Личные неимущественные имущественные авторские права

Автор: | 26.02.2019

§ 4. ОБЪЕМ АВТОРСКИХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ

Права на объект авторского права разделяют на личные не-имущественные права автора и имущественные права на исполь-зование произведения (исключительные права).

К личным неимущественным правам относятся: право при-знаваться автором произведения (право авторства); право исполь-зовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать об-народовать произведение в любой форме (право на обнародова-ние), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Личные неимущественные права принадлежат автору незави-симо от принадлежности имущественных прав на произведение и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Исключительные права представляют собой право использо-вать произведение в любой форме и любым способом. Исключи-тельные права на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия: воспроизво-дить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом — продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение); импортировать про-изведения в целях распространения, включая экземпляры, изго-товленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (пра-во на публичный показ); публично исполнять произведение (пра-во на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения посредством его передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); пере-водить произведение (право на перевод); переделывать, аранжи-ровать или другим образом использовать произведение (право на переработку).

В отличие от личных неимущественных прав автора, исклю-чительные права на произведение могут отчуждаться, переда-ваться по договору, переходить в порядке правопреемства как к физическим, так и к юридическим лица, а также передаваться этими лицами при соблюдении определенных правил.

Передача имущественных прав может осуществляться на ос-нове авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав. Авторский договор о передаче исключительных прав раз-решает использование произведений определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает лицу, которому пе-реданы права, использование произведения наравне с обладате-лем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) дру-гим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре не предусмотре-но иное.

Как и любые другие имущественные права, право на исполь-зование произведения может переходить по завещанию или по закону в порядке наследования. Особенностью наследования ав-торских прав является сопровождение собственно права на ис-пользование произведения правами, связанными с обеспечением личных неимущественных прав автора (наследник решает вопро-сы обнародования произведения, осуществляет защиту репутации автора).

§ 4. Личные неимущественные и имущественные авторские права.

По своему экономическому содержанию авторские права делятся на личные неимущественные и имущественные. Последние могут принадлежать в силу закона, договора или наследования любым субъектам авторского права. Личными же неимущественными правами могут обладать только авторы произведений. Данные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

1. Личные неимущественные авторские права

Автор в отношении своего произведения обладает такими правами, как:

— право на обнародование произведения, включая право на отзыв;

— право на защиту своей репутации.

Органичность связи неимущественных прав с личностью создателя произведения проявляется, в частности, и в том, что право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора не переходят по наследству. Наследники вправе лишь бессрочно осуществлять защиту указанных прав в случае их нарушения. Это право наследников заметно актуализировалось в связи с незаконным использованием имен известных людей в коммерческих и рекламных целях.

Важнейшим личным неимущественным правом является право авторства, т.е. основанная на факте создания произведения возможность лица признаваться его автором, создателем.

Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно). Право любого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, закреплено в абз. 1 п. 1 ст. 19 ГК. Там же сказано, что в случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя.

ГК не упоминает о возможности анонимного приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей. Однако из этого не следует, что положения ЗоАП об анонимном использовании произведений противоречат ГК и не должны применяться. Дело в том, что анонимно произведение воспринимается публикой. Автор же по-прежнему приобретает права и обязанности под своим подлинным именем, но через своего представителя, каковым является издатель.

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора, например Максима Горького или Эдуарда Лимонова, не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Данное положение действует до тех пор, пока автор произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Право на имя тесно связано с правом авторства. Обладая правом авторства, создатель произведения, как правило, персонифицирует его, снабжая произведение при опубликовании своим именем или псевдонимом либо приобретая авторские права на него анонимно (по согласованию с издателем). Тем не менее право на имя является самостоятельным личным правом автора, поскольку оно может быть нарушено независимо от нарушения права авторства. На практике нередки случаи, когда издатели, не отрицая авторства какого-либо лица на изданное произведение, не указывают его имени (псевдонима) либо в нарушение воли автора помещают на произведении его псевдоним вместо подлинного имени (или наоборот).

Право на обнародование состоит в возможности автора самому обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме. Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. Обнародование произведения, в зависимости от его объективной формы и желания автора, может осуществляться путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Подобный отказ именуется правом на отзыв. Реализация автором своего права на отзыв может нанести ущерб интересам пользователя произведения. Поэтому осуществление права на отзыв допускается лишь при условии возмещения пользователю всех причиненных решением автора убытков, включая упущенную выгоду.

Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. Право на отзыв не применяется лишь в отношении служебных произведений.

Отозванное автором произведение считается не обнародованным. Что это дает автору? Право на отзыв позволяет автору в некоторых случаях избежать неблагоприятных последствий обнародования произведения, поскольку обнародованные произведение в случаях, предусматриваемых ст. ст. 17 — 26 ЗоАП, могут в определенных рамках свободно использоваться третьими лицами, в том числе без выплаты авторского вознаграждения.

Право на защиту репутации автора означает возможность защиты произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения. Закон устанавливает максимально широкие границы данного права. Ограждаются права автора на неприкосновенность не только содержания, но и названия произведения. В соответствии с законом никто, кроме автора, не вправе вносить в произведение изменения и дополнения, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, предисловием и послесловием, разрешать перевод, переделку, аранжировку или другую переработку произведения. Редакторская и иная правка допускается только с согласия автора. Закон не перечисляет возможные отклонения по чьей-либо воле от существа и формы произведения, поскольку он ограждает автора от всякого искажения произведения.

Вместе с тем абз. 5 п. 1 ст. 15 ЗоАП говорит о защите произведения также от иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. То есть всякое искажение произведения — это всегда одна из форм посягательства на него. Автор вправе протестовать против него независимо от связи искажений с его честью и достоинством. Напротив, иное посягательство недопустимо, если оно наносит ущерб чести и достоинству автора. Иной подход был бы нелогичен, так как трудно вообразить, чтобы автор получал возможность протестовать, к примеру, против снабжения литературного произведения иллюстрациями помимо его воли (т.е. фактически против искажения произведения) лишь при условии нанесения этим ущерба его чести и достоинству. Тем более что иллюстрации могут быть выполнены на высоком профессиональном уровне и, по мнению читателей, украшать произведение.

Но посягательства могут выражаться в некорректной оценке произведения, приписках его автору каких-либо неблаговидных поступков, связанных с созданием произведения. Вспомним непрекращающиеся домыслы об истории создания М.А. Шолоховым романа «Тихий Дон». Формула «иные посягательства, способные нанести ущерб чести и достоинству автора» может распространяться также на случаи недозволенного использования имени автора в рекламно-коммерческих целях.

Право на защиту репутации автора произведения не переходит по наследству. Однако ст. 29 ЗоАП дает наследникам право осуществлять защиту этого права (наравне с правом авторства и правом на имя). Кажущийся парадокс объясняется просто: нельзя приобрести в порядке наследственного преемства неотделимое от личности автора право с последующей его передачей своим наследникам, но можно защищать нарушаемое кем-либо личное неимущественное право покойного автора. Именно такое право на осуществление защиты (а не право на защиту) закон предоставляет наследникам автора.

Естественно, защита от посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора, осуществляется как самим автором, так и его наследниками по правилам ст. 152 ГК о защите чести, достоинства и деловой репутации . В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти. Примером подобной защиты может служить иск вдовы известного целителя и автора оригинальных трудов В.В. Караваева к одному из предприятий Подмосковья, в нарушение ряда правовых норм наводнившему рынок (под рефрен энергичной рекламы) «бальзамами Караваева». Не обладая всей необходимой технологией производства бальзамов, разработанных фондом им. В.В. Караваева, предприятие-производитель своей деятельностью дискредитировало авторскую репутацию ученого.

Подробнее см. гл. 34 настоящего тома учебника.

2. Имущественные права автора

Имущественными являются права автора на использование произведения (или работодателя — на служебное произведение) в любой форме и любым способом. Исключительные права называются имущественными потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды. Одно лишь обнародование произведения таких выгод не порождает.

Право на воспроизведение означает возможность изготовления одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи. Запись произведений, т.е. фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств (магнитной пленки, ленты, кассеты) приобрела широкое распространение в связи с массовым применением аудио- и видеомагнитофонов (в том числе бытовых). Воспроизведением произведения служит также его запись в память ЭВМ.

Право на распространение реализуется различными способами, прежде всего путем продажи экземпляров литературных произведений, сдачи в прокат аудиовизуальных произведений и т.д. Прокатом видеопроизведений занимаются, в частности, видеосалоны. При этом право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

Право на импорт выражается в возможности импортировать, т.е. ввозить из-за границы, экземпляры произведения в целях их распространения. Установление такого права обусловлено, в частности, тем, что отдельные произведения (прежде всего литературные и некоторые аудиовизуальные) воспроизводятся за рубежом на более совершенной технической (в том числе полиграфической) базе.

Право на публичный показ — это возможность демонстрации оригинала или экземпляра (копии) произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного посещения (картинная галерея и т.п.), или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц. Публично показываются прежде всего произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, а также аудиовизуальные произведения. При этом показ служит одновременно формой и обнародования, и использования произведения.

Право на публичное исполнение также является средством выражения одного из способов как обнародования, так и использования произведения. Подобно публичному показу произведения, его публичное исполнение предполагает звуковое исполнение музыки, песни или декламацию стихов в общедоступном месте или в месте нахождения неопределенного круга лиц: в киноконцертном зале, филармонии, консерватории или на эстраде.

Право на передачу в эфир означает любую возможность сообщения произведения (включая его показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир. Разновидностью передачи в эфир является передача произведения в эфир через спутник, т.е. любое устройство, находящееся во внеземном пространстве, способное передавать сигналы. В рамках так называемого спутникового телевидения передачей в эфир признается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения. При этом не имеет значения фактический прием данного произведения публикой с помощью собственных радио- или телевизионных принимающих устройств.

Право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю — самостоятельное имущественное право, отличное от права на передачу в эфир. Имеется в виду возможность сообщать (в том числе показывать, исполнять, передавать в эфир) по кабелю (т.е. для абонентов, имеющих специальные приставки к своим радио- или телеприемникам), проводам или с помощью иных аналогичных средств.

Публичный показ и исполнение произведения, его сообщение для всеобщего сведения путем передачи в эфир, а также сообщение по кабелю лишь тогда служат формами использования произведения, когда названные действия осуществляются не впервые. В противном случае речь может идти лишь о формах обнародования произведения.

Право на перевод — одно из важнейших имущественных прав автора, впервые введенных в отечественное авторское право после вступления нашей страны во Всемирную конвенцию об авторском праве с 27 мая 1973 г. Пользуясь данным правом, автор литературного произведения может сам менять его языковую форму или разрешать делать это другим (переводчикам).

Право на переработку дает автору возможность контролировать любую переделку, аранжировку или иную переработку произведения, например создание из повествовательного произведения драматического или наоборот.

Право на перевод и переработку иногда именуется обобщенно правом на изменение формы произведения.

Право на доведение до всеобщего сведения — это возможность сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору.

Права авторов дизайнерских и тому подобных проектов. Исключительные права на отдельные произведения дополняются некоторыми другими правомочиями. Так, автор дизайнерского (т.е. художественно-конструкторского), градостроительного или садово-паркового проекта вправе осуществлять его практическую реализацию. Автор принятого архитектурного проекта по общему правилу имеет право требовать от заказчика предоставления ему возможности участия в реализации своего проекта как при разработке документации для строительства, так и при самом строительстве здания или сооружения.

В перечне имущественных прав авторов не выделено право на вознаграждение (авторский гонорар). И это не случайно, так как авторское вознаграждение всегда (кроме случаев победы на конкурсе) выплачивается в рамках договоров об использовании произведений. Договором между работодателем и автором определяется также выплата авторского вознаграждения за использование служебного произведения. Поэтому размер, порядок исчисления и выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения определяются не в законе (как это было прежде), а в авторском или ином договоре, заключаемом в установленном порядке.

Вместе с тем во избежание необоснованного ущемления прав авторов Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 по согласованию с творческими союзами утверждены минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкальных и тому подобных произведений, воспроизведение произведений путем звукозаписи, сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат, а также за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства .

СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 994; Российские вести. 1994. 30 марта.

Авторское право. Нормативные акты / Сост. И. Силонов. М., 1998. С. 104 — 117.

Завершая обзор имущественных прав, следует сказать, что если экземпляры произведения (например, книги) введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Личные неимущественные права авторов

Личные неимущественные права авторов

Личные неимущественные права авторов в российском гражданском праве формально признаются неотчуждаемыми и непередаваемыми, т. е. осуществлять их может только сам автор, они не могут передаваться по договорам другим лицам. Основное их назначение – гарантировать признание автора создателем его произведения, предоставлять автору возможность требовать указания его имени при использовании произведения и т. д. За рубежом подобные права часто именуют моральными правами.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае любой передачи любых имущественных прав. Мало того, по общему правилу личные неимущественные права действуют бессрочно, т. е. они должны соблюдаться даже после окончания срока действия имущественных авторских прав, когда произведение может использоваться свободно любыми заинтересованными лицами. После смерти автора защиту его личных неимущественных прав могут осуществлять его наследники, специально назначенные им лица или уполномоченный государством орган.

Основные личные неимущественные права предусмотрены ст. 15 Закона.

Похожие главы из других книг

19. Личные права и обязанности супругов

19. Личные права и обязанности супругов С момента регистрации брака каждый из супругов приобретает права и обязанности, предусмотренные семейным законодательством. Эти права можно разделить на две группы: личные и имущественные.Личные права и обязанности – это права,

Статья 161. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов

Статья 161. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов 1. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при

Личные неимущественные права авторов

Личные неимущественные права авторов Личные неимущественные права авторов в российском гражданском праве формально признаются неотчуждаемыми и непередаваемыми, т. е. осуществлять их может только сам автор, они не могут передаваться по договорам другим лицам. Основное

22. Личные неимущественные права и обязанности супругов

22. Личные неимущественные права и обязанности супругов Заключенный в установленном порядке брак порождает права и обязанности супругов. Они делятся на личные (неимущественные) и имущественные. Правовое регулирование неимущественных прав и обязанностей сведено к

38. Личные права несовершеннолетних детей

38. Личные права несовершеннолетних детей К личным правам несовершеннолетних детей относятся:1) право жить и воспитываться в семье. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на

Глава II. Личные неимущественные права автора

Глава II. Личные неимущественные права автора § 1. Общие положенияКаждое литературное произведение является результатом творческого труда, плодом духовной жизни автора, которая формируется под влиянием общества, в котором он живет. Ценность произведения заключается в

4.3 Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов

4.3 Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов Заключение брака является правоустанавливающим юридическим фактом. Именно с момента государственной регистрации заключения брака у супругов возникают права и обязанности. Причем каждый из

31. Личные и политические права и свободы осужденных

31. Личные и политические права и свободы осужденных Политические права и свободы осужденных подвергаются наибольшим ограничениям. Единственное общественное объединение в РФ, которое могут создавать осужденные, является самодеятельная организация, но она может

Личные не имущественные авторские права

Личные неимущественные авторские права неотчуждаемы и непередаваемы любым способом (статья 150 ГК РФ).

К личным не имущественным правам автора относятся:

  • право авторства (признаваться автором произведения)
  • право на имя (право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно)
  • право на неприкосновенность произведения (право на неприкосновенность защиту и охрану произведения , включая его название, от всякого изменения, сокращения, дополнения и искажения)
  • право на обнародование произведения (право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв)
  • право на отзыв произведения

Законом устанавливается принцип бессрочной охраны авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (статья 1267 Г.К РФ ).

Правообладатель в целях оповещения третьих лиц о своих правах может устанавливать знак охраны авторских прав на каждом экземпляре произведения.

Консультация: (495) 921— 2231 ; Задать вопрос юристу

Статьи и новости по теме:

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

В Женеве 26 сентября открылись ежегодная конференция и сессия Генеральной ассамблеи ЕАНА (Европейский альянс информационных агентств), профилирующей темой которых стал всесторонний анализ авторских прав на статьи новостей в Интернете >>>

Совместное исследование Фонда общественного мнения (ФОМ) и портала TheRunet .com проведенное в июне этого года, выявило интересные результаты. 62% пользователей Рунета не умеют различать легальный и пиратский контент в Интернете, при этом, готовы пользоваться платными файлами с произведениями, достигло 57% пользователей >>>

Выдача книг читателям без согласия правообладателя и выплаты им авторского вознаграждения в России в порядке вещей, но считается нарушением авторских прав и права на оплату труда авторов в государствах Европейского Союза >>>

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>

28-я Генеральная конференция Юнеско, проходившая в 1995 году во Франции, приняла решение об учреждении Всемирного дня книги и авторского права >>>

Испанские организации коллективного управления CEDRO и VEGAP выиграли в Верховном суде Испании принципиальное дело против компании Lexmark >>>

Разница между личными неимущественными и имущественными авторскими правами

Как мы знаем из курса гражданского права, авторское право (далее — АП) означает исключительное право человека — автора того или иного произведения -владеть, пользоваться и распоряжаться результатом своего интеллектуального и творческого труда. Традиционно выделяют две основные категории АП:

  1. личные неимущественные права (право на авторство, право на имя, право позволять или запрещать публикацию произведения и право на защиту честного имени автора);
  2. имущественные права (право позволять или запрещать распространение, воспроизведение, импорт, публичное исполнение, оповещение и показ произведения, его перевод, переделку, адаптацию, аранжировку, включение в сборники и так далее).

Так в чем же принципиальная разница между ними? Давайте разберемся.

  1. Неимущественные права никак не связаны с использованием произведений в целях получения прибыли. Прежде всего, здесь речь идет о защите самого автора от неправомерного посягательства других лиц на его доброе имя и его права называться автором того или иного произведения.
  2. Имущественные права, в отличие от неимущественных, можно передавать и отчуждать. Это осуществляется, в частности, путем заключения договора о создании объекта интеллектуальной собственности между автором и организацией, которой права передаются. Разумеется, в таких договорах нужно фиксировать стоимость вознаграждения за передачу прав, которое, в свою очередь, выплачивается автору. Причем, это может быть как разовый платеж, так и многократный. Ведь бесплатный сыр, как говорится, бывает только в мышеловке.

В любом случае, если Вы хотите использовать то или иное произведение в коммерческих целях, то Вам непременно нужно договариваться либо с самим автором, либо с его родственниками. Если же Вы не собираетесь заключать договор, то тогда при использовании отрывков произведения или произведения в целом, необходимо указывать имя автора и источник заимствования. Иначе возможны судебные тяжбы.