Новгородцев юрист

Автор: | 16.01.2019

Новгородцев Павел Иванович

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [ начало ]

[ конец ] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Н овгородцев Павел Иванович — известный юрист-философ. Родился в 1866 г. Окончил курс в Московском университете. Получил степень магистра государственного права за диссертацию: «Историческая школа юристов. Ее происхождение и судьба» (М., 1896); степень доктора — за исследование: «Кант и Гегель в их учении о праве и государстве» (М., 1901). Преподает философию на Московских высших женских курсах. В 1906 г. избран от Екатеринославской губернии членом I Государственной думы; много работал в конституционно-демократической фракции. Подписал выборгское воззвание и отбыл тюремное заключение. Оставив, в силу избрания в Государственную думу, профессуру в Московском университете, Новгородцев продолжал чтение лекций на правах приват-доцента до 1911 г., когда сложил с себя это звание в знак протеста против распоряжений министра Л.А. Кассо (см. Мануилов ). Избранный в 1906 г. директором Московского коммерческого института, Новгородцев организовал его на широких общеобразовательных началах и сделал одной из популярных высших школ России. Всего более Новгородцев занимался проблемой естественного права, как морально-критической инстанции над положительными законодательствами. Обоснованием возродившейся естественно-правовой доктрины служат для Новгородцева новейшие выводы из нравственной философии Канта. Главный интерес при исследовании этой идеи, по Новгородцеву, должен быть перенесен с проблемы об условиях правообразования, поглощавшей почти все внимание Савиньи, Пухты и их преемников, на вопрос о самостоятельном значении нравственной оценки явлений. Кант дает незаменимую опору этому стремлению современного идеализа, утверждающего самостоятельное значение нравственного начала и рассматривающего его независимо от исторических и социологических предпосылок. Разграничение теоретического и практического разума, проведенное Кантом, позволяет установить строгий параллелизм нравственных и теоретических суждений. Сознание причинной необходимости известных действий и событий не устраняет нравственного суда над ними. Благодаря этому разграничению, Кант выяснил нормативный характер естественного права и поставил его идею вне зависимости от тех или других взглядов на происхождение права. В критической философии нет ни огульного отрицания положительных норм, ни мысли о возможности мгновенной их замены идеальными законами. Главными недостатками Кантовской философии права Новгородцев считает неясность связи нравственного закона с миром действительности и априоризм, затрудняющий понимание общественной стороны морали. Для построения цельной этической системы необходимо сосуществование нормативной точки зрения Канта с социально-философской, выдвинутой Гегелем. В 1903 г. Московским психологическим обществом издан был под редакцией Новгородцева сборник статей: «Проблемы идеализа», посвященный защите прогрессивных морально-политических начал на почве критической философии. В противовес обычным догматическим предпосылкам позитивизма, участники сборника выдвинули вопрос о необходимости тщательной проверки научных средств и категорий и строжайшей осторожности в пользовании выводами «социологии». Центральное значение в сборнике принадлежит статье Новгородцева: «Нравственный идеализм в философии права». Отличительной чертой научных работ Новгородцева является независимость точки зрения, остроумный полемический анализ и блестящая литературная форма. Из многочисленных статей Новгородцева особенного внимания заслуживают: «Право и нравственность» (сборник Гамбарова ), «Политическая доктрина пессимизма» («Образование», 1897, № 1 — 2); в журнале «Вопросы психологии и философии» — «Идея права в философии Вл. Соловьева» (№ 56), «Мораль и познание», «К вопросу о современных философских исканиях», «Государство и Право» (№ 74 и 75); в журнале «Научное Слово» — «Б.Н. Чичерин» (1904, № 3) и «Два правовых идеала» (1904, № 19). Из лекций Новгородцева по истории философии права появились отдельно в печати: «Сократ и Платон», «Учения XVI — XVIII вв.», «Немецкие учения XIX в.» и «Политические идеалы древнего и нового мира». В 1909 г. вышел в свет большой труд Новгородцева: «Кризис современного правосознания». Исходя из убеждения, что современные сомнения в моральной и общественно-воспитательной ценности права имеют глубокие корни в новейшей эволюции правовых идей, Новгородцев подверг критическому пересмотру все основные политико-юридические понятия наших дней. Если господствующие школы юриспруденции продолжают еще повторять старые начала, то современное нравственное сознание в своих требованиях к праву значительно ушло вперед; государство, для выросшей собирательной совести — не последний идеал этической жизни, а средство, входящее как частный элемент в общий состав нравственных сил. Вся политическая эволюция XIX в., в глазах Новгородцева, совершалась в двояком направлении: с одной стороны, постепенно падала вера в возможность совершенной и безошибочно действующей государственной организации, с другой стороны, сфера функций государства бесконечно расширялась. От государства требуют несравненно более, в него верят гораздо менее. Валентин Сперанский.

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг. ) или Нового Энциклопедического Словаря ( 1910—1916 гг. ). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин — псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. . В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) — былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) — известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому , совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

НОВГОРОДЦЕВ, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

НОВГОРОДЦЕВ, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1866–1924), русский правовед, философ, общественный деятель. Родился 28 февраля (12 марта) 1866 в Бахмуте. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1897 защитил магистерскую, а в 1903 – докторскую диссертацию (Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве). С 1896 приват-доцент, а затем профессор Московского университета. Состоял в партии кадетов, был депутатом Первой Государственной думы. Под его редакцией в 1902 увидел свет сборник Проблемы идеализма, который можно считать своеобразным метафизическим манифестом. В статье сборника Нравственный идеализм в философии права Новгородцев, критикуя исторический релятивизм в понимании права, отстаивал тезис о метафизическо-нравственных основаниях «естественного права» и утверждал необходимость «признания абсолютных начал». В своей мировоззренческой эволюции ученый-юрист испытал влияние кантианства и нравственно-правовых идей Вл.С.Соловьева. Определению роли метафизических принципов в истории правовых отношений, фундаментальной связи права и нравственности, права и религии были посвящены основные труды Новгородцева – его докторская диссертация Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве (1903), работы Кризис современного правосознания (1909), Об общественном идеале (1917) и др.

Новгородцев последовательно развивал понимание метафизической природы личности, настаивая на том, что «проблема личности коренится не в культуре или общественных проявлениях личности, а в глубине ее собственного сознания, в ее морали и религиозных потребностях». В работе Об общественном идеале Новгородцев подверг радикальной философской критике различные типы утопического сознания. С его точки зрения, именно признание необходимости «абсолютного общественного идеала», не сводимого ни к какой социально-исторической эпохе, «ступени», «формации» и пр., позволяет избежать утопического соблазна, попыток практического осуществления мифологем и идеологем «земного рая». «Нельзя в достаточной мере настаивать на важности тех философских положений, которые вытекают из основного определения абсолютного идеала. Лишь в свете высших идеальных начал временные потребности получают оправдание. Но с другой стороны, именно в виду этой связи с абсолютным каждая временная и относительная ступень имеет свою ценность. Требовать от этих относительных форм безусловного совершенства значит искажать природу и абсолютного, и относительного и смешивать их между собою». В 1918 Новгородцев участвует в сборнике Из глубины. В 1920 он эмигрировал. Основал в Праге Русский юридический институт, был его деканом до конца жизни. Поздние сочинения Новгородцева (О путях и задачах русской интеллигенции, Существо русского православного сознания, Восстановление святынь и др.) свидетельствуют о том, что его духовные интересы в конце жизни были сосредоточены на проблемах религии и метафизики.

ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ НОВГОРОДЦЕВ (1866 – 1924)

Павел Иванович Новгородцев — русский юрист-правовед, философ, общественный и политический деятель, историк (автор книг по истории философии права). Павел Иванович родился 16 февраля 1866 г. в городе Бахмут (теперь — Артёмовск) Екатеринославской губернии. Окончив с золотой медалью Екатеринославскую гимназию поступил на юридический факультет Московского университета. Успешно закончив его курс в 1888 году остался при университете для подготовки к получению профессорского звания. В конце 1880-х годов сближается с социал-либеральным кружком В. Вернадского, С. Ольденбурга и др. (“Приютинское братство”) и принимает участие в ряде его общественных инициатив.

С 1890 по 1899 годы с перерывами работал над диссертацией в заграничных командировках, посещал лекции в университетах Парижа и Берлина. В 1894 году избран приват-доцентом университета, а спустя три года защитил магистерскую диссертацию “Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба”. После защиты диссертации читал в университете курс истории и философии права. В 1903 году защитил диссертацию при Петербургском университете, и получив степень доктора государственного права, был назначен экстраординарным, а в следующем году ординарным профессором Московского университета на кафедре энциклопедии права. В то же время Новгородцев преподаёт философию на Высших женских курсах и сотрудничает с рядом научных журналов. В 1906 году Павел Иванович избирается директором Московского коммерческого института, который под его руководством обрёл признание и набрал популярность.

П.И. Новгородцев также принимал активное участие в политическом движении, будучи членом «Союза Освобождения», а впоследствии — участвуя в основании конституционно-демократической партии и являясь постоянным членом её центрального комитета. В 1906 г. Новгородцев был избран членом 1-ой Государственной Думы от Екатеринославской губернии и после её роспуска был среди подписавших Выборгское воззвание. Отбыв за подписание «Воззвания» трёхмесячное тюремное наказание, отказался от активной политической деятельности.

После избрания в Думу Новгородцев отказывается от профессуры и вплоть до 1911 года продолжает чтение лекций в Московском университете на правах приват-доцента. Во времена Первой мировой войны Павел Иванович назначается на должность Московского уполномоченного Особого Совещания по топливу. В период Временного Правительства он не занимает никаких государственных постов, полагая, что правительство обречено на провал, а власть перейдёт к Советам Солдатских и Рабочих Депутатов. Зиму 1917-18 гг. учёный проводит в Москве, продолжая свою преподавательскую деятельность, однако затем присоединяется к антибольшевистским силам, организованным на юге России. После разгрома войск генерала Врангеля в Крыму Новгородцев эмигрирует за границу, сначала в Берлин, где принимает участие в издававшейся там газете «Руль», а затем в Прагу. Здесь он продолжает свою научную и преподавательскую деятельность, а также выступает инициатором ряда учреждений, среди которых основанный и возглавленный им в 1922 году Русский юридический факультет при Пражском университете.

Отклонив ряд предложений о политико-публицистической деятельности (в том числе в журнале П. Струве “Русская мысль”), Новгородцев сосредоточился на преподавательской работе. В 1921-22 годах читал лекции в Аахенской технической школе. На частной встрече кадетов в Праге весной 1923 года заявил о необходимости разрыва со старыми кадетскими традициями, об обреченности идей либерализма. В январе 1924 г. появились первые сведения о серьезной болезни Павла Ивановича. Состояние учёного вскоре значительно ухудшилось и 23 апреля, на 57-ом году жизни, он скончался. Похоронили П.И. Новгородцева на Ольшанском кладбище в Праге.

Основные труды

1. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. М., 1896.

2. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. М., 1901.

3. Нравственный идеализм в философии права // Проблемы идеализма. М., 1902.

4. Государство и право // Вопросы философии и психологии. М., 1904. Кн. 74-75.

5. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1909.

6. Лекции по истории философии права. Учения нового времени XVI-XVIII и XIX в. М., 1912.

7. Об общественном идеале // Вопросы философии и психологии. — М., 1911-1913. кн. 109.

8. О путях и задачах русской интеллигенции. В сб. «Из глубины», 2-ое изд., Париж, 1967.

Основные взгляды

П. И. Новгородцев был выдающимся юристом, который в то же время уделял внимание разработке философских проблем. Он считается одним из основоположников и главой новейшей идеалистической школы в русской философии права. В своей первой диссертации «Историческая школа юристов» Новгородцев впервые декларирует свои философско-правовые взгляды, построив сочинение так, что из него выделяются две основные идеи: идея философского идеализма и идея возрождения естественного права. Его последующие сочинения (статьи «Право естественное» и «Нравственный идеализм в философии права», вторая диссертация «Кант и Гегель в их учении о праве и государстве») содержат дальнейшую разработку взглядов учёного на естественное право и на роль этого права для современной науки.

Естественное право Новгородцев понимает, как «совокупность идеальных, нравственных представлений о праве», причем его значение в том, что оно есть одно из проявлений связи права и нравственности, поскольку «оно представляет собой реакцию нравственного сознания (личности) против положительных установлений». Для создания цельной этической системы, по мнению Новгородцева, необходимо сосуществование нормативной точки зрения Канта с социально-философской, которую выдвинул Гегель. Как отмечает Г.Д. Гурвич, «нравственный и правовой идеал, который строил профессор Новгородцев, должен был сочетать в высшем синтезе личное и общественное начало».

Историю политических учений Павел Иванович излагал в своих лекциях, только часть которых, а именно «Политические идеалы древнего и нового мира», появилась в печати в окончательной обработке в виде книги. В них Новгородцев уделил внимание проблеме правового государства и проблеме социализма и анархизма.

В сочинении «Кризис современного правосознания» Павел Иванович занимается анализом и критикой политических учений XVIII и XIX веков, ставя задачу «произвести анализ идей, составляющих фундамент теории правового государства, и обнаружить кризис, в них происходящий». Данная работа приводит его к выводу, что политическая эволюция XIX веке совершалась в двойственном направлении. С одной стороны, падала вера в возможность создания совершенной и безошибочно функционирующей государственной организации и исходя из этого «следует признать, что никакие усилия политического творчества не создадут совершенных политических учреждений и что в последнем счете все определяется нравственными и умственными силами народа». С другой стороны, Новгородцев явным образом отходит от классических идей либерализма, в частности от идеи государственного невмешательства, и выступает в защиту активного содействия государства экономически слабой личности. Из этого следует, что Новгородцев признавал ценность социального начала, но не давал ему перевеса над личностью, как основы общества. Учёный оставался в пределах либеральной идеологии, но требовал ее преобразования в духе западноевропейского неолиберализма.

В монографии «Об общественном идеале» Павел Иванович ставит своей задачу показать, что не только вера в правовое государство потерпела крушение, но подобное же крушение старых верований проявляется в отношении к социализму и анархизму. Указывая на несостоятельность содержащейся в марксизме «утопии земного рая», Новгородцев дает свое философское обоснование построения формулы общественного идеала. Он говорит, что современные искания раскрывают не гармонию личного и общественного начал, а их антиномию. Надо отказаться от иллюзии, что эту антиномию возможно преодолеть в каком-либо конкретном общественном устройстве и понять, что «идеал находит свое выражение только в бесконечном развитии». Вместить абсолютное совершенство в относительные формы было бы, по словам Новгородцева, чудом, непонятным для обычного сознания, и в центре построения общественной философии «должна быть поставлена не будущая гармония истории, не идея земного рая, а вечный идеал добра». Он обязателен для каждого исторического периода, для каждого поколения и для каждого лица в конце истории и в ее начале.

Что касается содержания общественного идеала, то оно должно быть установлено «в связи с основной нравственной нормой, каковою является понятие личности в ее безусловном значении и бесконечном призвании». Согласно Новгородцеву в понятии личности одинаково берут свое начало как ее притязания на равенство и свободу, так и ее обязанность солидарности и единства с другими. Поскольку из этого единства не может быть исключено ни одно лицо, мы приходим к определению общественного идеала «как принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы». Называя этот идеал «принципом свободного универсализма», Павел Иванович отмечает, что его осуществление невозможно при наличии антиномии между требованиями личности и общества.

Таким образом, Новгородцев в своих сочинениях выступает как борец против абсолютизации общественных идеалов и стремится показать их относительность. «Я признал, — говорит он, — неизбежную замену идеи конечного совершенства началом бесконечного совершенствования. Основные мысли, легшие в основу исследования «Об общественном идеале», сложились у учёного еще до Октябрьского переворота. Уже после него учёный написал для сборника «Из глубины» статью «О путях и задачах русской интеллигенции». В ней он присоединяется к тезису П. Струве, видевшего в «безрелигиозном отщепенстве от государства» основное свойство интеллигентского сознания, и говорит, что это сознание есть «рационалистический утопизм, стремление устроить жизнь по разуму, оторвав ее от объективных начал истории, от органических основ общественного порядка, от животворящих святынь народного бытия». Когда насильственно разрывается связь общественного порядка с высшими объективными основами истории, самые искренние и благожелательные стремления утопической мысли вместо блага приносят зло. Воцаряется расстройство и разрушение, ибо, по словам учёного, «жизнь возвращает утопическое сознание на историческую почву».

В первом томе сочинения «Об общественном идеале» Новгородцев обратил главное внимание на критику доктрины марксизма, лишь попутно упоминая об идеях анархизма. Рассмотрению этих идей он предполагал посвятить второй том своего труда. По-видимому, первоначальный план этого исследования больше не удовлетворял учёного в связи с тем, что в последние годы жизни в его мировоззрении постепенно стал намечаться поворот в сторону религии. Обращение к религии и к русской религиозной философии не поколебало его главной мысли о «крушении идеи земного рая», и, наоборот, в трудах славянофилов и у Достоевского он нашел подтверждение своей мысли. Но прежние понятия о праве и государстве требовали теперь переосмысления в свете нового представления о роли церкви и религиозного общения. Однако сформулировать свои мысли и заключительные выводы Павел Иванович уже не успел. Тем не менее, его поздние воззрения частью нашли выражение в нескольких статьях, которые он написал в начале 20-ых годов. Среди них особое значение имеет статья на немецком языке «Об особенностях русской философии права». В ней Новгородцев формулирует свои мысли об особенностях русской философии права, которые отличают ее от западноевропейских философских концепций, отмечая, что в трудах Достоевского мы находим как наиболее четкое выражение русского мировоззрения, так и наиболее глубокие основания русской философии права.

Новгородцев юрист

Описание: корпоративное управление

Описание: проведение эмиссий, сопровождение проектов, методология корпоративного управления

Описание: корпоративное управление, сопровождение проектов, договорное право

Индустрия: Пищевая промышленность

Специализация и интересы

  • предстоящие
  • прошедшие
  • выкуп акций (16)
  • оферта (27)
  • сквизаут (1)
  • корпоративный договор (29)
  • сделка с заинтересованностью (11)
  • оферта (27)
  • сделка с заинтересованностью (11)
  • выкуп акций (16)
  • корпоративный договор (29)
  • сквизаут (1)
  • выкуп акций (16)
  • оферта (27)
  • корпоративный договор (29)
  • сделка с заинтересованностью (11)
  • сквизаут (1)

2010 — 2018 © ООО «Издательская группа «Закон»

Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Новгородцев Антон

Закажите у юриста консультацию,
документ или напишите сообщение

Обратиться к юристу

Специализируюсь на корпоративном праве и управлении. Эмиссии, сделки с акциями/долями, корпоративные одобрения.

На проекте: с 24 Октября 2014

письменная консультация по простым вопросам — 300 рублей;
выдача заключения с проработкой судебной практики от 1000 рублей;
разработка документа — 600 рублей;
разработка графика мероприятий проекта от 2000 рублей.

Остался доволен оказанной консультацией

Ипотека до брака при разводе будет делиться?

Добрый день! Скажите, пожалуйста, сможет ли жена при разводе претендовать на квартиру, которая была взята мной (мужем) в ипотеку до брака и выплачено более половины стоимости до брака? Ипотека была оформлена только на меня и выплаты производил .

Вопрос по ОКВЭД

Здравствуйте. Я регистрирую ИП, работать планирую по следующей схеме: на сайте в интернете будет представлен товар поставщика, клиент выбирает товар, я его консультирую, формируется заказ, я сообщаю поставщику детали заказа, он выставляет и передает .

Мобильные сервисы

В мобильном приложении и Telegram юристы отвечают быстрее и ответ гарантирован даже на бесплатный вопрос!

Нравится сервис?

Мы стараемся! Угостите дизайнера чашечкой кофе, ему будет приятно 🙂 Сказать спасибо