Консультации для родителей зеленый мир на окне

Автор: | 04.08.2019

Консультации для родителей зеленый мир на окне

Горбань М.Н. воспитатель Д/С №17
г.Алексеевка Белгородской области

Земное царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к себе интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержаться в доме.

Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зелёный цвет и тот бывает неодинаков у разных растений (предложить сравнить тёмную зелень кливии со значительно более светлыми её тонами у бальзамина или хлорофитума.) Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков имеется на листьях декоративных растений.

Декоративность растений образуется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения. Эту красоту замечает и видит взрослый человек, её приближает к нему его развитое дифференцированное восприятие. Прямо противоположно состояние ребёнка -он, как правило, не замечает изящества и красоты растений в силу особенностей своего ещё недостаточно развитого взора, протекающего от слитности и нерасчлененности восприятия.

Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом притягивает.

На базе познания у дошкольника начнёт формироваться отношение — важный аспект нравственно-эстетического становления человеческой личности.

Одним из видов практической деятельности ребёнка является его участие в непосредственном уходе за растениями. Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребёнка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Консультация (старшая группа) по теме:
Зеленый мир на окне

Зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнёт вызывать к себе интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

  • Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, как жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы.
  • Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли, сначала вместе с взрослым, а затем и самостоятельно, дошкольник сможет оказать действенную помощь друзьям.
  • Наблюдение за комнатными растениями и их периодическое рассматривание необходимо сочетать с практической деятельностью ребёнка. Одним из видов может быть рисование. Дошкольники любят рисовать вместе с взрослым. Старший рисует и непринуждённо поясняет, показывает ребёнку, на что следует обратить внимание, какой формы листья, как они расположены, где цветы, какого они размера. Результат, каким бы он ни получился, обязательно удовлетворит малыша.
  • Одним из видов практической деятельности ребёнка является его участие в непосредственном уходе за растениями. Путь здесь такой: от действий, производимых совместно с взрослыми — к действиям самостоятельным; от примитивных — к всё более усложняющимся трудовым операциям; от разовых поручений — к систематическим и целенаправленным делам, требующим регулярного, а не случайного участия, понимания смысла и своевременности своих действий.

Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Предварительный просмотр:

Зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнёт вызывать к себе интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

  • Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, как жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы.
  • Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли, сначала вместе с взрослым, а затем и самостоятельно, дошкольник сможет оказать действенную помощь друзьям.
  • Наблюдение за комнатными растениями и их периодическое рассматривание необходимо сочетать с практической деятельностью ребёнка. Одним из видов может быть рисование. Дошкольники любят рисовать вместе с взрослым. Старший рисует и непринуждённо поясняет, показывает ребёнку, на что следует обратить внимание, какой формы листья, как они расположены, где цветы, какого они размера. Результат, каким бы он ни получился, обязательно удовлетворит малыша.
  • Одним из видов практической деятельности ребёнка является его участие в непосредственном уходе за растениями. Путь здесь такой: от действий, производимых совместно с взрослыми — к действиям самостоятельным; от примитивных — к всё более усложняющимся трудовым операциям; от разовых поручений — к систематическим и целенаправленным делам, требующим регулярного, а не случайного участия, понимания смысла и своевременности своих действий.

Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.

Земное царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к себе интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнат.

Консультация для родителей «Зеленый мир на окне».

Консультацию можно поставить для родителей.

Консультацию можно использовать для родителей.

Растения статичны и , на неопытный взгляд малыша безжизненны. Задача взрослых показать своебразие и тайны их жизни, их красоту, ради которых они содержаться в доме.

Консультация на тему:
«Зеленый мир на окне»

Консультация для родителей

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.

Земное царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к себе интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнат.

Зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнёт вызывать к себе интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комна.

Консультация для родителей «Зеленый мир на окне».

Консультацию можно поставить для родителей.

Консультацию можно использовать для родителей.

Растения статичны и , на неопытный взгляд малыша безжизненны. Задача взрослых показать своебразие и тайны их жизни, их красоту, ради которых они содержаться в доме.

Консультация «Зелёный мир на окне»

Елена Жирнова
Консультация «Зелёный мир на окне»

Зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начинает вызывать к себе интерес ребенка, если взрослые члены семьи постепенного вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, и их красоту, ради которой они и содержатся в доме.

Приучают дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений,изящные линии ниспадающих стеблей у амельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих видов. Даже чисто зеленый цвет и тот бывает неодинаков у разных растений (сравните, к примеру, темную зелень кливии или аспидистры со значительно более светлыми её тонами у бальзамина и хлорофитума).

Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Надо научить ребёнка с малых лет не только замечать,но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений.

Умение рассматривать растения, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния — это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка.

Приобщаясь к зелёному саду на окне, ребёнок постигает тайны жизни и ее проявления. Учиться отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения», не путать бурно растущее растение с погибающим. Таким образом, вместе со взрослым наблюдая за комнатными растениями ребёнок научится распознавать, где окраска растений бледная, а где она достаточно насыщенная, где стебель тянется к свету, а где он растёт нормально, где регулярно появляются новые побеги и листья, а где они «стоят на месте». При систематическом общении с растениями ребёнок делает для себя открытие, что внешние показатели: цвет, форма, размер и пр. — это, прежде всего показатели степени благополучия растений, то есть обеспеченности его необходимыми условиями.

Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сначала вместе с взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник сможет оказывать действенную помощь зелёным друзьям. Таким образом, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Как же должны поступать семьи, чтобы при наличии комнатных растений можно было решать различные задачи в воспитании ребенка дошкольного возраста?

Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Взор ребенка привлекают яркие образы и быстрая смена событий. Этими особенностями ему следует воспользоваться: они помогут ему заняться поливкой растений. Взрослый, поливая, умышленно ничего не говорит о цветах. Сейчас ребёнку надо показать лишь интересные действия с водой. Мать или отец поливает, а ребёнок смотрит. При этом его внимание обращено на то, куда девается вода, как она появляется на поддоне.

Затем он спрашивает у ребенка, хочет ли он, чтобы он купили лейку, из которой он будет поливать.

И вот маленькая, красивая леечка дома. Предложите ребенку сразу же налить неё воды — пусть та постоит и согреется. Следующую поливку делайте вместе, из двух леек. Взрослый, поливая растения, следит за ребёнком, помогает ему. В конце поливки он задаёт ребенку серьезный вопрос:

-А зачем мы поливаем растения? Не следует спешить с ответом — пусть ребёнок удивится, подумает, посмотрит на цветы, выскажет вам всё (даже, может быть, и нелепые) свои предположения. Только после этого взрослый объясняет, что растения живые, они пьют воду и растут, становится красивыми.

Ребёнок внимательно рассматривает растения, а взрослый не торопит его, не спешит с показом — пусть ребёнок сам остановит на чём-то взор,спросит, удивиться. Видя, что наблюдательность ребенка иссякает, взрослый спрашивает, какое же растение ему больше всех понравилось. После того как он покажет, взрослый должен поддержать его интерес, сказав как оно называется, какие у него красивые листья, цветы стебель и пр. В заключение оба заполняют лейки водой, вытирают капли и лужицы на подоконнике. Взрослый может пояснить, что воду всегда надо наливать заранее: растение не любит холода, а от тёплой воды они лучше растут. Так у ребёнка начинает пробуждаться осмысленная наблюдательность и формироваться знание трудовых действий взрослого, ухаживающего за цветами, и в его сознании устанавливаются связи между уходом за растениями и их состоянием, красотой.

Нельзя, чтобы остался без внимания маленьких детей период цветения. Цветущие растения, особенно в холодное время года, как нельзя лучше украшают жилище, радуют взор, создает хорошее настроение. Надо научить ребёнка замечать эту красоту. Привычный взгляд взрослого остановится на бутонах ещё в зародышевом состоянии. Но не следует спешить их показывать детям: без опыта они не в состоянии представить, что это начало будущего цветка. А вот когда бутоны будут крупными, незадолго до распускания, ребенка 5 -6 лет следует подвести к растениям и предложить ему внимательно посмотреть — не появились ли что-то необычное.

Дошкольник 5 — 6 лет, уверенный в своих достижениях, глубже воспринимает окружающее — его труд по уходу за растениями может быть сложнее. Он может действовать не только одновременно со взрослыми, но и самостоятельно, без непосредственного надзора. Но это не означает бесконтрольность. Именно своевременный и правильный контроль взрослого способствует закреплению успехов ребенка в приобретении трудовых и нравственных навыков. Мать и отец периодически дает поручения сыну или дочери: «Осмотри землю в горшках и реши, надо ли поливать растения. Полей цветы, и наполни лейки водой и поставь их на место, помой поддоны». Ребёнок выполняет их самостоятельно, а взрослый через некоторое время проверяет его действия. При этом дошкольник должен услышать от него о результатах контроля, то есть получить оценку своего труда. Например: я посмотрела, ты всё правильно в некоторых горшках земля уже сухая — и её надо полить, в других еще влажная — поливать не стоит! А можно и так: я хотела поддоны поставить уже под цветы, а ты, оказывается, их ещё не вымыл. Ты ведь не забыл, конечно?

Время от времени взрослый и дошкольник трудятся вместе. В эти моменты следует показать новые приемы. Например, как и какие растения надо мыть под душем, у каких следует протирать листья мокрой тряпкой, а какие надо очищать от пыли кисточкой, как палочкой рыхлить землю в горшках. В такие моменты из разговора со взрослым ребёнок приобретает новые знания: растениям нужен свет, который они поглощают листьями (поэтому они должны быть чистыми). Растениям нужна не только вода, но воздух — землю надо рыхлить. Их надо пересаживать в новую питательную почву и т. д.

Очень занимательным делом для дошкольника является выращивание растений. Его могут практиковать и те семьи, который не содержат комнатных растений. Выращивать следует то, что растёт быстро «прямо на глазах» у ребёнка: лук, корнеплоды, картофель. Луковица, посаженная в банку с водой, быстро дает корни, а затем зелень. Роль взрослого том,чтобы дать малышу луковицу и показать, каким концом и как посадить её в банку, но и в том, чтобы приохотить его к систематическим наблюдениям и помочь ему осмыслить их.

Успешнее всего это получается, если взрослый регулярно проводит вместе с ребёнком наблюдения один раз в неделю. Недельный интервал позволяет обнаружить очевидные изменения луковицы. Каждый раз следует не только наблюдать, но и зарисовывать луковицу такой, какой она есть в данный момент. Рисунки дают возможность сравнить предыдущее состояние растений с настоящим и тем самым установить, что и как изменилось. Рост и развитие растений совершается относительно медленно, и дошкольнику не владеющему временными представлениями, трудно определить, как долго растет луковица. Ему можно помочь, если под каждым рисунком, на котором она запечатлена, изобразить полоску времени – неделю. Для ребенка это не только сложно, но и увлекательно: должно быть 7 одинаковых квадратиков (7 дней недели). Каждый квадрат ребёнок раскрасит «своим» цветом: понедельник — фиолетовым, вторник — синим и так далее. До воскресенья, которое принято закрашивать красным цветом. Таким образом, за месяц у ребенка получится 5 рисунков, на которых образно и конкретно будет показано как менялась луковица в течение месяца по мере своего роста и развития.

Старшего дошкольника можно увлечь выращиванием растений из семян. Предложить ему разложить на мокрой тряпочке крупные семена фасоли, гороха, огурцов. Пусть он прикроет их сверху тоже мокрой тканью и следит ежедневно, чтобы она не высохла. Вскоре семена набухнут, увеличатся в размере, появится отростки: один — начало корня, другой — начало стебля.

Посадив в землю пророщенные семена, ребёнок может наблюдать, как появляются росток, семядольные листочки, основные листья и так далее. Ну,а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка — сущий праздник и награда за его терпение и труд.

Дошкольник, прошедшей домашнюю школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа. Он сумеет вырастить 1 сентября подарок школе — комнатное растение. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые серьезные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

«Зеленый мир на окне». Фотоотчет по оформлению огорода на окне «Зеленый мир на окне». Фотоотчет по оформлению огорода на окне. Весна! Природа оживает, прилетают птички, светит и греет солнышко, оживает.

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Мир в моем окне» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Мир в моём окне» Составила воспитатель МБ ДОУ д/с.

Консультация для педагогов «Волшебный мир — театр» Волшебный мир- театр. Театр- это волшебный край, В котором ребенок радуется, играя, А в игре он познает мир! Каждый ребенок с первого.

Консультация для педагогов «Мир, в котором я живу» «Мир в котором я живу Лаборатория «любознательных гномов» у нас есть, Всего здесь и не перечесть:сита,колбы и весы, Микоскопы не для.

Консультация для родителей «Волшебный мир книги» [h3Консультация для родителей: «Волшебный мир книги.» Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Потому, что она дает.

Консультация для родителей «Раскрась мир…» Заметили, что ребёнок рисует, что-то шепчет себе под нос? Откройте для него прекрасный мир искусства! Дайте ребёнку возможность погрузиться.

Консультация «Войди в мир искусства» Консультация » Войди в мир искусства» Чтобы познакомить ребёнка дошкольника с экспозиции Третьяковской галереи не так уж необходимо экскурсия.

Художественно-творческий краткосрочный проект «Мир в твоем окне» Тип проекта: художественно-творческий, краткосрочный. Участники: воспитанники ДОУ «Зыковский детский сад», педагоги, специалисты, родители.

Проект по экологии в подготовительной группе «Зелёный мир» Вид проекта – исследовательско-творческий. Срок реализации проекта – 1 неделя. Участники проекта – дети подготовительной группы, воспитатель,.

Консультация «Услышать мир ребенка!» Ребенок — это постоянно растущий и развивающийся организм, творение Бога и в каждой семье появление Малыша является долгожданным чудом,.

Познавательно-исследовательский проект «Веселый огород»

Актуальность

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям.

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.

Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана!

Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания «Огорода на окне».

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Срок реализации проекта: февраль, март, апрель (краткосрочный).

Цель проекта: Создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

Задачи:

  • формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
  • расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
  • привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
  • развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Предполагаемые результаты:

  1. У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
  2. Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
  3. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
  4. Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
  5. Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
  6. Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.

Взаимодействие с родителями.

Цель: Создать условия заинтересованного включения родителей в познавательную деятельность.

Ход проекта

I этап – Подготовительный

1) Выбор темы

Во время работы в природном уголке дети замечают стаканчик с семенами, и тут же у них возникает вопрос: «Что это за семечки?». Мой ответ, что это семена, с помощью которых можно вырастить целый огород, например на нашем окне, очень удивил детей. Возникло обсуждение между детьми по вопросу: «Как посадить эти семечки?» «Как можно вырастить урожай на нашем окне?» Отсюда и возникла тема огорода на окне «Огород на окне».

Были заданы вопросы:

  1. Урожай растет на земле;
  2. Урожай бывает разными: овощи, фрукты
  3. У растений есть листья.
  4. Растения растут на улице только летом.
  5. На даче выращиваем овощи.
  6. Из овощей варят суп.
  7. Овощи полезные.
    1. Где растут растения?
    2. Откуда берутся растения?
    3. Как посадить семечко?
    4. Как правильно ухаживать за растениями?
    5. Как появляются корешки?
    6. Из чего состоят растения?
  1. Спросить у родителей, бабушек, дедушек.
  2. Прочитать книжки.
  3. Рассмотреть иллюстрации с изображением растений.

На основе детских высказываний спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.

Возможные проекты

  • Создание коллекции семян.
  • Посев семян.
  • Фотовыставка «Здравствуйте, дети я лучок!».
  • Опыты, эксперименты «Лаборатория огородных наук».
  • Создание книжек – малышек.
  • Выращивание растений.

Изучив интересы детей, был проведен ряд мероприятий.

2) Мероприятия

  • Разработан перспективно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности.
  • Изготовление театра на фланелеграфе «Пых».
  • Изготовить алгоритмы ухода за растениями, дневник наблюдения за луком.
  • Изготовить героев инсценировки «Хороводная — Огородная».
  • Оформление уголка с дидактическими играми, коллекцией семян, книжками-самоделками, картотекой потешек. Сделать подборку стихов и загадок об овощах.
  • Обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование)
  • Разбивка огорода на подоконнике.
  • Изготовление табличек — указателей с названиями растений.

Работа с родителями

  • Родительское собрание «Участвуем в проекте «Весёлый огород».
  • Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
  • С помощью родителей собрать коллекцию семян.
  • Изготовление персонажей – Чучелка, Огородница.
  • С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек.
  • Изготовить страничку для книжки-малышки « Наш весёлый огород»
  • Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.

II этап – Исследовательский

  • Проведение мероприятий перспективного плана проекта (элементарные научные сведения) НОД по изучению культурных растений в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей (чтение художественной литературы, беседы, игровые обучающие ситуации, ситуативные разговоры, рассказы, образовательные ситуации, рассматривание репродукций, составление рассказов, пересказы). Приложение 1.
  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных растений. Дети наблюдали за ростом растений, проводили эксперименты и опыты с последующим фиксированием результатов.
  • Отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей. Приложение 2. фото
  • В процессе реализации проекта были использованы разные виды игр с детьми: дидактические, настольные, строительные, театрализованные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, игры драматизации.Приложение 3. фото

1) Реализация проекта

Мини-проект «Все начинается с семечка»

Роли: исследователи, изобретатели, дизайнеры.

Конечный продукт: Создание коллекции семян.

Действия вне детского сада: предложить родителям сходить с детьми в цветочный магазин и рассмотреть разнообразие видов семян.

Мини-проект «Путешествие внутрь грядки»

Роли: огородники, садоводы, исследователи.

Конечный продукт: Посев семян.

Действия вне детского сада: посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Рассмотреть иллюстрации с изображением грядок.

Мини-проект «Знакомьтесь, дети – я лучок!» совместно с родителями (дома посадить лук и украсить тару)

Роли: огородники, изобретатели, рассказчики, слушатели, дезайнеры, исследователи.

Конечный продукт: Выращенный лук, рассказы детей о проделанной дома работе. Фотовыставка.

Действия вне детского сада: предложить родителям поговорить с детьми о пользе лука для нашего организма. Как его употребляют люди.

Мини-проект «Лаборатория огородных наук» (в течение всего проекта)

Роли: лаборанты, исследователи

Конечный результат: в ходе опытов и эксперимента дети видели, как прорастает горох, боб, а так же сделали выводы о том, что необходимо растению, чтобы оно росло.

Действия вне детского сада: порекомендовать родителям дома посадить семечко для дальнейшего наблюдения за ним. Привлекать детей к ухаживанию за комнатными растениями.

Мини-проект «Создание книжек малышек» совместно с родителями (создать дома одну страничку с любимым овощем или фруктом)

Роли: создатели, исследователи, оформители, рассказчики, слушатели.

Конечный продукт: создание книжек-малышек «Что растет у нас на грядке», «Стихи про фрукты и овощи», «Загадки на грядках», Сказка репка.

Действия вне детского сада: предложить родителям дома рассмотреть дома книги, рассказав об их разнообразии (бывают книги со сказками, стихами, загадками).

Мини-проект «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»

Роли: садоводы, огородники, исследователи.

Конечный результат: Выращенные растения.

Действия вне детского сада: посоветовать родителям и другим родственника рассказать детям о том, как они выращивают овощи и фрукты на даче в огороде, какие инструменты им в этом помогают.

2) Презентация проекта

  1. Фотовыставка « Наш весёлый огород»
  2. Развлечение «В огород мы пойдем» Приложение 4.
    • Просмотр созданного видеоролика «Наш весёлый огород» Приложение 5.
    • Вручение дипломов за участие в проекте.

III этап – Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Результаты мониторинга по проекту «Наш весёлый огород»

Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.

Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.

Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Интереса нет или он ситуативен. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания ухаживать за растениями нет.

Первичная диагностика:

  • Высокий уровень – 7 детей (31%)
  • Средний уровень – 13 детей (56%)
  • Низкий уровень – 3 детей (13%)

Повторная диагностика:

  • Высокий уровень – 14 детей (61%)
  • Средний уровень – 8 детей (35%)
  • Низкий уровень – 1 ребенок (4 %)

Выводы: Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Использованная литература:

  1. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
  3. Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
  4. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
  5. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
  6. Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
  7. Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.
  8. Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
  9. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
  10. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»
  11. Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
  12. Сигимова М.Н. Познание мира растений.
  13. Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.
  14. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»
  15. Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»
  16. «Дошкольное образование» №16, 2001.
  17. Добро пожаловать в экологию. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  18. «Мы» программа экологического образования детей. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС.
  19. Азбука общения развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  20. Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.
  21. Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.
  22. Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко, – М.: Просвещение, 1985.