в другую организационно-правовую форму), если это решение может повлечь за собой прекращение членства в союзе потребительских обществ, считается принятым при условии, что за него проголосовало не мен! ее трех четвертей пайщиков потребительского общества (п. 1 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции).

Также квалифицированным большинством голосов в три четверти должно быть принято решение об отчуждении объекта недвижимости, принадлежащего потребительскому обществу (п. 1.1 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции). Потребуется включить этот вопрос в повестку дня не позднее чем за семь дней до дня проведения собрания.

Помимо прочего, следует отметить, что Закон о потребкооперации был дополнен нормой о том, что пайщик потребительского общества имеет право представлять по доверенности не более чем одного другого пайщика (п. 5 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции).

2. Общее собрание уполномоченных потребительского общества

и общее собрание пайщиков кооперативного участка

В значительных по числу пайщиков, разбросанных по различным населенным пунктам потребительских обществах могут создаваться собрания пайщиков кооперативных участков и общие собрания уполномоченных потребительского общества (п. 1 ст. 17 Закона о потребкооперации). Закон N 37-ФЗ установил также порядок созыва и проведения общего собрания уполномоченных потребительского общества, по большей части совпадающий с порядком созыва и проведения общего собрания пайщиков потребительского общества (п. 2 ст. 18 Зако! на о потребкооперации в новой редакции).

Кворум для общего собрания уполномоченных потребительского общества сохранен Законом N 37-ФЗ в количестве трех четвертей уполномоченных потребительского общества. Изменено общее правило о количестве голосов, необходимых для принятия решения на общем собрании уполномоченных. Закон N 37-ФЗ установил, что решения на таком общем собрании принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании уполномоченных (ранее необходимо было получить три четверти голосов), однако по вопросу отчуждения объектов недвижимости необходимо получить квалифицированное большинство голосов уполномоченных, а также соблюсти специальные правила о включении в повестку дня и об уведомлении участников общего собрания уполномоченных, на котором будет приниматься это решение (п. 2 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции).

Закон о потребкооперации устанавливал, что кворум для собрания пайщиков кооперативного участка составляет половину пайщиков данного участка (п. 3 ст. 18 данного Закона). Это правило Законом N 37-ФЗ было дополнено указанием на то, что при отсутствии кворума для проведения собрания пайщиков кооперативного участка должно быть проведено повторное собрание пайщиков кооперативного участка с той же повесткой дня, которое правомочно, если в нем приняло участие более четверти пайщиков кооперативного участка.

3. Председатель и члены совета потребительского общества

В период между общими собраниями пайщиков потребительского общества действует совет потребительского общества (п. 3 ст. 15 Закона о потребкооперации). Закон N 37-ФЗ также внес некоторые коррективы в правовое положение этого органа.

Ранее в п. 2 ст. 19 Закона о потребкооперации указывалось, что председатель и члены совета потребительского общества избираются из числа пайщиков потребительского общества, имеющих опыт работы в потребительской кооперации.

Закон N 37-ФЗ установил, что председатель и члены совета потребительского общества должны избираться из числа пайщиков и (или) представителей пайщиков — юридических лиц, не допускавших нарушений прав пайщиков и положений Закона о потребкооперации. Наличие опыта работы в потребительской кооперации более не является критерием для выбора кандидатов в этот орган.

Также Законом N 37-ФЗ было исключено строгое определение количественного состава членов совета потребительского общества, не являющихся его работниками. Ранее устанавливалось, что такие лица должны составлять более половины от общего количества членов совета. В действующей редакции п. 2 ст. 19 Закона о потребкооперации просто указывается, что в состав совета потребительского общества должны входить пайщики, как являющиеся работниками потребительского общества, так и не являющиеся работниками потребительского общества.

4. Наблюдатели в потребительских обществах

Закон N 37-ФЗ ввел институт наблюдателя, которым согласно определению, приведенному в ст. 1 Закона о потребкооперации в новой редакции, является уполномоченное лицо, ответственное за осуществление советом союза потребительских обществ определенных Законом о потребкооперации функций защиты прав пайщиков потребительских обществ и интересов потребительских обществ.

В пояснительной записке к законопроекту, который впоследствии был принят в качестве Закона N 37-ФЗ, указывается, что введение фигуры наблюдателя, осуществляющего ревизионный контроль финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных организаций, должно способствовать уменьшению числа злоупотреблений в сфере потребительской кооперации.

А. Назначение наблюдателя

Наблюдателя в потребительское общество (или в союз потребительских обществ) назначает совет союза, в который входит это потребительское общество. Для назначения наблюдателя необходимо наличие специальных оснований. Так, в п. 2 ст. 38.1 Закона о потребкооперации в новой редакции установлено, что наблюдатель назначается в потребительское общество (в союз потребительских обществ) в случаях:

— образования у потребительского общества (союза) по итогам двух финансовых лет подряд убытков, составляющих 10 процентов стоимости активов (за исключением инвестиционных расходов);

— образования у потребительского общества (союза) по итогам финансового года убытков, составляющих 20 процентов стоимости активов;

— поступления жалоб пайщика потребительского общества на действия органов управления организации потребительской кооперации;

— непредставления союзу документации, необходимой для сбора аналитической информации.

В п. 1 ст. 38.1 Закона о потребкооперации в новой редакции установлено, что для сбора аналитической информации, необходимой для анализа развития кооперативного движения, потребительские общества (союзы потребительских обществ) предоставляют вышестоящим союзам, членами которых являются эти потребительские общества и союзы, документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в объеме и в порядке, которые устанавливаются советом соответствующего союза.

О состоявшемся назначении наблюдателя совет союза, принявший данное решение, обязан уведомить совет соответствующего потребительского общества (союза потребительских обществ) в течение трех дней со дня принятия такого решения (п. 1 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

Решение совета союза потребительских обществ о назначении наблюдателя и принимаемые наблюдателем решения могут быть обжалованы в судебном порядке (п. 12 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

Б. Полномочия наблюдателя

В ст. 38.1 Закона о потребкооперации установлены закрытые (исчерпывающие) перечни прав и обязанностей наблюдателя.

Наблюдатель имеет право:

— получать любую касающуюся деятельности потребительского общества или союза потребительских обществ информацию и документы;

— запрашивать в государственных органах, у физических и юридических лиц сведения о принадлежащем потребительскому обществу или союзу потребительских обществ имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах потребительского общества или союза потребительских обществ.

— провести анализ финансового состояния потребительского общества (союза потребительских обществ), в том числе с привлечением аудиторской организации (индивидуального аудитора);

— уведомить пайщиков потребительского общества о выявленных нарушениях финансовой дисциплины;

— подготовить отчет о финансовом состоянии потребительского общества (союза потребительских обществ);

— созвать и провести общее собрание потребительского общества (общее собрание представителей потребительских обществ союза) на основании отчета в случае необходимости;

— подготовить рекомендации для принятия общим собранием пайщиков потребительского общества (общим собранием представителей потребительских обществ союза) решений об избрании, о назначении, о прекращении полномочий, об увольнении соответственно выборных должностных лиц и членов исполнительного органа потребительского общества или союза.

В период деятельности наблюдателя полномочия органов управления потребительского общества (союза потребительских обществ) ограничиваются в части совершения сделок:

— связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, балансовая стоимость которого составляет более чем 5 процентов балансовой стоимости активов на день назначения наблюдателя;

— связанных с получением займов, кредитов, поручительств и гарантий, выдачей займов и поручительств, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом.

Такие сделки могут совершаться органами управления потребительских обществ (союзов потребительских обществ) только с письменного согласия наблюдателя (п. 7 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

При отсутствии в течение пяти рабочих дней согласия наблюдателя, уведомленного в письменной форме о принятом органами управления потребительского общества (союза потребительских обществ) решении о совершении сделок, требующих согласования с наблюдателем, вопрос об их совершении выносится на рассмотрение общего собрания потребительского общества (общего собрания представителей потребительских обществ союза), которое вправе принять решение об одобрении данных сделок.

В Законе N 37-ФЗ устанавливается определенная форма отчетности подконтрольного потребительского общества (союза потребительских обществ) перед назначенным наблюдателем. Согласно п. 8 ст. 38.1 Закона о потребкооперации последний направляет руководителю исполнительного органа подконтрольной организации запрос с требованием предоставить информацию об имуществе, в том числе имущественных правах потребительского общества (союза потребительских обществ), а также:

— документы, касающиеся уставной деятельности (в том числе устав, учредительный договор и иные документы, регламентирующие деятельность потребительского общества или союза, протоколы и решения различных органов управления, распоряжения, приказы, договоры);

— документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отражающие экономическую деятельность потребительского общества или союза за три года до дня назначения наблюдателя, по вопросам, послужившим основанием для назначения наблюдателя.

Указанная информация и документы предоставляются в течение трех дней со дня назначения наблюдателя.

В. Гарантии при назначении наблюдателя

Отметим, что деятельность наблюдателя и оказание по его инициативе услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) осуществляются за счет средств союза, совет которого назначил наблюдателя (п. 1 ст. 38.1 Закона о потребкооперации). Следует отметить, что такие расходы не возлагаются на потребительские общества (союзы потребительских обществ), что является некоторой гарантией законных интересов данных подконтрольных организаций.

Существуют и исключения из этого правила.

В п. 9 ст. 38.1 Закона о потребкооперации установлено, что, если по итогам проверки выявлены нарушения прав пайщиков, затраты на проведение аудиторской проверки компенсируются таким потребительским обществом (союзом потребительских обществ).

При этом наблюдатель может быть отозван назначившим его союзом при принятии соответствующего решения (п. 4 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

Закон N 37-ФЗ предусматривает еще некоторые гарантии для потребительского общества, возможно, для ограничения чрезмерного внимания (контроля) вышестоящего союза потребительских обществ. По общему правилу наблюдатель назначается не более чем на три месяца (п. 4 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

При этом в п. 3 ст. 38.1 Закона о потребкооперации установлено правило, согласно которому не допускается повторное назначение наблюдателя в потребительское общество (союз потребительских обществ) в течение одного финансового года. Однако такое назначение все же может состояться, если поступит жалоба пайщика по вопросу, который не рассматривался ранее наблюдателем.

Также Законом N 37-ФЗ гарантировано сохранение при назначении наблюдателя полномочий выборных должностных лиц и членов исполнительного органа потребительского общества (союза потребительских обществ), которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями (п. 6 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

Однако по итогам проводимой наблюдателем проверки выборные должностные лица потребительских обществ (союзов потребительских обществ) могут быть уволены по инициативе наблюдателя. Следует отметить, что наблюдатель в этом случае не обладает властными полномочиями, он лишь дает определенные рекомендации органам управления потребительского общества (союза потребительских обществ), осуществляющим такое увольнение (п. 11 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

5. Отчуждение объектов недвижимости, принадлежащих

Ранее в абз. 14 п. 2 ст. 16 Закона о потребкооперации предусматривалось, что только общее собрание пайщиков потребительского общества может принимать решение об отчуждении недвижимого имущества потребительского общества, стоимость которого превышает стоимость, определенную уставом потребительского общества.

Эта норма была изменена Законом N 37-ФЗ, который установил, что к исключительной компетенции общего собрания пайщиков относится в силу закона отчуждение любого объекта недвижимости независимо от его стоимости.

Такое решение общего собрания пайщиков потребительского общества будет считаться принятым, если вопрос об отчуждении объекта недвижимости включен в повестку дня общего собрания пайщиков не позднее чем за семь дней до дня его проведения и за отчуждение недвижимого имущества проголосовало не менее трех четвертей пайщиков потребительского общества.

Решение общего собрания потребительского общества об отчуждении недвижимого имущества должно содержать все существенные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации для соответствующих сделок.

6. Прекращение членства в союзе потребительских обществ

Закон о потребкооперации был дополнен новой статьей, рассматривающей прекращение членства в союзе потребительских обществ.

В п. 1 ст. 32.1 Закона о потребкооперации установлено, что членство в союзе прекращается в случае:

— выхода из союза;

— ликвидации члена союза;

— исключения из союза;

— прекращения деятельности потребительского общества или союза в результате реорганизации;

— исключения члена союза, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению органа, осуществившего государственную регистрацию.

При выходе потребительского общества или союза из союза потребительских обществ их членство в соответствующем союзе прекращается с момента принятия общим собранием представителей потребительских обществ союза, из которого выходит потребительское общество или союз, решения о прекращении членства в союзе.

Член союза может быть исключен из него вследствие нарушения или неисполнения обязанностей, предусмотренных учредительными документами союза, либо решений его органов управления.

7. Изменение порядка ведения документов

В ранее действующей редакции Закона о потребкооперации устанавливалось, что порядок ведения документации потребительского общества должен быть определен в уставе этого общества (ст. 27 данного Закона в прежней редакции). Более подробной регламентации ведения документов потребительского общества в Законе не было.

Закон N 37-ФЗ изъял указание на необходимость включения порядка ведения документов в устав потребительского общества и установил следующий перечень документов, которые оно обязано вести:

— протоколы и решения общих собраний потребительского общества;

— протоколы заседаний совета потребительского общества и правления потребительского общества;

— документы о приеме в члены потребительского общества и о прекращении членства в потребительском обществе;

— документы об уплате вступительных взносов, о приеме и возврате паевых взносов;

— реестр членов потребительского общества (в п. 2 ст. 27 Закона о потребкооперации в новой редакции указано, какая информация должна включаться в такой реестр);

— иные предусмотренные российским законодательством документы.

Информация предоставлена компанией «КонсультантПлюс»

Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. N 37-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 10 апреля 2012 года

Одобрен Советом Федерации 18 апреля 2012 года

Внести в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 года N 97-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1788; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 28, ст. 3306; 2000, N 18, ст. 1910; 2002, N 12, ст. 1093) следующие изменения:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

«потребительская кооперация — система организаций потребительской кооперации, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов;»;

б) абзац четвертый после слова «районный,» дополнить словом «окружной,»;

в) в абзаце шестом слова «областной, краевой или республиканский союз потребительских обществ — союз потребительских обществ области, края или республики, созданный потребительскими обществами для» заменить словами «окружной, областной, краевой или республиканский союз потребительских обществ (далее также — региональный союз) — добровольное объединение потребительских обществ автономного округа, области, края или республики и (или) районных союзов потребительских обществ, созданное по территориальному признаку в целях»;

г) абзац седьмой изложить в следующей редакции:

«центральный союз потребительских обществ России (далее также — центральный союз) — добровольное объединение потребительских обществ и (или) региональных союзов более половины субъектов Российской Федерации, получившее в установленном порядке право на использование в своем наименовании слова «Россия» и созданное для координации деятельности потребительских обществ, союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления интересов потребительских обществ, союзов потребительских обществ в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг. Решения органов управления центрального союза потребительских обществ России по вопросам, определенным уставом центрального союза, обязательны как для его членов — потребительских обществ и региональных союзов, так и для созданных членами центрального союза — потребительскими обществами районных союзов потребительских обществ и региональных союзов;»;

д) абзац десятый изложить в следующей редакции:

«пайщик, член потребительского общества — гражданин, юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы и принятые в потребительское общество в установленном уставом потребительского общества порядке;»;

е) абзац девятнадцатый после слов «не подлежит» дополнить словами «отчуждению или»;

ж) дополнить абзацами следующего содержания:

«система центрального союза — центральный союз, созданные потребительскими обществами — членами центрального союза союзы потребительских обществ, а также организации, учредителями которых являются центральный союз, члены центрального союза, союзы, созданные потребительскими обществами — членами центрального союза;

взнос члена союза — регулярное поступление денежных средств, вносимых членом союза на покрытие расходов союза и осуществление уставной деятельности союза в порядке, установленном уставом союза;

наблюдатель — уполномоченное лицо, ответственное за осуществление советом союза потребительских обществ определенных настоящим Законом функций защиты прав пайщиков потребительских обществ и интересов потребительских обществ.»;

2) в абзаце восьмом статьи 5 слово «граждан» заменить словом «лиц»;

3) в пункте 3 статьи 6:

а) абзац второй после слов «, членами которых являются» дополнить словами «союз или»;

б) в абзаце третьем слова «организовать проведение общего собрания» заменить словами «созвать и провести общее собрание», слова «или общего собрания» заменить словами «или общее собрание»;

4) в наименовании главы II слово «ОБРАЗОВАНИЕ» заменить словом «СОЗДАНИЕ»;

а) в наименовании слово «образования» заменить словом «создания»;

б) в пункте 2 слова «об образовании» заменить словами «о создании»;

в) в абзаце первом пункта 3 слова «Решения о создании потребительского общества и вступлении в союз принимаются» заменить словами «Решение о создании потребительского общества принимается»;

а) пункт 1 после слова «отчество» дополнить словами «, дата рождения», после слов «место нахождения» дополнить словами «, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица (основной государственный регистрационный номер), идентификационный номер налогоплательщика»;

б) в пункте 2 слова «с момента вынесения решения советом потребительского общества и» заменить словами «в случае принятия решения о его приеме в потребительское общество с момента»;

а) абзац четырнадцатый пункта 2 изложить в следующей редакции:

«отчуждение недвижимого имущества потребительского общества;»;

б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Порядок созыва общего собрания пайщиков потребительского общества устанавливается настоящим Законом и уставом потребительского общества. Представитель союза, членом которого является потребительское общество, имеет право участвовать в общем собрании пайщиков потребительского общества с правом совещательного голоса.»;

в) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Не позднее чем за семь дней до дня проведения общего собрания пайщиков потребительского общества совет потребительского общества, осуществляющий созыв данного собрания, обязан уведомить в письменной форме всех пайщиков потребительского общества, а также союзы, членом которых является потребительское общество, о времени, месте проведения, повестке дня общего собрания пайщиков потребительского общества и представить материалы по рассматриваемым вопросам.»;

а) пункт 1 дополнить предложением следующего содержания: «Решение о реорганизации потребительского общества (за исключением решения о преобразовании потребительского общества в другую организационно-правовую форму), если это решение может повлечь за собой прекращение членства в союзе потребительских обществ, считается принятым при условии, что за него проголосовало не менее трех четвертей пайщиков потребительского общества.»;

б) дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:

«1 1 . Решение общего собрания пайщиков потребительского общества по вопросу отчуждения недвижимого имущества потребительского общества считается принятым, если вопрос включен в повестку дня не позднее чем за семь дней до дня проведения данного собрания и за отчуждение недвижимого имущества проголосовало не менее трех четвертей пайщиков потребительского общества.

Решение общего собрания потребительского общества об отчуждении недвижимого имущества должно содержать все существенные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации для соответствующих сделок.»;

в) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Порядок созыва общего собрания уполномоченных потребительского общества устанавливается настоящим Законом и уставом потребительского общества. Представитель союза, членом которого является потребительское общество, имеет право участвовать в общем собрании уполномоченных потребительского общества с правом совещательного голоса.

Не позднее чем за семь дней до дня проведения общего собрания уполномоченных потребительского общества совет потребительского общества, осуществляющий созыв данного собрания, обязан уведомить в письменной форме всех уполномоченных потребительского общества, а также союзы, членом которых является потребительское общество, о времени, месте проведения, повестке дня общего собрания и представить материалы по рассматриваемым вопросам.

Общее собрание уполномоченных потребительского общества является правомочным, если на нем присутствует более трех четвертей уполномоченных потребительского общества. Решение общего собрания уполномоченных потребительского общества считается принятым, если за него проголосовало более чем 50 процентов уполномоченных потребительского общества, присутствующих на общем собрании.

Решение общего собрания уполномоченных потребительского общества по вопросу отчуждения недвижимого имущества считается принятым, если вопрос включен в повестку дня не позднее чем за семь дней до дня проведения данного собрания и за отчуждение недвижимого имущества проголосовало не менее трех четвертей уполномоченных потребительского общества.»;

г) абзац первый пункта 3 дополнить предложением следующего содержания: «В случае отсутствия кворума для проведения собрания пайщиков кооперативного участка потребительского общества должно быть проведено повторное собрание пайщиков кооперативного участка потребительского общества с той же повесткой дня, которое правомочно, если в нем приняли участие более чем 25 процентов пайщиков кооперативного участка потребительского общества.»;

д) пункт 5 дополнить предложением следующего содержания: «Пайщик потребительского общества имеет право представлять по доверенности не более чем одного другого пайщика.»;

9) в пункте 2 статьи 19 слова «пайщиков потребительского общества, имеющих опыт работы в потребительской кооперации» заменить словами «не допускавших нарушений прав пайщиков и настоящего Закона пайщиков потребительского общества и (или) представителей юридических лиц, являющихся пайщиками потребительского общества», пятое предложение изложить в следующей редакции: «В состав совета потребительского общества должны входить пайщики, являющиеся работниками потребительского общества, и пайщики, не являющиеся работниками потребительского общества.», слова «или члена» и слова «или член» исключить;

10) статью 27 изложить в следующей редакции:

«Статья 27. Порядок ведения документов потребительского общества

1. Потребительское общество обязано вести следующие документы:

протоколы и решения общих собраний потребительского общества;

протоколы заседаний совета потребительского общества и правления потребительского общества;

документы о приеме в члены потребительского общества и о прекращении членства в потребительском обществе;

документы об уплате вступительных взносов, о приеме и возврате паевых взносов;

реестр членов потребительского общества;

иные предусмотренные законодательством Российской Федерации документы.

2. Реестр членов потребительского общества включает в себя следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, дата рождения (для гражданина), наименование, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица (основной государственный регистрационный номер) и идентификационный номер налогоплательщика (для юридического лица) члена потребительского общества;

место жительства, место нахождения, почтовый адрес, контактные телефоны и (при наличии) адрес электронной почты;

дата вступления в потребительское общество и дата прекращения членства в нем;

сумма паевого взноса.»;

а) абзац одиннадцатый после слов «аудиторской организации» дополнить словами «(индивидуального аудитора)»;

б) дополнить новым абзацем двенадцатым следующего содержания:

«отчет о финансовом состоянии потребительского общества или союза потребительских обществ и рекомендации наблюдателя;»;

в) абзац двенадцатый считать абзацем тринадцатым;

12) пункт 4 статьи 30 после слов «(потребительским обществам)» дополнить словами «или союзу»;

а) в пункте 5 после слов «как потребительских обществ» дополнить словами «или союзов», слово «два» заменить словом «три», дополнить словами «, а также в случае принятия потребительским обществом или союзом потребительских обществ решения о выходе из союза, членом которого является такое потребительское общество или такой союз»;

б) в пункте 6 слово «Союз» заменить словами «Центральный союз», слова «своих членов» заменить словами «организаций, входящих в систему центрального союза,»;

14) дополнить статьей 32 1 следующего содержания:

«Статья 32 1 . Прекращение членства в союзе

1. Членство в союзе прекращается в случае:

выхода из союза;

ликвидации члена союза;

исключения из союза;

прекращения деятельности потребительского общества или союза в результате реорганизации;

исключения члена союза, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению органа, осуществившего государственную регистрацию.

2. При выходе потребительского общества или союза из соответствующего союза их членство в соответствующем союзе прекращается с момента принятия общим собранием представителей потребительских обществ союза, из которого выходит потребительское общество или союз, решения о прекращении членства в союзе.

3. Член союза может быть исключен из него вследствие нарушения или неисполнения обязанностей, предусмотренных учредительными документами союза, либо решений его органов управления.»;

15) статью 35 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Не позднее чем за семь дней до дня проведения общего собрания представителей потребительских обществ союза совет союза, осуществляющий созыв данного собрания, обязан уведомить в письменной форме всех представителей потребительских обществ союза, а также союзы, членом которого является такой союз или членами которого являются потребительские общества такого союза, о времени, месте проведения, повестке дня общего собрания представителей потребительских обществ союза и представить материалы по рассматриваемым вопросам. Представитель центрального или регионального союза, членом которого является соответствующий союз или членами которого являются потребительские общества соответствующего союза, имеет право участвовать в указанном общем собрании с правом совещательного голоса.»;

16) пункт 1 статьи 36 изложить в следующей редакции:

«1. Общее собрание представителей потребительских обществ союза правомочно, если на указанном общем собрании присутствует более половины представителей потребительских обществ союза. Решение указанного общего собрания принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании представителей потребительских обществ союза. Решение указанного общего собрания по вопросам его исключительной компетенции принимается квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Законом и учредительными документами союза.

Решение о реорганизации союза (за исключением решения о преобразовании союза) принимается квалифицированным большинством голосов (не менее чем три четверти представителей потребительских обществ союза, присутствующих на общем собрании представителей потребительских обществ союза).»;

17) в пункте 5 статьи 37 первое предложение после слов «данного союза» дополнить словами «, не допускавших нарушений прав пайщиков и настоящего Закона,», шестое предложение изложить в следующей редакции: «В состав совета союза должны входить представители, являющиеся работниками организаций потребительской кооперации, и представители, не являющиеся работниками организаций потребительской кооперации.», слова «или члена» и слова «или член» исключить;

18) дополнить статьей 38 1 следующего содержания:

«Статья 38 1 . Полномочия союзов потребительских обществ по защите прав пайщиков потребительских обществ и интересов потребительских обществ

1. Для сбора аналитической информации, необходимой для анализа развития кооперативного движения, потребительские общества предоставляют союзам, членами которых они являются, а союзы потребительских обществ — союзам, членами которого являются такие союзы или потребительские общества таких союзов, документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в объеме и в порядке, которые устанавливаются советом соответствующего союза.

Для защиты прав пайщиков потребительского общества — члена союза и интересов такого потребительского общества совет союза при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, вправе назначить в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи наблюдателя, который проводит, в том числе с привлечением аудиторской организации (индивидуального аудитора), анализ финансового состояния потребительского общества или союза потребительских обществ и в случае необходимости созывает и проводит общее собрание потребительского общества или общее собрание представителей потребительских обществ союза. В период деятельности наблюдателя на полномочия органов управления потребительского общества или союза потребительских обществ налагаются ограничения в части совершения сделок, указанных в пункте 7 настоящей статьи.

Оплата труда наблюдателя и услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) осуществляется за счет средств союза, совет которого назначил наблюдателя.

Совет союза, принявший решение о назначении наблюдателя, обязан уведомить о данном назначении совет соответствующих потребительского общества или союза потребительских обществ в течение трех дней со дня принятия такого решения.

2. Основаниями для назначения наблюдателя являются образование у потребительского общества или союза потребительских обществ убытков по итогам двух финансовых лет подряд, составляющих 10 процентов стоимости активов (за исключением инвестиционных расходов), образование убытков по итогам финансового года, составляющих 20 процентов стоимости активов, поступление жалобы пайщика потребительского общества на действия органов управления организации потребительской кооперации, непредставление документации, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи.

3. Повторное назначение наблюдателя в потребительское общество или союз потребительских обществ в течение одного финансового года не допускается, за исключением повторного назначения наблюдателя при поступлении жалобы пайщика по вопросу, который не рассматривался ранее наблюдателем.

4. Наблюдатель может быть отозван соответствующим решением совета союза потребительских обществ. Полномочия наблюдателя прекращаются принятием общим собранием потребительского общества или общим собранием представителей потребительских обществ союза решений по вопросам, включенным в повестку дня наблюдателем, или по истечении срока, на который был назначен наблюдатель и который не может превышать три месяца.

5. Наблюдатель назначается:

советом центрального союза в потребительские общества или региональные союзы, являющиеся членами центрального союза, а также в союзы, члены которого являются членами центрального союза;

советом регионального союза в потребительские общества или районные союзы потребительских обществ, являющиеся членами регионального союза, а также в районные союзы потребительских обществ, члены которого являются членами регионального союза.

6. Назначение наблюдателя не является основанием для отстранения от должности выборных должностных лиц потребительского общества или союза и членов исполнительного органа потребительского общества или исполнительного органа союза, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными настоящей статьей.

7. Органы управления потребительского общества или союза с согласия наблюдателя, выраженного в письменной форме, могут совершать сделки, несколько взаимосвязанных сделок, которые связаны с:

приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, балансовая стоимость которого составляет более чем пять процентов балансовой стоимости активов на день назначения наблюдателя;

получением займов, кредитов, поручительств и гарантий, выдачей займов и поручительств, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом.

В случае если в течение пяти рабочих дней со дня уведомления в письменной форме наблюдателя о принятом органами управления потребительского общества или союза решении о совершении сделок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, согласие наблюдателя на совершение данных сделок не получено, такой вопрос выносится на рассмотрение общего собрания потребительского общества или общего собрания представителей потребительских обществ союза, которое вправе принять решение об одобрении данных сделок.

8. Не позднее чем в течение трех дней со дня назначения наблюдателя руководитель исполнительного органа потребительского общества или исполнительного органа союза потребительских обществ обязан предоставить наблюдателю в соответствии с его запросом в письменной форме перечень имущества потребительского общества или союза (в том числе имущественных прав), документы, касающиеся уставной деятельности (в том числе устав, учредительный договор и иные документы, регламентирующие деятельность потребительского общества или союза, протоколы и решения общих собраний потребительского общества или общих собраний представителей потребительских обществ союза, протоколы заседаний совета потребительского общества или союза и правления потребительского общества или союза, распоряжения, приказы, договоры), а также документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отражающие экономическую деятельность потребительского общества или союза за три года до дня назначения наблюдателя, по вопросам, послужившим основанием для назначения наблюдателя.

Для анализа рисков пайщиков потребительского общества и потребительского общества или союза потребительских обществ органы управления потребительского общества или союза обязаны предоставлять наблюдателю информацию, касающуюся деятельности потребительского общества или союза, а также аудиторское заключение.

9. В случае если по итогам проверки выявлены нарушения прав пайщиков потребительского общества — члена союза потребительских обществ, интересов такого потребительского общества, затраты на проведение аудиторской проверки компенсируются таким потребительским обществом или союзом потребительских обществ.

10. Наблюдатель имеет право:

получать любые касающиеся деятельности потребительского общества или союза потребительских обществ информацию и документы;

запрашивать в государственных органах, у физических и юридических лиц сведения о принадлежащем потребительскому обществу или союзу потребительских обществ имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах потребительского общества или союза потребительских обществ.

11. Наблюдатель обязан:

проводить анализ финансового состояния потребительского общества или союза потребительских обществ, в том числе с привлечением аудиторской организации (индивидуального аудитора);

уведомить пайщиков потребительского общества о выявленных нарушениях финансовой дисциплины, подготовить отчет о финансовом состоянии потребительского общества или союза потребительских обществ, на основании отчета в случае необходимости созвать и провести общее собрание потребительского общества или общее собрание представителей потребительских обществ союза, подготовить рекомендации для принятия общим собранием пайщиков потребительского общества или общим собранием представителей потребительских обществ союза решений об избрании, о назначении, о прекращении полномочий, об увольнении соответственно выборных должностных лиц и членов исполнительного органа потребительского общества или союза.

12. Решение совета союза потребительских обществ о назначении наблюдателя и принимаемые наблюдателем решения могут быть обжалованы в судебном порядке.».

Потребительские общества, союзы потребительских обществ, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны привести свои уставы в соответствие с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в течение двенадцати месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. До приведения данных уставов в соответствие с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) потребительские общества, союзы потребительских обществ руководствуются положениями своих уставов в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона). При государственной регистрации изменений, внесенных в уставы потребительских обществ, союзов потребительских обществ, представление учредительных договоров не требуется.