Краткое содержание закона о противодействии коррупции

Автор: | 12.02.2019

273-ФЗ «О противодействии коррупции»: общая характеристика закона

Уже много лет в Российской Федерации крайне актуальной остается проблема коррупции. В стране существует специальный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», закрепляющий основные правила борьбы с коррупционными проявлениями. Самые важные положения этого закона будут разобраны в статье.

О чем закон?

273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет ключевые принципы и юридические основы борьбы с коррупционными проявлениями в российском государстве. Но что вообще является коррупцией? Согласно статье 1 рассматриваемого нормативного акта, это попытки злоупотребления своим служебным положением, дачи или получения взяток, осуществления коммерческого подкупа или совершения других незаконных финансовых или имущественных махинаций в целях получения выгоды. Под противодействием коррупции закон подразумевает совокупность разного рода функций, которые реализуют государственные органы. Здесь стоит выделить предупреждение коррупционных проявлений, их ликвидацию и минимализацию.

Принципы противодействия коррупции

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», все работы по борьбе с финансовыми и имущественными преступлениями должны базироваться на ряде особых принципов. Здесь стоит выделить несколько основных групп условий и идей, без которых не было бы возможности качественно осуществлять свою деятельность.

Первый и самый важный принцип — это законность. Действовать необходимо в строгом соответствии с Конституцией, 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также прочими нормативными актами. Не допускается использование несоответствующих закону методов борьбы, тем более таких, что могли бы значительно нарушить права и свободы третьих лиц.

Далее стоит выделить принцип неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения. Соблюдается он в России нечасто, и примеров тому довольно много. И тем не менее закон гласит, что любые лица, нарушившие закон, обязательно должны быть подвергнуты наказанию.

Из представленных выше двух принципов вытекают еще два: это открытость и публичность функций государственных органов. Любые меры: политические, информационные, экономические, пропагандистские — должны находиться в открытом доступе и быть видны каждому российскому гражданину.

Основы противодействия коррупции

Как организуется работа государственных органов, ответственных за борьбу с коррупционными проявлениями? В статье 5 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляются основные положения, предоставляющие ответ на этот вопрос.

Глава государства Российской Федерации должен определять основные политические направления в рассматриваемой области. Более того, он обязан устанавливать компетенцию федеральных исполнительных органов, которыми руководит. Естественно, полномочия Президента здесь не являются безграничными, а соответствующие рамки устанавливает российская Конституция.

Парламент (Федеральное собрание) как законодательный орган власти должен заниматься осуществлением своих полномочий в области именно законотворческого процесса. Как на верхнюю, так и на нижнюю палату возлагаются функции по составлению законопроектов, которые помогли бы реализовывать более качественную работу в представленной сфере. Исполнительные же органы должны заниматься контрольно-надзорной деятельностью за собственными министерствами.

Профилактические антикоррупционные меры

Стоит чуть более подробно рассказать о том, как реализуются меры по профилактике коррупционных проявлений. Вот какие виды профессиональной деятельности здесь стоит выделить:

  • реализация антикоррупционной экспертизы;
  • формирование в стране нетерпимости к коррупционным проявлениям;
  • предъявление квалификационных требований к лицам, желающим работать на государственных должностях;
  • своевременная реализация качественных и беспристрастных проверок в государственных органах и самоуправленческих инстанциях на местах;
  • разработка и внедрение во властные инстанции новых правил, которые позволили бы реализовывать профессиональную деятельность на более открытой и честной основе;
  • развитие институтов социального контроля антикоррупционного характера.

Таким образом, N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» довольно четко закрепляет все основные антикоррупционные профилактические меры.

О конфликтах интересов

Не секрет, что качественная антикоррупционная политика зачастую поднимает настоящую волну общественных скандалов и прочих неординарных явлений. Вызвано это может быть разными причинами: будь то отсутствие реакции со стороны государства, недостаточно императивный характер принимаемых мер, несоответствие реализуемых методов закону и прочее. Однако самым частым случаем здесь является конфликт интересов. В 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 этому явлению даже посвящена целая статья.

Под конфликтом интересов в статье 10 понимается ситуация, при которой должностное лицо может недостаточно хорошо реализовывать свою профессиональную деятельность из-за личной заинтересованности в чем-то. В области противодействия коррупции такая ситуация — далеко не редкость. Зачастую государственные борцы с коррупцией сами же становятся жертвами того, с чем они воюют. Что в таком случае следует делать? Вариант, как правило, один: организовывать более прозрачную и публичную работу.

Об ответственности и изменениях в законе

Согласно статье 13 рассматриваемого нормативного акта, ответственность за коррупцию на физических лиц возлагается в соответствии с гражданским и уголовным законодательствами РФ. Человек может нести наказания административного, уголовного или дисциплинарного типа за нарушения закона в рассматриваемой области.

273-ФЗ «О противодействии коррупции» с изменениями от 2017 года выглядит как нормативный акт, состоящий из 14 статей. В апреле 2017 года закон был дополнен информацией в статье 1, в которой приводятся основные понятия. Немного изменилась формулировка определения некоторых терминов. Закон закрепил ряд государственных органов, в том числе ЦБ, ПФР и Медицинский фонд, которые могли бы заниматься профилактикой коррупции.

Прокуратура Московской области

Определение коррупции дано в статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), под которой понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В целях противодействия коррупции в части 4 статьи 12.1 и в статье 8 Федерального закона № 273-ФЗ для лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, включенные в установленные перечни, предусмотрена обязанность ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Статьей 8.1 Федерального закона № 273-ФЗ, статьями 2 и 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» для указанных лиц также установлена обязанность ежегодно представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению ими объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, в течение календарного года (отчетного периода), предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данных лиц и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Статьями 10 и 11, частью 4.1 статьи 12.1, статьей 12.3 Федерального закона № 273-ФЗ для указанных лиц установлена обязанность принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Для лиц, занимающих государственные должности, а также для ряда категорий лиц, занимающих должности государственной службы и муниципальные должности, установлен запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ установлены ограничения и обязанности при заключении с бывшими государственными и муниципальными служащими трудовых договоров и гражданско-правовых договоров стоимостью более ста тысяч рублей в течение месяца.

В статье 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ для организаций вне зависимости от их форм собственности и организационно-правовых форм установлена обязанность принимать меры по предупреждению коррупции.

Противодействие коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ

Коррупция существует в любом государстве. Это по-настоящему губительный для общества элемент, который тем не менее практически нельзя искоренить. Представляется возможной лишь попытка минимизации коррупционных проявлений. В России для этого был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». Содержание данного нормативного акта будет кратко рассмотрено в нашей статье.

Цели Закона «О противодействии коррупции»

Что такое коррупция? В статье 1 говорится о даче или получении взятки, коммерческом подкупе, злоупотреблении служебными полномочиями и прочих явлениях, связанных с незаконной выгодой.

Работа по противодействию коррупции должна базироваться на ряде важных принципов. Первой идеей является законность. Деятельность российских правоохранителей не должна выходить за рамки правовых норм. Второй принцип — направленность на защиту прав и свобод людей. Следует помнить, что основной целью борьбы с коррупцией является забота о гражданах. Последние принципы — это публичность, неотвратимость наказания и комплексность применяемых мер.

Международное сотрудничество занимает особое место в области борьбы с коррупцией. Отечественные правоохранители должны обмениваться информацией и опытом с иностранными государственными инстанциями.

Организация антикоррупционной деятельности

В законе представлен развернутый план противодействия коррупции. Распределяются обязанности и полномочия государственных органов и должностных лиц. Например, задачей российского Президента является определение основных векторов политического развития в области борьбы со взяточничеством. Федеральное собрание, законодательный орган, должно разрабатывать законы по вопросам антикоррупционной деятельности. Правительство же обязано распределять соответствующие функции между исполнительными министерствами и комитетами.

У каждого государственного органа есть свой набор функций и полномочий. Однако цель у всех одна: сведение коррупционных проявлений к минимуму.

Основные задачи антикоррупционной деятельности

В России не существует отдельного органа противодействия коррупции. Борьбу со взяточничеством ведут сразу все государственные инстанции. Каждый орган наделен особенными полномочиями, однако задачи у всей политической машины примерно одинаковые. Определяются они в статье 7 рассматриваемого закона.

Первой и основной задачей является введение антикоррупционных стандартов. Должна быть создана четкая система запретов, ограничений и дозволений, которая могла бы обеспечивать предупреждение коррупционных проявлений в той или иной области. Вторая задача связана с процессами информатизации. Государство обязано создать атмосферу всеобщего порицания коррупции. Для этого необходима максимальная огласка всех крупных нарушений закона, связанных с коррупцией. СМИ должны быть независимыми.

Последней задачей является оптимизация работы правоохранительной системы. Органы, противодействующие коррупции, должны находиться в состоянии постоянного развития. Только в этом случае борьба со взяточничеством будет по-настоящему эффективной.

Доходы и расходы

В целях противодействия коррупции закон запрещает ряду должностных лиц хранить финансы в иностранных банках. Более того, депутаты, сенаторы, а также некоторые работники судебной системы должны своевременно представлять сведения о своих доходах и тратах. Учитывается заработная плата, а также суммы, потраченные на то или иное имущество. В случае обнаружения явного несоответствия между доходами и расходами поднимется вопрос о незаконном обогащении.

Нередко государственные и муниципальные служащие «перекладывают» имущество на своих родственников. Таким образом они надеются легализовать свои расходы. Однако последние изменения, внесенные в закон, предусматривают и этот момент. Отныне контроль ведется не только за государственными служащими, но и за их семьями.

Закон уделяет внимание и негосударственным компаниям. За ними ведут наблюдение налоговые органы либо специальные комиссии по противодействию коррупции.

Конфликт интересов

Нередко государственный или муниципальный служащий ставит собственные интересы выше должностных обязанностей. Возникает противоречие — конфликт интересов. Чиновник, желая обогатиться или получить какие-то выгоды, приходит к прямому нарушению закона. Акт о противодействии коррупции предусматривает такую ситуацию, а потому закрепляет основные способы борьбы с конфликтом интересов.

Первый и самый распространенный метод касается раскрытия информации. Он уже был описан выше: чиновники публикуют информацию о своих доходах и расходах. Второй способ представляет собой мониторинг со стороны антикоррупционных инстанций. Такими инстанциями являются налоговые органы или специальные комиссии. Например, в Государственной Думе существует комиссия по контролю за декларациями, которые подают депутаты. Возглавляет ее небезызвестная Наталья Поклонская.

Последний способ борьбы с конфликтом интересов называется превентивным. Государственный служащий обязуется отказаться от доли в капитале частной компании. Известно, что закон запрещает депутатам и сенаторам заниматься предпринимательством.

Система ограничений и запретов

В Законе закрепляется ряд обязанностей для крупных государственных служащих. Согласно статье 13.3, организации должны принимать меры по недопущению коррупции. Все способы борьбы можно поделить на профилактические и ликвидационные.

В ряд профилактических мер входит принятие кодексов профессиональной этики, определение антикоррупционных подразделений, сотрудничество с правоохранительными органами, недопущение конфликта интересов и многое другое. В область ликвидационных мер входят конкретные действия, представляющие собой борьбу с коррупционными проявлениями. Это регулирование возникшего конфликта интересов, увольнение лиц, нарушивших закон, а также борьба с последствиями взяточничества и превышения полномочий.

Разъяснение законодательства о противодействии коррупции

9 декабря провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН международным днем борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.

В Российской Федерации основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней закреплены в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ).

Статья 1 Закона № 273-ФЗ дает определение понятию коррупция путем перечисления примерных противоправных действий, которые характеризуются основным признаком коррупции – незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам государства и общества, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление выгоды указанному лицу другими лицами.

Согласно ст. 3 Закона № 273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  5. комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Статья 6 Закона № 273-ФЗ называет меры по профилактике коррупции. При этом необходимо подчеркнуть, что речь идет только об основных мерах, посредством применения которых осуществляется профилактика коррупции.

Среди предусмотренных мер:

  1. формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  2. антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
  3. устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
  4. повышение оплаты труда и соцгарантий государственным и муниципальным служащим
  5. создание механизмов общественного контроля за работой органов власти;
  6. внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении и др.

В целях противодействия коррупции Законом № 273-ФЗ ужесточены требовании к государственным служащим. Так, согласно ст. 9 указанного закона, Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Невыполнение государственным или муниципальным служащим данного требования является правонарушением, и влчет увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со ст. 8 Закона № 273-ФЗ государственные служащие обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений влечет увольнение государственных гражданских служащих или муниципальных служащих с государственной гражданской службы или муниципальной службы соответственно.

В целях предотвращения конфликта интересов, согласно ст. 11 Закона № 273-ФЗ, в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В заключении необходимо отметить, что лица, совершившие коррупционные правонарушения несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Межрайонный прокурор
Н.Г. Батищев

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Закон о коррупции: краткое содержание и последние изменения

Эпизод, когда Петр I жестоко бьет Меньшикова за некачественное сукно, запоминается силой и экспрессивностью. Да, и в России прежних лет государственные служащие не всегда честно исполняли свои обязанности, а проще говоря, запускали руки в государственную казну ради собственной выгоды. Ну а уж если совсем просто – воровали.

Для тех, кто еще не понял, о чем мы будем говорить в сегодняшней статье, поясняем: дорогие друзья, речь в ней пойдет о коррупции, существовавшей, как мы видим, задолго до современной Руси, однако не искорененной до сих пор.

Между тем в 2008 году в Российской Федерации был принят федеральный закон о коррупции под номером 273. В чем его смысл, насколько он эффективен, какова ситуация сегодня? Попробуем ответить на эти вопросы.

Как все начиналось

В начале 21-го века серьезное внимание на проблему коррупции обратили в мировом сообществе. Настолько серьезное, что Организация Объединенных наций выработала Конвенцию, направленную на борьбу с этим явлением, охватившим, по мнению создателей документа, все страны мира.

Члены ООН заявили в Конвенции о том, что каждая страна в мире бороться с коррупцией не просто может, а обязана. Российская Федерация документ подписала (в декабре 2003 года), после чего – в марте 2006 года – ратифицировала.

В 2008 году по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева Государственная Дума и Совет Федерации одобрили новый закон. Начиная с 2011 года, в него вносили изменения и дополнения. Последняя редакция закона датирована 28 июня 2017 года, в нее вошли изменения, принятые в апреле того же года.

Порча, подкуп, а иначе – коррупция

Закон о коррупции играет важную роль в жизни общества. Поэтому хотя бы кратко, но необходимо остановиться на его содержании. Итак.

  • Во-первых, в законе дается определение такого понятия, как коррупция. По существу, это все те же мздоимство и лихоимство, существовавшие на Руси, но в современном изложении. Взятка, использование служебного положения во зло, извлечение из него всяческих выгод в виде денег, имущества и других ценностей – все это коррупция.
  • Во-вторых, документ включает в себя 14 статей. В их числе раздел по противодействию и профилактике явления. Отдельная статья посвящена международному сотрудничеству нашей страны по борьбе со злом в виде коррупции; в законе отражается, какую роль в борьбе играют Президент РФ, Федеральное Собрание, Генеральный прокурор, Счетная палата, правительство, органы федеральной, региональной и муниципальной власти.
  • В-третьих, большое внимание в документе уделяется государственной службе, а конкретно госслужащим и муниципальным служащим. Именно этот документ вменил в обязанность лицам, замещающим эти должности, предоставлять сведения о доходах и имуществе, причем не только своих, но и супруги (или супруга), а также несовершеннолетних детей. Говоря об обязанности предоставлять так называемую декларацию, нельзя не упомянуть: отказ от ее предоставления служит основанием отказать соискателю в приеме на работу, то есть на службу.

Один из интересных моментов закона – необходимость сообщать в соответствующие органы (в прокуратуру, работодателю и др.), если, к примеру, кто-то предлагает госслужащему взятку. В документе это называется «склонение к совершению коррупционных правонарушений». В случае неисполнения этого пункта, человека могут уволить, в случае исполнения – закон обещает защиту.

Есть профилактика – нет проблемы

По существу, профилактика – это ряд мер, которые необходимо проводить, чтобы проблема не возникала. В вопросах борьбы с коррупцией профилактика особенно важна. В законе четко говорится, что нужно делать, чтобы преодолеть это явление.

Всего выделено 6 пунктов. В их числе формирование в обществе непримиримого отношения к коррупции, обязательная экспертиза всех актом органа власти – будь то федеральный или муниципальный.

На практике приходилось встречать много документов муниципального уровня, например постановлений главы города – о выделении земли, о проведении благоустройства и т. д. Эти документы обязательно включают в состав экспертизу на предмет коррупционной составляющей. Такая же процедура с принятием документов городским Советом депутатов – вариант без экспертизы не допускается.

К профилактическим мерам относят предоставление сведений о доходах государственными и муниципальными служащими, о чем мы уже говорили, и контроль, который осуществляется с привлечением общественности и парламента.

Еще более подробно в законе расписано, что должны делать государственные органы, чтобы эффективно противодействовать данному явлению.

2017 год: что нового?

Последние изменения в закон о коррупции были внесены в апреле 2017 года. Согласно им, государственным и муниципальным служащим теперь можно быть членами различных организаций, например, садоводческих, гаражных и др. кооперативов, а также товариществ собственности недвижимости.

Глава региона теперь обязан проверять сведения, которые предоставляют муниципальные служащие, на предмет полноты информации и ее достоверности. Содержится и еще ряд изменений, касающихся сотрудников органов внутренних дел, и тех, кто поступает в некоторые высшие учебные заведения.

Точка не поставлена

Точка в деле борьбы с коррупцией, конечно же, не поставлена – ни в мировом сообществе, ни в России. Сегодня это одна из самых актуальных проблем современности. Не случайно в нашем государстве помимо упомянутого закона выходят Указы Президента на антикоррупционную тему; о необходимости противодействия коррупции В. В. Путин не раз говорил в обращении к Федеральному собранию и т. д. Тем не менее ситуация остается острой.

В поиске эффективных мер неплохо было бы обратиться к опыту Советского Союза, в котором несмотря на отдельные эпизоды говорить о засилье коррупции не приходилось. На заре советской власти борьба с коррупцией была очень жесткой – причастных к ней лиц расстреливали. Многие историки считают, что в эпоху Сталина данное явление вообще сошло на нет.

В более поздние времена – Хрущева и Брежнева – почва для таких преступлений существовала, но борьба с коррупционерами велась активно. Можно вспомнить «рыбное дело», когда к ответственности было привлечено более 5 тысяч человек, многие сняты с должности, многие получили реальный срок за преступления.

Сегодня коррупционные скандалы не редкость. Ряд чиновников в последние годы лишился своих должностей. Однако в целом говорить о коренном переломе в борьбе пока рано. И если содержание закона о коррупции вопросов не вызывает, строгое его соблюдение обеспечивается не всеми и не всегда. Так что борьба продолжается.