0 коап

Автор: | 10.01.2019

ВС РФ разобрался, к какому виду ответственности привлекать организацию, которая хранит термолабильные лекарства неправильно

Как следует наказать аптеку, которая нарушает температуру хранения лекарственных средств: по ч. 4 ст. 14.1 КоАП (грубое нарушение лицензионных требований) или ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение требований технических регламентов)?

Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что наказывать можно и так, и эдак (определение ВС РФ от 1 февраля 2018 г. № 309-АД17-19255).

Поводом к разбирательству стала жалоба аптеки, получившей административное взыскание за нарушения температуры хранения лекарств: облепиховое масло и ректальные суппозитории хранились при температуре, которая была ниже предписанной на целых три градуса по Цельсию.

Прокурор (именно он и обнаружил нарушение) квалифицировал это как грубое нарушение фармлицензионных требований и составил постановление о возбуждении в отношении аптеки дела о правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ: грубым нарушением является, в том числе, несоблюдение правил хранения лекарственных средств, а эти правила требуют соблюдать тот температурный интервал, который указан на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства.

Каков срок давности привлечения к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ)? Ответ – в материале «Административные правонарушения, протоколы по которым вправе оформлять должностные лица органов пожарного надзора» в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Арбитражные суды поддержали позицию прокурора, признали аптеку виноватой по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и наложили штраф.

Между тем, нарушитель пытался доказать, что квалификация нарушения была неправильной — аптека, конечно, заслуживала наказания, но по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, то есть за нарушение требований техрегламентов или иных обязательных требований к процессам хранения (к температуре, указанной на потребительской упаковке препарата).

Но все эти ссылки не произвели на арбитражные суды впечатления.

А ВС РФ вообще прокомментировал жалобу следующим образом: «совершение одного и того же деяния не исключает возможность квалификации правонарушения по различным статьям КоАП РФ исходя из объективной стороны правонарушения и компетенции административного органа».

Напомним, однако, что прокурор вправе квалифицировать деяние по любой статье КоАП РФ и не ограничен в своей компетенции лишь какими-то конкретными составами. Другими словами, уж у кого – а у прокурора в КоАП РФ компетенция самая максимальная.

Вывод – штраф за нарушение правил хранения лекарств может быть назначен как по ч. 4. ст. 14.1, так и по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Во втором случае максимальный размер штрафа больше (до 300 тысяч рублей), зато в первом возможно приостановление деятельности до 3 месяцев. Однако «переквалифицироваться» с одного состава на другой — нельзя.

Любопытно, что совсем недавно в аналогичном деле ВС РФ признал правильным квалификацию такого нарушения именно по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (постановление от 3 февраля 2016 г. № 305-АД15-18634).

Новый КоАП РФ: каким он может быть

Изменения в КоАП РФ вносятся часто, случается, что по несколько раз в месяц. Всего за прошедшие с его вступления в силу 12,5 лет 1 в текст документа было внесено более 2,5 тыс. изменений. Депутаты Госдумы посчитали, что из-за этого многие нормы кодекса стали сложными для восприятия и предложили разработать и принять новый КоАП РФ. Проект Общей части кодекса 2 (далее – Законопроект), один из авторов которого – председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента 20 января. В документе содержится много интересных предложений – от изменения понятия «административное правонарушение» до введения новых видов наказаний. Рассмотрим наиболее существенные из них.

В Законопроекте даны определения таких видов правонарушений, как длящееся, продолжаемое, неоднократное, повторное, малозначительное, а также однородные правонарушения, и указано, какие деяния под ними понимаются. В действующем КоАП РФ некоторые из этих понятий уже встречаются – например, при малозначительности правонарушения предусмотрена возможность освобождения от наказания (ст. 2.9 КоАП РФ), для длящегося правонарушения установлены специальные сроки привлечения к ответственности (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ) – однако определения им не даны.

Предполагается корректировка и самого понятия административного правонарушения (ст. 2.1 КоАП РФ) – за счет включения в него такой характеристики, как причинение вреда общественным интересам. Также в зависимости от характера деяния предлагается подразделить правонарушения на три категории:

  • грубые – влекут или могут повлечь существенные вредные последствия;
  • значительные – причиняют значительный вред охраняемым общественным отношениям;
  • менее значительные – не причиняют значительного вреда.

Для каждой категории предусматриваются различные суммы штрафов (см. таблицу).

Таблица. Размеры штрафов за различные виды административных правонарушений согласно Законопроекту

10 тыс. – 1 млн руб.

Минимальную же сумму штрафа предлагается увеличить с нынешних 100 руб. (ч. 2 ст. 3.5 КоАП РФ) до 500 руб. Напомним, что такой размер штрафа в настоящее время является минимальным за правонарушения в области дорожного движения .

Помимо этого, Законопроектом устанавливаются лимиты штрафов, выраженных не в рублях (п. 1-9 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Так, например, штраф, исчисляемый исходя из суммы, кратной размеру ставки рефинансирования Банка России, не может превышать 1/150 ее часть за каждый день просрочки зачисления денежных средств. Размер штрафа, исчисляемого из суммы выручки правонарушителя от реализации товара, не должен превышать 1/25 суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, в котором было совершено административное правонарушение.

Новые виды наказаний

Перечень видов административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ) может стать более разнообразным. Предлагается включить в него следующие меры.

Лишение лицензии на осуществление определенной деятельности. Предполагается, что лицензия может быть ликвидирована за однократное грубое или систематическое нарушение порядка осуществления разрешенного ею вида деятельности.

Исправительные работы на срок от 15 дней до двух месяцев. Назначать их предлагается только за грубые правонарушения. Суть наказания – в удержании от 5% до 20% дохода правонарушителя по месту основной работы при условии, что эта сумма – не менее минимального размера штрафа за значительное административное правонарушение.

Запрет на посещение публичных мероприятий, определенных общественных мест и на пользование услугами авиаперевозчиков. Эта мера аналогична введенному с 20 января прошлого года запрету на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (п. 11 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Запрет на посещение публичных мероприятий предполагается устанавливать за грубое нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, и заключаться он будет во временном отказе в допуске к участию гражданина в этих мероприятиях (на единоличное пикетирование такой запрет распространяться не будет). Запрещать посещение общественных мест предлагается за распитие алкогольных напитков или потребление наркотиков в этих местах либо появление в них в состоянии опьянения, а также за мелкое хулиганство. Запрет на пользование услугами авиаперевозчиков предполагается применять к так называемым авиадебоширам, то есть к тем, кто нарушает правила поведения на борту самолета.

Ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Это, бесспорно, самое серьезное наказание предполагается назначать за ведение деятельности без надлежащего лицензии или при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации (СРО) либо необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО. В проекте Особенной части планируется определить случаи, когда это наказание будет применяться за грубые, неоднократные или повторные правонарушения. При этом обязательное условие его назначения – невозможность достичь целей наказания менее строгим его видом.

Раcширение перечней смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств

В Законопроекте закреплено больше смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, чем в действующем кодексе (ст. 4.2 и ст. 4.3 КоАП РФ соответственно). Так, помимо уже существующих, к смягчающим обстоятельствам предлагается отнести:

  • неисполнение лицом, совершившим правонарушение, принятого им незаконного правового акта либо заключенного незаконного соглашения;
  • участие в соглашении или в совершении согласованных действий лицом, которое не является организатором этих соглашений либо согласованных действий;
  • совершение деяния одиноким родителем, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы, принуждения либо в силу служебной, материальной или иной зависимости правонарушителя от иных лиц.

Отягчающими обстоятельствами могут стать принуждение правонарушителем иных лиц к совершению деяния, совершение правонарушения длительностью более года и причинение ущерба в размере более 1 млн руб. или получение в результате совершения правонарушения более 5 млн руб. дохода.

Важно, что возраст привлечения к административной ответственности предлагается снизить до 14 лет для исключительных случаев. Какие это случаи, будет определено, вероятно, в проекте Особенной части кодекса. В настоящее время, напомним, административной ответственности подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ).

Введение формул для расчета размера штрафов

Еще одно интересное нововведение, предлагаемое Законопроектом, – формулы для расчета штрафов. Так, размер штрафа за грубое правонарушение без отягчающих и смягчающих обстоятельств будет вычисляться по следующей формуле:

где Ршг – размер штрафа за грубое правонарушение, Рmin – минимальный размер штрафа, предусмотренного за совершение данного деяния, Рmax – максимальный размер штрафа за его совершение.

В случае если правонарушитель предотвратил вредные последствия правонарушения или добровольно возместил причиненный им ущерб, предлагается назначать ему минимальный штраф, предусмотренный за совершение данного деяния. При наличии других смягчающих обстоятельств размер штрафа планируется уменьшать на 1/8 разности максимального и минимального размера штрафов за данное правонарушение за каждое такое обстоятельство. За каждое отягчающее обстоятельство, наоборот, на столько же увеличивать.

По мнению руководителя группы «Административно-правовая защита бизнеса» юридической компании «Пепеляев Групп» Елены Овчаровой, такой подход позволит обеспечить соразмерность применяемой санкции совершенному правонарушению и недопущение произвола при назначении наказания, что особенно актуально при рассмотрении дел о грубых правонарушениях, за которые в КоАП РФ предусмотрены самые строгие санкции.

При этом Законопроект устанавливает возможность рассрочки уплаты штрафа на срок до трех лет и отсрочки его единовременной выплаты до года. Согласно действующему кодексу уплата штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев (ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ).

И еще несколько новшеств

Следующее интересное нововведение, предлагаемое Законопроектом, – освобождение лица, впервые совершившего административное правонарушение, от уплаты штрафа в связи с нецелесообразностью исполнения этого вида наказания. Речь идет о двух случаях:

  • когда уплата штрафа может привести к невозможности исполнения данным лицом обязанности, за неисполнение которой оно привлекается к административной ответственности, или возмещения имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Вероятно, речь идет о штрафах за такие правонарушения, как, например, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита. Основная причина этих нарушений – отсутствие необходимых денежных средств, поэтому назначение штрафа поставит правонарушителя в еще более тяжелое положение;
  • если исполнение такого наказания может причинить больший вред общественным отношениям, чем само правонарушение. Можно предположить, что имеется в виду ситуация, когда уплата штрафа может привести, к примеру, к закрытию социально значимого учреждения.

Также в Законопроекте нашла закрепление действующая норма о возможности назначения в исключительных случаях юридическому лицу штрафа размером ниже минимального его предела, предусмотренного за конкретное правонарушение 3 . При этом наказание за грубое правонарушение уменьшаться не будет. Однако в документе ничего не сказано о том, насколько сильно можно снижать штрафы, тогда как в настоящее время установлено, что размер уменьшенного штрафа должен составлять не менее половины минимального наказания, предусмотренного конкретной статьей (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ), и снижать можно только штрафы размером не менее 100 тыс. руб. (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Кроме того, Законопроектом предполагается увеличение общего срока привлечения к административной ответственности (периода времени со дня совершения правонарушения, в течение которого может быть вынесено постановление по делу) до одного года. Сегодня он составляет два месяца, а в случае, когда дело об административном правонарушении рассматривается судьей, – три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Предлагается изменить и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административной ответственности. Так, согласно документу, этот срок составит год со дня окончания исполнения постановления по делу о менее значительном административном правонарушении, два года, если правонарушение значительное, и три года, если грубое. В настоящее время такой срок составляет один год со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

Елена Овчарова, руководитель группы «Административно-правовая защита бизнеса» юридической компании «Пепеляев Групп»:

«Действующий КоАП РФ не соответствует современному уровню развития института административной ответственности и напоминает на данном этапе, скорее, лоскутное одеяло из ведомственных и региональных интересов. Это выхолащивает институциональный подход к правовому регулированию административной ответственности, которое должно быть основано на базовых принципах административной ответственности. Этим принципам в новом кодексе должна быть посвящена отдельная глава Общей части с учетом того, что нормам-принципам не могут противоречить нормы–правила поведения. Только такой подход поможет избежать необоснованных поправок, которые постоянно вносятся в кодекс».

***
Дата рассмотрения Законопроекта в первом чтении пока не известна, однако на официальном сайте Госдумы указано, что он включен в примерную программу рассмотрения законопроектов на март текущего года. Также неизвестно пока и то, будут ли ждать депутаты подготовки и внесения проекта Особенной части кодекса или же две части будут приниматься как самостоятельные документы.

Комментарии юриста к новой редакции главы 16 КоАП РФ

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ \»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации\» вносятся изменения в 24 законодательных акта, в том числе в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В частности, обращаем внимание участников ВЭД на новую редакцию части 2 статьи 16.2 КоАП:

Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Анализ новой редакции данной статьи позволяет сделать некоторые выводы:

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении с ответственностью, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП, в том числе может послужить решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости или решение о классификации товара.

Основанием для предоставления декларанту таможенных преференций в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного Союза является факт происхождения товара из страны, которая согласно законодательству РФ включена в перечень стран, пользующихся системой тарифных преференций. Указанный факт должен быть подтвержден специальным документом – сертификатом происхождения товара по форме «А».
В случае сомнений таможенного органа относительно страны происхождения товара (как показывает практика, таможенный орган зачастую безосновательно, по надуманным причинам не принимает сертификаты страны происхождения, выданные уполномоченными органами государств участников пользователей системы таможенных преференций) помимо отказа в предоставлении таможенных преференций у таможенного органа появляется предусмотренное законом основание для возбуждения дела по ч. 2 ст. 16.2 КоАП, которым он, безусловно, воспользуется. То есть, в данном случае налицо факт законного возбуждения дела об административном правонарушении, предтечей которого явились незаконные действия должностных лиц по отказу в принятии сертификата страны происхождения.

Законодатель, используя абстрактную формулировку «другие сведения», фактически предоставляет право таможенному органу возбудить дело об административном правонарушении при произвольном понимании последним перечня необходимых документов для таможенного оформления. Применимая формулировка нормы права не исключает привлечение к административной ответственности за ошибку в расчетах таможенных платежей.

В настоящее время под давлением таможенных органов участники ВЭД вынуждены принимать незначительные корректировки таможенной стоимости с целью скорейшего выпуска товара. Изменения, внесенные в комментируемую статью КоАП, позволяют утверждать, что любые действия участников ВЭД, которые он совершает под давлением таможни или «по совету» таможенного органа, целью которых является скорейший выпуск товара, на самом деле приведет к целому ряду административных дел в их отношении, что в свою очередь послужит причиной возникновения колоссальных убытков для участников ВЭД.

Необходимо отметить, что в случае возбуждения дела об административном правонарушении по одному из указанных выше оснований у таможенного органа есть право на арест или изъятие товара, являющегося предметом административного правонарушения. Например, в случае неправильного указания кода ТН ВЭД предметом административного правонарушения будет являться весь товар.

Специалисты юридической компании «KB Group» рекомендуют участникам ВЭД внимательно ознакомиться с новой редакцией законодательных актов и осуществлять процесс таможенного оформления с учетом настоящих изменений и дополнений. Мы будем рады помочь Вам ответить на возникшие вопросы и предложить порядок действий, направленных на защиту Ваших коммерческих интересов.

МОСКВА, 2 апр — РАПСИ. Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ, в которых устанавливается порядок освобождения организаций от административной ответственности в делах о подкупе должностных лиц. Текст документа размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Также предлагается установить новую меру обеспечения — арест имущества юридического лица по таким делам.

Статья 19.28 КоАП (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица) предусматривает административную ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юрлица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного лица определенных действий.

Законопроектом предлагается внести изменения, предусматривающие установление условий освобождения юрлица от административной ответственности за совершение такого правонарушения, если такое лицо способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юрлица имело место вымогательство.

При этом отмечается, что это положение не будет распространяться на административные правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.

Арест имущества юрлица

Кроме того, в целях исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП, законопроектом предлагается новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а именно арест имущества юридического лица.

Так, кодекс дополняется новой статьей 27.20 «Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица»

Вопрос о принятии данной меры будет рассматриваться судом на основании мотивированного ходатайства прокурора, а исполнение определения суда о наложении ареста на имущество будет осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.

Также в целях обеспечения гарантированного Конституцией РФ права граждан на частную собственность предлагается установить право обжалования юридическим лицом принятого решения, а также сокращенный срок направления вступившего в законную силу постановления для исполнения судебному приставу.
Согласно законопроекту наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах в банках, допускается только в случае отсутствия у юридического лица иного имущества. «Такая норма позволит обеспечить выплату заработной платы работникам юридического лица и осуществление иных обязательных платежей», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Принятие федерального закона потребует внесения в статью 12 федерального закона «Об исполнительном производстве» изменения, предусматривающего отнесение к исполнительным документам определения суда о наложении ареста.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 345-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 17 ноября 2015 года

Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2015 года

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 19, ст. 1752; N 40, ст. 3986; 2007, N 31, ст. 4007; N 41, ст. 4845; 2010, N 30, ст. 4006; 2011, N 1, ст. 10; N 29, ст. 4289; N 50, ст. 7352; 2012, N 29, ст. 3996; 2013, N 30, ст. 4028, 4029; N 48, ст. 6161; 2014, N 11, ст. 1098; N 52, ст. 7548; 2015, N 1, ст. 68; N 6, ст. 885; N 10, ст. 1411) следующие изменения:

1) в части 2 1 статьи 4.1 слово «суд» заменить словом «судья»;

2) в абзаце первом статьи 6.9 1 слово «судом» заменить словом «судьей»;

3) часть 2 статьи 29.10 дополнить абзацем следующего содержания:

«При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.».