Французские декларации прав человека и гражданина 1789 и 1793

Автор: | 01.01.2019

Декларации прав человека и гражданина 1789 и 1793

Сравните Декларации прав человека и гражданина 1789 и 1793 годов. В чем заключаются сходство и различие этих двух документов?

; В Декларации прав человека и гражданина 1789 года естественными правами провозглашаются:
1) свобода (перестающая быть таковой с момента затрагивания свободы другого человека);
2) собственность;
3) безопасность;
4) сопротивление угнетению.

Естественными (на самом деле общественными) = индивидуальными, независимыми ни от государственной власти, ни от общества. Поскольку текст будущей конституции предполагался писанный, то было важно продемонстрировать гражданам, что никто не смеет диктовать им перечень их естественных прав. Оправдание неловкое, но показавшее себя достаточным для французов того времени.

Источником власти в Декларации 1789 года служит такая абстрактная общность как нация. Принцип национального суверенитета затрагивает представительную демократию. Не смотря на созидательное начало, доктрина прав человека, объявив всеобщее равенство, автоматически свела сословное общество в могилу как в юридическом, так и в политическом смысле.

Декларация жирондистов 1789 года объявляет переход к конституционной монархии, но затем монархию упразднят, а юлианский календарь заменят на республиканский: «Мы живём не в 4-й год свободы, а в 1-й год республики».

Конституция умеренного периода рухнула, когда Национальный Конвент взял на себя функции и законодательной, и исполнительной, и судебной власти, т.е. в результате переворота в ночь с 9 на 10 сентября 1792 года.

; В Декларации прав человека и гражданина 1793 года естественными правами провозглашаются:
1) равенство;
2) свобода (возможность делать то, что не причиняет вред другому);
3) безопасность;
4) собственность.

Источником власти служил народ как совокупность конкретных людей. Непосредственная демократия, которую обеспечивал принцип народного суверенитета, по мнению дорвавшихся до власти якобинских радикалов больше соответствовала чрезвычайному положению, вызванному военной интервенцией. Однако, не смотря на все отличия (как и сходство в принципе разделения и даже взаимного обособления властей), верховная власть по-прежнему была сосредоточена в Конвенте.

И умеренно революционная Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года, и её монтаньярский ремейк 1793 года, — это знаки символьной системы революции, и потому НЕЛЬЗЯ рассматривать их как инструменты для стабилизации обстановки, вызванной взрывом голодного негодования горожан и провинциалов в результате укола одним неурожайным годом шарика народного возмущения (событиями далёкого XIV века).
Нельзя хотя бы потому, что, независимо от степени умеренности своих идеологических порывов, якобинцы брали в расчёт исторический опыт революционной Англии, и тот фрагментарно (например, идею народного суверенитета). Казалось бы, в их положении разумней было воспользоваться успешным, готовым опытом американцев по созданию искусственного государства на виду у выронившего поводок короля, но что сделано, то сделано, и конституции 1791/1793 годов, при всех их различиях, обезоружили монархическую тиранию, удвоив арсенал власти законодательной, что привело к той же старушке тирании. Скорее всего, революционерам было не до аналитики (вот почему отцы-основатели США очень смущались темы революции).

Кстати, Декларация прав человека и гражданина от 1793-го выглядит как заявка с мистическим оттенком: «Да, мы успешно бурлим в эгрегоре Великой Мясорубки, а вам таки завидно?». Там по-прежнему присутствуют исключительно жертвенные, необходимые для поддержания революционного настроя установки: «27. Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народу суверенитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами» — что и случилось в принятый историками за формальный момент завершения Французской революции — 27 июля 1794 год, объявленного аутло Робеспьера доставили в ратушу, стравили на него толпы предварительно сагитированных парижан (спички у французов только при Наполеоне появились, так что приходилось жечь гражданским негодованием), выстрелом дробанули Робеспьеру челюсть, отважно спасли, а на следующий день обезглавили. Но это не так важно, как считают историки. Весьма наивно полагать, будто революцию легко можно остановить, подбросив очередную голову в её топку.

Декларации традиционно предваряли конституции, и потому немудрено, что революцию, по мнению проф. Томсинова, завершило скорее заседание Национального конвента 22 августа 1795 года, когда умы нации решились, наконец, признать наличие затяжной проблемы французского государства, и приняли Декларацию прав и (!)обязанностей(!) человека и гражданина, чем освидетельствовали переход к устойчивой идеологии развитого политического сообщества, способной обеспечить опору принятой тогда же «конституции III года».

Французские декларации прав человека и гражданина 1789 и 1793

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Через несколько дней после взятия Бастилии Конституционный комитет Национального Собрания поставил на обсуждение Декларацию прав человека и гражданина. Мысль о таком торжественном заявлении (декларации), внушенная знаменитой Декларацией независимости Соединенных Штатов, была очень удачна. Так как во Франции происходила революция, и в отношениях различных общественных слоев должны были в силу этого произойти глубокие изменения, то следовало, прежде чем эти изменения найдут себе выражение в пунктах какой бы то ни было конституции, установить их общие начала. Народ мог видеть, таким образом, как понимает революцию революционное меньшинство и во имя каких новых начал оно призывает к борьбе.

Такая декларация не была бы простым набором красивых слов. Она должна была выразить общий взгляд на то будущее, которое революция стремится завоевать, и этот взгляд, высказанный в форме заявления прав, сделанного целым народом, должен был получить значение торжественной народной клятвы. Выраженные в немногих словах начала, которые предполагалось провести в жизнь, должны были вдохнуть бодрость во французский народ и показать всему миру, куда он идет. Миром управляют идеи гораздо больше, чем это думают, а великие идеи, выраженные в решительной форме, всегда имели влияние на умы. Молодые североамериканские республики издали подобную декларацию, когда свергли английское иго, и с тех пор Декларация независимости Соединенных Штатов сделалась хартией, почти что десятью заповедями молодой североамериканской нации [88] .

Вот почему, как только Собрание избрало (9 июля) комитет для подготовительной работы по выработке конституции, возникла мысль о составлении Декларации прав человека, и сейчас же после 14 июля представители принялись за дело. Декларация независимости Соединенных Штатов, сделавшаяся знаменитой с 1776г. как лозунг демократии, как выражение ее стремлений, была принята за образец [89] . К несчастью, у этой декларации были заимствованы и ее недостатки. Следуя примеру основателей американской конституции, собравшихся на конгресс в Филадельфии, французское Национальное собрание тоже исключило из своего заявления все, что касалось экономических отношений между гражданами, и ограничилось провозглашением равенства всех перед законом, конституционных свобод личности и права нации выбирать себе желательное ей правительство. Что же касается собственности, то Декларация поспешила заявить о ее «ненарушимом и священном» характере и прибавила, что «никто не может быть лишен собственности иначе, как в том случае, если того потребует законом признанная общественная необходимость, и при условии справедливого предварительного вознаграждения». Это было прямым отрицанием права крестьян на землю и на революционную отмену даже повинностей крепостного происхождения.

Буржуазия таким образом провозглашала свою либеральную программу: юридическое равенство перед законом и правительство, подчиненное народу, существующее только по его воле. И как все так называемые «программы–минимум» (перечисления наименьших требований), она оказалась программой–максимум, т. е. наибольших требований. Она означала, что, по мнению Собрания, дальше этого народу идти не следует, что он не должен касаться прав собственности, хотя они и установлены были крепостным строем и королевским деспотизмом, которые подлежали уничтожению.

Очень вероятно, что во время прений при составлении Декларации прав человека были высказаны и идеи социального характера, идеи равенства. Но они, очевидно, были отвергнуты. Мы не находим по крайней мере никаких следов их в Декларации 1789 г. [90] Даже мысль Сиейеса, что «если люди не равны в средствах, т. е. по богатству, по уму, по силе и т. д., то из этого не следует, что они не равны в правах» [91] , — даже эта скромная мысль не нашла себе выражения в Декларации, выработанной Собранием. Вместо этих слов Сиейеса мы находим следующую формулировку первого пункта Декларации: «Люди родятся и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия не могут быть основаны ни на чем ином, кроме общей пользы». Это предполагает существование социальных различий, установленных законом ради общей пользы, и посредством этого неправильного предположения открывается доступ всем видам неравенства.

Когда мы перечитываем теперь Декларацию прав человека и гражданина, составленную в 1789 г., мы естественно задаем себе вопрос: имела ли вообще эта Декларация то влияние на умы, какое ей приписывают историки? Нет сомнения, что некоторые пункты Декларации оказали такое влияние. Так, пункт 1–й провозглашал равенство в правах всех людей; в пункте 6–м говорилось, что закон должен быть «одинаков для всех» и что «все граждане имеют право участвовать, лично или через своих представителей, в его создании»; пункт 10–й гласил, что «никто не должен быть преследуем за убеждения, даже религиозные, лишь бы проявление их не нарушало установленного законом общественного порядка», и, наконец, пункт 12–й заявлял, что общественная власть «учреждена на пользу всем, а не для личной пользы тех, кому она поручена». Нет никакого сомнения, что эти заявления в обществе, где еще существовали различные формы феодальной зависимости и где королевская фамилия смотрела на Францию как на свою вотчину, должны были произвести целую революцию в умах.

Но также несомненно и то, что Декларация 1789 г. никогда не имела бы того влияния, какое она приобрела впоследствии, в течение всего XIX в., если бы революция остановилась на этом заявлении буржуазного либерализма. К счастью, революция пошла дальше. И когда два года спустя, в сентябре 1791 г., Национальное собрание выработало текст конституции, оно присоединило к первой Декларации прав человека род Вступления в конституцию, заключавшего уже следующие слова: «Национальное собрание… безвозвратно отменяет учреждения, оскорблявшие свободу и равенство в правах». И дальше: «Не существует больше ни дворянства, ни пэрства [92] , ни наследственных отличий, ни сословных отличий, ни феодального строя, ни вотчинного суда, никаких титулов, наций и преимуществ, из них вытекавших: никаких рыцарских орденов, никаких корпораций или орденов, для которых требовались бы доказательства дворянского происхождения и которые предполагали бы те или другие прирожденные различия; никакого другого высшего положения, кроме положения чиновников при исполнении их обязанностей. Не существует больше ни цехов, ни старшин, ни корпораций в профессиях и искусствах или ремеслах (в этом последнем сказывается уже буржуазный идеал всемогущего государства). Закон не признает больше ни религиозных обетов, ни других обязательств, противных естественным правам и Конституции!»

Если мы вспомним, что этот вызов был брошен Европе, еще всецело погруженной в тьму всемогущей монархической власти и феодальных привилегий, мы поймем, почему Декларация прав человека, которую вообще не отделяли от Вступления в Конституцию, увлекала народы во время войны республики, а впоследствии, в течение всего XIX в., служила лозунгом прогрессивного движения во всех европейских странах. Но не нужно забывать одного: в этом Вступлении вовсе не выражаются желания всего Собрания, ни даже желания вообще буржуазии 1789 г. Признать права народа и порвать с феодализмом заставила буржуазию продолжающаяся народная революция, и мы скоро увидим, ценой каких жертв были достигнуты эти уступки.

Декларация прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 г. — один из выдающихся документов Французской буржуазной революции XVIII в. Вошла в качестве введения в конституцию 1791 г. 26 августа 1789 года Учредительным собранием был принят программный документ революции — Декларация прав человека и гражданина.Декларация провозглашала принципы демократического государственно-правового строя — народный суверенитет, естественные и неотъемлемые права человека и разделение властей, — а также устанавливала взаимосвязь этих принципов.Ст. 1: «Люди рождаются свободными и равными в правах».

естественные и неотъемлемые права ст. 2 :• свобода;• собственность;• безопасность;• сопротивление угнетению.

Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому (ст. 4). Статьи 1,9, 10-и 11 утверждали свободу личности,свободу совести, вероисповедания, слова и печати.Ст. 9 провозглашала принцип презумпции невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их винов-

ность не будет доказана в установленном законом порядке.Идея о суверенитете была закреплена ст. 3.. Ст. 6 декларировала право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в образовании закона, который объявлялся выражением общей воли.Статьи 13 и 14 устанавливали налоги

Ст. 17, последняя, объявляла право на собственность неприкосновенным и священным.

24 июня 1793года была принята новая Конституция («Конституция первого года республики»), гораздо более демократическая.Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и гражданина и собственно Конституционного акта.Новая Декларация 35 статей прав человека и гражданина заявляла о том, что целью общества является «общее счастье», что правительство должно обеспечивать человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. естественные и неотъемлемые права:• равенство свободу; безопасность;• собственность.

В Декларации последовательно проводился принцип законности. Закон определялся как выражение общей воли. Верховенство закона неразрывно связывалось с понятием «суверенитет народа», введенным взамен понятия «суверенитет нации».

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Правомерность действий тюремного смотрителя в Англии XVII в. Сравнение Декларации прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг. во Франции

«Хабеас корпус акт» — законодательный акт, принятый Парламентом Англии в XVII веке. Анализ действий тюремного смотрителя в свете статей закона. Сравнительная характеристика текстов Декларации прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг. во Франции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Кафедра правовых и экономических дисциплин

по курсу: История государства и права зарубежных стран

Работу выполнила: студентка З/О

Белокуриха 2013 г.

    Задача 1
  • Задача 2
  • Список использованной литературы

Партия «тори» — представители придворной аристократии, сторонники короля, связанные с крупным землевладением, а также духовенство, за ними следовала большая часть отсталого сельского населения.


Партия «вигов» — оппозиция — купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия, а так же свободные крестьяне.


Политические притязания тори и вигов в конце XVII века послужили стимулом для равномерного соотношения власти между монархом и Парламентом, привели к значительным ограничениям роли короля. Воспользовавшись временным большинством в парламенте, виги добивались принятия закона Хабеас корпус акт. Проект закона Хабеас корпус акт трижды отклонялся верхней палатой, но был принят и 26 мая 1679 года утвержден королем.


«Хабеас корпус акт » — законодательный акт, принятый Парламентом Англии, определяет правила ареста и привлечения к суду обвиняемого в преступлении, предоставляет право суду контролировать законность задержания и ареста граждан, а гражданам предоставляет право требовать начала такой процедуры (известной под латинским названием хабеас корпус). Полное название закона — «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями» (то есть вне пределов Англии).


Хабеас корпус акт 1679 года состоит из 21 статьи. В законе устанавливались правила ареста и привлечения обвиняемого к судебной ответственности, контроль за соблюдением правил возлагался на судебные органы. Ни один свободный человек не может быть посажен в тюрьму без предписания Хабеас корпус акт, посредством которого судья повелевал доставить к нему личность (доставить тело для предания суду). Согласно этому закону, судьи были обязаны по жалобе лица, считающего свой арест или арест кого-либо другого незаконным, требовать срочного представления арестованного суду для проверки законности ареста или для судебного разбирательства. Заключение обвиняемого в тюрьму могло производиться только по предъявлении приказа с указанием причины ареста. Акт обязывал судей выдавать хабеас корпус во всех случаях, за исключением тех, когда основанием ареста являлось обвинение данного лица в государственной измене или тяжком уголовном преступлении. По получении судебного предписания (мандамуса) хабеас корпус, смотритель обязан был в течение 3-20 дней (в зависимости от дальности расстояния) доставить арестованного в суд. Суд рассматривал основания ареста и выносил решение либо об отпуске арестованного под залог, либо об оставлении под арестом, либо об освобождении. В случае задержки судебного расследования закон предусматривал освобождение арестованного под залог, это не распространялось на несостоятельных должников. В случае признания судом незаконности задержания, потерпевший имел право иска к тому, по чьей вине он был лишен свободы. Лицо, освобожденное по приказу «habeas corpus», нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось переводить задержанного из одной тюрьмы в другую и содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии. Закон предусматривал ответственность должностных лиц: за первое нарушение или пренебрежение приказом судьи «о доставке тела (личности) в суд» шериф или тюремщик выплачивает штраф 100 фунтов в пользу заключенного, а после второго проступка выплачивает штраф в сумме 200 фунтов и освобождается от занимаемой должности.


Во времена принятия этого закона, его значение заключалось в том, что он служил гарантией неприкосновенности для членов вигского парламента и их приверженцев от преследования королевской власти.


Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упорядочил процедуру получения судебного приказа «о доставке арестованного лица в суд» для решения вопроса о пребывании под стражей. Хабеас корпус акт 1679 г. урегулировал особую процедуру, цель которой заключалась в определении правового положения лица, находившегося под стражей до суда.


Таким образом, в данной нам задачи, действия тюремного смотрителя Ирвина Гэнинг, который отказался предъявить копию предписания об аресте Ричарду Слевел, сославшись на то, что арест произведен шерифом, согласно Хабеас корпус акт не правомерны, так как, согласно статьи V Хабеас корпус акт: каждый начальник тюрьмы, смотритель и всякое другое лицо, под охраной которого находится заключенный, обязаны по требованию заключенного или другого лица, действующего в его интересах, выдать копию предписания об аресте в течение шести часов после требования, в случае отказа они подвергаются штрафу в пользу заключенного в сумме ста фунтов, а после второго проступка — штрафу в сумме двухсот фунтов, а также будет признан и настоящим признается не способным занимать или исполнять свою упомянутую должность.


В истории Великой французской революции выделяют три этапа; первый — 14 июля 1789 — 10 августа 1792; второй — 10 августа 1792 — 2 июня 1793; третий, Высший этап революции — 2 июня 1793 — 28 июля 1794 года.


В 1788 году во Франции произошел глубокий экономический кризис. Начались крестьянские волнения. В этих условиях правительство вынуждено было созвать Генеральные штаты, которые не собирались с 1614года, так как рассчитывало на их помощь в преодолении финансовых трудностей. Генеральные штаты состояли, как и ранее, из трех сословий. «Третье сословие» потребовало отмены старого порядка голосования при принятии решений раздельно по палатам и введения голосования простым большинством голосов. Правительство не согласилось с этим и попыталось разогнать Учредительное собрание (так оно было объявлено депутатами). Народ Парижа поддержал собрание и к утру 14 июля большая часть столицы была уже в руках восставшего народа. 14 июля 1789 г. вооруженная толпа освободила узников Бастилии — крепости-тюрьмы. Этот день стал началом Великой французской революции. За две недели старый порядок был уничтожен по всей стране. Королевская власть сменилась революционно-буржуазной администрацией, начала формироваться Национальная гвардия.


Несмотря на различие классовых интересов, в борьбе против феодально-абсолютистского строя объединились буржуазия, крестьянство и городское плебейство. Возглавила движение буржуазия. Важной вехой на пути становления французского конституционализма явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 года Декларации прав человека и гражданина. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия, находившегося в это время в конфликте с королем и со всем старым режимом. В Декларации провозглашались священными и неотчуждаемыми правами человека и гражданина свобода личности, свобода слова, свобода совести, безопасность и сопротивление угнетению. Таким же священным и нерушимым было объявлено и право собственности, был обнародован декрет, объявляющий все церковное имущество национальным. Одной из основных идей Декларации 1789 года была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на «твердой основе закона».


Декларация 1789 года имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, так как она закрепляла основы передового общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка.


На первом этапе революции власть захватили крупная буржуазия и либеральное дворянство. Они выступали за конституционную монархию.


В сентябре 1791 г. Людовик XVI подписал выработанную Учредительным собранием конституцию, после чего в стране установился режим конституционной монархии; Учредительное собрание разошлось, и начало работать Законодательное собрание. Глубокие общественные потрясения, происходившие в стране, усилили трения между революционной Францией и монархическими державами Европы. Англия отозвала из Парижа своего посла. Российская императрица Екатерина II (1729-1796) изгнала французского поверенного Жене. Испанский посол в Париже Ириарте потребовал свои верительные грамоты обратно, а испанское правительство начало военные маневры вдоль Пиренеев. Был отозван из Парижа посол Голландии.

хабеас законодательный акт декларация

Австрия и Пруссия заключили между собой союз и объявили, что воспрепятствуют распространению всего того, что угрожает монархии во Франции и безопасности всех европейских держав. Угроза интервенции вынудила Францию первой объявить войну против них.

Война началась с неудач для французских войск. В связи с тяжелым положением на фронте Законодательное собрание провозгласило: «Отечество в опасности».10 августа 1792 г. произошло народное восстание, которое возглавила Парижская коммуна.

Начался второй этап революции. Парижская коммуна стала в этот период органом парижского городского самоуправления, а в 1793-1794 гг. была важным органом революционной власти. Коммуна закрыла многие монархические газеты. Ею были арестованы бывшие министры, отменен имущественный ценз; все мужчины, достигшие 21 года, получили избирательные права. Под руководством Коммуны толпы парижан начали готовиться к штурму дворца Тюильри, в котором находился король. Не дожидаясь штурма, король вместе с семьей покинул дворец и пришел в Законодательное собрание. Вооруженный народ захватил дворец Тюильри. Законодательное собрание приняло постановление об отрешении короля от власти и созыве нового верховного органа власти — Национального конвента (собрания).

11 августа 1792 г. во Франции была фактически ликвидирована монархия.

Для суда над «преступниками 10 августа» (сторонниками короля) Законодательное собрание учредило Чрезвычайный трибунал.

20 сентября произошло два важнейших события. Французские войска нанесли первое поражение войскам противника в битве при Вальми. В тот же день в Париже открылось новое, революционное Собрание — Конвент.

На этом этапе революции политическое руководство перешло к жирондистам, представляющим преимущественно республиканскую торгово-промышленную и земледельческую буржуазию. Лидерами жирондистов были Ж.П. Бриссо (1754-1793), П.В. Верньо (1753-1793), Ж.А. Кондорсе (1743-1794). Они составляли в Конвенте большинство и являлись правым крылом в Собрании. Им противостояли якобинцы, составлявшие левое крыло. Среди них были М. Робеспьер (1758-1794), Ж.Ж. Дантон (1759-1794), Ж.П. Марат (1743-1793). Якобинцы выражали интересы революционно-демократической буржуазии, выступавшей в союзе с крестьянством и плебейством. Между якобинцами и жирондистами развернулась острая борьба. Жирондисты были удовлетворены результатами революции, выступали против казни короля и противодействовали дальнейшему развитию революции. Якобинцы считали необходимым углубить революционное движение. Но два декрета в Конвенте были приняты единодушно: о неприкосновенности собственности, об упразднении монархии и установлении Республики.

21 сентября 1792 г. во Франции была провозглашена Республика (Первая Республика). Девизом Республики стал лозунг «Свобода, равенство и братство». Вопросом, волновавшим тогда всех, была судьба арестованного короля Людовика XVI. Конвент решил судить его. 14 января 1793 г. 387 депутатов Конвента из 749 проголосовали за придание короля смертной казни, 21 января 1973 г. Людовик XVI был казнен, в октябре 1793 г. казнена королева Мария-Антуанетта. Казнь Людовика XVI послужила поводом для расширения антифранцузской коалиции, в которую вошли Англия и Испания. Неудачи на внешнем фронте, углубление экономических трудностей внутри страны, рост налогов все это пошатнуло позиции жирондистов. В стране усилились волнения, начались погромы, убийства, а 31 мая — 2 июня 1793 г. произошло народное восстание, которое завершилось переходом власти к якобинцам.

2 июня 1973 года начался Высший этап революции. Якобинцы передали крестьянам общинные земли, решили аграрный вопрос. В этот момент народные низы имели наибольшее воздействие на власть. Для спасения революции якобинцы считали необходимым введение чрезвычайного режима — в стране оформилась якобинская диктатура.

Непременным условием якобинцы признавали централизацию государственной власти. Конвент остался высшим законодательным органом. В его подчинении находилось правительство из 11 человек — Комитет общественного спасения во главе с Робеспьером. Был укреплен Комитет общественной безопасности Конвента для борьбы с контрреволюцией, активизировались революционные трибуналы.

Положение нового правительства было тяжелым. В большинстве департаментов Франции, особенно Вандее, шли мятежи.

В июне 1793 г. Конвент принял новую конституцию, в соответствии с которой Франция объявлялась единой и нераздельной Республикой; закреплялись верховенство народа, равенство людей в правах, широкие демократические свободы. Отменялся имущественный ценз при участии в выборах в государственные органы; все мужчины, достигшие 21 года, получили избирательные права. Осуждались завоевательные войны. Эта конституция была самой демократичной из всех французских конституций, однако ее введение было отсрочено из-за чрезвычайного положения в стране.

Комитет общественного спасения провел ряд важных мер по реорганизации и укреплению армии, и в короткие сроки Республике удалось создать не только многочисленную, но и хорошо вооруженную армию. И к началу 1794 года война была перенесена на территорию неприятеля. Революционное правительство якобинцев, возглавив и мобилизовав народ, обеспечило победу над внешним врагом — войсками европейских монархических государств — Пруссии, Австрии и др.

Однако союз якобинцев держался необходимостью совместной борьбы против иностранной коалиции и контрреволюционных мятежей внутри страны. Когда на фронтах была одержана победа и подавлены мятежи, опасность реставрации монархии уменьшилась. Среди якобинцев обострились внутренние разногласия. Низы требовали углубления реформ. Большая часть буржуазии, недовольной политикой якобинцев, проводивших ограничительный режим и диктаторские методы, перешла на позиции контрреволюции, увлекая за собой значительные массы крестьян.

Так поступали не только рядовые буржуа, в лагерь контрреволюции влились и вожди Лафайет, Барнав, Ламет, а также жирондисты. Якобинская диктатура все больше лишалась народной поддержки. Страна и весь народ устали от ужаса якобинского террора, и все его противники объединились в единый блок. В недрах Конвента созрел заговор против Робеспьера и его сторонников.9 термидора (27 июля) 1794 г. заговорщикам Ж. Фуше (1759-1820), Ж.Л. Тальену (1767-1820), П. Баррасу (1755-1829) удалось совершить переворот, арестовать Робеспьера, низвергнуть революционное правительство. Заговорщики, получившие название термидорианцев, использовали теперь террор по своему усмотрению. Они освободили из заключения своих сторонников и посадили в тюрьмы сторонников Робеспьера. Парижская коммуна была тут же упразднена.

Таким образом, Великая французская революция является важным событием в истории XVIII века. Уничтожение старых порядков, разрушение абсолютизма, создание условий для развития капиталистического хозяйства, начало формирования правового государства и гражданского общества.

Принципиально значимой является политико-правовая составляющая Французской революции. Декларация прав человека и гражданина провозгласила основы нового политического устройства Франции и была победой права над традициями старого порядка; в результате завоеваний революции Франция стала республикой, что было фактической победой третьего сословия. В то же время якобинская диктатура — несомненное отступление от правовых норм.

26 авг.1789 была принята декларация прав человека и гражданина.

В ней от разились идеи естественного права.

ст.1 — равенство в правах и свобода личности.

ст.2 — права человека и гражданина: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

ст.3 Нация — источник суверенитета.

ст.4 — Свобода все, что не приносит вреда другому.

ст.5. — Закрепляет принцип — дозволено все, что не запрещено законом

ст.6 — Закон — выражение общей воли — равенство всех перед законом.

ст.7 — Принцип неприкосновенности личности

ст.9 — Принцип невиновности — основа уголовного законодательства

ст.10 — Свобода мнений

ст.11 — Свобода выражать эти мнения

ст.15 Все должностные лица ответственны перед обществом

ст.16 — Принцип разделения властей

ст.17 — Неприкосновенность и священность собственности

Декларация прав человека и гражданина достаточно четкий документ, состоящий из небольшой вводной части и 17 статей. Центральная идея Декларации — обеспечение свободы. Декларация провозглашает свободу, одновременно пытаясь определить ее пределы (ст. ст.1,4,5). В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе:

» Только то дозволено, что разрешается». Согласно ст.5 Декларации, все, » что не воспрещено законом, то дозволено», и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе. Идея законности получила свое закрепление в виде общих принципов организации государственной власти, в разделении властей. В Декларации перечисляются конкретные виды прав и свобод (ст. ст.2, 10,11, 17); фиксируются основные принципы организации и функционирования государственной власти, призванные гарантировать провозглашенную свободу (ст. ст.3, 13-16), согласно ст.16 » общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции»; регламентируются принципы судебной защиты прав и свобод (ст. ст.7-9).

Таким образом, Декларация провозгласила принцип разделения властей, ответственность и подотчетность должностных лиц. В ней признана самостоятельная ценность человеческой личности, внимание к личности возведено в ранг государственных интересов. Декларация определила гарантии прав человека и принципы законности, включая презумпцию невиновности. В числе естественных и неотъемлемых прав человека Декларация провозгласила свободу, собственность, безопасность и сопротивление насилию.

1793 г. Декларация прав человека и гражданина.

24 июня 1793 г. Конвент принял новую конституцию, которой предшествовала Декларация прав человека и гражданина.

Декларация прав человека и гражданина состоит из небольшой вводной части и 35 статей

Декларация провозглашает, что целью общества является общее счастье, а правительство установлено для того, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. Декларация дает определение собственности как права каждого гражданина пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, доходами, плодами труда и промысла (ст. 16); допускает свободу собраний и определенно говорит о свободе совести (ст. 7), но умалчивает о свободе союзов.

Очень важным является провозглашение права граждан заниматься любым трудом, промыслом и торговлей. Новым было в декларации право коллективных петиций, «которое не может быть отменено, приостановлено или ограничено». Декларация признает за народом и даже отдельной частью общества право сопротивления угнетению, называя священным право и даже обязанность народа и каждой его части на восстание, когда правительство нарушает права народа (ст. ст. 33, 34, 35).

Декларация прямо говорит об обязанностях общества давать пропитание неимущим, приискивая им работу и обеспечивая средства существования нетрудоспособным; содействовать народному просвещению и сделать образование достоянием всех граждан.

Повторяются положения декларации 1789 года о принципах уголовного права, процесса и гарантиях неприкосновенности личности. Однако при этом делаются существенные дополнения. Закон, карающий проступки, совершенные до его издания, объявляется тираническим, и само придание закону обратной силы считается преступлением (ст. 14). Нарушение закона и форм, предписанных им при обвинении, задержании или заключении, рассматривается как тиранический акт, а граждане, против которых направлены такие акты, имеют право оказывать им сопротивление силой.

Декларация дает более подробное определение суверенитета, указывая на его свойства: суверенитет един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем (ст.25). Посягательство на присвоение принадлежащего народу суверенитета карается смертью. Народу принадлежит право пересмотра, преобразования и изменения своей конституции. «Ни одно поколение не может подчинить своим законам поколения будущие» (ст.28). Государственные должности по существу временные и рассматриваются не как отличия, не как награда, а лишь как обязанности;

преступления представителей народа и его агентов не должны оставаться безнаказанными (ст. 31).

Таким образом, Декларация 1793 г. более радикальна по своему характеру, но по своей сущности она остается буржуазной, это наблюдается в статьях о частной собственности, отвечающих коренным интересам всего класса.

Список использованной литературы

1. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права: учебник. — М.: «Былина», 1999 — 374 с.

2. Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран: конспект лекций. — М.: «Приор — издат», 2003 — 176 с.

3. Митин А.В., Кемниц В.Э. История государства и права зарубежных стран. Часть 2: учебный курс. — М.: «АльтФокус», 2007.

4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: учебное пособие / под ред. З.М. Черниловского, сост. В.Н. Садиков. — М. «Гардарика», 1996 — 413 с.

5. Дайси А.В. Базы государственного права Великобритании: Пер. с англ. / Под ред. П.Г. Виноградова. — СПб.: 1991 г.

6. Законодательство Британской революции 1640-1660 гг. / Сост. Дмитревский Н.П. — М.: 1986 г.

7. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права: учебник. — М.: «Норма», 2003 — 744 с.

8. Жидкова О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2: учебник. — . М.: «Норма-Инфра», 1998 — 480 с.

9. Сборник документов по истории государства и права зарубежных стран. Изд-во МГИМО — М., 1993.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Причины и начало буржуазной революции во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Конституция 1791 г. Государственный строй Франции в период якобинской диктатуры, Конституция 1793 г. Основные этапы развития Франции в 1795-1870 годах.

лекция [27,5 K], добавлен 25.03.2011

Понятие прав и свобод человека и гражданина. Личные права и свободы человека и гражданина в системе правового статуса человека. Анализ статей Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г. и Международных пактов 1966 года, статей Конституции РФ.

курсовая работа [38,3 K], добавлен 20.05.2015

Предпосылки Великой Французской революции. Проблема прав человека во Франции. Революционные события и негативные изменения в правовом регулировании общественных отношений. Якобинский клуб и принципы якобинского террора. Принятие Декларации и Конституций.

курсовая работа [58,0 K], добавлен 09.04.2015

Популярность конституционной идеи во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. как устои нового правопорядка. Конституция 1791 г. как новый шаг на пути закрепления политико-правовых порядков. Государственный строй Франции по Конституции.

реферат [24,8 K], добавлен 13.01.2010

Характеристика Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Значение «Каролины» как памятника общеимперского германского права. Концепция естественного права, общественный договор, национальный суверенитет, естественные и неотъемлемые права человека.

контрольная работа [37,8 K], добавлен 13.04.2015

История создания всеобщей декларации прав человека. Международно-правовой контроль в области защиты прав человека. Влияние декларации прав человека на развитие прав и свобод в мире. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Республики Казахстан.

дипломная работа [85,1 K], добавлен 09.11.2010

Права и свободы человека и гражданина как категория. Эволюция прав и свобод человека и гражданина, их классификация и конституционное закрепление. Актуальные проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина в России. Право на судебную защиту.

дипломная работа [148,0 K], добавлен 17.03.2014

Декларация и оптимальная модель взаимоотношения государства и личности. Предпосылки и история создания Всеобщей Декларации прав человека. Формирование концепции прав человека. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации.

дипломная работа [73,2 K], добавлен 21.06.2004

Сущность и роль Закона XII таблиц. Понятие, отрасли и основные черты правовой системы Англии. Декларация прав человека и гражданина и ее значение для Франции. Основные черты абсолютизма в Германии. Суть терминов: сисахфия, дхарма, центурия, прекарий.

контрольная работа [20,0 K], добавлен 05.02.2010

Защита прав человека и гражданина. Проверка конституционности законов в связи с жалобами на нарушение основных прав и свобод законами. Административная защита прав человека и гражданина. Незаконные действия лиц, представляющих интересы работодателя.

курсовая работа [51,1 K], добавлен 09.05.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.