Моральные нормы не предусматривают заранее конкретных

Автор: | 05.07.2019

Право и мораль;

Со времен И. Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей души, дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами[97].

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного поведения. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Г. Ф. Шершеневич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.

Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности – это требования, обращенные к человеку извне.

Для оценки поведения людей право использует критерии: правомерно или неправомерно, имеет юридическое значение, юридического значения не имеет и т. д.

Мораль пронизывает все сферы общественных отношений: экономические, политические, трудовые, семейные и т. д. И это понятно, так как моральные нормы имеют следующие критерии: моральное, аморальное, хорошее, плохое, нечестное, похвальное, постыдное и т. д. Наиболее важными нравственными нормами и принципами, выражающими социальные качества человека в его отношении к другим людям, являются: гуманизм, милосердие, благожелательность, дружелюбие, честность, правдивость, трудолюбие, справедливость и др.[98] Общечеловеческие нормы и принципы нравственности составляют стержень общественной морали, имеют различные модификации в соответствии с особенностями общества.

В современном мире нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит их взаимодействие. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в золотом правиле: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они (не) поступали по отношению к тебе». Принципы морали – это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.

Таким образом, мораль – это система норм и принципов, содержащихся в сознании людей, в общественном мнении, в произведениях литературы, искусства, в средствах массовой информации о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п., которыми люди руководствуются в своем поведении.

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль, как составные части культуры общества, органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью не совпадают. Правовое регулирование общественных отношений возможно лишь там, где объективно существует доказуемость и исполнимость правоотношений юридическими средствами. Сфера действия норм морали значительно шире.

На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, Средних веков и Нового времени. Об этом свидетельствует применение морально-этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et aegui» – «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Г. В. Фридриха Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами нравственности.

Мораль и право взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы современного государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, в обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.

Мораль регулировала взаимоотношения людей в первобытно-общинном строе. В морали выражены представления людей о добре, справедливости достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали – продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально- политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социально-экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры.

Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально-философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан правовым. Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.

На действие норм морали оказывает влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому, что требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали.

Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, столкновения между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования.

Значительное число прав и свобод человека, закрепленных в международных документах1, признаны нашим государством. Конституция Республики Беларусь (глава 2) содержит значительное число прав и свобод человека и гражданина, гарантированных государством.

Право и мораль имеют общие черты. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права. Мораль, как отмечалось ранее, появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право установлено в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксировано в юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в моральном кодексе, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации.

Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуется большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана. Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех», – утверждал Цицерон.

Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия. Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом. Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.

Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если поведение по своим результатам было правомерным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

Зачастую право требует одно, а мораль предписывает прямо противоположное. Такое противоречие существует, например, когда уголовное законодательство за наиболее тяжкие преступления требует лишения жизни человека. Мораль такое требование норм права отрицает. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности.

Постепенно идет сближение норм права и морали. Например, устранено противоречие, когда в качестве свидетелей допрашивались супруг или близкие родственники обвиняемого (подсудимого) и они предупреждались об уголовной ответственности за отказ или дачу показаний или дачу ложных показаний. В настоящее время это противоречие устранено1.

В качестве общей причины противоречий права и морали обычно называют отставание законодательства от общественного развития. Такая причина в действительности существует, но не является абсолютно верной. Действительной причиной противоречий правовых и моральных норм является формальная определенность права, не всегда дающая возможность распространить его действие на ситуации, требующие правового регулирования, но не предусмотренные правом, либо наоборот, допускающая и требующая применения права к жизненным отношениям, к которым мораль считает такое применение несправедливым, т. е. противоречия возникают по причине того, что право дифференцированно оценивает одинаковые, с точки зрения морали, жизненные ситуации либо уравнивает в моральном отношении совершенно различные. По этому поводу в Древнем Риме говорили: «Чрезмерно точное осуществление права порождает наивысшую несправедливость».

Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам.

Ряд юридических дел невозможно решить без учета моральных норм, конкретизирующих правовые нормы. Например, нормы уголовного, административного права, определяющие ответственность за хулиганство, уголовного – за оскорбление личности и за клевету2, гражданского пра­ва – ответственность нанимателя жилого помещения, систематически нарушающего правила общежития и делающего невозможным для других проживание с ним в одной квартире или в одном доме. Данные правонарушения можно квалифицировать, применив нормы морали.

Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы нормы работали, они в абсолютном большинстве не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.

Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных устоев.

Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обусловливается тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов. Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка.

Соотношение права и морали

Взаимодействие (соотношение) права и морали в обществе – сложный, многогранный процесс.

Прежде всего надо видеть, что общечеловеческие, моральные начала – принципы справедливости, свободы, равенства принимают более отчетливую форму посредством закрепления в праве. Тем самым право способствует более глубокому укоренению морали в обществе. Это – с одной стороны.

С другой – право также обогащается под влиянием морального фактора, получает моральную обоснованность, что повышает его авторитет. Соответственно следует признать, что усиление нравственных основ права – показатель его ориентации на общечеловеческие начала. Стало быть, право и мораль – взаимодополняющие средства социального нормативного регулирования.

Соотношение права и морали целесообразно рассматривать с точки зрения единства и различия, взаимодействия и противоречия.

Единство права и морали состоит в следующем.

1. Нормы права и нормы морали – это разновидности социальных норм. В этой связи и те, и другие нормы обладают одинаковыми чертами (общий характер, абстрактность адресата, ориентация на свободу воли индивидов).

2. Право и мораль – надстроечные категории, обусловленные экономическими, культурными и иными условиями жизни общества. Это предопределяет социальную однотипность норм права и норм морали.

3. У права и морали один и тот же объект регулированияобщественные отношения, складывающиеся между индивидами, коллективами, социальными группами.

4. Право и мораль, как правило, формируются на основе представлений о справедливости, и в этой связи их требования во многом совпадают.

5. Право и мораль предполагают относительную свободу воли индивидов, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения. В этом главный общий стержень рассматриваемых норм.

6. Право и мораль определяют границы возможных и должных поступков индивидов, организаций, служат гармонизации личных и общественных интересов, а также основанием, предпосылкой ответственности за совершенный безнравственный или противоправный поступок.

7. Право и мораль входят в сферу культуры общества, как отмечалось, «служат» основанием оценки поступков людей, их деятельности. Именно в этой связи говорят о нравственных, правовых представлениях людей и о нравственном (безнравственном), правовом (антиправовом) поступке (действии).

8. Право и мораль в историческом развитии обладают известной преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создает заново рассматриваемых норм поведения, а заимствует правовые и моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя и развивая их.

9. И праву, и морали свойственна определенная динамика, социальным источником которой следует признать общественные отношения, их развитие, социальную практику.

Отмеченные моменты свидетельствуют об общности регулятивных функций морали и права, присущей им нормативности, об их определенном «родстве».

Различия права и морали состоят в следующем.

1. По происхождению. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Нормы морали складываются и изменяются в обществе стихийно на основе представлений о «добре и зле» и т.д. Право, как известно, появляется вместе с образованием государства, формируется государственными структурами.

2. Примечательно, что в пределах одной страны, одного общества может существовать только одно право, точнее одна национальная правовая система. Мораль же, в отличие от права, разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, социальных групп, профессиональных слоев, индивидов).

3. По способам установления. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только им. По-другому складывается мораль. Ее нормы формируются социальными общностями, группами, коллективами. При этом, для того чтобы норма морали (нравственности) получила право на «существование», не нужно санкции официальных властей. Достаточно, чтобы такая норма была признана обществом, социальной группой – теми, кто намерен ею руководствоваться.

4. По форме выражения. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях и др.), группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы. Нормы морали не имеют такого документального воплощения, «содержатся» в сознании людей – индивидов, социальных групп. Их появление нс связано с волей законодателей. Они могут быть собраны в «моральном кодексе», однако в целом их эффективность от этого не будет выше.

Поскольку нормы морали складываются в общественном мнении, постольку нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения моральных норм или сроков их действия. Возникая постепенно, стихийно, они также незаметно уходят в прошлое.

5. По времени введения в действие. Если моральные нормы «вводятся» в действие по мере их осознания, то правовые – согласно специально установленным правилам (конкретно установленный срок и др.).

6. По критериям (основаниям) оценки поведения людей. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

7. По сфере действия. Предметы регулирования норм права и норм морали нередко «пересекаются», иногда не совпадают. Имеется в виду то, что есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью.

Так, право наряду с моралью упорядочивает огромную область наиболее значимых общественных отношений (власть, управление, собственность и т.д.). Вместе с тем право оставляет вне сферы своего влияния многие отношения между людьми. Например, законом не предусмотрено наказание за невежливость, за нарушение правил приличия и др. Право как регулятор, требующий контроля над осуществлением своих предписаний, в названные и подобные им отношения не должно «проникать».

8. По характеру и способам воздействия на сознание и поведение людей. Нормы права содержат в себе более или менее подробное описание разрешаемого или запрещаемого действия. Они, как правило, заранее устанавливают санкцию, т.е. меру ответственности за нарушение правового предписания. Нравственные нормы не имеют такой степени детализации, они весьма абстрактны (помогай ближнему), не предусматривают заранее определенный вид ответственности и дают большой простор для толкования, разъяснения их смысла.

9. По уровню требований, предъявляемых к сознанию и поведению человека. Нередко мораль требует от человека больше, чем тот или иной закон, установленный государством. Так, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана, оскорбления, предательства. Право предусматривает наказание только за злостные факты таких проявлений.

Существенно и то, что мораль выверяет поступки людей, оценивает их с позиции совести, долга, повелевает сдерживать внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Следовательно, мораль нередко охватывает область отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом.

10. По мерам обеспечения. Нарушение норм права может вызвать наступление юридической ответственности. За правом как бы находится аппарат принуждения, органы, реализующие юридические санкции. Порядок возложения юридической ответственности строго регламентирован законом, носит процессуальный характер. Государству подконтрольны сроки привлечения к ответственности, правильность квалификации, оценка справедливости применяемого наказания, его соразмерность с совершенным деянием.

Иного рода последствия вызывает нарушение морали. Процедуры обсуждения безнравственного поступка того или иного субъекта не установлено. К нему применяются меры общественного воздействия. Следовательно, моральные нормы заранее не регламентируют конкретные формы и меры воздействия. Это могут быть нравственное осуждение, порицание, предупреждение, иные средства коллективного воздействия. При этом моральное воздействие может быть не менее эффективным, чем правовое.

11. По внутренней организации. Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношений людей, не обладает такой скоординированной (достаточно жесткой) структурой, как система права, включающая разделение внутренне согласованных норм на отрасли, институты и др.

Взаимодействие права и морали. Право и мораль взаимодействуют, органически связаны друг с другом, что проявляется и в процессе правотворчества, и в ходе реализации норм права.

Взаимодействие нрава и морали осуществляется но следующим направлениям.

1. И правовые, и моральные нормы основываются на общечеловеческих началах – справедливости, правде, истине. Их взаимопроникновение в рассматриваемом плане сказывается прежде всего в том, что право основывается на морали и посредством правотворчества становится одной из форм ее существования.

Назовем в связи с этим ст. 270 УК РФ, содержащую норму о безусловной необходимости оказать помощь людям, гибнущим на море или ином водном пути. Речь идет о любом судне, капитан которого или лицо, исполняющее его обязанности, имел возможность оказать помощь гибнущим людям, но не сделал этого.

2. Для права не могут быть безразличны существующие в конкретном обществе моральные ценности. Именно поэтому в высокоразвитых обществах мораль как бы проникает в правовую материю.

Показательны и ст. 124, 125 УК РФ, предусматривающие ответственность за неоказание помощи больному и оставление в опасности и др. Известные заповеди христианской морали, такие как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др., также находят свое «преломление» в уголовном и ином законодательстве, что свидетельствует об одинаковости их требований.

3. Взаимодействие права и морали отчетливо проявляется в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка и др. Практические обстоятельства многих дел оцениваются с позиции как юридических, так и нравственных критериев, без которых невозможно верно определить признаки таких деяний, как клевета, оскорбление, хулиганство и др.

4. Мораль, используемая в процессе применения норм права, принятие решений компетентными государственными органами оказывают положительное воздействие на поведение людей.

Отметим несколько моментов:

– очевидно осознание людьми морального осуждения, порицания удерживает некоторых из них от совершения противоправных действий;

– нормы права в ряде случаев предусматривают не только юридические санкции, но и меры морального воздействия, например обязанность несовершеннолетнего загладить причиненный ущерб (ч. 3 ст. 91 УК РФ) и др., что свидетельствует о нередком совпадении целей этих регуляторов;

– мораль и право действуют совместно и в иных формах, что подчеркивает их универсальность. Так, только с помощью морального подхода можно раскрыть и оценить такие понятия уголовного законодательства, как «аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления» (п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ); «совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего» (п. «и» ч. 1 ст. 63 УК РФ); «совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора» (п. «м» ч. 1 ст. 63 УК РФ);

– нормы нравственности позволяют также оценить личность человека, не только в сфере уголовно-правовых отношений, но и др. Например, в практике судов такая оценка необходима при рассмотрении дел о лишении родительских прав, расторжении брака, спорах об авторстве и др.

Итак, взаимодействие права и морали выражается в том, что их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет, стимулирует право, осуждает, одобряет, как правило, и мораль.

Противоречие права и морали. Тесное взаимодействие норм права и морали не исключает противоречий, расхождений между ними. Причин несколько.

Право по своей природе несколько консервативно, нередко отстает от течения жизни. Мораль, как правило, более динамична, активнее реагирует на происходящие в обществе изменения. Но бывают и такие ситуации, когда законодательство в силу своего прогрессивного потенциала опережает мораль. Поэтому право и мораль могут по-разному оценивать одни и те же факты реальной действительности.

Примером подобного противоречия может служить современная ситуация с частной собственностью на землю в России. Законодательное закрепление (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ), формирование института частной собственности на землю фактически не принимаются определенными слоями российского общества. Это подтверждает то, что право нередко действует вразрез с нормами установившейся морали. Следовательно, «нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью осуждается» [1] .

Этот вывод имеет жизненное значение.

Известно, что фактический (незарегистрированный) брак не влечет никаких юридических последствий. Отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты, оказывать материальную помощь. По закону – да, а согласно морали?

Далее. Молодые матери, нс желая воспитывать своих детей, оставляют их в роддоме. В «отказных записках» они пишут, что не будут иметь претензий к будущим усыновителям. Законом это не запрещено, а как оценить эту ситуацию с точки зрения морали?

Надо иметь в виду и то, что законы бывают антигуманными, недемократичными, репрессивными, нарушающими элементарные права человека. Это не может поколебать общего принципа о том, что в основе права лежит мораль. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным требованиям как более прогрессивным.

  • [1]Гегель Г.-Ф-В. Работы разных лет. Т. 2. М., 1973. С. 32.

Адаптировано по тексту С.С. Алексеева

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные из них проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регулятором поведения людей. Право и мораль служат общей цели.

Мораль регулирует более широкую область отношений, чем право. Так, правовому регулированию не подлежат взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье.

Содержание норм права характеризуется большой конкретностью, в них выражается воля государства. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают большой простор для толкования и применения. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно, в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убеждённости, привычек человека.

Право, закон имеют в качестве особой гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Моральные нормы не предусматривают заранее конкретные меры и формы воздействия. В случае же правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.

(Адаптировано по тексту С.С. Алексеева.)

1. Какие четыре общие черты права и морали указаны в тексте?

1) входят в содержание культуры

2) являются ценностными формами сознания

3) имеют нормативное содержание

4) служат регулятором поведения людей

2. Автор отмечает, что право и мораль служат общей цели. Приведите три аргумента (объяснения), подтверждающих это суждение.

Право и мораль служат общей цели; т. к.:

1) Обеспечивают порядок стабильность в обществе

2)Являются регуляторами поведения людей в обществе

3) Формируют общую культуру человека

4) Формируют ценности и идеалы людей

3. Чем различаются, по мнению автора, требования морали и права? Что обеспечивает исполнение требований морали?

Требования морали, по мнению автора, отличаются:

1) более широким содержанием;

2) дают большой простор для толкования и применения;

3) требования права более конкретны;

4) в них выражается воля государства;

5) исполнение требований морали обеспечивается личной убежденностью, привычками человека, его воспитанием.

4. Что, по мнению автора, обеспечивает исполнение норм права? Проиллюстрируйте тремя примерами это «обеспечение».

Исполнение норм права обеспечивает авторитет и сила государственной власти, а при необходимости и меры государственного принуждения.

Примеры:

1) За нарушение правил общественного порядка, нецензурную брань подросток был задержан работниками милиции.

2) После принятия новых правил дорожного движения, водители более дисциплинированно ведут себя на дороге, вследствие чего количество аварий сократилось.

3) Гражданин Н. совершил кражу из магазина крупной суммы денег, за что был осужден на 8 лет.

5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

1) Право и мораль: общие черты

2) Область регулирования морали и права

3) Отличительные признаки права

6. Гражданин А., защищая свою жену от оскорблений компании нетрезвых подростков, нанёс одному из них телесные повреждения. Соседи и знакомые признали правоту гражданина А., поскольку он защищал близкого человека от неправомерных действий подростков, но он был осуждён. Объясните ситуацию с точки зрения различия моральных и правовых оценок. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

Моральная оценка такова: гражданин поступил правильно, т. к. защищал свою жену от оскорблений. Правовая оценка: мужчина нарушил закон, за нанесение телесных повреждений он понесет либо административную, либо уголовную ответственность.

Фрагмент текста:

«Моральные нормы не предусматривают заранее конкретные меры и формы воздействия. В случае же правонарушения правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом…»

5.166.251.215 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

А кэкономической сфере жизни общества относится

Главная > Документ

А 1. К экономической сфере жизни общества относится

разработка и принятие законов

создание произведений искусства

производство продуктов питания

А 2. Понятие «личность» используется для характеристики

совокупности социально значимых качеств человека

неповторимого своеобразия человека

человека как отдельно взятого представителя человеческого рода

А 3. В результате землетрясения были разрушены и повреждены многие постройки. Этот пример иллюстрирует

влияние культуры на жизнь общества

глобальные экологические проблемы

воздействие природы на жизнь общества

влияние людей на природу

А 4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества

Б. Общество развивается независимо от природы

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 5. Что является отличительным признаком науки?

обращение к сверхъестественным силам

открытие объективных законов природы

представление о добре и зле

использование художественных образов

А 6. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали устанавливаются государством и являются общеобязательными.

Б. Нормы морали существуют только в письменной форме

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 7. Производительностью труда называют

количество продукции, произведенной за единицу времени

процесс производства товаров и услуг

выполнение работником только одной отдельной операции

разницу между доходом предприятия и общими издержками

А 8. Предприятие выплачивает своим работникам вознаграждение за труд. Это вознаграждение называется

А 9. Работники небольшой фирмы выполняют заказы на ремонт и строительство дачных домиков. Вопросы о развитии фирмы и распределении прибыли они решают сообща. Какую форму собственности представляет фирма?

А 10. Верны ли следующие суждения о рынке?

А. Рынок регулирует производство и потребление товаров и услуг

Б. Развитие рынка неизбежно сопровождается экономическими кризисами

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 11. Какая социальная группа выделена по экономическому признаку?

А 12. Национальная принадлежность человека является характеристикой его

А 13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Семья охраняет сферу личной жизни человека

Б. Основной функцией семьи является производственно-экономическая

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 14. Что является признаком любого государства

А 15. Конституция РФ гласит, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В этом проявляется избирательное право

А 16. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

А. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий

Б. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на духовную жизнь общества

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 17. Что является административным правонарушением

порча чужого имущества

причинение тяжкого вреда здоровью человека

безбилетный проезд в автобусе

нарушение трудового договора

А 18. Гражданин взял в банке кредит на покупку земельного участка. Его отношения с банком регулируются нормами права

А 19. Что относится к конституционным обязанностям гражданина РФ?

обращаться в государственные органы

избирать и быть избранным

участвовать в управлении государством

платить установленные налоги и сборы

А 20. Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ?

А. Федеративное устройство РФ предполагает отсутствие у субъектов каких-либо суверенных прав

Б. Субъекты РФ выделены как по национальному, так и по территориальному признаку

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверно

В 1. Пятиклассник Андрей живет с родителями и старшей сестрой. Сравните две малые группы – семью и школьный класс , в которые входит Андрей. Запишите в первую колонку таблицы номера черт сходства, а во вторую – номера черт различия этих малых групп.

групповые нормы и правила

непосредственные личные контакты

В 2. Установите соответствие между факторами производства и видами доходов:

Виды доходов: Факторы производства:

А) рента 1) капитал

Б) прибыль 2) земля

В) зарплата 3) труд

В 3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено буквой

Определите, какое(-ие) положение(-я) текста

(А) Ученые многих стран изучают процесс глобального потепления. (Б) Вряд ли его последствия отрицательно скажутся на общественном развитии. (В) Вкладывать большие средства в развитие этого научного направления нецелесообразно.

Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер.

Прочитайте текст , проанализируйте диаграмму и выполните задание В 4 и В 5.

Социологическая служба страны Z регулярно проводит опросы общественного мнения. Гражданам был задан вопрос: «Как Вы участвуете в политической жизни страны?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

В 4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Показатели неучастия граждан в выборах находятся на стабильно высоком уровне.

Процент граждан, участвующих в демонстрациях и митингах, уменьшился.

Доля граждан, заявляющих о своем членстве в партиях, стабильно растёт.

Процент тех, кто следит за прессой и интересуется политическими событиями, незначительно вырос.

Более половины опрошенных заявили о том, что не интересуются политикой.

В 5. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Активная политическая жизнь не является приоритетом.

Снижение интереса в к политике может быть вызвано отсутствием ярких лидеров.

Очевидно, возрастает митинговая уличная активность граждан.

Думается, что за период проведения опросов СМИ не потеряли доверие граждан.

Доверие к политическим партиям возросло, они стали признанными лидерами общества.

Прочтите текст и выполните задания С1-С6

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные из них проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регулятором поведения людей. Право и мораль служат общей цели.

Мораль регулирует более широкую область отношений, чем право. Так, правовому регулированию не подлежат взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье.

Содержание норм права характеризуется большой конкретностью, в них выражается воля государства. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают большой простор для толкования и применения. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно, в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека.

Право, закон имеют в качестве особой гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Моральные нормы не предусматривают заранее конкретные меры и формы воздействия. В случае же правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.

С 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С 2. Какие четыре общие черты права и морали указаны в тексте?

С 3. Чем различаются, по мнению автора, требования морали и права? Что обеспечивает исполнение требований морали?

С 4. Что, по мнению автора, обеспечивает исполнение норм права? Проиллюстрируйте тремя примерами это «обеспечение»

С 5. Гражданин А., защищая свою жену от оскорблений компании нетрезвых подростков, нанес одному из них телесные повреждения. Соседи и знакомые признали правоту гражданина А., поскольку он защищал близкого человека от неправомерных действий подростков, но он был осужден. Объясните ситуацию с точки зрения различия моральных и правовых оценок. Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в объяснении.

С 6. Автор отмечает, что право и мораль служат общей цели. Приведите три аргумента (объяснения), подтверждающих это суждение.

Ответы на задания Части 1 (каждое задание – 1 балл)