Коап подача жалобы

Автор: | 21.08.2019

Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

См. комментарии к статье 30.2 КоАП РФ

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Статья 30.2 КоАП РФ. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 30.2 КоАП РФ

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Комментарий к Статье 30.2 КоАП РФ

1. Данной статьей определены отдельные аспекты подачи и движения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае вынесения постановления о назначении административного наказания.

Необходимо понимать, что жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. В этом случае она немедленно направляется в принявший постановление по делу орган для выполнения требований ч. 1 ст. 30.2 КоАП или районный судья обращается с запросом об истребовании материалов дела к субъекту, рассмотревшему дело по существу, который в свою очередь обязан направить все имеющиеся у него материалы районному судье.

Когда жалоба ошибочно адресована суду, органу, должностному лицу, которые не уполномочены рассматривать данную жалобу, она передается по назначению судье, органу, должностному лицу, правомочным ее рассматривать в соответствии с положениями части 1 статьи 30.1 КоАП.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы (ч. 2 ст. 30.2 КоАП).

Так, КоАП не требует от подателя жалобы прилагать к ней какие-либо документы, в том числе уведомление о вручении жалобы административному органу; к форме и содержанию жалобы не предъявляются какие-либо требования, следовательно, она может составляться в произвольной форме (ст. 30.2 КоАП); рассмотрение жалобы может производиться без вызова органа, должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление; срок рассмотрения жалобы (ст. 30.5 КоАП) исчисляется лишь с момента поступления жалобы со всеми материалами дела об административном правонарушении, представление которых возлагается на орган, вынесший обжалуемое постановление (ст. 30.2 КоАП), и т.п.

2. В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (ч. 4 ст. 30.2 КоАП).

3. На основании Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 14.12.1995) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Российская газета. 1993. 12 мая; 1995. 26 декабря) к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

4. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП).

5. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы (см. комментарий к статье 3.12 КоАП).

Другой комментарий к Ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Установление общего порядка подачи жалобы через судью, орган, должностного лица, которыми вынесено постановление, направлено на обеспечение прав участников производства по делу об административном правонарушении. Факт подачи жалобы обязывает указанных лиц в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Как вытекает из смысла и содержания данной статьи, подача жалобы в арбитражный суд осуществляется в соответствии с правилами, установленными АПК. Так, согласно ст.106 АПК вопрос о принятии искового заявления к производству арбитражного суда судья решает единолично. В ч.2 ст.106 АПК установлено правило, обязывающее судью принять к производству арбитражного суда исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных законом. О принятии искового заявления судья выносит определение.

2. Сокращенный срок направления жалобы предусматривается в связи с постановлением о назначении административного наказания в виде административного ареста. В этом случае жалоба подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Очевидно, сокращенный срок обусловлен видом административного наказания, связанного с изоляцией от общества.

3. КоАП РФ не запрещает заинтересованным лицам подавать жалобу непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать. Это право лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя.

4. Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток. В этом случае выносится определение о передаче дела по подведомственности.

Вопрос о подведомственности жалобы арбитражному суду решается судьей арбитражного суда при принятии искового заявления. Практика показывает, что судьи в этом вопросе допускают немало ошибок. Это обусловлено прежде всего тем, что в ст.22 АПК, устанавливающей подведомственность дел арбитражному суду, обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях, прямо не указано. Здесь необходимо исходить из положения, установленного ч.3 ст.30.1 КоАП РФ.

5. Согласно КоАП РФ граждане, административные органы и должностные лица освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Поэтому суд не должен обязывать лицо, обжаловавшее постановление по делу об административном правонарушении, оплачивать государственную пошлину или оставлять жалобу без движения по мотивам неуплаты государственной пошлины.

Как видно, иной порядок установлен АПК. Подача жалобы в арбитражный суд облагается государственной пошлиной (ст.104). Документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, является платежное поручение либо квитанция банка. В платежных документах должны быть указаны реквизиты, свидетельствующие о зачислении суммы пошлины в доход федерального бюджета РФ и подтверждающие уплату ее именно по тому делу, к которому документ приобщен.

Порядок и сроки подачи жалобы на постановление и (решение) по делу об административном правонарушении в области дорожного движения

Какой порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу, предусмотрен КоАП? Может ли такая жалоба быть подана непосредственно в вышестоящий суд, уполномоченный ее рассматривать?

По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 30.2 КоАП, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается через субъект административной юрисдикции (судью, орган или должностное лицо), вынесший такое постановление. Поступившая жалоба должна быть в течение 3 суток направлена вместе со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, которым она адресована. Жалобы на постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста подлежат направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

В то же время, как следует из содержания ч. 3 ст. 30.2 КоАП, правило о подаче жалобы через субъект административной юрисдикции, рассмотревший дело по существу, не исключает возможность непосредственного обращения с такой жалобой в суд, вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. Эта позиция КоАП принципиально отличается от ГПК РФ и УПК РФ, в которых возможность подачи апелляционной и кассационной жалоб непосредственно в вышестоящий суд не предусмотрена.

Если жалоба на постановление по делу поступила одновременно в суд и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то такую жалобу обязан рассмотреть судья.

В каких случаях предусмотрено однократное, а в каких – двукратное судебное обжалование постановления по делу об административном правонарушении до вступления его в законную силу?

Порядок судебного обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях и вступления их в законную силу зависит от того, каким органом (судебным или несудебным) было вынесено постановление. Исходя из этого можно выделить два варианта судебного обжалования:

однократное судебное обжалование – если дело рассматривалось судьей суда общей юрисдикции, то его постановление может быть обжаловано только в вышестоящий суд; возможность обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда по жалобе на постановление по делу в КоАП не предусмотрена, поэтому решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения;

двукратное судебное обжалование – если дело рассматривалось несудебным органом, должностным лицом, то соответствующее постановление может быть обжаловано сначала в районный, а затем в вышестоящий суд.

Причем в последнем случае общее количество инстанций для обжалования может увеличиваться в зависимости от того, подавалась ли административная жалоба в вышестоящий орган.

Таким образом, до вступления постановления в законную силу предусмотрено как минимум одно судебное обжалование. В основе данного подхода лежит принцип двукратного прохождения дела по судебным инстанциям, сформулированный в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.05.1999 N 9-П “По делу о проверке конституционности части второй статьи 266 и пункта 3 части первой статьи 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан Е.А. Арбузовой, О.Б. Колегова, А.Д. Кутырева, Р.Т. Насибулина и В.И. Ткачука”.

Какой срок подачи жалобы (принесения протеста) на постановление по делу об административном правонарушении в области дорожного движения установлен в КоАП?

По общему правилу, установленному в ст. 30.1 КоАП, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 КоАП, может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как исчисляется срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении?

Момент начала и окончания срока обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях определяется в соответствии со ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой порядок исчисления процессуальных сроков в производстве по данным делам аналогичен порядку исчисления процессуальных сроков в гражданском судопроизводстве (ч. 3 ст. 107, ст. 108 ГПК РФ).

В соответствии с указанной статьей Кодекса началом отсчета срока обжалования необходимо считать день, следующий за датой вручения или получения копии постановления, а моментом его окончания – 24 ч. последнего 10-го дня срока. Если окончание срока приходится на нерабочий или праздничный день, то последним днем срока будет являться первый следующий за ним рабочий день. Все иные нерабочие дни из срока обжалования не исключаются.

Как определяется начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении? Какие особенности, связанные с исчислением данного срока, предусмотрены в отношении протестов прокурора?

Как следует из системного толкования норм ч. 1 ст. 30.3 и ч. 2 ст. 29.11 КоАП, начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его защитником, законным представителем, а также потерпевшим и его представителем не зависит от того, кто именно обращается в суд с жалобой, и определяется днем получения копии такого постановления лицом, в отношении которого оно вынесено.

Если копия постановления по делу об административном правонарушении не вручена лицу, привлекаемому к административной ответственности, непосредственно в день рассмотрения дела в виду неявки указанного лица в судебное заседание или отсутствия его в зале суда на момент оглашения постановления, то копия постановления должна быть направлена вышеупомянутому лицу по почте заказным почтовым отправлением. В этом случае срок обжалования постановления по делу будет исчисляться не со дня его вынесения, а со дня получения его копии лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Гораздо сложнее определить начало течения срока опротестования постановления по делу об административном правонарушении прокурором. Основные трудности, которые здесь возникают, связаны с отсутствием единообразного понимания того, с какого момента необходимо исчислять данный срок – с момента получения копии постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, либо прокурором. Так, некоторые судьи считают, что по смыслу ч. 1 ст. 30.10 КоАП во взаимосвязи с ч. 1 ст. 30.3 КоАП отсчет срока на обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении должен дифференцироваться в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права. На этом основании делается вывод о том, что срок опротестования необходимо исчислять с момента получения копии постановления прокурором.

Определенная логика в этом имеется, если учесть, что согласно ст. 29.10 КоАП судья, орган или должностное лицо, рассмотревшие дело по существу, даже не обязаны направлять прокурору копию постановления. Однако при всей привлекательности данной точки зрения ее нельзя признать правомерной, поскольку дифференциация срока обжалования и опротестования в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права, может привести к тому, что в порядке главы 30 КоАП прокурор принесет протест на постановление по делу об административном правонарушении, которое в действительности уже вступило в законную силу, так как уже давно получено лицом, в отношении которого оно вынесено, и исполнено им.

С учетом сказанного не представляется возможным признать право прокурора на принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении с момента получения им копии соответствующего постановления и тем самым расширительно истолковать положение части 1 ст. 30.3 КоАП. В этом смысле формулировка анализируемой статьи не совсем удачна. В ней явно не хватает прямого указания на то, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Вместе с тем такое положение закона не совсем оправданно, так как возникновение права на опротестование постановления по делу оказывается никак не связано с тем, когда прокурор узнал о наличии постановления, лежащего в основе данного права. Кроме того, совершенно очевидно, что предоставление прокурору полномочия приносить протест на постановления по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, независимо от его участия в деле, становится абсолютно неэффективным и нерациональным, поскольку уложиться в 10-дневный срок подачи протеста со дня получения копии постановления лицом, правомочным обратиться с жалобой, можно только в том случае, если дело было возбуждено постановлением прокурора и гражданин присутствовал при рассмотрении дела.

С какого дня следует исчислять срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом, и (или) решения вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление?

Согласно ст. 30.9 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд в сроки, предусмотренные ст. 30.3 КоАП, т.е. в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения вышестоящего органа.

Таким образом, в случае последовательной подачи административной жалобы в несколько вышестоящих органов срок судебного обжалования будет исчисляться со дня вручения или получения копии последнего решения по жалобе. Следовательно, с момента вручения лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии постановления по делу об административном правонарушении и до момента обращения его в суд с жалобой на это постановление может пройти достаточно длительный срок. Все будет зависеть от общего количества вышестоящих инстанций, в которые подавалась административная жалоба.

С какого момента постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если копия такого постановления, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, возвращена в орган, должностному лицу или судье, с отметкой на почтовом извещении об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения?

Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Порядок пересылки почтовых отправлений регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221. В частности, в п. 22 Правил закреплено, что на почтовых отправлениях отправителем должны быть указаны точные адреса отправителя и адресата. Это дало основание Верховному Суду РФ прийти к выводу, что выполнение требований данных Правил свидетельствует о принятии органом (должностным лицом или судьей), вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, а также органом почтовой связи всех необходимых мер по направлению и надлежащему вручению лицу копии постановления.

Рассуждая таким образом, в Обзоре судебной практики за I квартал 2010 г. Верховный Суд РФ указал следующее: если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная лицу, привлекаемому к административной ответственности, по почте заказным письмом, не была вручена ему по причине отсутствия данного лица либо уклонения его от получения почтового отправления, то днем вступления постановления в законную силу будет считаться дата возвращения его копии в орган, должностному лицу или судье, вынесшим соответствующее постановление, указанная на почтовом отправлении.

Позднее Верховный Суд РФ уточнил свою позицию по данному вопросу и в п. 29.1 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 (в ред. от 19.12.2013) разъяснил, что такое постановление вступает в законную силу по истечении 10 суток после даты поступления (возвращения) в суд его копии.

Возможно ли сокращение или продление судьей срока обжалования (опротестования) постановления по делу об административном правонарушении?

Срок подачи жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении установлен законом и не может быть сокращен либо продлен судом. Однако если указанный срок пропущен, то по ходатайству лица, подавшего жалобу, он может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП).

На какой стадии производства по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно быть разрешено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования и каким образом это процессуальное действие судьи должно быть оформлено?

Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении не является пресекательным и в случае его пропуска может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу. Вопрос о восстановлении данного срока подлежит разрешению судьей, правомочным рассматривать жалобу по существу. Это особенно важно подчеркнуть, если учесть, что по общему правилу жалоба подается в суд через тот орган, должностное лицо или судью, которые вынесли постановление по делу. Системное толкование норм, содержащихся в ч. 2 ст. 30.2 КоАП и ч. 3 ст. 30.4 КоАП, позволяет прийти к выводу, что такое ходатайство, поданное одновременно с жалобой, может быть разрешено как на стадии подготовки жалобы к рассмотрению, так и в ходе рассмотрения жалобы по существу. Все будет зависеть от того, указаны ли в ходатайстве причины пропуска данного срока и приложены ли к нему доказательства, подтверждающие уважительность таких причин. При этом решение об отклонении данного ходатайства должно приниматься в форме отдельного процессуального документа – определения, в то время как в случае его удовлетворения вынесение соответствующего определения не является обязательным. Однако в этом случае вывод судьи о причинах пропуска срока и о том, что он подлежит восстановлению, должен быть отражен в итоговом решении по делу. Таким образом, если судья приступил к рассмотрению жалобы, но определение об отказе в восстановлении пропущенного срока обжалования не вынес, то этот срок считается восстановленным и прекратить производство по жалобе по мотиву пропуска указанного срока он не вправе.

Данное положение заслуживает особого внимания, поскольку до сих пор встречаются случаи, когда приняв жалобу к производству и рассмотрев дело по существу, судьи выносят определения о прекращении производства по жалобе в связи с истечением срока обжалования либо отказывают в удовлетворении жалобы по данному основанию.

Какое процессуальное решение должен принять судья вышестоящего суда, если жалоба на постановление и (или) решение по делу об административном правонарушении подана с пропуском установленного в ч. 1 ст. 30.1 КоАП срока обжалования и не содержит ходатайства о его восстановлении? Вправе ли судья, уполномоченный рассматривать жалобу, восстановить данный срок по своей инициативе?

В случае истечения срока обжалования и при отсутствии ходатайства о его восстановлении жалоба возвращается лицу, ее подавшему, простым письмом с разъяснением указанному лицу его права обратиться в суд с соответствующим ходатайством. Восстановить пропущенный срок по своей инициативе судья не вправе, поскольку КоАП это не предусмотрено.

На стадии принятия жалобы к производству такая жалоба подлежит возвращению лицу, ее подавшему. Если же указанное обстоятельство будет выяснено только в ходе судебного заседания, то производство по жалобе должно быть прекращено. При этом и в одном, и в другом случае выносится определение, которое может быть обжаловано в вышестоящем суде как препятствующее дальнейшему движению дела.

Подлежит ли обжалованию определение об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении? Если да, то кто и в каком порядке должен рассматривать такую жалобу?

КоАП не предусматривает права лица, обратившегося с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, обжаловать определение об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования. Данное право конституируется судебной практикой по инициативе Верховного Суда РФ, справедливо полагающего, что невозможность обжалования такого определения приводит к нарушению гарантированного Конституцией РФ права на судебную защиту, так как препятствует дальнейшему движению дела (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Вместе с тем в практическом плане вопрос об обжаловании подобных определений до сих пор окончательно не решен, поскольку, подтвердив право на их обжалование, Верховный Суд РФ ничего не сказал о порядке его реализации. Представляется, что, как и в случае с иными определениями, препятствующими дальнейшему движению дела, пробел, возникший в правовом регулировании в связи с признанием возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока на обжалование, может быть восполнен на основе процессуальной аналогии главы 30 КоАП, использование которой позволит обеспечить основные гарантии прав лица, привлеченного к административной ответственности.

Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

СТ 30.2 КоАП РФ

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Комментарий к Ст. 30.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья определяет порядок подачи жалобы на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, указанных в п. п. 1 — 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП, а также на постановление о назначении административного наказания.

Допускается подача жалобы непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, которые должны в этом случае истребовать необходимые материалы и рассмотреть жалобу.

2. Комментируемая статья устанавливает общий срок направления жалобы и всех документов лицу, уполномоченному на ее рассмотрение, равный трем суткам, со дня поступления жалобы. Кроме этого, установлен и сокращенный срок направления в вышестоящий суд жалобы на постановление судьи о назначении административного ареста или административного выдворения (в день получения жалобы). В сочетании с суточным сроком рассмотрения таких жалоб (ч. 3 ст. 30.5 КоАП РФ) и оперативным доведением решения по жалобе до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление (ч. 3 ст. 30.8 КоАП РФ), эти меры призваны обеспечить быструю проверку законности и обоснованности применения данных видов административного наказания, что согласуется с общеконституционными ценностями.

Учитывая необходимость принятия оперативных мер, связанных с исполнением административного наказания об административном приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица и принадлежащих ему объектов, в комментируемой статье определено, что жалоба на постановление судьи о таком наказании должна быть направлена в вышестоящий суд в день ее получения.

3. В целях создания положения, при котором лицо, подающее жалобу, будет освобождено от поиска надлежащего органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать его жалобу, установлено правило, при котором, если жалоба адресована в суд, должностному лицу, не правомочному ее рассматривать, такая жалоба должна быть в течение трех суток направлена по подведомственности.

Отметим, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Статья 30.2 КоАП РФ. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (действующая редакция)

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 30.2 КоАП РФ

1. Частью 1 данной статьи определен порядок подачи жалобы на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, указанных в п. 1 — 3 ст. 24.5 КоАП, а также на постановление о назначении административного наказания.

Порядок обжалования решения по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП определяется § 2 гл. 25 АПК (см. также п. 4 комментария к ст. 30.1). В указанных случаях АПК предусмотрена подача заявления, согласно ст. 208 АПК заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения.

Требования к указанному заявлению установлены ст. 209 АПК.

2. Жалоба на постановление об административном аресте, поданная судье, вынесшему указанное постановление, подлежит направлению в вышестоящий суд в день направления жалобы и в соответствии с ч. 3 ст. 30.5 КоАП подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, в отношении которого вынесено данное постановление, отбывает административный арест. О делах об административных правонарушениях, влекущих назначение административного наказания в виде административного ареста, см. комментарий к ст. 32.8.

3. О статусе лица, уполномоченного обжаловать постановление по делу, см. п. 1 комментария к ст. 30.1. Указанное лицо вправе подать жалобу на постановление по делу судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу, либо непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (см. п. 3 — 6 комментария к ст. 30.1).

4. В случае, если рассмотрение жалобы на постановление по делу не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым подана жалоба, она направляется на рассмотрение по подведомственности (см. п. 3 — 6 комментария к ст. 30.1, а также п. 3 ст. 30.4 КоАП).

5. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (см. п. 4, 5 ст. 28.1 КоАП) обжалуется в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 30 КоАП для обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

6. Применительно к ч. 5 комментируемой статьи следует иметь в виду, что в соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Кроме того, в силу ч. 4 ст. 208 АПК (ч. 5 ст. 30.2 КоАП) не облагается государственной пошлиной заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. При подаче такого заявления не применяются положения подп. 3 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» (о корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1).